Мудрый Юрист

Победа в отечественной войне и развитие международного права

Лукашук И.И., профессор, руководитель Центра международно-правовых исследований Института государства и права РАН.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда гуманитарных исследований (04-03-002а).

Прошедшие десятилетия дают возможность объективно оценить значение Победы для судеб мирового сообщества и международного права. Победа держав оси привела бы к превращению многих государств в колонии и полуколонии с соответствующим режимом. В Послании Президента России Федеральному Собранию 2005 г. говорится, что день Победы "по праву можно считать днем торжества цивилизации над фашизмом. Общая победа позволила отстоять принципы свободы, независимости, равенства всех людей и народов" <*>.

<*> Российская газета. 2005. 26 апреля.

Решающий вклад в разгром гитлеровской Германии внесла наша страна, существенна была ее роль и в победе над ее союзниками, включая Японию. Для нашей страны это была Отечественная война, народная война. Она была одержана нашим народом, не останавливаясь ни перед какими жертвами, порожденными внешними и внутренними факторами. Достаточно сказать, что жертвы потерпевшей поражение Германии составляли 7,5 млн. человек, а победившего СССР - 30 млн. После завершения Крымской войны Ф.М. Достоевский писал: Россия, "ты, лишь ты одна, всех больше потеряла!" <*>. Жертвы той войны не шли ни в какое сравнение с жертвами Отечественной войны.

<*> Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1972. С. 407.

Подвиг народа навсегда останется в его памяти. Проделанный Институтом комплексных социальных исследований РАН анализ показал, что на первом месте среди "национальных гордостей" находится Великая Отечественная война <*>. За прошедшее время сменились поколения. Однако подвиг народа передается от поколения к поколению с молоком матери. С. Алексиевич отметила: "Война и после войны оставалась домом нашей души" <**>. К сожалению, отечественная наука международного права не уделила Отечественной войне необходимого внимания <***>.

<*> Российская газета. 2004. 5 ноября.
<**> Алексиевич С. У войны не женское лицо. М., 2004. С. 7.
<***> Из посвященных этому монографий можно назвать лишь работу: Кожевников Ф.И. Великая Отечественная война Советского Союза и некоторые вопросы международного права. М., 1954.

Наша страна оказалась неподготовленной к агрессии гитлеровской Германии. Сталинский режим унес из жизни общества 10 млн. наиболее активных людей. Были брошены в лагеря и расстреляны лучшие офицерские кадры. Существовавшая оборонительная линия на западе была разоружена. В результате в первые месяцы сотни тысяч наиболее подготовленных войск, находившихся в западной части страны, подверглись разгрому. Сталин придерживался своих специфических взглядов, не прислушиваясь к мнению квалифицированных специалистов, игнорируя самые достоверные сведения. Ошибки руководства нашему народу пришлось исправлять собственной кровью.

Прошло 60 лет со дня Победы. Есть все основания сравнить судьбы потерпевшей поражение Германии с победившим Советским Союзом. Естественно, немало сил пришлось потратить на сохранение двухполюсного мира, предотвратившего угрожавшие человечеству войны. Но главную роль в сложившемся положении играли внутренние факторы.

Война подтвердила, что без уважения норм международного права мировая система не может нормально существовать. Даже такой государственный деятель, как Р. Рейган, заявил, что государства должны подчиняться праву. "Если бы этот принцип получил более твердую поддержку 45 лет назад, то, быть может, нашему поколению не пришлось бы проливать кровь во Второй мировой войне" <*>. Все это подтверждает, что уважение международного права стало одним из важнейших критериев выживания человечества.

<*> Рейган Р. Откровенно говоря. М., 1990. С. 102.

О значении Победы свидетельствуют действия, предпринимаемые государствами в связи с ее 60-й годовщиной. Страны СНГ предприняли усилия для широкого подтверждения ее значения в связи с наступлением 60-й годовщины. В Обращении государств - участников СНГ к партнерам по ОБСЕ (август 2004 г.) предлагалось обсудить в рамках ОБСЕ возможные мероприятия и шаги Организации в этой связи. По инициативе стран СНГ Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 2004 г. приняла резолюцию, провозглашающую 8 и 9 мая Днями памяти и примирения. Резолюция призывает все страны объединить усилия в борьбе с новыми вызовами и угрозами при центральной роли ООН, сделать все возможное для урегулирования всех споров мирными средствами в соответствии с Уставом ООН.

Все это подтверждает, что Победа имела всемирно-историческое значение. Подчеркивается значение принципов Устава ООН для современной международной системы. Подтверждается желание укреплять сотрудничество со всем международным сообществом, которое призывается к единству действий для достижения стоящих перед ним задач.

