Мудрый Юрист

Правовое регулирование аттестации рабочих мест по условиям труда

Гудов Анзор Борисович, кандидат юридических наук (Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина).

В комплексе мероприятий, направленных на установление безопасных и здоровых условий труда, аттестация рабочих мест занимает особое место, поскольку позволяет определить, какое количество и каких работников трудится в неблагоприятных условиях, что одинаково важно как для самих участников производства, так и для работодателя. Легальное определение данного понятия дано в ст. 209 ТК РФ, в соответствии с которым аттестация рабочих мест - это оценка условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Следовательно, аттестация - институт охраны труда, направленный на защиту прав наемных работников, главная цель которого заключается в объективной оценке условий труда на рабочих местах работодателя и установлении наличия вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работников, выполняющих на соответствующих рабочих местах трудовые функции. Результаты такой оценки условий труда на конкретном рабочем месте служат как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций; обеспечения их средствами индивидуальной защиты (СИЗ); подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, и т.д.

С 1 сентября 2011 г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н <1>. Новые правила аттестации предполагают более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, устанавливают более жесткие условия для аттестующих организаций и устраняют некоторые пробелы, имевшие место в ранее действовавшем Порядке (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 <2>).

<1> Российская газета. 2011. 24 июня.
<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 10.

Итак, согласно п. 6 Порядка аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. В отличие от утратившего силу новый Порядок дает четкое определение аттестующей организации.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Таким образом, из данного определения следует, что обязательным требованием, без выполнения которого ни одна организация не вправе оказывать работодателю услуги по проведению аттестации рабочих мест, является прохождение процедуры аккредитации в соответствии с установленным порядком. Аккредитацию в соответствии с ТК РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" <3> проводит Минздравсоцразвития России.

<3> Российская газета. 2010. 7 июля.

Аккредитация осуществляется путем внесения сведений в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Поэтому для документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестующая организация предъявляет уведомление о включении в Реестр, подписанное заместителем Министра Минздравсоцразвития России. Работодатель может также самостоятельно изучить актуализированную версию Реестра на официальном сайте Минздравсоцразвития России.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Данная норма имеет огромное практическое значение, поскольку, как показывают материалы Роструда, ранее работодатели неоднократно привлекали к проведению аттестации аффилированные организации, в силу чего аттестация проводилась некачественно и со множеством нарушений, что, в свою очередь, просто лишало данное мероприятие всякого смысла. Теперь законодатель четко предписывает работодателю привлекать независимые и специализированные организации, находящиеся в Едином реестре аккредитованных организаций.

Для выполнения работ по аттестации допускается и привлечение нескольких аттестующих организаций. В таком случае работа по аттестации между аттестующими организациями может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

В целом следует отметить, что Порядок довольно подробно определяет взаимоотношения работодателя и аттестующей компании. Так, представители работодателя должны предоставлять проверяющим необходимую информацию и документацию, давать разъяснения в устной и письменной форме, не совершать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке. В свою очередь, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предъявлять обоснования своих выводов.

В общем случае аттестация носит плановый характер. Работодатель самостоятельно устанавливает периодичность аттестации рабочих мест, исходя из того, что каждое место должно проходить оценку условий труда не реже одного раза в пять лет. Датой проведения аттестации считается дата издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Что касается аттестации вновь организованных рабочих мест, то она должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию (п. 8 Порядка). Таким образом, устранена неясность, существовавшая в старом Порядке, относительно сроков аттестации вновь введенных рабочих мест или появившихся при создании организации. Многие работодатели полагали, что можно дождаться очередной аттестации и тогда уже и провести оценку на новых рабочих местах, что нередко приводило к серьезным нарушениям прав работников.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Для организации и проведения этой процедуры приказом работодателя создается специально уполномоченный орган - аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В состав такой комиссии включаются:

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включается специалист по охране труда - представитель организации или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда.

Возглавляет аттестационную комиссию во всех случаях представитель работодателя.

Полномочия аттестационной комиссии довольно обширны. Теперь в них добавилась обязанность готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемыми в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 <4>. Также теперь нормативно закреплено, как аттестационная комиссия должна присваивать номер каждому рабочему месту: он должен состоять не более чем из 8 знаков от 1 до 99999999.

<4> СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399.

Порядком предусмотрено, что рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда и соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 37 Порядка), если условия труда соответствуют гигиеническим нормативам, не выявлено несоответствия требованиям охраны труда при оценке травмоопасности и рабочее место обеспечено СИЗ согласно нормативным документам.

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, выявлении при оценке травмоопасности несоответствия требованиям охраны труда или несоответствия требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда как не соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 38 Порядка).

Если условия труда на рабочем месте признаны опасными, работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Раздел IV Порядка посвящен особенностям проведения аттестации отдельных рабочих мест. Пункт 40 устанавливает, что оценка вредных или опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

Под аналогичными понимаются рабочие места, характеризующиеся совокупностью таких признаков, как: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность СИЗ.

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергается 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 2 к Порядку. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных, являются едиными для всех таких мест.

Особое внимание Порядок уделяет аттестации нестационарных рабочих мест - мест с территориально меняющимися рабочими зонами (рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию). Аттестация такого рабочего места проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных или опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) и путем опроса работников и их непосредственных руководителей (п. 41 Порядка).

Как уже было отмечено, в большинстве случаев аттестация носит плановый характер. Однако предусмотрена возможность проведения и внеплановой аттестации рабочих мест:

Кроме этого, в силу п. 48 Порядка работодатель обязан провести внеплановую аттестацию в случаях:

В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса производится в полном объеме.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Пункт 44 Порядка предусматривает, что отчет должен включать в себя целый перечень документов, среди которых: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок; сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; протокол заседания аттестационной комиссии (итоговый) и т.д.

