Мудрый Юрист

Криминальное насилие молодых людей в отношении пожилых родственников в семье и его профилактика органами правопорядка *

<*> Kharlamov V.S. Criminal violence of young people with regard to old relatives in family and prophylactics thereof by enforcement agencies.

Харламов Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ "ВНИИ МВД России" по Северо-Западному федеральному округу Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук, доцент.

Представлен сравнительный анализ тяжких насильственных преступлений, совершенных молодыми людьми и представителями старшего поколения в семейной сфере. Раскрыты особенности деятельности органов внутренних дел по предупреждению внутрисемейного насилия.

Ключевые слова: молодежная преступность, старшее поколение, жертва, девиантное поведение.

The author presents the comparative analysis of serious violentcrimes committed by young people and representatives of the older generation in the family sphere. Reveals the peculiarities of activity of agencies of internal affairsfor the prevention of family violence.

Key words: youth crime, the older generation, the victim, deviant behaviour.

Молодежь - наиболее мобильная и адаптивная часть общества. С подрастающим поколением население Российской Федерации связывает надежды на позитивные перспективы общественного развития. От здоровья, образования, профессиональной подготовки, культуры и гражданской зрелости молодого поколения зависят характер формирования цивилизованного общества, его способность сохранять, приумножать свое богатство и качество будущих трудовых ресурсов. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в достаточно сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. От позиции молодежи в общественно-политической жизни и быту, ее уверенности в завтрашнем дне и активности зависит характер продвижения России по пути демократических преобразований. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии добрососедства. В соответствии с действующим российским законодательством <1> возрастные границы молодых людей определены возрастом от 14 до 30 лет с делением на несовершеннолетних от 14 до 18 лет и совершеннолетних от 18 до 30 лет.

<1> См.: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р).

Девиантное поведение молодых людей является одним из наиболее ярких показателей, обнаруживающих в концентрированном виде недостатки воспитания в семье и школе, а также нерешенные проблемы организации досуга и занятости подростков и молодежи. Социальная среда во все эпохи играла существенную роль в социализации подрастающего поколения. Непростая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, отсутствие единой системы норм и ценностей, дефицит бережного отношения к детям и чуткости к их проблемам сказались на морально-нравственном здоровье подрастающего поколения. Представления о всеобщих нравственных и социальных нормах не укоренились в сознании подростков, носят расплывчатый характер и не определяют их поведенческий выбор.

Проблемы молодежной преступности во все времена привлекали к себе повышенный интерес со стороны ученых, государственных и общественных деятелей, политических институтов во всех цивилизованных странах мира. Данный интерес обусловлен и поддерживается прежде всего тем, что молодежная преступность, как было установлено по результатам многолетних статистических наблюдений, составляет основу общей преступности <2>. Заметим, что под молодежной преступностью согласно современным отечественным научным воззрениям следует понимать свойство молодежи воспроизводить преступления в корреляционной взаимозависимости с причинами их девиантного поведения <3>. В этой связи существенное значение для правоохранительных органов приобретает профилактика насилия, осуществляемого со стороны подрастающего поколения в отношении пожилых людей.

<2> См., например: Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд., СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2009. С. 345 - 346; Криминология - XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. С. 515 - 555.
<3> См.: Шестаков Д.А. Криминология: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2006. С. 136.

К гражданам пожилого возраста по российскому законодательству относятся женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет <4>. С наступлением указанного жизненного периода каждый россиянин официально становится пенсионером по возрасту. Социальный статус людей этой возрастной категории в России ограничен доступным набором социальных ролей и формами активности.

<4> В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

При изучении положения пожилых людей в обществе особенно значимой представляется роль внутрисемейных отношений, которые после выхода человека на пенсию оказываются наиболее значимыми, особенно если диапазон социальных связей сужается до членов его семьи, а экономическое положение приобретает форму зависимости.

Изучением противоправного поведения домочадцев в семье занимается семейная криминология, или криминофамилистика. Рассматриваемой тематике посвящали свои работы как отечественные исследователи: Ю.М. Антонян, О.В. Барсукова, Н.Ю. Василенко, Д.Г. Владимиров, Т.Н. Волкова, Р.И. Михеев, Д.А. Шестаков, так и зарубежные ученые: Д. Бромлей, Г. Крайг, Д. Левинсон, Э. Эриксон и др. Ученые и практические работники правоохранительных структур констатируют, что в криминологических разработках правонарушениям внутрисемейным в отношении людей старшего поколения уделено недостаточно внимания <5>. Способствует этому отсутствие соответствующей официальной уголовной статистики о насилии в отношении пожилых людей в семье.

<5> Криминология - XX век. С. 343; Харламов В.С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям милицейскими подразделениями (на материалах Санкт-Петербурга): Монография. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2007. С. 44.

