Мудрый Юрист

Проблемы оптимизации реагирования на организованную преступность, в том числе на преступления террористического и экстремистского характера в южном федеральном округе в 2011 году

Паненков А.А., старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В 2011 г. в России произошло снижение на 8,5% количества зарегистрированных преступлений - 2404807 против 2628799 преступлений в 2010 г. В Южном федеральном округе (ЮФО) также произошло снижение на 5,5% количества зарегистрированных преступлений (193702 против 205079 преступлений в 2010 г.).

Организованная преступность - это сложная система организованных преступных формирований (ОПФ), их отношений и деятельности <1>. Несмотря на снижение в целом динамики числа зарегистрированных преступлений, связанных с участием в ОПФ (ст. ст. 208, 209, 210, 239, 282.1, 282.2 УК РФ), и преступлений организованных групп в России, все равно остается высокой степень общественной опасности этой преступности.

<1> Долгова А.И. Криминология. М., 2010. С. 549.

В России на прежнем уровне остался бандитизм: в 2011 г. было зарегистрировано 183 преступления по ст. 209 Уголовного кодекса Российской Федерации (бандитизм) (2010 г. - 184 преступления, снижение на 0,5%, удельный вес в структуре преступности 0,01 и 0,01% соответственно). В ЮФО количество этих преступлений увеличилось: было зарегистрировано 12 преступлений по ст. 209 Уголовного кодекса Российской Федерации (бандитизм) (2010 г. - 8 преступлений, снижение на 50,0%, удельный вес в структуре преступности 0,00 и 0,01% соответственно). В качестве примеров успешной борьбы с бандитизмом и преступными сообществами (организациями) можно привести ряд резонансных уголовных дел 2011 года.

Направлено в суд уголовное дело в отношении участника банды "Цапковские", действовавшей в станице Кущевской Краснодарского края <2>.

<2> Направлено в суд уголовное дело в отношении участника банды "Цапковские", действовавшей в станице Кущевской Краснодарского края. 17.11.2011. URL: http://genproc.gov.ru/. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сергей Воробьев утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Андрея Быкова, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209, п. п. "а", "в", "д", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 30, п. п. "а", "д", "ж", "з" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. п. "а, "ж", "з" ч. 2 ст. 105, п. п. "а", "в" ч. 4 ст. 162, ч. 2 ст. 167, ч. 4 ст. 166, ч. 2 ст. 326, ч. 3 ст. 222 УК РФ (участие в устойчивой вооруженной группе (банде) и в совершаемых ею нападениях; убийство; приготовление и покушение на убийство; разбой; умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества; неправомерное завладение автомобилем без цели хищения; подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства; незаконные передача, хранение, перевозка и ношение оружия, боеприпасов).

В Южном федеральном округе в 2011 г. направлено в суд уголовное дело в отношении участников преступного сообщества, обвиняемых в вовлечении в занятие проституцией и торговле людьми. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в Южном федеральном округе С. Воробьев утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении В. Еремадзе, Е. Бурлуцкой, Г. Мамедовой, Е. Гуськовой и А. Хабибуллиной. Органами предварительного следствия они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе), п. "в" ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми), ч. 3 ст. 240 УК РФ (вовлечение в занятие проституцией) <3>.

<3> В Южном федеральном округе направлено в суд уголовное дело в отношении участников преступного сообщества, обвиняемых в вовлечении в занятие проституцией и торговле людьми. URL: http:// genproc.gov.ru/ news/ news-74468/.

Несмотря на снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом в 2011 г., общественная опасность их участников осталась очень велика. По России было зарегистрировано 17691 преступление (из числа расследованных), совершенное организованной группой или преступным сообществом (2010 г. - 22251 преступление, снижение на 20,5%, удельный вес в структуре преступности 1,6 и 1,3% соответственно). В ЮФО также произошло снижение: было зарегистрировано 1124 преступления (из числа расследованных), совершенных организованной группой или преступным сообществом (2010 г. - 1182 преступления, снижение на 4,9%, удельный вес в структуре преступности 1,0 и 1,0% соответственно).

Преступления террористического характера

В 2011 г. в России произошел рост на 7,1% зарегистрированных преступлений террористического характера (581 преступление в 2010 г. против 622 в 2011 г., удельный вес в структуре преступности 0,02 и 0,03% соответственно). Как и ранее, наибольшее их количество (464 в 2010 г. против 576 в 2011 г. - рост на 24,1%, удельный вес в структуре преступности 0,62 и 0,80% соответственно) произошло в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Несмотря на снижение на 31,9% зарегистрированных преступлений террористического характера (320 в 2010 г. против 218 преступлений, удельный вес в структуре преступности 6,99 и 5,12 соответственно), в 2011 г. в Чеченской Республике (она стояла на втором месте после Республики Дагестан) 220 зарегистрированных преступлений против 63 в 2010 г. (рост на 249,2%, удельный вес в структуре преступности 0,54 и 1,75 соответственно). В преступлениях террористического характера наибольший сегмент продолжали занимать преступления, предусмотренные ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования (НВФ) или участие в нем).

