Мудрый Юрист

Правовое регулирование модернизации энергетических объектов: проблемные аспекты *

<*> Romanova V.V. Legal regulation of the modernization of energy facilities: problematic aspects.

Романова Виктория Валерьевна, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, партнер российско-британской юридической фирмы "Мусин, Ибрагимов и партнеры", кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены различные аспекты правового регулирования модернизации энергетических объектов. По мнению автора, требования для проведения работ по строительству должны распространяться на случаи, когда работы по модернизации энергетического объекта связаны с модифицированием конструктивных элементов энергетического объекта. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: правовое регулирование, законодательство, правовые отношения, строительство, ответственность.

The article reveals various aspects of legal regulation of energy facilities. The author considers the requirements on construction should be distributed on cases when modernization of an energy facility is associated with modification of structural elements. The conclusions made in the article may be used in law-application practice.

Key words: legal regulating, legislation, legal relations, construction, liability.

В Энергетической стратегии России на период до 2030 г. модернизация энергетических объектов указывается в числе основных задач, решение которых необходимо для создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны <1>. Предусматривается модернизация и обновление мощностей атомных электростанций, гидроэлектростанций, расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети), развитие систем децентрализованного теплоснабжения с применением высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, когенерационных, геотермальных, теплонасосных и других установок.

<1> Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5836.

Несмотря на частое употребление термина "модернизация", его понятие законодательно не закреплено и употребляется в разных значениях. При таких обстоятельствах для определения правового содержания модернизации энергетических объектов следует выявить его возможные значения, отличия от строительства, реконструкции, капитального ремонта. Определенность в данных вопросах позволит также уточнить, какое законодательство применимо к регулированию деятельности по модернизации энергетических объектов.

Термин "модернизация" используется в федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях. Так, в Федеральном законе "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <2> модернизация объектов атомной энергетики отнесена к видам деятельности, осуществляемым Корпорацией (п. 14 ч. 1 ст. 15); в Налоговом кодексе РФ <3> к основаниям для проведения работ по модернизации основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, сооружения с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (абз. 2 п. 2 ст. 257). В Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н <4> закреплено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции (п. 26).

<2> Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6078.
<3> Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.
<4> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 // Российская газета. 2001. 16 мая.

В Соглашении о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и Федеративной Республики Германия в области экономики и промышленности было закреплено, что договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию сотрудничества, в частности в создании, расширении и модернизации промышленных комплексов и предприятий <5>. О модернизации энергетических объектов указывается в Долгосрочной программе развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой <6>, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 08.05.2007 <7> и ряде других международных соглашений.

<5> Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и ФРГ в области экономики и промышленности от 06.05.1978 // Известия. 1978. 7 мая.
<6> Международный договор от 15.12.1997 "Долгосрочная программа развития торгового, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой" // Бюллетень международных договоров. 1998. N 7.
<7> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 08.05.2007 // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10.

На отсутствие четкости понятия модернизации, отсутствие общепризнанных подходов к классификации факторов, воздействующих на качественные преобразования и приоритеты модернизации, обращают внимание как в юридической, так и в экономической литературе.

В частности, можно указать на экономические исследования Л.П. Пидоймо, Т.А. Баяскалановой, Е.Н. Летягиной <8>. Так, Л.П. Пидоймо в качестве приоритета модернизации промышленных предприятий определяет научно-технический прогресс, достижение качественно нового, необходимого уровня развития посредством направленных базисных, радикальных нововведений <9>.

<8> Пидоймо Л.П. Модернизация промышленных предприятий: теоретико-методологические основы, приоритеты, система планирования: Дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2005; Баяскаланова Т.А. Экономическое обоснование выбора варианта обновления основных производственных фондов предприятий промышленности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2006; Летягина Е.Н. Организационно-экономический механизм технического перевооружения электроэнергетики. Н. Новгород, 2006.
<9> Пидоймо Л.П. Указ. соч. С. 387.

В юридической литературе данный вопрос исследован меньше. В частности, Е.П. Губин и П.Е. Губин, рассматривая вопросы модернизации российской экономики и права, отмечают, что в самом общем виде модернизация определяется как усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества; достижение поставленных целей модернизации российской экономики возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении <10>.

<10> Губин Е.П., Губин П.Е. Модернизация российской экономики и право. Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии. М.: Юрист, 2010. С. 7 - 8.

