Мудрый Юрист

Предпосылки, принципы и основные направления реформирования уголовной политики кыргызской республики

Осмоналиев К.М., заведующий кафедрой юридических наук центра магистратуры и аспирантуры Кыргызского национального университета, кандидат юридических наук, доцент.

Задачи формирования и реализации научно-обоснованной и эффективной уголовной политики в Кыргызстане в последние годы актуализировались в связи с провозглашенным курсом на построение правового государства и повышение уровня обеспечения прав человека. Уголовная политика и принимаемые на ее основе стратегические решения призваны обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к уровню, когда она перестанет быть угрозой общественной и национальной безопасности. Главной целью осуществления уголовной политики государства является минимизация преступности и порождающих ее причин и условий. Однако уголовный закон при этом не может быть ни единственным, ни главным фактором решения сложной социальной проблемы преступности.

Проблемы формирования и реализации современной уголовной политики Кыргызстана обусловлены переходным состоянием кыргызского общества, не сформировавшимися окончательно государственно-политическими и экономическими реалиями. Вместе с тем анализ ее современного состояния свидетельствует о том, что призраки прошлого в виде избыточности и жестокости репрессии продолжают довлеть над попытками реформирования уголовной политики Кыргызстана.

Современное состояние уголовной политики Кыргызстана, закономерным последствием которой является продолжающаяся призонизация населения, характеризуется как кризисное. Не встречает должного отпора организованная преступность и коррупция, достигшие в Республике небывалого размаха. Организованная преступность, особенно ее общеуголовное направление, все чаще открыто бросает вызов правоохранительным органам. Над этими видами преступности фактически государством контроль утерян. Неэффективность уголовной политики обусловлена отсутствием концепции государственной политики противодействия преступности, развалом системы профилактики преступности, ориентированностью правоохранительных органов на преимущественно карательное воздействие и рядом других факторов. Следует отметить, что большинство директивных уголовно-политических указаний руководства государства по усилению борьбы с преступностью не реализуется должным образом. Усиление уголовной репрессии происходит не в отношении организованных и опасных преступников, коррупционеров, а зачастую объектами избыточной репрессии становятся сами жертвы неэффективной социальной политики - представители "социального дна": люмпенизированная, малообеспеченная часть общества, наркозависимые лица и т.п., количество которых увеличивается с каждым годом.

Интенсификация преступности в совокупности с безнаказанностью преступников стали важными факторами социально-психологической жизни общества, породившими у населения чувство страха и тревоги за свою жизнь и благополучие, а также недоверие к органам власти, управления и правоохраны. Основным фактором, способствовавшим кризису правопорядка, явилось то, что объективно детерминированные проявления масштабной социальной дезорганизации, неизбежные для ломки старого и утверждения нового, сопровождались серьезными субъективными ошибками и просчетами, допущенными на старте реформ, ослаблением системы государственного регулирования и контроля, несовершенством правовой базы и отсутствием эффективной социальной политики, снижением духовно-нравственного потенциала общества.

Кроме того, очевиден кризис системы субъектов уголовной политики, характеризующийся преимущественно двумя факторами: утратой доверия населения к ним и тотальной коррупцией в системе уголовной юстиции, что также является серьезной предпосылкой реформирования существующей уголовной политики.

Целью реформирования уголовной политики является преобразование действующей модели противодействия преступности в качественно иное состояние, ориентирующееся на реальную и всемерную защиту интересов личности, общества и государства. Карательный характер уголовной политики должен быть изменен на преимущественно восстановительный. Коррективы в цели уголовной политики должны быть внесены с учетом того обстоятельства, что тезис о бескомпромиссности в противодействии преступности морально устарел и в сложившейся ситуации продолжает приводить к кризису правопорядка и переполнению мест лишения свободы.

Следует отметить, что недопустимы как обвинительный уклон и расчет только на жесткость уголовной репрессии, так и неоправданный либерализм, ведущий к безнаказанности правонарушителей. При этом важнейшее место должно быть отведено приоритету профилактики по отношению к уголовному наказанию

Принцип обеспечения приоритета мер профилактики перед мерами уголовной репрессии должен найти отражение как на законодательном и программном уровнях уголовной политики, так и на уровне правоприменения. Для этого следует кардинально менять критерии эффективности правоохранительных органов, принять меры по постепенному изменению подходов деятельности этих органов с карательного на преимущественно охранительный и восстановительный аспекты. В конечном счете развитие уголовной политики в таком направлении приведет к формированию т.н. социализированной уголовной политики, преодолевающей отчуждение человека от государства и общества, формирующей условия для максимально полной и свободной самореализации в обществе. В рамках социализированной уголовной политики реальным образом можно задействовать общественные рычаги противодействия преступности, значение которых трудно переоценить, имея в виду в первую очередь процессы вовлечения общественности в процесс противодействия преступности: формирование и функционирование народных дружин по охране правопорядка, возрождение институтов поручительства в уголовном процессе.