Работодатель должен хранить отчеты об аттестации в месте и в порядке, определенных в локальном нормативном акте. Кроме того, в силу п. 45 Порядка по окончании аттестации необходимо в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета о ней на бумажном и электронном носителях направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Аттестующая организация со своей стороны передает в электронном виде сводную ведомость и данные о себе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (п. 46).

Таким образом, принятие нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что государство отводит аттестации важную роль в комплексе мероприятий, направленных на улучшение условий труда в России. Аттестация рабочих мест по условиям труда становится основой, краеугольным камнем проводимых в сфере охраны труда реформ и является первым шагом при проведении оценки рисков <5>.

<5> См.: Фролов О.П. О предстоящих изменениях в Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. N 6.

Однако на пути успешной реализации данной задачи может возникнуть ряд трудностей, прежде всего связанных с существенными недостатками самого Порядка:

  1. По мнению работодателей, закрепление обязанности аттестующих организаций проходить аккредитацию может привести к дефициту компаний, которым будет разрешено проводить аттестацию рабочих мест. Так, например, в Реестре аккредитованных организаций в Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на ноябрь 2011 г. числилось одиннадцать организаций, имеющих лицензию на проведение аттестации. Это при том, что действующих предприятий в данном регионе в сотни раз больше. К сожалению, аналогичные ситуации имеют место и в других регионах РФ. В перспективе подобное положение дел может осложнить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе привести к созданию искусственного ажиотажа и к неоправданному взвинчиванию цен на оказание данного вида услуг.
  2. Гораздо сложнее ситуация обстоит с малым и средним бизнесом. По данным исследовательского центра портала superjob.ru, опросившего 1000 представителей российских предприятий и организаций, 52% компаний с численностью сотрудников от 50 до 100 человек не считает обязательной аттестацию рабочих мест. По всем правилам раз в пять лет аттестацию рабочих мест проводит лишь около четверти отечественных предприятий (24%). При этом представители почти каждой десятой компании (9%) признались, что она носит условный характер.

Сегодня заставить работодателя небольшой компании потратиться на аттестацию можно лишь угрозой серьезных штрафных санкций. А они в соответствии с действующим законодательством носят весьма символический характер. Так, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает максимальный штраф за нарушение законодательства об охране труда в 50 тысяч рублей. Следовательно, в достаточной мере не отработаны инструменты экономического стимулирования работодателей одного из ключевых секторов экономики.

  1. Помимо аккредитации отсутствуют какие-либо гарантии качества оказываемых аттестующей организацией услуг. На практике нередко имеют место случаи, когда российские компании в соответствии с законодательством проводят аттестацию рабочих мест, затратив при этом немало средств. В дальнейшем при проверке государственные инспекторы труда констатируют, что аттестация проведена некачественно и работники трудятся в худших условиях, чем указано в заключении. В такой ситуации работодатель вынужден проводить повторную аттестацию. Таким образом, сотни тысяч рублей, уплаченных аттестующей организации, оказываются выброшенными на ветер. К сожалению, новый Порядок не предусмотрел механизмов защиты работодателя от подобных случаев. Ведь большинство работодателей просто не могут разобраться в критериях качественности проводимой аттестации, в квалификации привлекаемых специалистов. Отсюда и следующая проблема.
  2. Отсутствуют механизмы юридической ответственности аттестующих организаций и способы непосредственного воздействия на них. Фактически согласно действующему Порядку аттестующие организации остаются безнаказанными за некачественно проведенную аттестацию и в крайнем случае могут быть лишь исключены из Реестра аккредитованных организаций, в то время как работодатель не имеет права компенсировать понесенные им расходы.
  3. Кроме того, как указывают специалисты, новый Порядок уже отстает от современных реалий, так как не учитывает форматы новых трудовых отношений, дистанционные формы труда - интернет-магазины, к примеру, чьи сотрудники работают не в офисах, а на дому. Есть другие надомные профессии, и в Приказе Минздравсоцразвития России порядок аттестации таких рабочих мест все еще не отрегулирован.

Чтобы избежать в будущем возникновения проблемных ситуаций и обеспечить большую эффективность аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимо:

  1. Усилить требования к аттестующим организациям, что приведет к формированию независимых профессионалов в области аттестации рабочих мест. С этой целью необходимо создание методической и нормативно-правовой основы работы аттестующих организаций с указанием конкретных гарантий качества оказываемых ими услуг. Следует более жестко осуществлять проверки компаний, вошедших в Реестр, на предмет качества оказываемых услуг.
  2. Включить в Порядок нормы, предусматривающие возможность обжалования решений аттестующих организаций (например, в государственную инспекцию охраны труда), более четко регламентировать процедуру их привлечения к юридической ответственности, а также возмещения работодателю понесенных им расходов в случае некачественного проведения аттестации. Подобная норма повысит защищенность работодателя и ограничит его от возможных злоупотреблений со стороны аттестующих организаций.
  3. Проведение на уровне всех субъектов РФ консультаций с участием работодателей, направленных на разъяснения основных положений законодательства об аттестации рабочих мест по условиям труда. Особенно среди представителей малого и среднего бизнеса.
  4. Минздравсоцразвития России вместе с объединениями работодателей и соответствующими объединениями аттестующих организаций следует приступить к разработке единого государственного стандарта по определению трудозатрат и принципов расчета цены за оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест.

Представляется, что несвоевременное устранение указанных проблем может привести к существенному росту затрат работодателя и к нарастанию социальной напряженности в трудовых коллективах, что может грозить потерей производительности и снижением качества продукции, а значит, негативно отразится на экономике в целом.

Пристатейный библиографический список

Фролов О.П. О предстоящих изменениях в Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. N 6.