Мудрый Юрист

Предпринимательство на грани преступления

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД России, г. Москва.

В уголовном законодательстве европейских стран и США нет самостоятельного состава незаконного предпринимательства. Устанавливать уголовную ответственность просто за ведение предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии в условиях построения рыночной экономики представляется излишним.

В настоящее время ведутся острые дискуссии относительно необходимости кардинальных изменений уголовного закона, в том числе и его самой большой 22-й главы. Прежде всего это касается изменения ответственности за преступления в сфере экономической, в том числе и предпринимательской, деятельности.

Предпринимательство: мифы и реалии

Необходимость модернизации действующего Уголовного кодекса продиктована не только изменившимися реалиями, но и явной неэффективностью его применения. Несмотря на достаточно репрессивную направленность ряда "экономических" статей, количество выявленных преступлений более чем в два раза превышает количество осужденных за их совершение. Так, по данным официальной статистики за совершение преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, в 2007 году выявлено 27619 человек, а осуждено 13245 (48% от количества выявленных лиц); в 2008 году выявлено 27996 человек, осуждено 11403 (40,7%) <1>; в 2011 году выявлено уже 28314 человек, а осуждено только 11236 (39,6%) <2>.

<1> Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. М, 2010.
<2> Состояние преступности в России за 2011 год. М: ГИАЦ МВД РФ, 2010.

Становление предпринимательства в РФ происходило в сложных экономических и правовых условиях, когда массив законодательства базировался на понимании экономики как плановой, основанной исключительно на государственной собственности и защищаемой государством от участия в ней частной собственности, в том числе путем прямого уголовного преследования. Даже после того как государство на законодательном уровне признало право частной собственности, включая право вести на ее основе предпринимательскую деятельность, общая идея криминальности частного бизнеса продолжила (и до сих пор продолжает) свое существование как в государственном сознании, так и в сознании обычных граждан.

Эти процессы обусловили возникновение в России такого явления, как искусственная криминализация бизнеса, когда обычные для рыночной экономики отношения в сфере предпринимательской деятельности объявляются незаконными и влекут уголовную ответственность, как основанную на действующем законодательстве, так и не основанную на нем, но применяемую путем расширительного толкования уголовной нормы.

Правомерное & преступное

Проблема усложняется еще и тем, что не только в общественном сознании, но и на уровне профессиональных оценок отсутствует единое мнение о том, какие деяния в сфере предпринимательской деятельности следует считать преступными, подлежащими запрету и наказанию посредством уголовной репрессии. Поэтому крайне важно найти грань, разделяющую правомерное и преступное, а это возможно только посредством продуманного и логичного законодательства.

Исправить сложившуюся ситуацию можно. Прежде всего путем концептуального, научно обоснованного и системного изменения базовых правовых предписаний уголовного права. Вместе с тем необходимо четко представлять себе экономические последствия реформирования уголовного законодательства, то есть то, какой экономический эффект могут иметь предлагаемые изменения и дополнения уголовного закона в названной сфере. Кроме того, эффективное правовое регулирование экономической деятельности требует согласованности предписаний множества нормативных актов различных отраслей права, а также норм самого УК РФ. Такая постановка вопроса означает не просто внесение очередных предложений по совершенствованию законодательства, а предполагает рассмотрение новых аспектов развития уголовного права.

Наряду с уголовным системного реформирования требует уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Сверх этого, необходимо совершенствование административного законодательства, законодательства, регламентирующего порядок проведения проверок предпринимательства, законодательства о борьбе с коррупцией. Важным является приведение их в соответствие с международными договорами и наилучшей зарубежной практикой.