Именно поэтому в настоящем исследовании ставится задача определиться с правовым понятием модернизации в сфере развития энергетики с учетом целей Энергетической стратегии России до 2030 г. Отсутствие четкого определения модернизации энергетического объекта как в законодательстве РФ, так и в международных соглашениях может повлечь неблагоприятные последствия для субъектов деятельности по модернизации (как российских компаний, так и иностранных), т.к. спор может коснуться самого предмета договора.

Исходя из отдельных положений о модернизации, содержащихся в законах, подзаконных актах, международных соглашениях, можно сделать вывод о том, что к модернизации энергетических объектов относится деятельность по изменению технологических характеристик существующих энергетических объектов, с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В ходе модернизации изменения могут коснуться и конструкторских характеристик существующего объекта, но это не является специфическим признаком модернизации. Предлагаемое определение понятия модернизации отражает отличие этого понятия от понятия строительства нового объекта, под которым согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается создание зданий, строений, сооружений (в т.ч. на месте сносимых объектов капитального строительства). По смыслу имеющихся положений законодательства под модернизацией как деятельностью понимается деятельность в отношении уже существующего энергетического объекта.

Модернизация отличается также от реконструкции и от капитального ремонта. Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в т.ч. надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Введение в Градостроительный кодекс РФ понятий реконструкции линейных объектов, а также капитального ремонта данных объектов связано с изменением параметров линейных объектов, причем реконструкция линейных объектов может потребовать изменения границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Таким образом, при осуществлении реконструкции, капитального ремонта основная деятельность направлена на изменение параметров либо замену конструкций объекта капитального строительства или элементов таких конструкций.

Таким образом, при модернизации энергетических объектов капитальные конструкции могут и не затрагиваться, в любом случае это не является задачей, которая должна быть достигнута в результате модернизации энергетического объекта. Главное содержание модернизации заключается в совершенствовании энергетического объекта с использованием различных научно-технических достижений, в частности, путем проведения таких работ в отношении энергетического оборудования, задействованного на энергетическом объекте.

Модернизация энергетических объектов целесообразна, когда это позволяет улучшить технологические характеристики объекта, уменьшить вредные выбросы в окружающую среду, и осуществляется при этом в более короткие сроки по сравнению с новым строительством и за меньшую стоимость <11>. Такие выводы были сделаны специалистами по результатам внедренных разработок ЛМЗ, реализованных при модернизации энергетических объектов как на территории РФ, так и за рубежом <12>.

<11> Лисянский А.С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2006. С. 33.
<12> Гудков Н.Н. Проектирование, модернизация и унификация мощностных рядов паровых турбин ЛМЗ, отвечающих требованиям современной теплоэнергетики. СПб., 1997; Лисянский А.С. Комплексная модернизация паровых турбин мощностью 200 и 300 МВт электрических станций: Дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2006.

Так, в работе Н.Н. Гудкова на примере модернизации паровой турбины мощностью 200 МВт (ТЭС "Тахколуото", Финляндия) по замене проточной части ЦНД с сохранением наружного корпуса показано, что при принятии технического решения о возможности продления ресурса турбоагрегата наиболее эффективным способом осуществления модернизации является замена отдельных элементов или целых цилиндров, в результате чего не только увеличивается надежность оборудования, но и улучшаются служебные характеристики турбины (мощность, организация регулируемых отборов пара и т.д.). Приведен также пример мероприятий по модернизации, разработанных на Ленинградском металлическом заводе, связанных с заменой проточной части отдельных цилиндров с сохранением наружного корпуса, организация регулируемых теплофикационных отборов, модернизация вспомогательных систем турбоустановки <13>.

<13> Гудков Н.Н. Указ. соч. С. 22.

Правовой анализ экономических исследований по вопросам модернизации предприятий промышленности показывает, что понятие модернизации рассматривается в ином, гораздо более широком смысле - как один из процессов преобразований промышленных предприятий с использованием радикальных нововведений. В любом случае при модернизации речь идет о замене (преобразовании) в содержательной части энергетического объекта, которая осуществляется с использованием научно-технических достижений, т.е. в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью.

Модернизация энергетических объектов неразрывно связана с результатами инновационной деятельности, в то же время между деятельностью по модернизации и инновационной деятельностью имеются существенные отличия. В отличие от модернизации инновационная деятельность была предметом исследований как в области экономики <14>, так и в области права <15>. Правовая характеристика инновационной деятельности очень четко дана В.Ф. Попондопуло, который отмечает, что инновационная деятельность является рисковой деятельностью, что предопределяется и длительностью инновационного процесса, и тем, что инновационный продукт может быть ранее создан конкурентами и т.д. <16>.