Нельзя не заметить, что и сегодня есть силы, стремящиеся исказить значение Победы во Второй мировой войне, и прежде всего роль СССР в ее достижении. Появляются соответствующие произведения. В ноябре 2004 г. несколько десятков членов Европарламента в открытом письме критически оценили планы России по празднованию Дня Победы. По их мнению, этот праздник является "одобрением советской оккупации и преступлений тоталитарного коммунизма" <*>. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на прошедшие десятилетия, значение Победы не перестало быть предметом политической борьбы.

<*> Российская газета. 2004. 1 декабря.

Вторая мировая война показала, сколь серьезными опасностями грозит человечеству сложившаяся мировая система. Необходимо было создать институты, способные изменить ситуацию. Центральное место заняла задача создания всемирной организации безопасности и повышения роли международного права. Характерно, что проект устава организации готовился в годы войны.

Была учреждена Организация Объединенных Наций, Устав которой рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Впервые в истории Устав закрепил основные цели и принципы международных отношений и международного права. В их числе особое место занимает цель - "избавить грядущие поколения от бедствий войны", а также принцип неприменения силы. Во имя этого члены ООН приняли на себя обязательства принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру. В результате впервые был надежно закреплен принцип неприменения силы, без которого право не могло быть полноценным. Эти принципы были сформулированы на базе анализа истории международных отношений и современного их состояния.

Все это происходило в условиях обострявшейся борьбы. У. Черчиль приводит следующее заявление И.В. Сталина на Конференции в Ялте: "...Мы должны подумать о том, как обеспечить наше единство в будущем и как гарантировать", чтобы великие державы, "сохранили единый фронт" <*>. Сам У. Черчиль на Конференции в Тегеране говорил: "От нас зависит... и, вне всякого сомнения, судьба и счастье всего человечества" <**>.

<*> См.: Черчиль У. Вторая мировая война. Т. 3. С. 195.
<**> Там же.

Однако по достижении целей сотрудничества в годы войны У. Черчиль коренным образом изменил свою позицию, отразив мнение антисоветских сил. По его мнению, война против Германии "была почти единственным звеном, связывающим их союз. На первый план был поставлен пункт: "Советская Россия стала смертельной угрозой для свободолюбивого мира". Началась холодная война.

Несмотря на серьезные политические противоречия между основными участниками, международное право продолжало действовать и в исключительно сложных условиях холодной войны. Даже в тот период законность имела существенное значение. С. Хоффманн пишет, что "биполярный мир после 1945 года состоял в конфронтации как силы, так и легитимности". Действовала ООН, ссылались на основные принципы международного права, заключались договоры. Особое значение имели полуформальные договоренности, сложились определенные "правила игры". Как США, так и СССР не раз нарушали суверенные права других государств. Тем не менее действовавшие между ними различного рода нормы позволили избежать главного - ядерной войны.

Сегодня некоторые силы пытаются доказать недостатки политики западных держав в то время. К. Райс заявила, что западный мир был не прав, принимая Советский Союз на его условиях во время холодной войны, и теперь не должен повторить той же ошибки. Такое заявление не отражает реального положения в годы холодной войны. Его реализация в то время имела бы крайне тяжелые последствия для всего человечества.

Приведенное заявление относится не столько к холодной войне, сколько к нынешнему положению США. Однако, как показали военные действия против Ирака, и сегодня США не могут проводить свою внешнюю политику лишь на собственных условиях, недооценивая политику других держав. Это обстоятельство признают многие видные специалисты. С. Хоффманн констатирует, что "надежды сверхдержавы - практически все без исключения - не сбылись...". Более того, "мировой порядок серьезно пострадал из-за парадоксальным образом конвергентных ударов американцев и террористов".

Следует особо подчеркнуть, что международное право продолжало развиваться и в годы холодной войны, что свидетельствует о его жизненно важном значении для развития международных связей. После войны были заключены с потерпевшими поражение государствами мирные договоры, которые принципиально отличались от грабительских мирных договоров после Первой мировой войны. Мирные договоры 1947 г. с Болгарией, Венгрией, Италией и Финляндией обязали побежденные государства установить демократический строй. Репарации не носили характера непосильной дани. Политические положения договоров были нацелены на развитие нормальных отношений с бывшими противниками.

