Мудрый Юрист

О профилактике общественно опасных деяний душевнобольных

Спасенников Борис Аристархович, доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор, профессор-консультант кафедры уголовного права НОУ ВПО "Институт управления", г. Архангельск.

Статья посвящена профилактике преступлений и принудительному психиатрическому лечению. Ключевые слова: профилактика преступлений, психические расстройства.

On prevention of socially dangerous acts of mentally ill

B.A. Spasennikov

Article is devoted to prevention of crime and compulsory psychiatric treatment.

Key words: prevention of crime, compulsory psychiatric treatment.

Журналы издательской группы "Юрист" имеют серьезный опыт обсуждения междисциплинарных, межотраслевых общественных проблем, которые нуждаются в правовом регулировании. К их числу относится и обсуждение законопроектов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

На основании проведенных ранее исследований нам представляется, что, при прочих равных условиях, чаще закон преступают лица, имеющие те или иные врожденные или приобретенные расстройства адаптации в социуме, обусловленные внутренними (соматопсихическими, генетическими и др.) и (или) внешними (психогенными, травматическими, интоксикационными и др.) патологическими процессами, так как здоровая психика определяет возможность выбора социально приемлемого поведения в любой сложной жизненной ситуации. Игнорировать или преуменьшать роль медико-биологических корней правонарушений ошибочно <1>.

<1> См.: Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. 412 с.

В нашей стране в XXI в. регистрируется увеличение количества лиц, обнаруживающих психические расстройства, имеющих существенную роль в механизме (патогенезе) противоправного поведения. Это связано с увеличением объема поступающей информации в современном мире, темпа жизни, неопределенностью будущего в условиях рыночной экономики, другими социальными и биологическими факторами <2>.

<2> См.: Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. М., 2011. 272 с.

Психическое расстройство - это нарушение функций головного мозга, при котором возникает нарушение точного отражения головным мозгом реального мира с соответствующей дезорганизацией поведения, противоречащего реальным отношениям. Оно может существенно изменять отношение человека к самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическим расстройством, гарантируется государством и осуществляется на основе законности. Отсутствие надлежащего регулирования принудительных мер медицинского характера способно стать одной из причин неправосудного их применения, что наносит ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан.

Согласно законопроекту "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", разработанному МВД России, предусматривается применение принудительных мер медицинского характера с целью профилактики правонарушений (административных правонарушений и преступлений). Подобное предложение нуждается в обсуждении читателями журнала.

В соответствии с действующим законодательством принудительные меры медицинского характера - меры государственного принуждения, назначаемые, продлеваемые, изменяемые и прекращаемые по решению суда лицам, которые совершили общественно опасное деяние, предусмотренное статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, а также лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания либо назначаемые по решению суда лицам, виновным в совершении преступления и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но повлиявшим на осознанно волевой выбор поведения в момент совершения преступления, и заключающиеся в мероприятиях, направленных на излечение, восстановление психического здоровья, предотвращение совершения нового общественно опасного деяния, опасности причинения вреда себе или другим лицам, возможности причинения иного существенного вреда, соблюдение прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами.

Мерами государственного принуждения они являются потому, что применяются по решению суда, влекут ограничение некоторых прав и свобод душевнобольного. Лечение является принудительным, поскольку проводится независимо от желания лица и его близких, от осознания пациентом необходимости и содержания такого лечения.

Действующий уголовный закон предусматривает применение принудительного психиатрического лечения с целью предотвращения совершения нового общественно опасного деяния, опасности причинения вреда себе или другим лицам, возможности причинения иного существенного вреда, но лишь после установления факта совершения именно этим душевнобольным конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применение медицинских мер в принудительном порядке обусловлено тем, что психическое расстройство приводит к нарушениям восприятия и мышления, эмоций и воли, памяти, сознания и интеллекта, а вслед за этим поведения, социальной адаптации, в результате чего лицо становится опасным (способным нанести вред) для себя самого и окружающих и может повторно совершить общественно опасное деяние. Дабы максимально предупредить, исключить эту возможность в настоящем и будущем, и применяются лечебно-диагностические, лечебно-профилактические меры, включающие различные способы установления причины психического расстройства, диагноза и назначения комплексного, индивидуализированного лечения психического расстройства, направленного на восстановление нарушенных психических функций, поведения, социальной реабилитации лица.

