Мудрый Юрист

Правовое регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных *

<*> Popova E.Eh. Legal regulation of public impact as a means of correction of convicts.

Попова Елена Эдуардовна, декан юридического факультета Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

В статье освещаются вопросы правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденных с учетом требований международных стандартов в сфере исполнения наказаний, проводится анализ российского законодательства, регулирующего общественные отношения, возникающие при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и применения к осужденному средств исправительного воздействия.

Ключевые слова: исправление осужденного, общественное воздействие, средства исправления, общественный контроль, общественное воздействие.

The article deals with the issues of legal regulation of public impact as a means of correction of convicts taking into consideration the requirements of international standards in the sphere of execution of punishments, makes analysis of the Russian legislation regulating public relations arising in the course of execution of criminal punishment in the form of deprivation of freedom an application to convict of means of correctional impact.

Key words: correction of convict, public impact, means of correction, public control, public impact.

Общественное воздействие как средство исправления осужденного приобретает все большее значение в деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе. В настоящее время совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ продолжается с учетом гуманистических достижений мировой практики. Вместе с тем вопрос правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденного нуждается в дополнительном исследовании.

Сотрудничество мирового сообщества в деле выработки единых международно-правовых стандартов в области исполнения уголовных наказаний и особенно при исполнении наказания в виде лишения свободы связано с решением вопросов гуманизации пенитенциарной системы, ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе после освобождения. Следовательно, международно-правовые документы в сфере исполнения уголовных наказаний определяют основные тенденции в области обращения с заключенными, основанные на прогрессивном опыте различных стран.

Одним из основных международно-правовых документов в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными <1>. В этом документе находят свое закрепление такие формы общественного воздействия на осужденных, как религиозное воспитание осужденных (правила 41, 42), информационное просвещение осужденных, основанное на формировании библиотек (правило 40), поддержание контактов с внешним миром посредством общения с семьей, друзьями (правила 37, 79), проведение просветительской работы (чтение газет, журналов, прослушивание радиопередач, лекций) (правило 39), а также участие общественных, правительственных и иных организаций в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания (правила 80, 81).

<1> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, приняты в 1955 г. первым Конгрессом Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org.ru.

Еще одним документом международного уровня, закрепляющим положения реализации общественного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, являются принятые Комитетом министров Совета Европы в январе 2006 г. Европейские пенитенциарные правила.

Анализ данного документа показал, что в числе основных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы закреплено следующее положение: "Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе. Содержание под стражей должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество. Следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных" <2>. Также Европейские пенитенциарные правила закрепляют возможность общения заключенных со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций (правило 24.1) и определяют, что в национальном законодательстве должны быть указаны национальные и международные органы и должностные лица, общение заключенных с которыми не ограничивается. Кроме того, заключенные должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях, получая по подписке или читая газеты, периодические издания и другие публикации, а также по радио или телевидению, общаться со средствами массовой информации (правила 24.10, 24.12).

<2> См.: Европейские пенитенциарные правила, приняты Комитетом министров Совета Европы, январь 2006 г. (правила 5 - 7) // СПС "Гарант". URL: http://www.garant.ru/.

Итак, мы видим, что международные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний не только определяют общественное воздействие как одно из средств исправительного воздействия на осужденных, но и достаточно определенно обозначают его формы и виды.

Следует отметить, что указанные выше требования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских пенитенциарных правил в последние годы нашли свое отражение в развитии национального законодательства Российской Федерации, совершенствовании ведомственной нормативно-правовой базы и практической деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы.

Конечно, нормативного закрепления понятия общественного воздействия в Российской Федерации мы с вами не увидим, но анализ имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы дает уяснение вопроса правового регулирования данного института.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 закрепляет общественное воздействие как основное средство исправления осужденных. Далее данное положение в уголовно-исполнительном законодательстве на первый взгляд не находит своего достаточного развития и конкретизации, и только в главе 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях" в статье 142 мы встречаем норму, закрепляющую участие общественных объединений в работе воспитательных колоний. Вместе с тем Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определяет, что для достижения цели повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития необходимы изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы и подготовки их к жизни в обществе, развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями <3>. Учитывая, что общественное воздействие может выражаться в различных организационно-правовых формах, иметь различные виды, использовать многообразные средства, а уголовно-исполнительное законодательство не определяет ограничений их выбора при работе с осужденными, правовые отношения, возникающие при его реализации, могут регулироваться достаточно широким кругом законов и нормативно-правовых актов. Такой же позиции придерживается и В.В. Попов, который справедливо отмечает, что "элементы общественного воздействия в той или иной мере присутствуют во всех без исключения средствах исправления осужденных" <4>.