Ранжирование округов по преступлениям террористического характера в 2011 г. в России выглядело таким образом: СКФО - 576 преступлений террористического характера (2010 г. - 464 преступления), ЦФО - 14 (2010 г. - 24), ЮФО - 7 (2010 г. - 9), СФО - 5 (2010 г. - 12), ПФО - 4 (2010 г. - 30 преступлений), УФО - 4 (2010 г. - 13 преступлений), СЗФО - 2 (2010 г. - 6 преступлений), ДФО - 1 (2010 г. - 10). В Южном федеральном округе (ЮФО) было зарегистрировано 7 преступлений террористического характера (2010 г. - 9 преступлений), что на 22,2% ниже, чем в 2010 г. Ранжирование субъектов ЮФО по количеству зарегистрированных преступлений террористического характера в 2011 г. выглядело таким образом: Республика Адыгея - 4 (2010 г. - 5 преступлений, снижение на 20%, удельный вес в структуре преступности 0,11 и 0,09 соответственно), Астраханская область - 2 (2010 г. - 2 преступления, рост - 0%, удельный вес в структуре преступности 0,01 и 0,01% соответственно), Краснодарский край - 1 (2010 г. - 0), Волгоградская область - 0 (2010 г. - 1), Ростовская область - 0 (2010 г. - 1), Республика Калмыкия - 0 (2010 г. - 0).

Например, прокуратура Республики Адыгея, подведя итоги, посчитала, что состояние законности в сфере межнациональных отношений, противодействия терроризму и экстремистской деятельности характеризуется увеличением более чем на 50% выявленных прокурорами нарушений названного законодательства и в 3 раза - обращений граждан по фактам таких нарушений. Не в полной мере органами государственной власти и местного самоуправления республики выполняются возложенные на них законом задачи и обязанности в сфере профилактики терроризма и экстремизма. Деятельность муниципальных антитеррористических комиссий не отвечает предъявляемым требованиям <4>.

<4> Прокуратурой Адыгеи подведены итоги работы за прошлый год и определены задачи на 2011 год. URL: http://hghltd.yandex.net/.

Угроза совершения резонансных террористических актов в России сохранилась. Борьба с организованными формами терроризма в России продолжается в 2012 г. Достаточно ознакомиться с содержанием сайта Национального антитеррористического комитета (НАК), чтобы понять интенсивность и сложность этой борьбы <5>.

<5> Установлены личности боевиков, уничтоженных при спецоперации в КБР // Вести. 12.01.2012; В Казани застрелили особо опасного экстремиста и задержали его жену - возможную смертницу // Интернет-агентство NewsRu.com. 12.01.2012; Террор на "Кавказе" // Коммерсантъ. 12.01.2012; Трагедия произошла при осмотре оставшейся части бомбы. В результате самопроизвольного взрыва от полученных ранений скончался на месте 43-летний старший прапорщик полиции, взрывотехник инженерно-технического отдела ОМОН МВД по Дагестану Камиль Халилов, один из самых опытных сотрудников этого подразделения. Еще восемь сотрудников правоохранительных органов, в том числе взрывотехники УФСБ, получили осколочные ранения различной степени тяжести и были госпитализированы. 15 самоподрывов в Москве и на Северном Кавказе унесли 64 жизни в 2011 году // Информационно-аналитический портал Ingnews. 11.01.2012; В результате 15 самоподрывов, совершенных смертниками в 2011 году на территории Северо-Кавказского федерального округа и в Москве, погибли 64 человека и как минимум 224 были ранены. Таковы данные "Кавказского узла", основанные на информации собственных корреспондентов и сведениях из открытых источников. 24 января в аэропорту Домодедово в Москве теракт унес жизни 38 человек, еще 173 человека были ранены. Ответственность за организацию теракта взял на себя лидер боевиков Северного Кавказа Докку Умаров. В Чечне в 2011 году произошло семь самоподрывов, в результате которых погибли 16 человек, включая семь членов вооруженного подполья, и не менее 21 человека было ранено. В Дагестане в 2011 году произошло четыре самоподрыва, в результате которых погибли семь человек, включая смертников, еще 30 было ранено. В Ингушетии зафиксировано два самоподрыва, в результате которых погибли двое смертников. В Кабардино-Балкарии имел место один самоподрыв предполагаемого боевика, совершенный при попытке его задержания, раненых и погибших среди силовиков не было. В Северной Осетии и Карачаево-Черкесии в 2011 году таких инцидентов не зафиксировано. Тем не менее сохраняется тенденция проведения терактов вне зоны вооруженного конфликта, в частности, в Москве // Информационно-аналитический портал ingnews. 11.01.2012. URL: http:// nak.fsb.ru/ nac/ media/ review/ antiterror/ detail.

