Мудрый Юрист

Особенности выявления у детей признаков перенесенного насилия *

<*> Poltarygin R.V. Peculiarities of detection of features of children suffered from violence.

Полтарыгин Роман Владимирович, старший преподаватель кафедры N 8 Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрена проблема насилия и жестокого обращения с детьми, использования методик выявления у детей признаков перенесенного насилия.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, методики выявления признаков перенесенного сексуального насилия.

The article is devoted to the problem of violence and harsh treatment with juvenile, the use of methods of identification of violence features to juvenile.

Key words: harsh treatment with juvenile, methods of identification of violence features to juvenile.

Решение проблемы насилия и жестокого обращения с детьми приобретает все большую общественную значимость: ежегодно десятки тысяч детей подвергаются физическому насилию, около 2 тысяч из них гибнут.

О явном неблагополучии, в том числе и насилии в отношении детей, свидетельствуют уходы детей из семей либо государственных учреждений (детских домов, интернатов): более 50 тысяч детей убегают из дома, чтобы избежать побоев со стороны ближайших родственников. Как отмечается криминологами, проблема жестокого обращения с детьми является сопутствующей проблемой семейного неблагополучия в целом.

По данным МВД России, за отчетный период прошлого года в Российской Федерации было совершено порядка тысячи изнасилований несовершеннолетних, из них более трети потерпевших не достигли четырнадцатилетнего возраста. Кроме того, выявлены около 50 тысяч родителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по их воспитанию. За указанный период из 7598 человек, осужденных за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности (ст. ст. 131 - 135 Уголовного кодекса Российской Федерации), более двух тысяч осужденных имели неснятые и непогашенные судимости, около пятисот человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.

Следует отметить, что указанные составы преступлений обладают довольно высокой латентностью и правоохранительным органам приходится прилагать усилия в этой сфере. Основополагающими моментами деятельности по выявлению указанной категории преступлений являются: установление неблагополучных семей; постановка их на учет; сбор и анализ информации о лицах, имеющих намерения совершить в отношении несовершеннолетних насилия, а также преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности.

Источниками получения такой информации о таких семьях и совершенных преступлениях являются: педагоги и администрация школ, детских дошкольных учреждений; работники детских психолого-социологических и кризисных центров, приютов для безнадзорных детей.

Следует также отметить, что имеется потребность как у сотрудников ПДН, так и сотрудников оперативных подразделений иметь методики по опросу несовершеннолетних детей, переживших насилие, в том числе сексуальное, когда приходится не только делать акцент на формирующейся психике ребенка, но и учитывать его постстрессовое состояние. Необходимо также иметь возможность обратиться к квалифицированному психологу, способному в ходе беседы с потерпевшим несовершеннолетним в специально созданных условиях выяснить обстоятельства произошедшего.

Представим себе, что такого специалиста нет, а если есть, то нет времени ждать его прибытия. При этом ситуация может быть осложнена необходимостью отработки оперативно-розыскных версий, направленных на раскрытие преступления. Вполне естественно, что такая ситуация складывается в режиме реального дефицита времени, преступление было совершено в условиях, когда отсутствуют свидетели, которые могут обладать информацией о приметах преступника. Поэтому усилия будут сконцентрированы на потерпевшем, и именно в таких случаях необходима методика получения информации по выявлению у детей признаков перенесенного насилия.

Следует сразу оговориться: в настоящее время не существует достаточно надежных стандартизированных методик, позволяет выявить признаки перенесенного ребенком насилия. Однако в связи с высокой востребованностью данного инструментария специалистами предпринимаются попытки разработки таких методик.

Например, известна тестовая методика, которая в настоящее время разработана и апробирована, позволяет выявить признаки перенесенного сексуального насилия и может быть использована по отношению к детям обоего пола от 3 до 10 лет. Именно в этих возрастных пределах данная методика имеет максимальную эффективность.

Апробация проводилась в детских дошкольных учреждениях и школах Москвы и Московской области, а также в одном из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Всего опрошены 83 ребенка, из них 43 мальчика и 40 девочек. Дети были условно разделены на две группы: первую группу составили дети, у которых, по оценке воспитателей и педагогов, вероятность перенесенного насилия была минимальной, вторую группу составили дети, в отношении которых имелись сведения о перенесенном насилии.

Содержание теста включает 10 картинок размером 20 x 15 см, изображающих животных в различных ситуациях. Изображения выполнены на матовой фотобумаге.

По мнению психологов, использование в тесте изображений животных, а не людей позволяет ребенку диссоциироваться от травмирующей ситуации и рассказывать о произошедшем от третьего лица, что существенно снижает негативное воздействие опроса на психику ребенка и позволяет получить наиболее полные ответы даже на самые неприятные для ребенка вопросы.