<3> См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р // URL: http://www.fsin.su.
<4> См.: Попов В.В. Актуальные вопросы научного и научно-методического обеспечения воспитательной работы с осужденными // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы науч.-практ. конф. Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России, 2001. С. 16.

Достаточно широко в настоящее время в уголовно-исполнительной системе реализуется такая форма общественного воздействия на деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, условия и порядок отбывания наказания осужденными, как общественный контроль. В 2008 г. был принят Федеральный закон N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Данный Закон не имеет аналогов в мировой практике. Россия - единственная страна, которая законодательно закрепила за самим обществом право формирования общественных наблюдателей за местами принудительного содержания, в том числе и за исправительными учреждениями. Общественная палата Российской Федерации стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепляется положение о том, что Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания <5>. А Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <6> определяет понятие общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). В статье 7 этого Закона устанавливаются общественно-правовые формы общественных объединений, к которым относятся: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия, и в последующих статьях устанавливается их содержание. Конституция Российской Федерации в своих положениях апеллирует также понятием "общественные объединения" и гарантирует свободу их деятельности <7>.

<5> См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. от 03.05.2011 N 89-ФЗ) // URL: http://www.oprf.ru/.
<6> См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 01.07.2011 N 169-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.base.consultant.ru/.
<7> См.: ст. 30 Конституции РФ // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.base.consultant.ru/.

Нельзя не согласиться с позицией С.М. Зубарева о том, что анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан <8>. С исправительными учреждениями в настоящее время работают такие общественные организации, как общественные наблюдательные комиссии, межрегиональная общественная организация "Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери" <9> (сотрудничают с ИК-3 УФСИН России по Костромской области), общественная организация "Отличницы" <10> (провели акцию "Читай свободно!", приуроченную ко Всемирному дню книги и авторского права, в ИК-5 УФСИН России по Московской области), общественные советы, созданные при территориальных органах управления уголовно-исполнительной системы, и многие другие организации.

<8> См.: Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы // Гражданин и право. 2006. N 2. С. 17.
<9> Межрегиональная общественная организация "Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери" организована в 1997 г. при Институте нейрохирургии имени Бурденко из мирских женщин с целью оказания помощи больным. Впоследствии их деятельность значительно расширилась: они помогают детским домам, интернатам, нуждающимся людям, кормят московских бомжей.
<10> Общественная организация "Отличницы" создана в 2011 г. Инициаторами создания организации, призванной защищать женщин в российской политике, стали олимпийская чемпионка Мария Киселева, директор Центра изучения элит Института социологии РАН Мария Кожевникова, доктор социологических наук Ольга Крыштановская.

Необходимо отметить, что активизировалась работа в сфере сотрудничества учреждений и органов уголовно-исполнительной системы со средствами массовой информации. Усиление роли и значения средств массовой информации в современном обществе во многом определяется тем обстоятельством, что "они служат мощным и относительно самостоятельным средством коммуникационной связи между всеми другими элементами, государственными органами, общественными организациями" <11>. Деятельность средств массовой информации регулируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 11.07.2011), который устанавливает виды средств массовой информации, регулирует отношения средств массовой информации с гражданами и организациями <12>. Средства массовой информации оказывают огромное влияние на общественное мнение, формируют позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, развивают правосознание и правовую культуру населения. Они освещают деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, оказывают позитивное воздействие на формирование правопослушного поведения осужденных, участвуют в просветительской работе с лицами, отбывающими наказание, с их родными и близкими. Очевидно, что задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, можно решить только при тесном взаимодействии с общественностью. Анализ информации, размещенной на сайте Федеральной службы исполнения наказаний, свидетельствует об активной работе в этом направлении. Так, материалы, посвященные деятельности общественных организаций, составляют около 35%, деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - 44%, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала - 17%, выявлению нарушений режима отбывания наказания, правонарушениям, совершенным сотрудниками уголовно-исполнительной системы, - 4% <13>.

<11> См.: Наумкин Ю.В. Средства массовой информации и правоохранительная деятельность органов внутренних дел: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2003. N 1. С. 63.
<12> См.: ст. 5 гл. I Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 11.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.base.consultant.ru/.
<13> Статистические данные приведены по результатам анализа новостной колонки сайта. Результаты анализа могут изменяться в связи с тем, что новостная колонка сайта постоянно обновляется.

Итак, правовую основу применения общественного воздействия как средства исправления осужденных составляют Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", другие федеральные законы и нормативно-правовые акты, международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Правовое регулирование отношений, возникающих вследствие применения к осужденному общественного воздействия, зависит от формы и вида последнего, выбранных средств воздействия, следовательно, имеет комплексный характер, осуществляется широким спектром национального законодательства Российской Федерации с учетом требований международно-правовых актов и стандартов.