Впервые в истории были учреждены международные военные трибуналы, Нюрнбергский и Токийский, для суда над главными военными преступниками. Они осудили виновных за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Это послужило прецедентом для создания органов международной уголовной юстиции, трибуналов для Югославии и Руанды, смешанного трибунала для Сьерра-Леоне и, наконец, Международного уголовного суда, который уже приступил к своей деятельности.

В первые же годы после войны было кодифицировано международное гуманитарное право с учетом опыта войны. Речь идет о Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны.

Были кодифицированы нормы о дипломатических и консульских отношениях, о специальных миссиях. Особое значение имело принятие Венской конвенции о праве договоров, которая в определенной мере кодифицировала не только процесс создания и действия договоров, но и иных международных норм.

Кодификация была сопряжена с прогрессивным развитием международного права. Так, в Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. говорилось, что она принимается с учетом целей и принципов Устава ООН "в отношении суверенного равенства государств, поддержания суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами".

Особое внимание было уделено обеспечению выполнения норм международного права. Так, была заключена в 1973 г. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

Следует особо отметить развитие основных целей и принципов международного права, сыгравших решающую роль в совершенствовании международного права, которое развивалось на их базе. Совершенствовалось и содержание этих принципов. В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Декларация расширила и уточнила содержание принципов. Существенное значение в общем процессе имела Декларация принципов, содержащаяся в Хельсинском Заключительном акте 1975 г.

Особое значение имеет проблема разоружения. В 1959 г. по инициативе СССР была принята резолюция Генеральной Ассамблеи, касающаяся всеобъемлющего и полного разоружения как конечной цели. Особое внимание уделялось предотвращению применения ядерного оружия. Существенную роль в этой области сыграли соглашения СССР с США - соглашения об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др. С 1968 г. действует Договор о нераспространении ядерного оружия, в котором участвует большинство государств.

В этом направлении продолжала действовать и Россия. Так, в 1996 г. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Были приняты конвенции о запрещении других видов оружия массового уничтожения. В 1993 г. была заключена Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов между Россией и США.

Значительное внимание было уделено установлению контроля над разоружением. Так, на основе Конвенции о запрещении химического оружия действует Организация по запрещению химического оружия.

В 1985 г. в СССР началась перестройка, призванная обеспечить установление демократии, отвечающей требованиям времени. Необходимость этого постоянно подчеркивалась западными державами как условие поддержания всеобщего мира и международного порядка. Руководствуясь благородными соображениями, М.С. Горбачев отказался от методов ведения холодной войны. Его главная задача состояла в исключении опасности глобальной ядерной катастрофы. Но ни он, ни его министр иностранных дел, не будучи специалистами в области мировой политики, не учли ее реальностей, не использовали существующие дипломатические и международно-правовые средства. М.С. Горбачев рассчитывал на соответствующую реакцию западных держав. Однако ее не последовало. Их главная цель состояла в ослаблении СССР. В результате СССР добровольно отказался от целого ряда своих позиций на мировой арене, не получив элементарной компенсации. Добрые намерения не дали необходимых результатов для интересов страны.

Недостатки политики перестройки были использованы рядом политических сил в своих интересах. В результате СССР распался. Прекратили существование его международные союзы. Сложилась обстановка, принципиально отличавшаяся от существовавшей ранее.

Руководству России пришлось определять новый курс внешней политики в сложившихся условиях. Особое значение в этом плане имело принятие новой Конституции, закрепившей верховенство международного права. Были приняты Концепция внешней политики России и ее военная доктрина, а также иные акты, касающиеся внешней политики страны. Они содержат положения, нуждающиеся в уточнении. До сих пор не получила необходимого отражения международно-правовая доктрина страны.

Идет процесс прогрессивного развития международного права. В международном праве появились новые отрасли, которые отражают его новые функции. Особенно показательна в этом плане отрасль "Международное право прав человека". Составители Устава не были готовы к провозглашению защиты прав человека как принципа. Вместе с тем в Уставе была указана цель - "вновь утвердить веру в основные права человека, достоинство человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин". На этой основе и был в дальнейшем сформулирован принцип уважения прав человека как один из основных принципов международного права. Отрасль прав человека состоит не только из пактов о правах человека, но и защищает отдельные виды лиц, подвергающихся дискриминации, например Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, конвенции о статусе апатридов и беженцев. Ряд конвенций устанавливает наказания за такие преступления, как геноцид и апартеид. Иными словами, международное право твердо стало на путь защиты прав человека, считая уважение к ним частью современного мирового порядка.

Это положение нашло отражение в конституционном праве ряда государств. В Конституции России говорится, что в нашей стране "признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права" (ст. 17/1).

