Мудрый Юрист

Как повлияет вступление России в ВТО на российский рынок телекоммуникационных услуг

О. МОСКВИТИН, С. КАРТОШКИН

Олег Москвитин, адвокат, старший юрист.

Сергей Картошкин, юрист.

1. В 2011 г. завершились переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Не позднее июля 2012 г. Россия должна будет ратифицировать Протокол о присоединении к ВТО, частью которого являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. После ратификации эти тексты станут частью международных соглашений России, которые, как известно, имеют большую силу, нежели любые внутренние российские законы. В случае противоречия между этими текстами и внутренними российскими законами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применяться должны будут первые.

Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО, если это будет необходимо для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; для предотвращения вводящей в заблуждение или недобросовестной практики; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защиты конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности, для справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг из других членов ВТО; военных целей.

2. Россия как будущий член ВТО взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических или физических лиц (само собой, из членов ВТО) к оказанию телекоммуникационных услуг как внутри России, так за границей, но получателям из России.

3. Обязательства России распространяются только на те телекоммуникационные услуги, которые прямо перечислены в тексте принимаемых Россией обязательств. Среди них, в частности: услуги речевой телефонной связи общего пользования; услуги по передаче данных на сетях с коммутацией пакетов; услуги по передаче данных на сетях с коммутацией каналов; услуги факсимильной связи; услуги частных арендованных сетей; услуги электронной почты; услуги голосовой почты.

С юридико-технической точки зрения такие обязательства России являются одними из самых сложных для понимания, значительных по объему и подробных (с ними по таким критериям сравнимы только обязательства в отношении банковских услуг и услуг на рынке ценных бумаг, страховых услуг и услуг в связи с торговым мореплаванием). Кроме того, для лиц, которые не являются специалистами в области телекоммуникаций, определенные сложности могут возникать и в восприятии технических терминов из этой сферы.

4. Вкратце суть обязательств России по допуску иностранных лиц из государств-членов ВТО к оказанию телекоммуникационных услуг заключается в следующем:

4.1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию телекоммуникационных услуг любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одном члене ВТО, а ее поставщик - в другом). При этом получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения.

Вместе с тем, Россия отказалась брать на себя обязательства в отношении трансграничной поставки услуг радиосвязи, включая спутниковую связь, за исключением следующих двух случаев:

  1. с даты присоединения России к ВТО Россия обязуется не устанавливать ограничений в отношении фиксированных услуг спутниковой связи, предоставляемых иностранными спутниковыми операторами любому юридическому лицу Российской Федерации, обладающему лицензией на телекоммуникационные услуги;
  2. через 3 года, начиная с даты присоединения России к ВТО, не могут устанавливаться ограничения в отношении прочих услуг спутниковой связи, предоставляемых иностранными спутниковыми операторами любому юридическому лицу Российской Федерации, обладающему лицензией на телекоммуникационные услуги.

В остальном никакие ограничительные меры на допуск иностранных лиц к оказанию телекоммуникационных услуг трансграничным способом Россия будет вводить не вправе. При этом под "мерами" понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и т.д.

4.2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию телекоммуникационных услуг любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.

4.3. По общему правилу, иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию рассматриваемых услуг любым лицам в России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России.

Однако здесь необходимо принять во внимание, что Россия предусмотрела два следующих исключения из указанного режима:

4.4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания телекоммуникационных услуг, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Такой подход продиктован визовой и миграционной политикой России.

Из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.

5. Суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных лиц из членов ВТО после того, как они уже допущены в сферу телекоммуникационных услуг, заключается, по общему правилу, в предоставлении им национального режима, т.е. правовой статус иностранных лиц или правила, относящиеся к оказанию ими телекоммуникационных услуг любым лицам в России любым способом, не могут быть определены Россией хуже, нежели статус/правила, установленные в России в отношении оказания телекоммуникационных услуг российскими лицами.

При распространении на иностранных лиц из членов ВТО национального режима Россия будет вправе установить ограничения, указанные выше в п. п. 4.1 и 4.3.

5.1. Кроме того, Россия сохранила за собой право вводить любые ограничения в отношении такого способа оказания телекоммуникационных услуг, как прибытие физических лиц из члена ВТО на территорию России для их оказания. Это означает возможность установления Россией любых ограничений для иностранных лиц из членов ВТО в отношении их статуса и правил, относящихся к оказанию ими телекоммуникационных услуг данным способом (с учетом сказанного выше).

6. Телекоммуникационные услуги - единственный сектор услуг, в отношении которого Россия имеет дополнительные обязательства перед ВТО, посвященные регулированию вопросов базовых телекоммуникаций, деятельности "крупных поставщиков" телекоммуникационных услуг, общих гарантий конкуренции, присоединения к сетям связи, независимости регулирующего органа, распределения и использования ограниченных ресурсов, включая радиочастоты.