В 2011 г. в России было зарегистрировано всего 29 террористических актов, что на 6,5% ниже, чем в 2010 г. (31 террористический акт). В ЮФО был зарегистрирован 1 террористический акт против 2 в 2010 г. (снижение на 50%). Этот террористический акт имел место в Астраханской области <6>.

<6> Кошкин А. Волгоград взрывали из Астрахани. Астраханские ваххабиты признались в организации теракта в Волгограде. Четверо задержанных по подозрению в подготовке теракта в Астрахани признались в организации взрывов в Волгограде в апреле 2011 года. По данным следствия, все фигуранты дела являются приверженцами радикального ислама. Как заявляют сами предполагаемые подрывники, теракты в Волгограде были пробными; настоящие они готовили в Астрахани на 9 мая 2011 г. Два самодельных взрывных устройства, начиненных гайками и болтами, сработали 26 апреля 2011 года у здания Волгоградской академии МВД и у здания ОГИБДД УВД по городу Волгограду. Пострадавших не было. URL: http://www.gazeta.ru/; СК: банда астраханского исламиста устроила взрывы в Волгограде и готовила теракт в развлекательном комплексе. Взрывы в Волгограде. 26 апреля в Волгограде сработали два самодельных взрывных устройства. Первый взрыв прогремел у здания ГИБДД города, а второй произошел при разминировании самодельного взрывного устройства на автостоянке у Юридической академии МВД России. Пострадавших не было. По факту взрыва у здания ГИБДД было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное с применением оружия) и ст. 222 УК РФ (незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств). По факту взрыва у академии МВД дело возбуждено по ч. 3 ст. 30, ст. 213 УК РФ (покушение на хулиганство) и ч. 1 ст. 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов). Позднее два дела были объединены в одно производство. ГУВД по Волгоградской области объявило о вознаграждении в сумме 1 млн. рублей за информацию, способствующую раскрытию взрывов. URL: http://www.news.ru.

Судами субъектов ЮФО выносились обвинительные приговоры по преступлениям террористического характера. Так, приговором Майкопского городского суда от 24 февраля 2011 г. житель Майкопа Александр Артеев 1984 года рождения признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и ч. 1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), и ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Артеев свою вину в инкриминируемых ему преступлениях признал полностью <7>.

<7> В Адыгее вынесен приговор 26-летнему местному жителю за совершение преступлений экстремистской направленности. URL: http://hghltd.yandex.net/

Преступления экстремистского характера

В 2011 г. в России произошло снижение на 5,2% зарегистрированных преступлений экстремистской направленности (656 преступлений в 2010 г. против 622 в 2011 г., удельный вес в структуре преступности 0,02 и 0,03 соответственно). Как и ранее, наибольшее их количество (255 в 2010 г. против 196 в 2011 г. - снижение на 23,1%, удельный вес в структуре преступности 0,04 и 0,03 соответственно) зарегистрировано в ЦФО, ПФО - 110 и 120 преступлений соответственно, СЗФО - 62 и 73 преступления соответственно, ЮФО - 28 и 48 преступлений соответственно (рост на 71,4%, удельный вес в структуре преступности 0,01 и 0,02 соответственно). Ранжирование округов по преступлениям экстремистской направленности в 2011 г. выглядело таким образом: ЦФО - 255 (2010 г.) и 196 (2011 г.) преступлений, ПФО - 110 и 120 преступлений соответственно, СЗФО - 62 и 73, СКФО - 53 и 51, СФО - 73 и 51, ЮФО - 28 и 48, УФО - 42 и 46, ДФО - 30 и 24 преступлений соответственно.

В ЮФО в 2011 г. увеличилось количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: 48 преступлений против 28 преступлений в 2010 г., что на 71,4% выше, чем в 2010 г. (удельный вес в структуре преступности 0,01 и 0,02 соответственно). Ранжирование субъектов ЮФО по количеству зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2011 г. выглядело таким образом: Краснодарский край - 14 (2010 г. - 12, рост на 16,7%, удельный вес в структуре преступности 0,02 и 0,02% соответственно), Республика Адыгея - 13 (2010 г. - 6 преступлений, рост на 116,7%, удельный вес в структуре преступности 0,13 и 0,28 соответственно), Ростовская область - 8 (2010 г. - 2, рост на 300%, удельный вес в структуре преступности 0,00 и 0,01% соответственно), Астраханская область - 7 (2010 г. - 4 преступления, рост - 75%, удельный вес в структуре преступности 0,02 и 0,03% соответственно), Волгоградская область - 6 (2010 г. - 3, рост на 16,7%, удельный вес в структуре преступности 0,01 и 0,01% соответственно), Республика Калмыкия - 0 (2010 г. - 1).

