Мудрый Юрист

Способы приобретения гражданства и основания отказа в этом

Изотова Елена Николаевна, главный специалист-эксперт Министерства юстиции Российской Федерации.

В статье проанализированы способы приобретения гражданства Российской Федерации. Выделены обязательные условия, при которых лицо может подать заявление на прием в гражданство. Выявлены категории лиц, для которых установлен упрощенный порядок принятия в гражданство Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданство, основания приобретения гражданства, восстановление в гражданстве, филиация, оптация, упрощенный порядок.

Ways of the acquisition of citizenship and the grounds for refusal in this

E.N. Izotova

Ways of the acquisition of citizenship of the Russian Federation are analyzed in the article. Binding conditions under which a person may apply for admission to citizenship are singled out. Categories of persons for whom simplified procedure of admission to citizenship of the Russian Federation is established are identified.

Key words: citizenship, grounds of acquisition of citizenship, restoration of citizenship, filiation, choice of citizenship, simplified procedure.

Большинство физических лиц за всю свою жизнь имели лишь одно гражданство, что является своего рода единственной непрерывной правовой связью человека с государством. Вместе с тем есть и категория людей, предпочитающих "оборвать" старую и завязать новые отношения с другим государством или же, не теряя прежнюю, приобрести вторую связь.

Все вышеизложенное регламентируется в первую очередь Конституцией Российской Федерации 1993 г. (далее - Конституция) и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) <1>, а также некоторыми подзаконными актами.

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Как считает А.Н. Кокотов, чью позицию нельзя не признать обоснованной, приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве <2>.

<2> См.: Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебник. М., 2004. С. 166.

Вместе с тем Федеральный закон устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином. При этом есть определенные различия в понятиях признания гражданства и приобретения гражданства. Под первым подразумевается признание тех лиц, которые уже являются гражданами, а под вторым понимается приобретение гражданства лицами, которые в силу тех или иных событий, указанных в Законе, не являлись гражданами <3>.

<3> См.: Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996. С. 42.

Одним из главных критериев при принятии уполномоченными органами решения о приобретении гражданства является волеизъявление самого лица. Стоит также упомянуть, что гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими наличие гражданства (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, указывающий гражданство).

Во многих странах способы приобретения гражданства идентичны. Так, в Российской Федерации статьей 11 Федерального закона установлены следующие основания приобретения гражданства:

  1. по рождению;
  2. в результате приема в гражданство Российской Федерации;
  3. в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  4. по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Рассмотрим первое основание приобретения гражданства - по рождению (филиация). Этот вариант является самым распространенным и простым способом стать гражданином России.

В мировой практике сложились два основных принципа, применяющихся к данному способу: "право крови", при котором гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и "право почвы", применяемое в случаях приобретения гражданства лицом, родившимся на территории государства, хотя бы его родители и не имели гражданства данного государства. При этом соблюдаются международные требования (Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. <4>, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г. <5>, Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <6>, Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. <7>).

<4> См.: Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". 1995. N 11. С. 10.
<5> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 385 - 388.
<6> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.
<7> См.: Сборник международных договоров СССР. 1993. N XLVI.

Приобрести гражданство согласно Федеральному закону могут как дети, у которых оба родителя являются российскими гражданами, так и дети, рожденные от родителей, имеющих разное гражданство. В последнем случае необходимо письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил российское гражданство.

Принцип "права крови" распространяется и на того ребенка, у которого один родитель - российский гражданин, а второй - лицо без гражданства, независимо от места его рождения.

Дети, находящиеся на территории Российской Федерации, родители которых не установлены, становятся гражданами России, если их родители не объявятся в течение шести месяцев со дня их обнаружения. Также дети, чьи родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, могут стать гражданами Российской Федерации, если страна, чьим гражданством обладают их родители, не предоставит им свое гражданство. Названные условия подпадают под принцип "права почвы".

Наиболее масштабно закреплен в нормах такой способ приобретения гражданства, как прием в гражданство, а также порядок его приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Данное основание является своего рода "сделкой", в которой участвуют две стороны - гражданин, изъявивший желание приобрести гражданство той или иной страны, и государство, предоставляющее ему желаемое. Но чтобы получить это, человек должен соответствовать установленным требованиям: совершеннолетие, дееспособность, определенный срок постоянного проживания на территории России, законный источник к средствам существования, а также владение русским языком.

Перечисленные условия служат некими материально-правовыми основаниями для приема в гражданство лиц, не имеющих на него права по рождению.