Для выявления наиболее распространенных форм жестокого обращения с пожилыми людьми <6> автором проведено анкетирование граждан о внутрисемейных конфликтах <7>. Установлено, что на отсутствие внимания (изоляцию, забвение) указали 45% респондентов; унижение человеческого достоинства отметили 22%, ненадлежащая материальная поддержка отражена у 13%, и о случаях физического насилия сообщили 10% респондентов. Проведенное исследование показало, что по отношению к себе пожилые люди различают три вида возрастной дискриминации:

<6> Понятие "жестокое обращение с пожилыми людьми" отсутствует в российском законодательстве. Данная дефиниция наличествует в документах ООН (см.: Доклад второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения, Мадрид, 12 апреля 2002 г. Нью-Йорк.: Издание Организации Объединенных Наций A/CONF. 197/9, 2002 и др.). Однако в нормативно-правовых актах России находят применение иные похожие по смыслу дефиниции, а именно: "бесчеловечное обращение" и "жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение" (см.: ст. 21 Конституции РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").
<7> Экспресс-анкетирование граждан о внутрисемейных преступлениях проводилось филиалом ФГКУ "ВНИИ МВД России" по Северо-Западному федеральному округу в период с 2006 по 2011 г.

Авторы провели репрезентативное (выборочное) изучение уголовных дел о внутрисемейных преступлениях, совершенных в Санкт-Петербурге в период 2006 - 2009 гг. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, зарегистрированных в Санкт-Петербурге и совершенных в семьях с участием пожилых граждан в период с 2006 по 2010 г.

N 
               Годы                
 2006 
 2007 
 2008 
 2009 
 2010 
1 
Всего раскрыто преступлений по     
ст. 105 УК РФ
 647  
 572  
 521  
 416  
 366  
2 
в том числе в семейной сфере       
  69  
  64  
  63  
  60  
  66  
а) 
из них с участием пожилых      
людей
  15  
  21  
  20  
  14  
  20  
б) 
число жертв пожилого возраста  
  12  
  19  
  16  
  12  
  13  
в) 
число преступников пожилого    
возраста
  6   
  6   
  6   
  3   
  11  
г) 
число преступников молодого    
возраста
  2   
  2   
  2   
  6   
  0   
3 
Всего раскрыто преступлений по     
ст. 111 УК РФ
 340  
 341  
 328  
 328  
 379  
4 
в том числе в семейной сфере       
  69  
  64  
  63  
  60  
  38  
а) 
из них с участием пожилых      
людей
  13  
  11  
  15  
  12  
  8   
б) 
число жертв пожилого возраста  
  12  
  10  
  13  
  9   
  7   
в) 
число преступников пожилого    
возраста
  2   
  5   
  4   
  6   
  2   
г) 
число преступников молодого    
возраста
  6   
  0   
  1   
  1   
  1   

Преступления, предусмотренные ст. ст. 105 и 111 УК РФ, относятся к крайним формам насилия в отношении лиц старшего поколения. Приведенная таблица свидетельствует, что доля внутрисемейных преступлений, предусмотренных ст. 105 и ст. 111 УК РФ, колеблется в пределах 10 - 20% от общего числа раскрытых преступлений рассматриваемых категорий. В массиве внутрисемейных преступлений с участием пожилых граждан в Санкт-Петербурге в указанный период ежегодно совершалось в среднем каждое четвертое внутрисемейное убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В целом в мегаполисе ежегодное количество преступников молодого возраста, совершивших убийство либо причинивших тяжкий вред здоровью пожилого родственника, не превышало шести человек. Насилие применяли преимущественно лица мужского пола. Жертвами молодых людей в результате внутрисемейных убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью чаще всего становились бабушки и матери.

Обеспечение безопасности пожилых людей тесно связано с решением проблемы государственной поддержки семьи и выходом из кризисной демографической ситуации в России. В современной мировой литературе различают три уровня деятельности по предупреждению правонарушений:

<8> Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009. С. 436.

Сложность сферы семьи, ее эмоциональный характер предъявляют особые требования к субъектам воздействия. В частности, это касается и субъектов профилактики внутрисемейной преступности.

Сегодня в России самым эффективным субъектом профилактики внутрисемейной преступности остаются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, будучи важнейшими правоохранительными органами, наделены действующим законодательством значительными полномочиями. Установлены правовые основы деятельности органов внутренних дел по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Рассмотрим подробнее наиболее существенные аспекты деятельности органов правопорядка по профилактике внутрисемейного насилия подрастающего поколения в отношении пожилых родственников.

В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказов МВД РФ от 29.01.2009 N 60, от 21.08.2010 N 618, от 25.12.2010 N 883) <9>. В соответствии с данным документом профилактика преступных посягательств возлагается на все подразделения и службы органов внутренних дел. Определенную предупредительную роль играют координационно-методические советы по профилактике преступлений, экспертные комиссии по положительному опыту, научно-практические секции. Сотрудниками органов внутренних дел используются различные способы, приемы и средства профилактического воздействия в зависимости от следующих условных периодов, влияющих на характер внутрисемейной обстановки: предкриминальный период (до совершения рассматриваемого преступления); период уголовного преследования (после совершения рассматриваемого преступления до осуждения); постпенитенциарный период (после осуждения).