Таким образом, по количеству зарегистрированных преступлений террористического характера в ЮФО на первом месте в 2011 г. была Республика Адыгея (4 преступления), по преступлениям экстремистской направленности - Краснодарский край (14 преступлений).

Генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка заявил, что для распространения вредных "экстремистских настроений" используется Интернет. "Недопустимо, когда отдельные личности используют людей в качестве инструмента для достижения своих политических целей, причем далеко не чистоплотных. Ведь деньги на все это зачастую поступают из источников, которые находятся за пределами России", - сказал Чайка в интервью "Российской газете" <8>.

<8> Генпрокурор Чайка: Интернет способствует экстремизму // Информационно-аналитический портал Ingnews, Газета.Ru. URL: http:// nak.fsb.ru/ nac/ media/ review/ antiterror/ detail. "Пользоваться Интернетом, безусловно, очень удобно, и неудивительно, что социальные сети так популярны. К сожалению, эта популярность зачастую играет на руку экстремистски настроенным гражданам", - сказал Чайка. "В одной из популярных российских социальных сетей в Интернете в прошлом году было выявлено сразу несколько групп, входивших в состав запрещенной судом экстремистской организации. Их численность составляла несколько тысяч человек и постоянно росла. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Однако принимаемые меры, как правило, недостаточны, поскольку большинство таких сайтов продолжают свою работу и публикацию запрещенных материалов", - отметил Чайка. Он пояснил, что трудности с ликвидацией подобных сайтов связаны с расположением их серверов за рубежом.

Прокуратура принимала активное участие в профилактике экстремистских преступлений. В конце декабря 2011 г. прокурор Республики Адыгея в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея с участием республиканского телевидения провел круглый стол на тему "Религиозный экстремизм" <9>.

<9> Прокурор Республики Адыгея провел круглый стол на тему "Религиозный экстремизм" // Новости. 27.12.2011. Прокуратура Республики Адыгея. URL: http://www.adygproc.ru/.

Прокуратурой г. Волгодонска проведена проверка исполнения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию в части открытого доступа в сети Интернет к информационным ресурсам, подключения библиотеки к сети Интернет в МУК "Централизованная библиотечная система". Одновременно прокуратурой г. Волгодонска в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону к ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Ростовского филиала Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" направлено исковое заявление об исключении доступа к негативной информации, распространяемой по сети Интернет, в МУК "Централизованная библиотечная система", Центральная детская библиотека, Библиотека для юношества N 3 <10>.

<10> Прокуратура г. Волгодонска требует через суд исключить в библиотеках доступ к негативным интернет-сайтам, пропагандирующим экстремизм, терроризм, наркотики и суициды. URL: http://www.prokuror.rostov.ru/. В ходе проверки с компьютеров МУК "ЦБС", а также ее структурных подразделений был получен доступ к Интернет-сайтам общественных организаций, признанных экстремистскими организациями, а также к интернет-сайтам, пропагандирующим терроризм, содержащим сведения о приготовлении взрывных устройств в домашних условиях, в режиме on-line предлагающих приобрести различные виды наркотических веществ, а также к интернет-сайтам, содержащим подробные описания способов совершения суицида, фотоматериалы завершенного самоубийства.

По мнению известных криминологов, "недопустимо отождествлять оценку состояния организованной преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, потому что состояние и изменение организованной преступности прежде всего и в значительной мере определяются общими условиями экономического, социального, политического и духовного характера" <11>.

<11> Долгова А.И. Указ. соч. С. 583.

Во всех округах и субъектах России в 2011 г. недостаточно внимания уделялось борьбе с финансированием терроризма и экстремизма <12>.

<12> Программы по решению проблем борьбы с финансированием экстремизма находятся в стадии разработки. В 2010 - 2011 гг. изучалась проблема борьбы с финансированием терроризма (БФТ), подготовлена Программа и рекомендации по БФТ в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В связи с этим Президент Российской Федерации поручил первому заместителю Председателя Правительства Виктору Зубкову в целях повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций (в т.ч. с использованием фирм-однодневок), направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов, сформировать межведомственную рабочую группу под его руководством с участием представителей правоохранительных органов, Банка России и ФНС России, а также обеспечить работу группы на регулярной основе <13>.

<13> Поручение о создании рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. URL: http://kremlin.ru/.

Тем не менее отдельные примеры успешного выявления, привлечения к установленной ответственности лиц, финансировавших терроризм, и их осуждения есть. Следует отметить, что эта категория уголовных дел очень сложна в расследовании не только с точки зрения сбора и оценки доказательств на досудебной стадии разбирательства, но и в суде. Основными доказательствами по делу являются детализированные показания подсудимых, осужденных, свидетелей, результаты оперативно-розыскной деятельности, а также детализация телефонных переговоров подсудимого с позиционированием места его выхода в эфир.