Госполитика в сфере экономики

Экономическая оценка недостатков российского законодательства должна носить комплексный характер, включая в себя анализ разнообразных прямых и косвенных экономических эффектов. Об этом говорил и Президент РФ на совещании по Открытому правительству, состоявшемуся 10 апреля 2012 года, где основное внимание уделялось вопросу создания благоприятных условий для бизнеса, как для крупного, так и для среднего и мелкого. Основной проблемой глава государства назвал бюрократию и монополизацию, подкрепляемую большим присутствием государства в экономике. Если для крупного бизнеса на сегодняшний день больным вопросом является приватизация (у которой множество сторонников и противников), то для среднего и мелкого бизнеса - рейдерство, в том числе с привлечением силовых структур, и репрессивный уклон судебной системы, что подтверждается осуждением предпринимателей за преступления в сфере экономической деятельности даже в случае отсутствия пострадавшей стороны.

Повышение степени экономической свободы, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата, оптимизация налогов, ужесточение финансовой дисциплины в бюджетной сфере должны стать главными направлениями государственной политики в экономической области. Государство обязано заняться созданием наилучших условий для предпринимательства и инвестиций. Безусловно, оно не должно терять контроль над бизнесом. Но ему не стоит также заниматься излишним вмешательством в процесс принятия частных коммерческих решений, а напротив - помогать, упрощать и делать доступным этот процесс.

Последствия несовершенства закона

Ограниченная рамками несовершенного уголовного законодательства предпринимательская инициатива ведет к тяжелым экономическим последствиям:

Искусственная криминализация

В результате происходит накопление долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы и под воздействием государства, безосновательно относящего предпринимательскую деятельность к сфере криминальных деяний, возникает модель экономики, при которой значительная часть ресурсов вкладывается не в функционирование и развитие бизнеса как такового, а расходуется на устранение рисков реального правопорядка (содержащего в качестве неизбежной составляющей необоснованную уголовную репрессию в отношении лиц, использующих свою частную собственность для ведения предпринимательской деятельности). Очевидно, что борьба с экономическими преступлениями, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, должна быть направлена на обеспечение эффективного и правомерного функционирования бизнеса, а не на уничтожение его и исключение наиболее активной части населения из экономической жизни.

Одними из наиболее ярких проявлений искусственной криминализации следует признать ст. ст. 171 и 172 УК РФ (незаконное предпринимательство и незаконная банковская деятельность). В уголовном законодательстве европейских стран и США нет самостоятельного состава незаконного предпринимательства. Устанавливать уголовную ответственность просто за ведение предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии в условиях построения демократического государства и рыночной экономики представляется излишним. Смысл регистрации предпринимательской деятельности заключается в том, что государство осуществляет правовую защиту этой деятельности. Такая защита существует только для законно зарегистрированного предпринимателя. Гражданское законодательство запрещает незарегистрированную предпринимательскую деятельность, так как она вносит неразбериху в гражданско-правовые отношения, но это не повод для объявления этих отношений сферой уголовного права.

Баланс между легальным и незаконным бизнесом

Есть еще целый ряд статей, мешающих развитию экономической деятельности в нашей стране (ст. 193 УК РФ и другие).

Какими бы ни были причины низкой эффективности применения тех или иных уголовно-правовых норм, решать вопрос о реформировании соответствующих сфер уголовного законодательства и практики его применения все равно придется. Исправить существующее положение не удается даже Верховному Суду РФ - его разъяснения, даваемые в рамках постановлений Пленума, к сожалению, в некоторых случаях не только не исправляют сложившуюся негативную практику, но лишь усугубляют ее. Поэтому более эффективным, надежным и соответствующим демократическим традициям методом выглядит реформа уголовного законодательства, что поставит заслон непозволительному расширительному толкованию (на грани с аналогией) положений закона и позволит законному бизнесу не бояться использования УК РФ с целью оказания на него давления.

Конечно, спорных вопросов много. Невозможно, не изменив систему ценностей в обществе, взять и отменить уголовное преследование за действительно преступные деяния в сфере экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, особенно отягощенной коррупционной составляющей. Безнаказанность, как и неоправданная жесткость наказания - крайности, не способствующие позитивному развитию общества.

Важно найти баланс между легальной и незаконной предпринимательской деятельностью. Это непростая задача, ведь сложившееся мировоззрение не может измениться сразу, и здесь очень важен симбиоз нравственности предпринимателя, открытости общества и правовой позиции государства.