Мудрый Юрист

Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в гражданском процессе *

<*> Firsov O.V. The use results operatively-search activity in civil process.

Фирсов Олег Вячеславович, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены новеллы оперативно-розыскного законодательства, регулирующие порядок использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в гражданском судопроизводстве.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, использование результатов, гражданское судопроизводство.

The article examines innovations in the operatively-search legislation, adjusting routine use results operatively-search activity in civil judicial proceeding.

Key words: operatively-search actions, use results, civil process.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий прежде всего в уголовном судопроизводстве <1>. Однако в связи с принятием Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - ФЗ от 29 апреля 2008 г.) и дополнением ст. 8.1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - ФЗ об ОРД) такие результаты в отдельных случаях стало возможно использовать и в гражданском судопроизводстве.

<1> См.: ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; п. 36.1 ст. 5, ст. ст. 74, 84, 89 УПК РФ // СПС "КонсультантПлюс".

В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности вправе проводить предусмотренные ст. 6 ФЗ об ОРД оперативно-розыскные мероприятия (ст. 8.1 ФЗ об ОРД, ч. 6 ст. 13 ФЗ от 29 апреля 2008 г.).

Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, - хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29 апреля 2008 г.).

К видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ст. 6 ФЗ от 29 апреля 2008 г. относит такие виды деятельности, как:

  1. выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  2. выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  3. деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  4. размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, за исключением деятельности по эксплуатации радиационных источников, осуществляемой хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной;
  5. обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  6. обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
  7. использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  8. проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  9. конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
  10. проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
  11. подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством РФ разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  12. подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством РФ деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;
  13. подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством РФ деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;
  14. предоставление услуг в области шифрования информации, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;
  15. деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);
  16. разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  17. разработка вооружения и военной техники;
  18. производство вооружения и военной техники;
  19. ремонт вооружения и военной техники;
  20. утилизация вооружения и военной техники;
  21. торговля вооружением и военной техникой;
  22. производство оружия и основных частей огнестрельного оружия (за исключением производства холодного, гражданского и служебного оружия);
  23. производство патронов к оружию и составных частей патронов (за исключением производства патронов к гражданскому и служебному оружию);
  24. торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию (за исключением торговли холодным, гражданским и служебным оружием и патронами к гражданскому и служебному оружию);
  25. разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
  26. утилизация боеприпасов и их составных частей;
  27. производство взрывчатых материалов промышленного назначения и деятельность по их распространению;
  28. деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
  29. космическая деятельность;
  30. разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  31. производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  32. ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (за исключением ремонта узлов и агрегатов, выполняемого организациями гражданской авиации);
  33. испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  34. осуществление телевизионного вещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации;
  35. осуществление радиовещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации;
  36. оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий, в сферах, указанных в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям;
  37. осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, включенным в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" реестр и занимающим доминирующее положение:

а) в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети Интернет);

б) на территориях пяти и более субъектов Российской Федерации на рынке услуг фиксированной телефонной связи;

в) в географических границах городов федерального значения на рынке услуг фиксированной телефонной связи;

  1. осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники;
  2. геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения;
  3. добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
  4. осуществление хозяйствующим субъектом полиграфической деятельности, если такой хозяйствующий субъект способен обеспечить печатание не менее чем 200 млн. листов-оттисков в месяц;
  5. осуществление хозяйствующим субъектом деятельности редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выходит в свет тиражом каждого отдельного номера не менее чем один миллион экземпляров.

Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. установлены порядок подачи ходатайства о предварительном согласовании сделки и ходатайства о согласовании установления контроля, рассмотрения ходатайства уполномоченным органом, порядок проверки хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, порядок принятия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения им определенных обязательств (ст. ст. 8 - 12).

Результаты оперативно-розыскной деятельности органов Федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по судебным искам, указанным в ст. 15 ФЗ от 29 апреля 2008 г. (ст. 8.1 ФЗ об ОРД, ч. 6 ст. 13 ФЗ от 29 апреля 2008 г.).

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами (ст. 1, ч. 1 ст. 2).

Статья 15 ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 57 закрепляет правовые последствия несоблюдения требований, содержащихся в этом Законе.

  1. Сделки, указанные в ст. 7 ФЗ от 29 апреля 2008 г. и совершенные с нарушением его требований, ничтожны <2>.
<2> Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В ст. 7 содержится перечень видов сделок, подлежащих предварительному согласованию, на которые распространяется действие данного Федерального закона, включая:

  1. сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

а) право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

  1. сделки в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если в результате совершения этих сделок иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

а) право прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества и (или) безусловную возможность избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

  1. сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором или группой лиц права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставном капитале хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале такого хозяйственного общества (за исключением сделок по приобретению иностранным инвестором или группой лиц акций (долей) в уставном капитале такого хозяйственного общества, в результате совершения которых доля участия этого иностранного инвестора или этой группы лиц в уставном капитале такого хозяйственного общества не увеличивается);
  2. договоры об осуществлении иностранным инвестором либо входящими в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
  3. сделки, направленные на приобретение иностранным государством, международной организацией или находящейся под их контролем организацией права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения;
  4. иные сделки, направленные на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.
  5. Суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством (ст. ст. 167, 180 ГК РФ).

В случае если сделка, в результате совершения которой установлен контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, совершена без учета требований ФЗ от 29 апреля 2008 г. и к указанной сделке невозможно применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также в случае, если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с ч. 5 ст. 7 ФЗ от 29 апреля 2008 г., суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

  1. Решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и иных органов управления такого хозяйственного общества и сделки, совершенные таким хозяйственным обществом, после установления иностранным инвестором или группой лиц в нарушение требований ФЗ от 29 апреля 2008 г. контроля над таким хозяйственным обществом могут быть признаны в судебном порядке недействительными по иску уполномоченного органа.
  2. Грубое или неоднократное невыполнение иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со ст. 12 ФЗ от 29 апреля 2008 г., влечет за собой лишение иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и в этом случае принадлежащие иностранному инвестору или группе лиц голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества.
  3. Если иностранный инвестор или группа лиц, которые установили контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 7 ФЗ от 29 апреля 2008 г., получили отказ в согласовании установления контроля, этот иностранный инвестор или эта группа лиц в трехмесячный срок со дня направления им уполномоченным органом решения об отказе в согласовании установления контроля обязаны осуществить отчуждение части принадлежащих им акций (долей) такого хозяйственного общества таким образом, чтобы оставшиеся акции (доли) не предоставляли этому иностранному инвестору или этой группе лиц право контроля над таким хозяйственным обществом. В случае невыполнения указанного требования этот иностранный инвестор или эта группа лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа лишается права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и принадлежащие этому иностранному инвестору или этой группе лиц голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества.

По гражданскому делу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по такому делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств (акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи), вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ст. ст. 55, 56, 71, 77 ГПК РФ).

Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий по таким судебным искам направлено в первую очередь на решение задач оперативно-розыскной деятельности по обеспечению государственной, военной и экономической безопасности России.