Указанная методика относится к проективным методам психологии. Определяя специфику проективного подхода, можно говорить о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, исходя из имеющегося опыта.

Следует также подчеркнуть, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Исходя из концепции Л.С. Выгодского отдельные элементы наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего неотреагированных эмоций. Следовательно, обнаружение в фантазиях детей описания насильственных действий сексуального характера указывает на наличие данного опыта в жизни ребенка. С целью выявления источников данного опыта (получен он самостоятельно или в процессе наблюдения за взрослыми или просмотров фильмов эротического содержания) стимульный материал условно разделен на тематические блоки:

Для достижения максимального эффекта методики с ребенком необходимо установить доверительный контакт, особенно с маленькими детьми и с теми, кто подвергся сексуальному насилию.

После установления контакта опрос должен быть представлен в виде игры, а не теста. В тех случаях, когда дети осознают, что это тест, необходимо просто признать этот факт, но более подробно объяснить, что данный тест направлен исключительно на выявление умения придумывать интересные рассказы.

Методика содержит подробный алгоритм по проведению предтестового инструктажа потерпевшего, как и что необходимо сообщить, пояснить.

"В инструкции лучше всего сказать ребенку, что специалист собирается предложить ему игру, в которой опрашиваемый ребенок должен будет рассказать историю по картинке: что происходит на картинке, что делают животные в настоящий момент.

Выбрав подходящий момент, нужно спросить у ребенка, что предшествовало данной истории и что случится позже.

Во время рассказа разрешается прерывать ребенка, если это необходимо для уточнения обстоятельств рассказа, однако запрещается делать какие-либо подсказки, задавать наводящие вопросы, выражать собственное отношение к сюжету рассказа. Все непроизвольные или дополнительные высказывания или действия надо отмечать, так как они имеют диагностическую ценность.

Не используемые в момент рассказа картинки нужно держать вне поля зрения ребенка, поскольку младшие дети имеют обыкновение играть со всеми картинками сразу, выбирая их наугад, чтобы рассказать историю.

Если ребенку трудно рассказывать в силу выраженных эмоциональных переживаний (особенно это касается случаев сочетания сексуального и физического насилия), то можно ограничить тест теми картинками, сюжет которых в наибольшей степени способен осветить выявляемые проблемы".

Достоинством методики следует отметить имеющуюся интерпретацию, состоящую из ряда пунктов:

  1. Основная тема рассказа.

Выводы специалиста будут надежными, если в нескольких историях обнаружены какие-то общие тенденции, общее направление. Например, главный герой нескольких историй описывается как жертва и вынужден прибегнуть к защите, чтобы удовлетворить свою потребность в безопасности. В этом случае обоснованно будет заключить, что данный ребенок поглощен мыслями о ситуации, в которой он чувствовал себя в опасности, и о своих желаниях. В воображении он стремится получить то, чего ему не хватает.

  1. Главный герой.

История, которую рассказывает ребенок, - в сущности, история о нем самом. Но поскольку в историях могут участвовать несколько людей, то появляется необходимость установления того, с каким из этих людей он в основном себя идентифицирует, кто из них выступает как главный герой.

Несколько объективных критериев для дифференцирования главного героя от других фигур: герой - это лицо, о котором в основном идет речь в рассказе. Он близок к испытуемому по возрасту, одного с ним пола, и события рассматриваются героем с позиции самого испытуемого. Иногда бывает несколько героев, и тогда испытуемый может идентифицироваться с одним из них, или с обоими, или с другим. Могут быть и отклонения, проявляющиеся в том, что испытуемый идентифицирует себя с героем другого пола. Заметить и выделить такие идентификации очень важно.

Вероятно, что интересы, желания, недостатки, наклонности и способности главного героя - это все то, что хочет иметь испытуемый, или то, чем он хочет обладать, или то, чем он боится обладать.

  1. Дополнительно введенные в рассказ или пропущенные лица, объекты, обстоятельства.

Поскольку введение лица или обстоятельства, не представленного на рисунке, крайне важно, надо отметить этот факт как дополнение к листу для анализа данных. Такие обстоятельства, как несправедливость, строгость, безразличие, обман, агрессия со стороны лиц или объектов, введенные в рассказ, помогают раскрыть природу мира, в котором, по убеждению самого ребенка, он живет.

Точно так же, если одно или более лиц на картинке пропущены или игнорируются в рассказе, мы должны рассмотреть вероятную причину этого обстоятельства. Самое простое значение этого факта - пожелание того, чтобы данного лица или предмета здесь не было. Это может означать прямую враждебность или то, что данный предмет или лицо вызывает сильный конфликт.

  1. Основные средства защиты.