Принцип защиты прав человека внес определенные изменения в содержание таких основных принципов, как суверенитет и невмешательство во внутренние дела. Высшая суверенная власть принадлежит народу и от его имени осуществляется органами государственной власти. Обязанностью этих органов является защита прав человека. В Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).

Эта обязанность носит и международно-правовой характер. К. Аннан пишет: "Государственный суверенитет изменился в существенной мере... Государства ныне широко признаются как инструменты на службе своих народов, а не наоборот". Это положение подчеркивается и в доктрине международного права.

Международное право выделяет в особую категорию самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества. Они не должны оставаться безнаказанными. К таким преступлениям относятся геноцид, преступления против человечности, военные преступления и агрессия. Обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции в отношении лиц, несущих ответственность за совершение международных преступлений. Со своей стороны международное сообщество принимает меры, когда государство не осуществляет этой обязанности. Классическим с точки зрения международного права было применение санкций к режиму И. Смита на основе резолюции Совета Безопасности 1968 г. Мирными средствами удалось ликвидировать расистский режим.

Совершенно иное положение с вооруженными действиями США против Ирака. В этой связи следует напомнить, что в Статуте Международного уголовного суда, определяющего международную уголовную юрисдикцию, содержится подтверждение целей и принципов Устава ООН, "и в частности то, что все государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

Таким образом, утверждение международного права прав человека представляет собой исключительно важный шаг в гуманизации международного права. При этом принудительные действия в отношении государства, в котором совершаются массовые нарушения прав человека, должны осуществляться на основе решений Совета Безопасности ООН.

Из других новых отраслей международного права следует выделить "Право международной безопасности". Опыт антигитлеровской коалиции показал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к международной ответственности. Это давало уверенность в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Агрессия была признана тягчайшим преступлением. В основе рассматриваемого права лежит Устав ООН. ООН принадлежит центральная роль в обеспечении коллективной безопасности. Свою роль играют и региональные международные организации.

К новым отраслям международного права следует также отнести космическое право, право международных организаций, право окружающей среды. Коренные изменения были внесены в морское право в соответствии с новыми реальностями. Этот момент относится и ко многим иным отраслям, например к воздушному праву, к экономическому праву и др. Совершенно особое значение для международного права имеет принятие в 2002 г. Генеральной Ассамблеей Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. В результате возникла отрасль "Право международной ответственности", от наличия которой в значительной мере зависит эффективность международного права, уровень его развития.

Несмотря на успехи в развитии международного права, появились критические концепции по этому поводу. Прежде всего они направлены против ООН. В современной американской печати встречаются утверждения о том, что "имеется распространенное мнение, что Устав Организации Объединенных Наций - продукт холодной войны... устарел в значительных аспектах".

В этой связи нельзя не согласиться с Ч. Алджером, который пишет, что при этом "нельзя не учитывать, сколь многое было достигнуто". ООН предотвратила значительное число вооруженных конфликтов, в том числе благодаря использованию "добрых услуг" Генеральным секретарем. За последние 15 лет таким путем удалось предотвратить больше гражданских войн, чем за предыдущие два столетия. ООН стала органом, в котором доминирует большинство государств, включая страны третьего мира. ООН не раз высказывала свое мнение относительно нарушений международного права великими державами. Так, в сентябре 2004 г. Генеральный секретарь ООН К. Аннан заявил, что вторжение США и их союзников было и остается противоправным действием, нарушающим Устав ООН.

Негативное отношение к ООН в значительной мере стимулировалось политикой США, которые, утратив свое господствующее в ней положение, присвоили себе право выбирать среди международных норм те, которые для них приемлемы.

Несмотря на это, ООН заняла важное место в мировой политике. Тот же Ч. Алджер пишет: "Ныне в редкий день крупные газеты в любой стране не включают сообщений относительно Организации Объединенных Наций". К сожалению, к нашей печати это положение не относится.

В печати и в заявлениях дипломатов порой встречаются утверждения о предстоящих изменениях в международном праве, которые коснутся и его основных принципов. Подобные взгляды встречаются в последние годы и в отечественной литературе. Профессор В.А. Карташкин пишет, что "в настоящее время речь должна идти не только о видоизменении некоторых принципов и норм международного права, но и о пересмотре целого ряда международных документов, включая Устав ООН".

Действительно, некоторые основные принципы начнут отражать реальности глобальной системы, растущую взаимозависимость государств. Подвергнется пересмотру и Устав ООН. Но это вовсе не означает изменения природы принципов. Чаще всего говорят и пишут об изменении содержания суверенитета. В.А. Карташкин считает, что "суверенитет государств в данный момент подвергается серьезным изменениям". В чем это проявляется? Оказывается, государство ограничивает свой суверенитет, "добровольно принимая на себя определенные международные обязательства".