Так, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы адвокатов Журавлева В.Д., Шахкелдова Ф.Г. и Ачмиза Л.Г. в интересах осужденного Ачмиза Р.К., изложенные в жалобе, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея нашла приговор в отношении его законным, обоснованным и справедливым. Как следует из приговора суда и материалов дела, Ачмиз Р.К. совершил финансирование незаконного вооруженного формирования в форме предоставления денежных средств в сумме 2 тысячи долларов США. Сетов А.Н., имея намерение в этот же день выехать в Республику Дагестан, чтобы оказывать содействие в деятельности незаконного вооруженного формирования, приехал в аул Новая Адыгея, где он постоянно проживает с семьей, для встречи с подсудимым Ачмизом Р.К. Сетов встретился с Ачмизом в мечети аула. После намаза они вместе пошли домой к Ачмизу. По пути Сетов объяснил ему, что выезжает в Республику Дагестан, и в связи с этим попросил оказать материальную помощь. При этом Сетов пояснил Ачмизу, что деньги нужны для поездки и оказания помощи "братьям", имея в виду незаконные вооруженные формирования, которые действуют на территории Дагестана. Ачмиз Р.К. в промежуток времени между 13 ч. 30 мин. и 14 ч. 30 мин. в своем домовладении, расположенном в ауле Новая Адыгея, передал Сетову А.Н. 2 тысячи долларов США, понимая, что эти деньги могут быть использованы на нужды незаконного вооруженного формирования. В судебном заседании осужденный вину не признал, считая, что обвинение в отношение него сфабриковано сотрудниками УФСБ за отказ от сотрудничества с ними и предоставления определенной информации. Между тем вина Ачмиза Р.К. в совершении указанного преступления доказана. Доводы кассационных жалоб не подлежат удовлетворению, поскольку суд первой инстанции принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела <14>.

<14> Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 21 ноября 2011 г. На основании ч. 3, ч. 5 ст. 69 УК РФ окончательное наказание Ачмизу Рустаму Кушуковичу - по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. URL: http://actoscope.com/.

Причинный комплекс преступности в ЮФО

Причинный комплекс преступлений террористического и экстремистского характера на Северном Кавказе (СКФО, ЮФО) в 2005 - 2011 гг. существенно не изменился. Опросы населения, сотрудников правоохранительных органов, осужденных за террористические преступления в 2005 - 2011 гг. подтвердили это. Руководство России принимало энергичные меры по улучшению социально-экономического положения населения, созданию рабочих мест, ликвидации безработицы, пропаганде идей традиционного ислама и контрпропаганде идей ваххабизма, улучшению духовного воспитания молодежи, работе с родителями, дети которых примкнули к организованным преступным формированиям. Принимались также меры по борьбе с коррупцией, нейтрализации кровной мести, клановости в Республиках Северного Кавказа, ЮФО. Важно не только существенно улучшать социально-экономическое положение жителей республик в СКФО, но и одновременно воздействовать на потребностно-мотивационную сферу проживающих там граждан, изменение их ценностной ориентации. Эти изменения не происходят быстро: для этого необходимы годы. Важно изучать личность участников организованных преступных формирований в целях оптимизации системы профилактики. Ю.М. Антонян считает, что в условиях глобализации правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания изучению психологии терроризма <15>.

<15> Террористы-самоубийцы - это инфантильные личности, остановившиеся в психологическом развитии на рубеже семи лет, считает исследователь психологии терроризма профессор Юрий Антонян. URL: http://antonyan-jm.narod.ru/.

Важно предупреждать преступления террористического и экстремистского характера, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной террористической и экстремистской деятельности. Террористическая инфраструктура в России полностью не разрушена, военная организационно-штатная структура, носящая иерархо-сетевой характер, в деятельности организованных преступных формирований (ОПФ) сохранилась (например, международная террористическая организация Д. Умарова "Кавказский эмират"), и ее члены перешли к партизанским методам ведения борьбы против правоохранительных органов и спецслужб России.

Прогноз

В 2012 г. остается актуальной угроза совершения резонансных террористических актов как в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетия, субъектах ЮФО, так и в целом в России (особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах), ибо не ликвидирован причинный комплекс преступлений террористического характера, указанный выше. В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия <16>, наркотиков силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров международных террористических организаций и наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, следует прогнозировать активизацию участников ОПФ: использование "смертников", в т.ч. на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, минирование самодельными взрывными устройствами путей передвижения транспорта с военнослужащими ВВ МВД РФ и Министерства обороны Российской Федерации, расширение географии террористических актов и террористической активности на другие субъекты Российской Федерации.

<16> Скандалом с продажей автоматов Калашникова занялся Рогозин. URL: http://www.nr2.ru/.