<14> Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982; Санта Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990; Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2001; Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. М., 2002.
<15> Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006.
<16> Попондопуло В.Ф. Указ. соч. С. 596.

О.А. Городов подчеркивает, что корректнее рассматривать инновацию как результат интеллектуальной деятельности (охраняемый либо неохраняемый), получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, подлежащего реализации, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической, в т.ч. предпринимательской, деятельности, либо воплощенный в новом подходе при решении социально-культурных, в т.ч. образовательных задач <17>, а также делает вывод о том, что правильнее говорить не об инновационном предпринимательстве, как самостоятельной разновидности инновационного процесса, а о предпринимательстве в инновационной сфере <18>.

<17> Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 141.
<18> Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 31.

По мнению Н.И. Михайлова, инновации являются собирательным понятием нововведений, в связи с этим предлагается учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий <19>.

<19> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 449.

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" появилось законодательное закрепление понятий инновации, инновационного проекта, инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности <20>.

<20> Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137; Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" // Российская газета. 2011. 26 июля.

Согласно дополнениям, внесенным с 26 июля 2011 г. в ст. 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", под инновацией понимается введение в употребление нового или значительно улучшенного продукта (товара, услуги) или процесса, нового метода продаж или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Закон не содержит положений о том, каким документом (документами) должна подтверждаться инновация. Данный вопрос является важным еще на предварительной стадии согласования проекта о возможности осуществления модернизации энергетического объекта, когда необходимо выяснить основания, возможности выполнения соответствующих работ, стоимость проекта, стоимость инновации, ее принадлежности, условия приобретения инновации. Учитывая стоимость контрактов на модернизацию, строительство энергетических объектов, такие сделки зачастую требуют одобрения тем или иным органом управления компании - стороны договора, соответственно, для принятия решения необходимо представить членам органа управления необходимые документы, обосновывающие целесообразность сделки. Едва ли можно ожидать принятия членами органа управления положительного решения при отсутствии подтверждающих документов <21>.

<21> Согласно ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрена ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 1.

Как видно из определения, предусмотренного в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике", инновация должна представлять собой продукт, процесс, метод, введенные в употребление. Требования к критерию "введенные в употребление" в данном Законе не детализируются, как не детализируется и понятие значительности улучшения продукта (товара, услуги). В положениях Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не поясняется, что должно подтверждать новизну метода продаж или организационного метода в деловой практике.

Некоторую ясность в данный вопрос вносят положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <22>. Согласно ч. 4 ст. 4 данного Закона критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Таким образом, критерии инновации должны будут устанавливаться не на законодательном уровне, а уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

<22> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // Российская газета. 2011. 22 июля.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для принятия решения о проведении модернизации и ее осуществления требуется законченный результат инновационной деятельности. В то же время в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" не указывается защита прав на инновацию. Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленный в ст. 1225 ГК РФ, на сегодняшний день исчерпывающий, понятия "инновация" в этом перечне пока нет со всеми вытекающими правовыми последствиями.

В отношении понятия "инновационная деятельность" следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Таким образом, законодатель предусматривает, что данная деятельность должна быть направлена на реализацию инновационных проектов, но при этом не закрепляет обязательности достижения конкретного результата в определенный срок. Основным отличием инновационной деятельности от модернизации является то, что решение о проведении инновационных разработок может приниматься при понимании того, что данная деятельность обладает повышенным риском, результат может быть не достигнут, достижение результата может затянуться на долгий период времени, а может, как отмечалось выше, быть получен кем-то иным в более ранние сроки <23>. При этом результатом деятельности по модернизации энергетического объекта должен быть своевременно полученный овеществленный результат в виде имущественного объекта, обладающего новыми технологическими характеристиками по отношению к энергетическому объекту до модернизации.

<23> Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 596.

Учитывая вышеуказанные особенности модернизации энергетических объектов, к модернизации энергетического объекта может быть отнесена предпринимательская деятельность, направленная на совершенствование имеющегося энергетического объекта с использованием достижений науки и техники, результатом которой является получение энергетического объекта с новыми технологическими характеристиками. Под достижениями науки и техники в данном определении понимаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК РФ), на которые согласно ст. 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права.

В случае, когда работы по модернизации затрагивают конструктивные элементы энергетического объекта, на такие работы должны распространяться требования для проведения работ по строительству. В то же время работы по модернизации, не затрагивающие конструктивные элементы, в любом случае проводятся на опасном промышленном объекте, и отсутствие правовой регламентации такой деятельности недопустимо.