Судебная практика исходит из принципиального положения о том, что психическое расстройство должно оказывать влияние на поведение лица при совершении им деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК. Например, если лицо, страдающее эпилепсией (хроническим психическим расстройством), совершит служебный подлог, предусмотренный ст. 292 УК Российской Федерации, то оно не подпадает под пункт "а" части первой ст. 97 УК, так как указанное хроническое психическое расстройство не может повлиять на поведение при совершении служебного подлога. В таком случае лицо признается виновным, принудительное психиатрическое лечение не назначается, а осужденный проходит добровольное лечение у эпилептолога по поводу имеющегося заболевания.

Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает принудительное психиатрическое лечение за нарушение закона в состоянии невменяемости. Отсюда следует, что неправомерной и необоснованной следует считать законодательную инициативу по применению принудительных мер медицинского характера с целью профилактики административных правонарушений.

Судебная практика весьма строго учитывает часть вторую ст. 443 УПК РФ. Если лицо в состоянии невменяемости совершило общественно опасное деяние небольшой тяжести, предусмотренное статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, то суд выносит Постановление об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Поэтому предложение применять принудительное психиатрическое лечение с целью профилактики деяний душевнобольных, которые уголовный закон относит к преступлениям небольшой тяжести, также может быть признано неправомерным и необоснованным.

Применение принудительных мер медицинского характера с целью профилактики деяний средней тяжести, тяжких и особо тяжких в отношении лиц, которые страдают психическим расстройством, но не совершили эти общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, не имеют умысла на совершение этих деяний, также не может быть признано правомерным и обоснованным.

В законопроекте не приведены виды принудительного лечения у психиатра с целью профилактики правонарушений. В действующем уголовном законе выбор вида принудительных мер медицинского характера зависит от тяжести и прогноза психического расстройства, от опасности лица для себя и окружающих <3>.

<3> Спасенников Б.А. Глава XXVI. Иные меры уголовно-правового характера // Полный курс уголовного права: В 5 т. СПб., 2008. Т. 1. С. 1083 - 1113.

В законопроекте не указаны основания для продления, изменения, прекращения принудительных мер медицинского характера в системе профилактики правонарушений. В отношении лиц, признанных судом невменяемыми, принудительное лечение осуществляется вплоть до излечения, исчезновения обусловленной психическим расстройством возможности причинения существенного вреда либо опасности для себя или других лиц <4>. Если же применять принудительное лечение с целью профилактики правонарушений, то такое принудительное лечение у психиатра, исходя из духа законопроекта, следует назначать профилактически всем лицам, страдающим хроническим психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики и проводить его пожизненно, что не может быть признано правомерным и обоснованным.

<4> Спасенников Б.А. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера // Энциклопедия уголовного права: В 35 т. СПб., 2009. Т. 12. С. 239 - 326.

Пленум Верховного Суда России в своем Постановлении от 7 апреля 2011 г. указал: "В связи с вопросами, возникшими у судов при назначении, продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера, а также в целях обеспечения единообразного применения законодательства при рассмотрении дел данной категории Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратить внимание судов, что при осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского характера следует строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. При решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства о здравоохранении, в частности Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также иных нормативных правовых актов. Разъяснить, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ)" <5>.

<5> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. N 6 // Российская газета. 2011. 20 апреля. N 84.

По мнению автора, без внесения соответствующих изменений в УК РФ, УПК РФ и УИК РФ, Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" применение принудительного психиатрического лечения в системе профилактики правонарушений будет противоречить действующему законодательству.

Сегодня получили законодательное оформление различные виды специализированной психиатрической помощи населению, в том числе и недобровольного лечения у психиатра. Они, при надлежащем использовании, достаточны для профилактики правонарушений лиц, страдающих психическими расстройствами.

Принудительное психиатрическое лечение с целью профилактики правонарушений, на наш взгляд, является разновидностью профилактического лечения "преступной болезни" <6>, что не отвечает современному уровню развития медицинской науки и права.

<6> Спасенников Б.А., Спасенников, С.Б. Состояние опьянения и его уголовно-правовое значение. М., 2011. 144 с.