Мудрый Юрист

Возможно ли свободное ценообразование при подключении к сетям газоснабжения?

Гришина Анастасия Евгеньевна, начальник отдела сделок с имуществом ОАО "Сызраньгаз" (г. Сызрань), соискатель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета.

В статье рассматривается проблема определения стоимости подключения к сетям газоснабжения. Проводится анализ существующего законодательства, регулирующего взаимоотношения газораспределительных организаций и потребителей газа, и указывается наличие в нем пробелов. Предлагаются возможные способы устранения законодательных коллизий.

Ключевые слова: газоснабжение, газораспределительная организация, пропускная способность сети, плата за подключение к сетям газоснабжения, тариф.

Is it possible to free price for gas supply connection to networks?

A.E. Grishina

The problem of determining the value of connectivity supply. The analysis of existing legislation governing the relationship between gas distribution companies and consumers, and indicates the presence of a gap. Suggests possible ways to resolve legal conflicts.

Key words: gas supply, gas distribution organization, network bandwidth, connection fees to the networks of gas supply, the tariff.

В настоящее время вопрос определения стоимости подключения к сетям газоснабжения стоит одинаково остро как для заинтересованной в подключении стороны, так и для стороны, осуществляющей подключение. Процесс подключения к газораспределительной системе оформляется соответствующим договором между газораспределительной организацией (далее - ГРО) и потребителем газа. Стоимость мероприятий по подключению можно назвать "камнем преткновения" в этих правоотношениях. Возникает вопрос: возможно ли свободное ценообразование по соглашению сторон при определении платы за подключение?

Исходя из положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) свободное ценообразование при подключении к сетям газоснабжения недопустимо. Согласно статье 14.6 КоАП РФ правонарушением признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2008 года N 11912/07 указал, что законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Также не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу как компенсации понесенных при его строительстве затрат.

В соответствии с пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключений объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения [3] плата за подключение объекта определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления. Однако не секрет, что для ГРО органы местного самоуправления такие тарифы никогда не устанавливали в принципе. Таким образом, вопрос определения цены подключения был законодательно не решен.

Принятие Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры [4] (далее - Правила) внесло некоторую определенность в этом вопросе. Согласно пункту 1 указанного документа Правила распространяются в том числе на отношения по подключению к сетям газоснабжения. В соответствии с пунктом 14 Правил размер платы за подключение определяется следующим образом:

  1. если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
  2. при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанной с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
  3. если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Таким образом, плата за подключение зависит от наличия или отсутствия инвестиционной программы в организации коммунального комплекса. Однако согласно статьям 1 и 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" положения этого Закона распространяются только на регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. ГРО, таким образом, не входит в сферу действия этого закона.

Также необходимо отметить, что понятие "инвестиционная программа" для ГРО как таковое отсутствует в законодательстве Российской Федерации. В отношении ГРО существует программа газификации <1>. Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. Как видно, тариф (плата) за подключение в качестве источника финансирования таких программ не предусмотрен.

<1> Статья 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Налицо коллизия норм: понятие организации коммунального комплекса в Правилах гораздо шире, нежели чем в Федеральном законе "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Кроме того, нельзя не обратить внимания на формулировку части 2 пункта 14 Правил: "обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры могут быть исполнены заказчиком самостоятельно". В соответствии с пунктом 2 Правил заказчиком по договору о подключении является лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства.

Возникает обоснованный вопрос: как можно разрешить обычной строительной организации или отдельным гражданам возводить опасные производственные объекты, какими согласно статье 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и являются газопроводы? Организации, осуществляющие строительство газораспределительных сетей, обязаны иметь соответствующие допуски, быть членом соответствующей саморегулируемой организации, иметь специально обученный персонал, а также в обязательном порядке застраховать ответственность за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Очевидно, что законодатель, разрешая строительство необходимых для увеличения мощности объектов силами заказчика, имел в виду их строительство специализированной организацией по договору подряда. Тем не менее используемая в Правилах формулировка представляется неудачной. Кроме того, в случае, если ГРО, непосредственно осуществляющая присоединение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, также является организацией, осуществляющей строительство газовых сетей, было бы логично объединить в одном договоре подключения обязательства и по присоединению, и по увеличению пропускной способности.

Учитывая изложенное, представляется затруднительным применение на практике положений части 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров, во всяком случае, в отношении газораспределительных сетей.

Вообще зависимость между размером платы за подключение и наличием свободной мощности и (или) пропускной способности, на которой основывается пункт 14 Правил, представляется противоречащей основным положениям российского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако если следовать части 3 пункта 14 Правил, получается, что если для подключения к газораспределительной сети объекта газификации имеется необходимый резерв пропускной способности, взимание платы за подключение не предусмотрено. При таком положении подключаемые потребители заведомо поставлены в неравные условия. В более выгодном положении оказываются абоненты, подключившиеся к сети в период, когда имелся необходимый резерв пропускной способности, а также абоненты, дождавшиеся окончания срока реализации региональной программы газификации, когда резерв, оплаченный участниками программы, появился вновь. Эти абоненты подключаются бесплатно. Все остальные подключаемые абоненты оплачивают развитие или реконструкцию сети через плату за подключение.

Взимание платы за подключении при наличии требуемого резерва пропускной способности сети позволит поставить всех подключаемых абонентов в равные условия, более равномерно распределить бремя затрат на расширение газораспределительных сетей между объектами, подключаемыми в разные периоды времени, обеспечит ГРО необходимым источником финансирования развития газификации. Для решения этой проблемы целесообразно внести изменения в Постановления Правительства Российской Федерации N 83 и N 360 [3 и 4], предусматривающие взимание платы за подключение во всех случаях, независимо от наличия или отсутствия необходимого резерва пропускной способности. Аргументов за принятие такого решения более чем достаточно. Кроме того, имеется прецедент - существующим законодательством предусмотрено взимание платы за подключение к электросетям во всех случаях.

Важной также является проблема собственности на построенные объекты газораспределения. Построенные на средства заказчика для его подключения к газораспределительной сети объекты газораспределения становятся собственностью заказчика или бесхозяйными. Передача присоединяемых объектов газораспределения в собственность ГРО позволит обеспечить целостность газораспределительной сети, сократить количество бесхозяйных газопроводов. В связи с этим целесообразно внесение в Постановление N 83 изменений, предусматривающих возможность передачи построенных объектов газораспределения в собственность ГРО в счет платы за подключение на основании условий договора о подключении. Это позволило бы решить в перспективе проблему появления "основных абонентов" и необходимости обслуживания их газопроводов ГРО на договорных условиях.

Литература

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. N 256.
  2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2008 года N 11912/07.
  3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Правила определения и предоставления технических условий подключений объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 920.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года N 360 "Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" // Российская газета. 2007. N 132.
  5. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Российская газета. 2004. N 292.
  6. Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. N 67.
  7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Российская газета. 1997. N 145.
  8. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" // Российская газета. 2009. N 7.