Кроме того, можно сказать, что государство таким способом оберегает себя от нежелательных лиц, которые хотят сменить гражданство в целях избежания наказания за совершенное в другой стране преступление. В этой связи от претендентов на гражданство требуются указанные сведения, особенно касающиеся срока проживания в стране.

Прием в гражданство осуществляется в общем и упрощенном порядке, которые установлены статьями 13 и 14 Федерального закона. Так, статья 13 устанавливает общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, которым могут воспользоваться совершеннолетние (вступившие в брак до восемнадцатилетия, эмансипированные), дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, обратившись с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом человек обязан проживать в России в течение пяти лет, начиная с получения вида на жительство и заканчивая днем подачи заявления о приеме в гражданство. Выезд за пределы страны в этом случае ограничивается тремя месяцами в году.

Одним из обязательных условий при упомянутом способе приобретения гражданства является неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации, что демонстрирует своего рода уважение к стране.

Кроме того, важным фактом выступает наличие законного источника финансирования. В частности, при подаче заявления инициатор получения гражданства обязан предоставить документы, подтверждающие легальность его доходов за время проживания на территории России.

Значимым условием является также отказ от прежнего гражданства, что направлено на подтверждение единственной и устойчивой правовой связи с государством. Вместе с тем из данного правила есть и исключения - наличие двухстороннего договора между странами о разрешении на двойное гражданство, статус беженца и некоторые другие.

Владение русским языком в последнее время все больше и больше выходит на передний план в условиях приобретения гражданства, в связи с тем что человек, не владеющий национальным языком, достаточно трудно проходит адаптацию в новом обществе, что зачастую влечет возникновение конфликтов между коренным русскоязычным населением и приезжими, порой не обладающими даже начальными навыками владения русским языком.

Уровень знаний языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 <8>, в соответствии с которым лицо обязано представить документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Однако при этом имеются отступления от правил. Так, например, освобождаются от обязанности подтверждения владения языком мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины - 55 лет, недееспособные лица, инвалиды I группы.

<8> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 457.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона предусматривает наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, которые упрощают данный способ получения гражданства. В частности, в отношении названной категории лиц срок проживания на территории Российской Федерации для получения возможности подачи заявления на прием в гражданство сокращен с пяти лет до одного года. При этом в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеперечисленных условий.

Но не только указанные лица могут воспользоваться привилегиями для получения гражданства Российской Федерации. Так, согласно части 4 статьи 13 Федерального закона граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (не менее трех лет по контракту), также обладают некими "бонусами". В частности, они могут подать заявление о приеме в гражданство без обязательного проживания и представления вида на жительство, что является существенным признаком того, что имеется достаточно способов для ускоренного получения гражданства.

Федеральный закон предусмотрел возможность приема в гражданство и в упрощенном порядке (наличие льготных условий, при которых необходимость проживания в Российской Федерации отпадает, и соответственно лица, живущие за границей, могут беспрепятственно претендовать на получение гражданства). Данное положение имеет сходство с нормой части 2 статьи 13 Федерального закона, но оно лишь сокращает необходимый срок проживания на территории Российской Федерации отдельным категориям лиц.

Таким образом, в гражданство Российской Федерации может быть принято лицо, въехавшее в Россию, например, по туристической путевке, если оно отвечает критериям, указанным в частях 1 и 2 статьи 14 указанного Федерального закона. Кроме того, человек может подать заявление на приобретение гражданства через дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Упрощенный порядок приема в гражданство осуществляется в нескольких формах, каждая из которых характеризуется своими условиями приобретения гражданства Российской Федерации и категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих его получить.

Упомянутые выше лица, которым необязательно постоянное проживание в Российской Федерации, относятся к первой форме, при которой они должны иметь определенные обстоятельства, предоставляющие такую возможность (наличие одного или двух родителей, состоящего (состоящих) в российском гражданстве, проживающего (проживающих) на территории России; быть лицами без гражданства с момента прекращения гражданства СССР, проживавшими и проживающими в государствах СССР; быть гражданами государств, входивших в состав СССР и получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.).

Вторая форма упрощенного порядка приема в гражданство распространяется на иностранных лиц и лиц без гражданства, которые на момент подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации проживали на ее территории. В частности, таким правом обладают не все, а определенные категории лиц (часть 2 статьи 14 Федерального закона), которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Помимо этого (форма третья), может предоставляться возможность освобождения от предоставления вида на жительство нетрудоспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14 Федерального закона).