Предложения по оптимизации борьбы:

  1. В первую очередь необходимо принять исчерпывающие меры по выявлению и разрушению инфраструктуры подготовки "смертников" как в России, так и за рубежом (лагеря, базы подготовки и т.д.), нейтрализовав организаторов и инструкторов по их подготовке (включая наемников и эмиссаров международных террористических организаций), ибо правоохранительные органы и спецслужбы России не могут постоянно или длительное время находиться в состоянии повышенной боевой готовности (усиленного режима несения службы) к пресечению потенциальных террористических актов на режимных и особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), транспорта, объектах жизнеобеспечения населения, других критических объектах, в местах массового пребывания мирных граждан на всей территории России. В разумные сроки завершить реформирование правоохранительной системы России.
  2. Успех борьбы с терроризмом и экстремизмом в России невозможен без установления и ликвидации каналов и источников финансирования терроризма и экстремизма. Учитывая высокую степень латентности этих преступлений и конспирации международных террористических организаций, выявление финансирования терроризма затруднено. Следует принять дополнительные меры по выявлению и ликвидации внешних и внутренних источников и каналов финансирования организованной террористической и экстремистской деятельности, задействовав потенциал (помимо МВД, ФСО, ФСИН, ФСКН, ФСБ России, таможенных органов) в т.ч. СВР, Министерства иностранных дел России, Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В первую очередь перестроить и организовать по-новому борьбу с преступлениями экономической направленности в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетия и других субъектах СКФО и ЮФО, ибо произошло сращивание финансовых основ организованной экономической и террористической преступности, т.е. часть похищенных бюджетных средств направлялась на финансирование терроризма и экстремизма.

Проведенные в 2011 г. исследования свидетельствовали о недостаточной теоретической и практической подготовленности следователей Следственного комитета Российской Федерации к расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма, низком уровне взаимодействия оперативных подразделений ФСБ, МВД России, Росфинмониторинга со следственными подразделениями; при большом количестве оперативно значимой информации по финансированию терроризма она оставалась неизвестной подавляющему большинству следователей и не реализовывалась в конкретных уголовных делах, отсутствовал должный уровень взаимодействия и координации действий правоохранительных органов и спецслужб России со следственными подразделениями, направленный на решение проблем выявления, возбуждения, расследования и направления в суд уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. Следователи пришли к выводу о том, что необходимо создание в регионах со сложной криминальной ситуацией (СКФО, Москве, Санкт-Петербурге и др.) специальных подразделений по расследованию только этой категории уголовных дел, т.е. террористических преступлений (в т.ч. приостановленных уголовных дел) и их финансирования.