Помимо мотивационного содержания, рассказов мы стремимся изучить средства защиты ребенка от этих побудительных сил. Мотивы как таковые обычно проявляются в рассказах менее ясно, чем силы, ведущие борьбу с ними, с другой стороны, структура средств защиты может быть тесно связана с внешним поведением ребенка.

Испытуемые могут придумать рассказ из тем, внешне очень различных, каждая из которых очень коротка. Динамически же эти темы будут тождественны. Иногда последовательность тем к одной и той же картинке показывает попытки испытуемого иметь дело с беспокоящим его конфликтом, и последующие рассказы при этом становятся более несвязанными, обнаруживая развитие защиты.

  1. Особые феномены.

Необходимо обратить внимание на следующее:

Если отчетливо выражены сексуальные проявления (высказывания, невербальный интерес и т.д.), специалист должен сразу же фиксировать их для себя. Только если сексуальные темы у ребенка проявляются часто, можно говорить о сексуальном насилии. Однако необходимо перепроверить это с помощью как можно большего количества методов, помня о возможных ошибках. Проигрывается, проговаривается, обсуждается то, что ребенка волнует в данный момент.

Рассказ ребенка фиксируется на специальном бланке. В бланке указаны основные вопросы, на которые ребенок должен ответить в ходе рассказа. Вначале специалист выслушивает свободный рассказ ребенка, не перебивая его, и только если какие-либо аспекты остались нераскрытыми, то задает дополнительные вопросы. Рассказ и ответы фиксируются на бланке. Если рассказ ребенка более информативен, чем предусмотрено прилагаемым бланком, дополнительные сведения фиксируются на специальном листе.

Вот рассказы детей, перенесших сексуальное насилие, они отличаются большим разнообразием и отражают ситуацию насилия.

Валентин, 10 лет. Рассказ по картинке N 3. Большой кот напал на котенка. Просто мальчик проходил мимо, и кот напал. Он на него лег сверху и стал трясти хвостом. Маленький испугался. Когда большой отпустил маленького, маленький прибежал домой к маме, а мама сказала, что ты сам виноват, нечего было где-то шляться.

В анамнезе ребенок из неблагополучной семьи подвергся насилию со стороны постороннего мужчины.

Саша, 8 лет. Рассказ по картинке N 10. На картинке изображены мальчик-котенок и дедушка-собака. Мальчик помогает дедушке. Этот дедушка ему не родной, а просто он проходил мимо и увидел, что мальчика обижают другие дети. Он защитил его и сказал, что теперь мальчик должен ему помочь - согреть дедушку. Они пришли к дедушке домой. Разделись и легли в кровать. Дедушка обнимает и гладит мальчика. Мальчику это не очень нравится. Потом мальчик уйдет к себе домой.

В анамнезе ребенок в пятилетнем возрасте подвергся развратным действиям со стороны постороннего пожилого мужчины.

Кирилл, 9 лет. Рассказ по картинке N 6. На картинке изображены папа и сын. Папа поймал сына и начал гладить и трогать его. Сыну это не нравится. Он хочет убежать. Он потом убежит и никому не будет рассказывать. Аналогичные рассказы были составлены по картинкам N 5 и N 7. В анамнезе по рассказу классного руководителя привязанность отца Андрея к сыну выходит за рамки родительской любви, отец постоянно контролирует мальчика, ограничивает его общение со сверстниками. Полученные результаты позволяют предположить наличие сексуальных отношений между отцом и сыном.

Аналогичным образом построены рассказы других детей, подвергшихся сексуальному насилию. Встречаются ситуации развратных действий со стороны родителей и ситуации, когда взрослый сначала защищает ребенка, а затем вступает с ним в сексуальные отношения.

Необходимо отметить, что психологические последствия сексуального насилия могут быть ближайшими или отдаленными. Посттравматические стрессовые нарушения проявляются у ребенка сразу же после травмы: в острой форме - от 1 до 3 месяцев; в хронической - если они имеют место свыше 3 месяцев. Отдаленные психологические последствия сказываются на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка и могут негативно проявляться в различных сферах его жизнедеятельности.

Содержание и структура ближайших и отдаленных психологических последствий сексуального насилия зависят от многих факторов, в том числе от возраста ребенка; от того, кто является насильником (родители, знакомый ребенку человек или незнакомый); групповое это насилие или нет; развратные действия и изнасилования совершались на протяжении длительного времени или только один раз; сопровождалось ли сексуальное насилие физическим или эмоциональным насилием, угрозами, шантажом.

По нашему мнению, указанная методика, конечно же, после прохождения соответствующих апробаций, должна помочь сотрудникам правоохранительных органов получить необходимую информацию в максимально сжатые сроки, способствующую раскрытию преступлений, связанных с совершением насилия, в том числе сексуального, в отношении несовершеннолетних детей.