<9> URL: http:// www.bestpravo.ru/ federalnoje/ bz-pravo/ w7o.htm.

В общесоциальной профилактике насильственных преступлений основной мерой воздействия со стороны органов внутренних дел на формирование личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди населения правовых знаний и правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения. Полезно разъяснение утвержденных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1991 г. Принципов в отношении пожилых лиц <10> и нового Международного плана действий по проблемам старения, принятого в 2002 г. Второй Всемирной конференцией по проблемам старения <11>. Существенную роль в преодолении преступлений, особенно сексуальных, может сыграть религия. Эффективной мерой общей профилактики на почве семейных отношений является повседневная, наступательная борьба с пьянством во всех его проявлениях. Следует отметить такие формы деятельности, как проведение конференций, семинаров, коллегий, межведомственных и оперативных совещаний, на которых вырабатываются формы и методы борьбы с семейно-бытовыми преступлениями.

<10> См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. N 46/91 "Осуществление Международного плана действий по проблемам старения и связанных с ним мероприятий". Web-сайт Программы ООН по старению. URL: http:// www.un.org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ oldprinc.shtml.
<11> Мадридский международный план действий по проблемам старения (2002 г.) // Социальный вестник. 2005. N 3 (21). С. 86 - 112.

Специальная профилактика включает проведение ведомственных широкомасштабных превентивных операций, таких как "Семья", "Быт", "Надзор", в том числе локальной операции "Защита" по профилактике внутрисемейных насильственных преступлений. На эффективность противодействия семейно-бытовым правонарушениям сказывается сложившаяся региональная судебная, прокурорская, следственная, оперативно-розыскная практика по соответствующим делам.

Для предупреждения жестокого обращения с пожилыми людьми требуется тесное взаимодействие органов внутренних дел с иными структурами системы социальной профилактики. Например, в соответствии с действующим российским законодательством органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, опеки и попечительства в пределах своей компетенции обязаны незамедлительно информировать органы внутренних дел о выявлении определенных криминальных проявлений в семейных отношениях. Такие сообщения прежде всего поступают либо передаются на рассмотрение в подразделения органов внутренних дел (например, службы участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних), на которые возложены обязанности проводить индивидуальную профилактическую работу.

На практике часто приходится предупреждать преступление путем оперативного реагирования на возникший семейно-бытовой конфликт. Изучение практики показывает, что успешное решение вопроса достигается при условии быстрого, незамедлительного реагирования полиции на поступивший сигнал о жестоком обращении с пожилым человеком. Чаще всего эти сигналы поступают в дежурную часть, которая и играет главную роль в организации и управлении силами полиции и общественности, используемыми для реагирования на такие сигналы. Дежурная часть организовывает прибытие работников полиции на место конфликта в предельно сжатый срок, обеспечивает квалифицированное реагирование на месте события, включающее меры по прекращению происшествия, сбор материалов о лице (лицах), совершившем правонарушение. В дежурных частях имеется доступ к базам данных лиц, состоящих на профилактическом учете, ранее совершавших правонарушения в семье и быту и подвергнутых мерам административного или иного воздействия, из которых работники полиции перед выездом на место конфликта могут получить первичные, самые необходимые сведения о личности правонарушителя.

Предварительное расследование рассматриваемого преступления производится в форме дознания. К основным направлениям профилактической работы дознавателей в данном случае относятся:

Индивидуальная профилактика внутрисемейных преступлений рассматриваемой категории сотрудниками органов правопорядка заключается прежде всего в своевременном выявлении лиц с противоправным поведением в сфере семейно-бытовых отношений, применении к ним предупредительных мер с целью устранения опасности совершения этими лицами преступлений.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что снижение уровня правонарушений, совершаемых молодыми людьми, в нынешних условиях невозможно без активизации деятельности по своевременному выявлению подростков и совершеннолетних молодых людей, которые склонны совершать общественно опасные деяния, без проведения полноценного комплекса принудительных мер воспитательного воздействия на всех уровнях социальной, экономической и правоприменительной работы, устранения или нейтрализации криминогенных факторов в основных сферах жизнедеятельности молодежи (родительская семья, учеба, досуг). Эффективность действий органов власти по профилактике жестокого обращения с пожилыми гражданами находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий поддержки людей старшего поколения. Расставаясь с профессиональным трудом, люди имеют возможность продолжать участвовать в общественной жизни, жить полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности. Государственным органам следует быть нацеленными сделать старость как неминуемый период жизни любого человека активным и творческим.

Способность любого государства и его институтов удержать молодежь от конфликта с законом, разумно организовать криминологическую систему противодействия общества от противоправных посягательств, в том числе молодого и подрастающего поколения, в целом относится к числу важнейших критериев зрелости общества, мудрости его власти, стабильности и надежности, перспектив развития страны.