  1. Криминальная ситуация в России требует незамедлительного воссоздания на качественно новой основе управлений по борьбе с организованной преступностью и самостоятельных, вертикально-структурированных центров по борьбе с терроризмом (центры "Т") в системе реформируемого МВД Российской Федерации, в наиболее уязвимых регионах с активной террористической деятельностью: СКФО, Москва, Санкт-Петербург, ЮФО и т.д. Следует также воссоздать Восьмое Главное управление МВД РФ и централизованную систему прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах находятся в структуре областных, краевых и республиканских прокуратур, которые напрямую не подчиняются Генеральной Прокуратуре РФ), т.к. в ОПК направляются крупные (триллионы рублей) суммы, и лидеры международных террористических организаций вынашивают планы, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Последствия террористических атак на объекты ОПК, ракетно-ядерного комплекса, атомных электростанций могут иметь катастрофические последствия для государства.
  2. Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по борьбе с терроризмом и его финансированием, т.е. в ст. 25 Федерального закона "О противодействии терроризму" и ст. 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следующего содержания: "может выплачиваться денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования терроризма, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших финансирование терроризма", т.е. за оперативно значимую информацию о внутренних или внешних источниках и каналах финансирования терроризма (предлагалось в 2009 г.). Данная мера будет более эффективной, если законодатель в двух Федеральных законах укажет сумму вознаграждения в виде "вилки" - от 5 до 10% от суммы финансирования терроризма, изъятой сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или расследования уголовного дела. Следует криминализировать такие понятия как "хранение и сокрытие финансовых средств для финансирования терроризма".
  3. Ввести в Федеральный закон "О противодействии терроризму" новую статью 26.1 "Надзор за законностью осуществления противодействия терроризму" следующего содержания: "1. Надзор за исполнением законов при осуществлении противодействия терроризму осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. 2. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а также принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации".
  4. Организованная террористическая и экстремистская деятельность являются только сегментами организованной преступности. Необходимо принятие комплексного Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью", подготовленного в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации под руководством профессора А.И. Долговой. Принятие этого закона качественно улучшит борьбу с преступлениями террористического и экстремистского характера.
  5. Постоянно должна проводиться работа по увеличению технических средств по обнаружению и маркировке взрывчатых веществ (ВВ), расширению возможности использования кинологической службы МВД РФ, Вооруженных Сил Российской Федерации, увеличению числа видеокамер с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) разыскиваемых лиц, причастных к террористической деятельности в местах массового скопления граждан, на режимных и особо режимных объектах. Следует существенно перестроить работу участковых уполномоченных. Лица, стоящие на оперативном учете, как склонные к террористической деятельности (родственники осужденных за преступления террористического характера, "террористов-смертников", "черные вдовы" и т.д.), должны быть под постоянным контролем, и их любое передвижение в районе, республике, области России должно отслеживаться. 16 - 17 февраля 2011 г. состоялась 10 международная научно-практическая конференция "Терроризм и безопасность на транспорте", в которой участвовал и выступил автор статьи. Некоторые его предложения нашли отражение в оптимизации системы безопасности на железнодорожных вокзалах г. Москвы в начале 2012 г. <17>. Анализ криминальной ситуации в транспортной инфраструктуре проводится правоохранительными органами, спецслужбами России, министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами. Аналогичные предложения, по всей видимости, делались сотрудниками других правоохранительных органов и спецслужб России, что в конечном итоге привело к созданию системы КАРС - комплексная автоматическая розыскная система <18>.
<17> Паненков А.А. Проблемы борьбы с террористическими актами, в том числе "смертников", в России в 2010 году. Предложения А.А. Паненкова, изложенные в статье, переданные организаторам конференции: "...Шире использовать, в том числе на дальних подступах к транспортной инфраструктуре, видеосистемы отечественных и зарубежных разработчиков с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) объявленных в розыск участников организованной террористической деятельности и их пособников, с выводом информации на мониторы ситуационно-кризисных центров (СКЦ) для принятия немедленных управленческих решений по нейтрализации террористических угроз..."
<18> На Казанском вокзале запустят систему распознавания лиц, разработанную вместе с ФСБ // РИА Новости. URL: http://www.agentura.ru/. Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД планирует в начале 2012 года запустить в тестовую эксплуатацию на Казанском вокзале столицы разработанную совместно с ФСБ России систему по автоматическому распознаванию лиц, находящихся в розыске. Это система идентификации лиц, которая будет сравнивать пассажиров с находящимися в базах розыска людьми в автоматическом режиме. Система называется КАРС - комплексная автоматическая розыскная система, состоящая из 170 видеокамер и 90 серверов для обработки данных. Система будет установлена на Казанском вокзале до конца 2011 года. Тестовые испытания начнутся в начале 2012 года. В случае успешного испытания КАРС подобные системы могут быть внедрены на других железнодорожных вокзалах Москвы, а также Северного Кавказа.
  1. В США вопросами контртеррористической деятельности, национальной безопасности и разведки занимаются 1271 государственная организация и 1931 частная компания. Только финансирование терроризма отслеживает 51 федеральная организация и военное ведомство США. Число людей, допущенных к сверхсекретной информации, превысило уже 854 тысячи человек <19>. Очевидно, в том числе и этим можно объяснить относительные успехи американцев в борьбе с терроризмом и его финансированием.
<19> Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. 2010. 21 июля. N 105.

В структуре научных учреждений многих правоохранительных органов России имеются соответствующие подразделения институтов, антитеррористические центры <20> и научно-консультативные советы при них <21>, филиалы, международные центры научных исследований <22>, научно-исследовательские отделы <23>, секторы по борьбе с терроризмом и его финансированием, исследовательские центры TraCCC в России: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://sartraccc.sgap.ru), Челябинский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://cheltraccc.susu.ac.ru), Владивостокский Центр по исследованию организованной преступности (http://www.crime.vl.ru), Кавказский офис (TraCCC CO, основан 15 января 2003 г. при содействии Центра по изучению терроризма, транснациональной преступности и коррупции (TraCCC)), США - The Terrorism, Transnational Crime and Corruption Center (TraCCC), USA (http://policy-traccc.gmu.edu). Существует межрегиональная общественная организация по содействию борьбе с терроризмом и экстремизмом <24>.