Четвертая форма основывается на части 4 рассматриваемой статьи Федерального закона, упоминающей лиц, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Они принимаются в российское гражданство без соблюдения требований об обязательном постоянном проживании в течение пяти лет на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию и владения русским языком.

Данная норма носит весьма неопределенный характер, и в связи с этим Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 402-О установлено, что в упрощенном порядке приема в гражданство Российской Федерации требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство СССР и прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. или разрешения на временное проживание в Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями законодательства РФ о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, вытекающие из части 1 статьи 6, части 1 статьи 17, части 1 статьи 18, части 1 статьи 21, части 1 статьи 27, частей 2 и 3 статьи 55 и части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации <9>.

<9> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. N 2.

В отношении ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории Российской Федерации, установлено, что им предоставляется возможность принятия в гражданство без соблюдения требований, предъявляемых при приеме в общем порядке. Среди всех категорий лиц наиболее простой прием в гражданство определен для детей, один из родителей или единственный родитель которого имеет российское гражданство, а также для детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство. От них требуется лишь заявление родителя (опекуна или попечителя) при наличии согласия другого родителя (опекуна или попечителя), что является несомненным упрощением в системе приобретения гражданства Российской Федерации.

Одним из самых известных традиционных способов приобретения гражданства является его восстановление. Оно действует не в отношении всех желающих лиц, а только лишь тех, кто состоял в гражданстве данного государства, но впоследствии утратил его в связи с выходом из гражданства или иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом.

В связи с тем что указанные лица ранее состояли в гражданстве Российской Федерации, им установлен сокращенный срок постоянного проживания в стране - 3 года, но в то же время они обязаны соответствовать всем остальным требованиям, указанным в части 1 статьи 13 Федерального закона, что свидетельствует о похожести этого способа приобретения гражданства с его приобретением в общем порядке (под иностранными гражданами и лицами без гражданства в данном случае понимаются ранее имевшие гражданство России, а не гражданство РСФСР. В соответствии с этим начало действия статьи 15 Федерального закона определяется датой образования Российской Федерации, а именно с 12 декабря 1991 г.).

К одному из иных оснований, предусмотренных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, относится оптация (статья 17 Федерального закона), которая гласит, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Немало ученых полагают, что в результате распада Советского Союза на мировой карте появилось множество новых государств и в процессе обретения ими своей независимости было нарушено право гражданина на выбор (оптацию), и с этим трудно не согласиться.

По мнению С.Н. Бабурина, при переходе некоей территории от одного государства к другому или при получении независимости частью государства, до этого единого, у жителей такой территории возникает право выбора одной из трех моделей своего поведения, касающегося гражданства:

  1. безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;
  2. право сохранения за собой гражданства страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства;
  3. возможность сохранить за собой гражданство прежней страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства <10>.
<10> См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. N 11. С. 3.

Как представляется, данное право возникает в определенных ситуациях и относится к гражданам в порядке и в сроки, определяемые соответствующим международным договором.

Федеральный закон не предусматривает оптацию в качестве основного способа решения вопроса в выборе гражданства для большинства населения страны. В некоторой степени данная норма сравнима с выбором гражданства родителями для детей или же детьми по достижении определенного возраста при различном гражданстве родителей, с выбором гражданства супругами при заключении брака.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, можно отнести приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства Российской Федерации его родителями либо при усыновлении его гражданами Российской Федерации или установлении над ним опеки или попечительства, приобретении гражданства Российской Федерации лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, упрощенный порядок приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ.

Говоря о приобретении (прием и восстановление) гражданства, стоит отметить, что не всегда государство дает положительное решение по данному вопросу. Так, статья 16 Федерального закона очерчивает определенный круг условий, касающихся биографии и деятельности лица, которые являются основанием для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве. Как представляется, нормы данной статьи не ставят перед собой задачу "отгородиться" от какой-либо нации или расы, но направлены на избежание приобретения гражданства людьми, социально опасными как для общества, так и для государства в целом.

В приеме в гражданство сразу же будет отказано лицам, выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создающим угрозу безопасности Российской Федерации. Эти действия являются ярко выраженной экстремистской деятельностью в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <11>.

<11> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что установленное в настоящее время в Российской Федерации законодательное регулирование процесса приобретения гражданства является достаточно прогрессивным и обеспечивающим потребности государства в данной сфере с учетом защиты его интересов.