Мудрый Юрист

Размещение информации о деятельности судов в сети интернет *

<*> Kajdash A.A. Some issues of information concerning court activity layout in the Internet.

Кайдаш Аюна Андреевна, консультант Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ.

Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие особенности размещения судебных актов в сети Интернет. Также выделены некоторые пробелы в законодательстве и приведены пути их решения.

Ключевые слова: доступ к информации о деятельности судов, персональные данные, открытость и прозрачность судебной власти.

The article analyses normative-law acts regulating peculiarities of placement of judicial acts in Internet. The author also points out certain lacunas in legislation and presents the ways of solution thereof.

Key words: access to information on activities of courts, personal data, openness and transparence of judicial power.

Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ) <1>, который вступил в силу 1 июля 2010 г., одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является ее размещение в сети Интернет.

<1> См.: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.

Для реализации данного положения в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы <2> был создан интернет-портал государственной автоматизированной системы "Правосудие", в котором сосредоточены все информационные ресурсы судов общей юрисдикции и Судебного департамента Российской Федерации. На сегодняшний день каждый районный суд имеет свой интернет-сайт, и если ранее сайт суда имел лишь факультативное значение в обеспечении доступа к информации о деятельности судов, то сейчас это полноценный инструмент взаимодействия общества и власти.

<2> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы" на 2007 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2006. N 33. Ст. 3652.

Одной из новелл Федерального закона N 262-ФЗ является обязанность судов размещать в сети Интернет судебные акты (пп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 262-ФЗ).

Опубликование текстов судебных актов на официальных интернет-сайтах позволяет гражданам ознакомиться с судебной практикой судов всех уровней. Если практика судов субъектов Федерации по некоторым представляющим интерес делам была более доступна (в правовых информационных системах, на официальных сайтах судов), то возможностей свободно ознакомиться с практикой различных районных, городских судов было намного меньше: в открытом доступе она размещалась только в отдельных случаях <3>.

<3> См.: Иванова Т. Федеральный закон N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": трудоправовой аспект. Практика судов общей юрисдикции по индивидуальным трудовым спорам в свободном доступе // СПС "Гарант".

Особенности размещения судебных актов в сети Интернет регламентированы ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ, согласно которой тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия, а тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. Следует отметить, что в данном положении законодатель предусмотрел размещение после вступления в законную силу такого вида решения по уголовному делу, как приговор. Однако кроме приговора районным судом по первой инстанции также может быть вынесено, например, постановление о прекращении уголовного дела, а апелляционной - постановление об оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционных жалоб или представлений - без удовлетворения.

Не совсем понятно, когда необходимо размещать данные виды решений по уголовным делам - после вынесения либо после вступления их в законную силу? Поэтому мы считаем, что в ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ необходимо внести изменения, конкретизирующие виды решений, которые должны размещаться в сети Интернет после вступления их в законную силу. На практике районными судами все решения по уголовным делам, будь то приговор или постановление, размещаются в сети Интернет после вступления их в законную силу.

В целях реализации Федерального закона N 262-ФЗ был принят Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда (далее - Временный регламент) <4>. В ходе практического использования в судах положений Временного регламента возникли спорные (проблемные) вопросы, требующие дополнительного нормативного урегулирования, в связи с чем Президиум Совета судей РФ признал утратившим силу Временный регламент, утвердив Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент) <5>.

<4> См.: Постановление Президиума Совета судей РФ от 17 мая 2010 г. N 225 "Об утверждении Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> См.: Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. N 253 "Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции" (в ред. Постановления Президиума Совета судей РФ от 24 марта 2011 г. N 259) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно Регламенту ответственный работник аппарата суда (как правило, помощник судьи) в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводит деперсонификацию текстов судебных актов и (или) исключение из них сведений ограниченного доступа. Согласно п. 1.3 Регламента деперсонификация - это исключение из текста судебного акта персональных данных. При деперсонификации судебного акта возникает ряд вопросов.

Например, относятся ли сведения о судимостях осужденного, оправданного к персональным данным и подлежат ли исключению из текста судебного акта?

К персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <6>).