В рамках профилактического направления уголовной политики в ее концепции и правоприменительной практике должны найти свое отражение вопросы о приоритетном отношении государства к проблемам социальной реинтеграции лиц, отбывших наказание. Фактически отказавшись от профилактической работы, правоохранительные органы переживают очередной вал негативных последствий, связанных с расширенным воспроизводством преступности. Бывшие осужденные в большинстве случаев пополняют т.н. "социальное дно", внося существенную лепту в осложнение криминальной ситуации. Во многом приоритетные цели уголовной политики - минимизация преступности - могут быть достигнуты путем создания механизмов социальной реинтеграции бывших осужденных, предупреждения рецидива.

Принцип преемственности в реформировании уголовной политики заключается в том, что современная уголовная политика Кыргызстана должна вобрать в себя все положительное из опыта противодействия преступности, имевшего место в истории, в частности, традиции восстановительного правосудия досоветского периода, идеи приоритета профилактики преступности, опыт реализации антикриминальных программ и кампаний советского периода. При этом следует помнить о печальных последствиях непродуманной, волюнтаристской, избыточной и чрезмерно жесткой уголовной политики.

Принцип научности и прогнозирования уголовной политики связан с тем обстоятельством, что опережающий прогноз в сфере борьбы с преступностью является непременным условием эффективности мер противодействия. Уголовно-правовой прогноз служит гарантом оптимальной стратегии реализации нормативных предписаний. Учет прогнозной информации в правотворчестве должен быть обязательным требованием при разработке и принятии уголовного законодательства. Поэтому, например, предложения по криминализации или декриминализации следует рассматривать как непосредственный результат уголовно-правового или криминологического прогноза. Прогнозирование уголовной политики должно стать одним из средств ее реформирования. Прогнозирование, как и в целом любую значимую деятельность в сфере уголовной политики, необходимо осуществлять, основываясь на принципе научности принимаемых мер. Уголовно-политические решения должны приниматься с учетом мнения криминологов и по возможности криминологической экспертизы.

Принцип общественного контроля в реформе уголовной политики позволит избежать опасности превращения уголовного закона в средство устрашения и устранения политических оппонентов, а систематически используемый мониторинг общественного мнения о ходе реформы будет способствовать эффективности уголовной политики. Кроме того, тесное и постоянное взаимодействие субъектов формирования и реализации уголовной политики с институтами гражданского общества будет способствовать достижению немаловажной цели реформирования уголовной политики - восстановлению доверия населения к правоохранительным органам.

Основными направлениями реформирования уголовной политики Кыргызстана являются: дальнейшее обеспечение защиты личности, усиление борьбы с организованной преступностью, коррупцией и наркоманией, а также укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. В настоящее время наибольшие угрозы безопасности общества, государства и отдельной личности исходят от организованной преступности, коррупции и наркомании, масштабы которых достигли критического уровня.

В сфере обеспечения защиты личности важнейшей задачей уголовной политики в современных условиях является обеспечение эффективной борьбы с преступлениями, связанными с тяжкими посягательствами на личность, в первую очередь убийствами. Важно также обеспечить пресечение уличной преступности. Граждане судят о состоянии правопорядка именно по уровню состояния защищенности их жизни и здоровья, имущественных интересов, общественного спокойствия. Правоохранительные органы, органы внутренних дел, в первую очередь, должны включать текущий и перспективный анализ вопросов состояния и тенденций напряженности на обслуживаемой территории, наличия острых конфликтных ситуаций группового и массового характера, состояния борьбы с посягательствами на общественную безопасность и общественный порядок, быть готовыми действовать в особых условиях и обеспечивать общественную безопасность при использовании минимума правомерного насилия. Эти обстоятельства требуют корректировки задач уголовной политики, профессиональных знаний и умений правоохранительных органов.

Наряду с обеспечением поддержки населения в противодействии преступности (участия граждан в охране правопорядка) государство должно всячески поощрять действия лиц, самостоятельно защищающих собственные права и права третьих лиц в порядке необходимой обороны. Особое внимание следует уделить развитию исследований и применению соответствующих рекомендаций в области виктимологии. Недопустимы факты игнорирования интересов потерпевшего. Необходимо развивать программы помощи потерпевшим и свидетелям, рассчитанные на то, чтобы создать все условия достойного приема и обращения, не допустить чрезмерного давления защиты в уголовном процессе, обеспечить полное возмещение причиненного вреда, в том числе используя возможности т.н. восстановительного правосудия.

В сфере противодействия организованной преступности и коррупции государство должно обеспечить последовательную, дифференцированную политику противодействия, основанную на соответствующих концепциях, программах и стратегиях. Эта политика должна, безусловно, находиться в правовом поле, исключая крайности, такие, как войну с преступностью или чрезмерную либерализацию процессов противодействия преступности. Специфика сферы противодействия организованной преступности и коррупции требует создания специализированного правоохранительного органа высшего уровня компетенции. Этот орган должен нести ответственность за широкий комплекс вопросов, связанных с организацией и координацией борьбы с организованной преступностью, за разработку основных направлений государственной политики в этой области и общее руководство, а также координацию всех мероприятий государственных органов по реализации этой политики и др.