Необходимо обратить внимание на то, что осуществление деятельности по строительству возможно при соблюдении определенных требований, в т.ч. наличие допуска на осуществление определенного вида работ, получение разрешения на строительство, соблюдение требований в части безопасности строительства, соблюдение стандартов, правил СРО. Учитывая характер работ по модернизации и то, что они осуществляются на опасном промышленном объекте, было бы целесообразным распространение имеющихся требований, а соответственно, и мер государственной поддержки, положений инвестиционного законодательства также и на деятельность по модернизации энергетических объектов. При проведении данной деятельности с нарушением требований законодательства и норм СРО на нарушителей должна распространяться предусмотренная законом административная, уголовная ответственность, а также применяться меры дисциплинарного воздействия СРО.

Отношения, которыми опосредуется деятельность по модернизации энергетических отношений, имеют много общего с отношениями, которыми опосредуется деятельность по строительству энергетических объектов.

Деятельность по модернизации также опосредуется как частноправовыми отношениями, так и публично-правовыми отношениями. В то же время сфера частноправовых и публично-правовых отношений, опосредующих деятельность по модернизации энергетических объектов, существенно расширена за счет включения в данные отношения лиц, обладающих правами на результаты интеллектуальной деятельности, числа уполномоченных государственных органов (федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, товарных знаков, а также функции по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) <24>), соответственно, более широкой является и законодательная база, регулирующая деятельность по модернизации энергетических объектов, которой должны охватываться и нормы по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности.

<24> Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 26. Ст. 2668.

Рассматривая вопросы, связанные с понятийным аппаратом в строительной деятельности, следует отметить, что в настоящее время нет и единообразия в понятийном аппарате в отношении деятельности, связанной с созданием новых объектов капитального строительства или с тем или иным изменением их качественных и (или) конструктивных характеристик. Так, например, в Градостроительном кодексе РФ имеются понятия строительства и реконструкции, в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности отнесены в т.ч. расширение, капитальный ремонт, техническое перевооружение. При этом в ст. 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сформулированы требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению. Однако, несмотря на закрепленные требования, понятийный аппарат данного Закона состоит только из трех позиций и включает в себя согласно ст. 3 понятия промышленной безопасности опасных производственных объектов, аварии на опасном производственном объекте и инциденте.

В Налоговом кодексе РФ выделяются лишь основания для выполнения работ по достройке, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств (ст. 257). При этом согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 в разделе "Восстановление основных средств" указано, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции <25>. Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации предусмотрено, что на каждом энергетическом объекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок, однако понятийный аппарат отсутствует <26>.

<25> Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26-н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 // Российская газета. 2001. 16 мая.
<26> Приказ Министерства энергетики РФ от 19 июня 2003 г. N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 43.

Отсутствие единообразия в определении деятельности, связанной со строительством и модернизацией опасного промышленного объекта, увеличивает риски возникновения различных спорных ситуаций между всеми лицами, участвующими в такой деятельности.

Интересно отметить, что в законодательстве СССР определения понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения (модернизация тогда рассматривалась как деятельность в ходе технического перевооружения) были установлены совместным письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР и ЦСУ СССР от 8 мая 1984 г. N НБ-36-Д-23/Д/144/6-14 в соответствии с поручением Совета Министров СССР от 21 декабря 1983 г. <27>. Представляется, что и в настоящее время было бы полезно на законодательном уровне либо на уровне межведомственного акта ввести единообразное понятие модернизации. Данная проблема может быть разрешена и путем введения указанного понятия в отраслевое законодательство, при наличии специальных оговорок в части применения норм общего законодательства.

<27> Письмо Госплана СССР от 08.05.1984 N НБ-36-Д // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1985. N 1.

По результатам правового анализа понятие модернизации энергетических объектов может быть определено следующим образом: это предпринимательская деятельность, направленная на изменение качества технологических характеристик существующего имущественного объекта, непосредственно используемого в процессе добычи, переработки, производства, передачи энергии, осуществляемая с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, результатом которой является получение энергетического объекта с новыми технологическими характеристиками.

Законодательное закрепление понятия модернизации должно повлечь за собой согласование различных смежных законодательных актов, внесение в них дополнений: инвестиционное законодательство, законодательство о промышленной безопасности, административное, уголовное и др. Дополнение существующего законодательства требованиями в части осуществления модернизации энергетических объектов отвечает в первую очередь главному стратегическому ориентиру долгосрочной государственной энергетической политики, которым является энергетическая безопасность, а также позволит более эффективно осуществлять инвестиционные проекты по модернизации существующих энергетических объектов.