<6> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 162-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

На основании данного определения сведения о судимостях осужденного, оправданного можно отнести к персональным данным, и тогда их необходимо исключать из текста судебного акта. С другой же стороны, такие сведения имеют существенное значение, поскольку влияют на назначение наказания, и их исключение является нецелесообразным. В связи с этим, на наш взгляд, в Регламент необходимо внести соответствующие изменения, уточнив, подлежат ли эти сведения исключению из текста судебного акта. Этот вопрос остается открытым, и до внесения изменений в Регламент его можно решить с помощью издания внутренних актов рекомендательного характера.

В соответствии с п. 5.3 Регламента и ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ фамилии и инициалы истца и ответчика, а также третьего лица не подлежат исключению из текста судебного акта.

Фамилия, имя и отчество являются составляющими имени гражданина (ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации) <7>, т.е. имени физического лица, вследствие чего возникает вопрос: а если истцом, ответчиком или третьим лицом выступает юридическое лицо, которому такие понятия, как фамилия и инициалы, не свойственны? У юридического лица имеется наименование, поэтому получается, что в тексте судебного акта оно подлежит исключению, поскольку в ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ речь идет только о фамилиях и инициалах.

<7> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16 апреля 2011 г. N 65-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Тем не менее на практике наименования юридических лиц, если они выступают в качестве истца, ответчика, третьего лица, остаются в тексте, что является вполне обоснованным, так как абсурдно исключать из текста судебного акта наименования юридических лиц, в то время как фамилии и инициалы физических лиц будут доступны неограниченному кругу лиц.

Согласно п. 5.3 Регламента сведения о физическом здоровье подлежат деперсонификации. Между тем по некоторым категориям дел (иски о возмещении ущерба, причиненного ДТП, причинение вреда здоровью и т.д.) такие сведения относятся к существу рассмотренного дела, поэтому их исключение может привести к утрате смысла судебного акта и его дальнейшее размещение на сайте суда окажется бесполезным для заинтересованных лиц. В таком случае помощнику судьи при деперсонификации текста решения можно посоветовать воздержаться от исключения сведений о физическом здоровье лица.

Регламент содержит примерный перечень сведений, которые должны быть исключены из текстов судебных актов. Этот перечень является открытым. Анализ судебной практики показывает, что к ним можно отнести, например, цену иска, процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, наименования образовательных и иных учреждений, юридических лиц (за исключением случаев, когда они выступают в качестве истца, ответчика, третьего лица, к примеру, название супермаркета, в котором было совершено преступление), фамилии, имена, отчества сотрудников правоохранительных и других государственных и муниципальных органов.

Ранее, до внесения изменений от 24 марта 2011 г., Регламент позволял вместо текста судебного акта разместить на сайте суда соответствующее извлечение из него. На сегодняшний день это положение утратило силу. Президиум Совета судей в Постановлении от 24 марта 2011 г. N 259 разъяснил, что размещение на сайте суда извлечений из судебных актов может воспрепятствовать широкому и всеобъемлющему доступу к информации о деятельности судов <8>. Вместе с тем п. 1.3 Регламента до сих пор содержит такое понятие, как "извлечение", под которым понимается выдержка из текста судебного акта, содержащая краткое изложение обстоятельств дела с правовым обоснованием. Однако практика районных судов показывает, что в сети Интернет тексты судебных актов размещаются полностью, несмотря на значительную массу больших по объему решений, содержащих около ста и более страниц.

<8> См.: Постановление Президиума Совета судей РФ от 24 марта 2011 г. N 259 "Об утверждении изменений в Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции" // СПС "КонсультантПлюс".

Особое внимание необходимо обратить на осуществление контроля за своевременностью размещения судебных актов на сайте суда. Согласно п. 8.2 Регламента тексты судебных актов размещаются в сети Интернет после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вступления в законную силу. К сожалению, подсистема "Банк судебных решений" не обладает функциями, позволяющими определять количество решений, не подлежащих размещению на сайте по основаниям, указанным в ст. 15 Федерального закона N 262-ФЗ, количество неопубликованных решений за определенный период или решений, опубликованных с нарушением срока. Данные показатели имеют существенное значение, поскольку судами ежемесячно в Управление Судебного департамента в Республике Бурятия представляется информация о количестве принятых, опубликованных и не подлежащих опубликованию судебных актов.

Несмотря на возникающие трудности при размещении информации о деятельности судов в сети Интернет, опубликование судебных актов на официальных интернет-сайтах открывает широкие возможности для граждан и организаций, поскольку позволяет обеспечить максимальную гласность, открытость и прозрачность судебной власти.