7. В проектах обязательств, предложенных Россией к обсуждению другим членам ВТО в 1999 г. и 2001 г., в отношении сектора телекоммуникационных услуг Россия оставляла за собой право вводить куда более жесткие ограничения по допуску иностранных лиц к оказанию телекоммуникационных услуг потребителям из России.

Таким образом, изначально Россия исходила из идеи серьезного ограничения допуска зарубежных поставщиков телекоммуникационных услуг на российский рынок.

Однако в ходе переговоров Россия пошла на уступки, и эти позиции были пересмотрены в пользу гораздо большей открытости рынка для иностранных поставщиков таких услуг.

8. Любопытно отметить, что среди других стран БРИКС, с которыми часто сравнивают Россию, по рынку телекоммуникационных услуг Россия взяла на себя наибольший объем обязательств и установила наименее жесткие ограничения на допуск к оказанию услуг иностранных лиц из членов ВТО.

Так, например, Индия предусмотрела весьма серьезное ограничение форм коммерческого присутствия, в соответствии с которым частным оператором связи может быть только компания, зарегистрированная в Индии, общее иностранное участие в капитале которой не должно превышать 25%.

В обязательствах Бразилии предусмотрено гораздо меньше ограничений, чем в обязательствах Индии. Тем не менее, и Бразилия добилась для себя куда более льготного режима. В частности, в тексте ее обязательств закреплены эксклюзивные права бразильской национальной телекоммуникационной компании EMBRATEL, а также предусматривается такое существенное ограничение доступа на рынок, как ограничение прямого либо косвенного участия иностранных инвесторов в капитале юридического лица долей в размере 49%.

Что касается Китая, то он предусмотрел возможность ввести ограничение коммерческого присутствия иностранных поставщиков телекоммуникационных услуг, а именно: коммерческое присутствие допускается только в форме создания совместного предприятия. При этом в отношении таких совместных предприятий установлены ограничения: 1) по географии оказания услуг и 2) по общему участию иностранного лица в капитале совместного предприятия.

Жесткие ограничения доступа иностранных лиц к оказанию телекоммуникационных услуг предусмотрены также в обязательствах, которые приняла на себя ЮАР. Так, она закрепила в своих обязательствах, что в течение продолжительного периода с момента вступления в ВТО международный трафик информации должен осуществляться исключительно с использованием сетей национального оператора Telcom. Лишь по истечении установленного периода разрешается допуск на этот рынок второй компании с заменой монополии дуополией. Весьма жесткие ограничения установлены также и в отношении иностранного участия (иностранных инвестиций) в капитал поставщиков телекоммуникационных услуг. Максимальный размер такого участия не должен превышать 30%.

Таким образом, по сравнению с другими странами БРИКС Россия установила один из наиболее благоприятных режимов для иностранных лиц из членов ВТО по их допуску к оказанию телекоммуникационных услуг.

9. Также является очевидным отсутствие у России серьезного "запаса прочности" применительно к дальнейшим переговорам в рамках ВТО применительно к дальнейшему открытию российской сферы оказания рассматриваемых услуг (как известно, каждый член ВТО обязан вести такие переговоры с целью все большего допуска иностранных лиц на свои рынки).

10. Из содержания рассмотренных выше обязательств России в их сравнении с действующим сегодня в России регулированием в отношении оказания иностранными лицами телекоммуникационных услуг вытекает возможность/необходимость внесения изменений в такое регулирование.

Так, применение положения Федерального закона "О связи" о том, что в России на иностранным лицам национальный режим предоставляется только на условии взаимности, в отношении лиц из членов ВТО потребует корректировки: обязательства России не оговаривают возможности использовать такое условие взаимности. Таким образом, сфера действия принципа взаимности будет ограничена лишь отношениями со странами, которые не являются членами ВТО.

Кроме того, в будущем Россия будет вправе ввести в свое внутреннее регулирование ограничения, которые указаны в тексте обязательств России в отношении телекоммуникационных услуг. Это уже упоминавшиеся выше ограничение выбора форм коммерческого присутствия на территории России только юридическими лицами, а также ограничение на общее участие иностранных лиц в капитале специально перечисленных операторов связи и их правопреемников.

Также особое внимание следует обратить на то, что принятие Россией на себя обязательств по доступу иностранных лиц на рынок телекоммуникационных услуг может в будущем поставить на повестку дня вопрос об устранении ограничений, предусмотренных в действующем законодательстве об осуществлении иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества.

11. Содержание принимаемых на себя Россией обязательств является очень благоприятным для иностранных поставщиков телекоммуникационных услуг.

Безусловно, сфера телекоммуникационных услуг является весьма интересной/прибыльной для иностранных лиц из членов ВТО.

Ввиду этого после получения Россией статуса члена ВТО не исключен приход в Россию новых "игроков" в сфере телекоммуникационных услуг, что усилит в ней конкуренцию. Также не исключено, что вслед за снятием для иностранных организаций ограничений по участию в капитале российских операторов могут последовать сделки по приобретению иностранными инвесторами из стран ВТО крупных пакетов акций отечественных телекоммуникационных компаний.