Назрела необходимость незамедлительного принятия законов о борьбе с организованной преступностью и защите свидетелей, где были бы обозначены основные направления борьбы в отношении данного вида преступности; соответствующая защита потерпевших, свидетелей и других лиц и т.д. Укрепляя специализированные службы по борьбе с коррупцией, создавая новую законодательную базу, усиливающую уголовную ответственность за указанные преступления, целесообразно параллельно развивать систему антикоррупционных мер без уголовных репрессий, использовать помимо них механизмы экономических и дисциплинарных санкций, в определенных случаях могущих быть более эффективными. Создание единого антикоррупционного банка информации при, например, Совете безопасности позволило бы включать "мягкий" механизм борьбы наряду с механизмом "жестким" (уголовные репрессии). При этом целесообразно ввести повышенный финансовый контроль за имущественным состоянием лиц, занимающим ответственные государственные должности. Кроме того, борьба с коррупцией и организованной преступностью (эти явления неотделимы, т.к. использование коррупции является одним из основных признаков организованной преступности) должна основываться на безусловном уважении к закону, справедливой практике его применения.

В сфере противодействия наркомании при формировании и реализации соответствующей государственной политики должен быть реализован принцип комплексного решения этой проблемы, т.е. одновременное сокращение спроса и предложения, обеспечения приоритетности программ социальной реинтеграции наркозависимых лиц, контроля и пресечения незаконного оборота наркотиков в международном масштабе, поскольку эта угроза приобретает все новые и новые формы.

Практика правоприменения, статистические данные свидетельствуют о том, что острие уголовной репрессии сегодня направлено на потребителей наркотиков. Следствием чего является неоправданно большое количество осужденных потребителей наркотиков. Введение условия привлечения к уголовной ответственности после применения мер административного наказания позволит снизить остроту данной проблемы, особенно эффективно оно скажется в вопросах профилактики на ранней стадии приобщения к наркотикам. В ситуации, связанной с осуждением потребителя наркотика, проблема наркозависимости только усугубляется, общество практически всегда теряет шансы на то, чтобы вернуть начинающего наркомана к нормальной жизни. Следует отметить избыточный, чрезмерно жесткий и безальтернативный характер уголовной политики в сфере борьбы с наркоманией в Республике, в связи с чем следует вводить альтернативные лишению свободы виды наказаний для наркопотребителей, предусмотреть механизмы социальной реинтеграции, включая лечение наркопотребителей. Вместе с тем правоохранительные органы должны обеспечить принцип дифференциации ответственности в отношении распространителей наркотиков. Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков и соответствующие наказания не должны рассматриваться как панацея от распространения наркомании, они должны применяться как вынужденные меры противодействия, когда предупредить рассматриваемые посягательства не представилось возможным. Поэтому применение уголовно-правовых мер предупреждения незаконного оборота наркотиков должно быть во всех случаях приоритетным.

В сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью необходимо активно перенимать положительный международный опыт противодействия преступности. Признавая международное сотрудничество важнейшим элементом реализации государственной политики в области противодействия преступности, Кыргызстан приоритетное значение отводит развитию и совершенствованию международных связей и сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями. Поэтому следует продолжить практику привлечения международной консультативно-технической помощи правоохранительным и юридическим службам, в том числе в форме обучения и переподготовки национальных кадров соответствующих силовых структур, обмена опытом и участия местных кадров в работе различных международных встреч и форумов по вопросам противодействия преступности при финансовой поддержке международных организаций и стран-доноров в целях более эффективного вовлечения Кыргызстана в международный процесс борьбы с преступностью. В первую очередь это требование относится к противодействию преступности транснационального характера. Кроме того, в национальном законодательстве должны найти адекватное отражение международно-правовые акты в сфере противодействия преступности, ратифицированные в установленном порядке.

Главными концептуальными идеями реформирования уголовной политики Кыргызстана являются концепции, направленные на устранение избыточности уголовной репрессии, развитие программ профилактики преступности. Поэтому законодатель должен пересмотреть действующее уголовное законодательство с целью выяснения возможностей декриминализации преступлений небольшой тяжести, пересмотра санкций отдельных статей Особенной части УК КР с целью исключения наказаний в виде лишения свободы, замены их имущественными наказаниями или общественными работами, ограничением свободы. В целях дальнейшей гуманизации уголовной политики предлагается расширить возможности судов для применения условно-досрочного освобождения от наказания неопасным преступникам, расширить перечень дел частного обвинения и возможности досудебного и судебного освобождения от уголовной ответственности за примирением сторон и т.п.

Безусловно, формирование и реализация научно-обоснованной уголовной политики, являясь непременными условиями эффективности демократических преобразований, способны снизить уровень социальной напряженности в обществе и минимизировать последствия преступности и связанных с нею иных форм девиантного поведения.

Интегративное начало уголовной политики, первоосновой которой является уголовно-правовая политика, потенциально представляет эффективные возможности по адекватному противодействию преступности, а также управлению такими процессами. При этом значение уголовной политики несоизмеримо возрастает в периоды кризиса правопорядка, когда обоснованные уголовно-политические решения и их успешная реализация способствуют процессам стабилизации общества.