<20> Антитеррористический Центр государств - участников Содружества Независимых Государств (Антитеррористический Центр СНГ, АТЦ СНГ) - отраслевой орган Содружества Независимых Государств, обеспечивающий координацию взаимодействия компетентных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Образован Решением Совета глав государств - участников СНГ (СГГ СНГ) от 21 июня 2000 г. 1 декабря 2000 г. решением СГГ СНГ утверждено Положение об антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности сотрудников и финансовом обеспечении деятельности. Руководитель АТЦ СНГ утверждается решением СГГ СНГ. В 2000 - 2006 гг. должность руководителя занимал генерал-полковник Борис Александрович Мыльников, с 2006 г. - генерал-полковник милиции (с 2011 г. - генерал-полковник полиции) Андрей Петрович Новиков. URL: http://ru.wikipedia.
<21> Решением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников "О создании научно-консультативного совета при АТЦ СНГ" от 16 мая 2002 г. из числа ученых и специалистов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом создан Научно-консультативный совет (НКС) при АТЦ СНГ. Научно-консультативный совет при АТЦ СНГ является внештатным коллегиальным органом, участвующем в научно-правовом, экспертном и информационно-консультативном обеспечении деятельности Центра. НКС при АТЦ СНГ готовит предложения по выработке и совершенствованию концепции деятельности АТЦ СНГ. URL: http://www.cisatc.org/.
<22> "Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму" (Некоммерческое партнерство (НП) "МЦПТ" и ее печатного органа). В соответствии с рекомендациями министра иностранных дел РФ и пожеланиями руководства Национального антитеррористического комитета (НАК), основными задачами центра в научно-образовательной и исследовательской деятельности являются: изучение проблем противодействия террористической идеологии; анализ антиобщественных явлений современных обществ, связанных и/или способствующих радикализму и экстремизму; проведение гуманитарных и правовых исследований в области защиты критически важных объектов инфраструктуры и развития антитеррористического государственно-частного партнерства с учетом Глобальной антитеррористической стратегии ООН и российской антитеррористической инициативы 2006 г. URL: http://www.rudn.ru/.
<23> НИО N 2 ВНИИ МВД Российской Федерации. В настоящее время основными направлениями научных исследований НИО N 2 и региональных подразделений являются: изучение и прогнозирование региональных особенностей преступности в субъектах Российской Федерации; борьба с терроризмом и экстремизмом; профилактика преступлений и правонарушений, а также ряд других актуальных проблем. В своей деятельности НИО N 2 тесно взаимодействует с Российской академией юридических наук, Академией управления МВД России, Ассоциацией юристов России, Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации и другими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями. URL: http://www.vnii-mvd.ru/.
<24> http://sao.infrus.ru/

Учитывая актуальность проблем борьбы с терроризмом и его финансированием на далекую перспективу, принимая во внимание, что в целях оптимизации научно-практических исследований, создания программ и рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма (БФТ), применительно к организации прокурорского надзора, в структуре НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации целесообразно именно в настоящее время создание специального сектора по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием (ССБТ и БФТ) численностью не менее 3 штатных единиц.

  1. В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 16 по 29 мая 2011 г. было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Из общего числа обработанных на 30 июня 2011 г. анкет (235) <25> 178 (75,7%) <26> было заполнено респондентами в Республике Ингушетия, в Чеченской Республике - 44 (18,7%) <27>, в Республике Дагестан - 13 (5,5%) <28>. Были получены интересные результаты.
<25> Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса Ефимова В.И.
<26> Отдел ФСИН (респ. Ингушетия) - 10 (4,3%), УФСКН по респ. Ингушетии - 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на - 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура - 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак - 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (респ. Ингушетия) - 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на - 6 (2,6%), ОМОН МВД (респ. Ингушетия) - 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия - 8 (3,4%), ФКПП "Кавказ" (респ. Ингушетия) - 14 (6,0%), УФСБ (респ. Ингушетия) - 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по респ. Ингушетии - 24 (10,2%), Совет Безопасности (респ. Ингушетия) - 5 (2,1%), военный следственный отдел (респ. Ингушетия) - 5 (2,1%), военная прокуратура респ. Ингушетии - 6 (2,6%).
<27> Аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор(рай)прокуроры - 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) - 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) - 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) - 3 (1,3%).
<28> Студенты (респ. Дагестан) - 13 (5,5%).

Участникам анкетирования было предложено ответить на вопрос: "Согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом: 1. Внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ следующего содержания: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера". 2. Принять Федеральный закон "О борьбе с организованной преступностью". 3. Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма. 4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера. 5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера. Что можете еще добавить?" Ответы респондентов распределились следующим образом: Да - 143 (67,8%), нет - 47 (22,3%), иное - 21 (10,0%), ответили 211 лиц.

  1. В Управлении ФСБ России по Республике Ингушетия в 2011 г. была введена должность помощника начальника управления по науке. С учетом сложной криминальной ситуации в регионах СКФО и ЮФО целесообразно рассмотреть вопрос о создании научно-консультативных советов (НКС) при прокурорах субъектов, состоящих из высококвалифицированных работников, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.

Только координация и взаимодействие между правоохранительными органами и спецслужбами России, установление и ликвидация внутренних и внешних источников и каналов финансирования организованной террористической и экстремистской деятельности, системное совершенствование действующего законодательства позволит оптимизировать борьбу с организованной преступностью. В этой борьбе существенная роль отводится военнослужащим ВВ МВД, Министерства обороны Российской Федерации и спецслужб России.