Суверенитет - это не абсолютная свобода действий. Это полновластие государства в пределах установленных с его помощью норм. Заключение договора означает реализацию суверенитета, а не его ограничение. Для сравнения можно сказать, что человек, вступая в соглашение о приобретении билета на самолет, ограничивает свою дееспособность, а тот, кто проделывает путь пешком, сохраняет свои права.

На Саммите тысячелетия ООН 2000 г. была принята "Декларация тысячелетия", в которой говорилось: "Мы подчеркиваем свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, которые подтвердили свою незыблемость и универсальность. На самом деле их значение и эффективность вдохновлять возросли в условиях, когда государства и народы стали более взаимосвязанными и взаимозависимыми". Таким образом, на самом высоком уровне было подтверждено значение целей и принципов Устава ООН для современности.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования международной системы. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат важнейшие ценности - мир и сотрудничество, права человека. Принципы служат идейной основой функционирования и развития международного права.

Основные принципы приобрели совершенно новый характер. Они были признаны императивными нормами международного права (jus cogens). Учитывая характер затрагиваемых ими прав, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите. Они являются обязательствами между всеми (еrga omnes). Все это придает новые юридические характеристики международному праву.

Приведенные факты свидетельствуют, что после победы антигитлеровской коалиции наступил "золотой век" международного права. За истекшие 60 лет оно получило неизмеримо большее развитие, чем за всю предыдущую историю. Речь идет не только о количестве новых принципов и норм, но и об их характере, о совершенствовании механизма их функционирования.

Таким образом, Победа создала условия для формирования системы международных отношений, способной обеспечить нормальные отношения между государствами. Она доказала, что совместными усилиями государства способны решить самые сложные задачи. Одной из характерных черт современной системы международных отношений является повышенное внимание к международному праву, уважение которого - необходимое условие выживания человечества. Эта черта проявила себя даже в сложных политических условиях холодной войны. Ныне она вновь подтвердила свое значение в противодействии попыткам США проводить одностороннюю политику, не считаясь с принципами международного права.

Как известно, США предприняли военные действия против Ирака без санкции Совета Безопасности ООН, вопреки мнению крупных государств Европы и развивающихся стран. Но в дальнейшем они вынуждены были обратиться за содействием ООН. Что же касается Европы, то К. Пауэл заявил: "Какими бы ни были наши разногласия в прошлом в отношении Ирака, мы должны ныне смотреть вперед. Мы ныне стремимся приблизиться к Европе и надеемся, что Европа приблизится к нам".

Глобализация мировой системы ставит перед государствами новые сложные задачи. Осенью 2005 г. состоится сессия Генеральной Ассамблеи ООН на высшем уровне. Предстоит разработать концепцию всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая бы охватывала не только вооруженные действия, включая терроризм, но и борьбу с нищетой и деградацией окружающей среды. Особое внимание будет уделено совершенствованию миростроительной функции ООН.

Необходимым средством достижения этих целей является международное право. В докладе Генерального секретаря 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (21 марта 2005 г.) не раз подчеркивается необходимость обеспечения соблюдения государствами подписанных ими договоров. Предприняты специальные усилия с целью создать возможность для подписания и ратификации договоров, депозитарием которых является Генеральный секретарь.

Таким образом, из 60 млн. жертв войны как минимум половина приходится на нашу страну. И тут нельзя не вспомнить мысль президента США Линкольна о том, что ничто из живых не может красноречивее рассказать о погибших, чем их дела. В этом плане перед нами стоят большие задачи.

Как было отмечено на Саммите тысячелетия, основы международного права отвечают потребностям углубляющегося процесса глобализации. Эффективность внешней политики государства зависит прежде всего от определения оптимального соотношения его национальных и интернациональных интересов. В условиях углубляющейся под воздействием глобализации взаимозависимости государств эта задача должна решаться по-новому. Обеспечение национальных интересов в растущей мере зависит от взаимодействия государства с внешней средой. Результатом является интернационализация национальных интересов.

Растет роль общих интересов государств, интересов международного сообщества в целом. Ориентирующаяся лишь на национальные интересы политика не может быть успешной. Государство способно обеспечить свои национальные интересы лишь во взаимосвязи с общими интересами. Современное международное право уделяет растущее внимание обеспечению интересов международного сообщества в целом, без чего не могут быть обеспечены интересы отдельного государства. В результате современное международное право становится правом международного сообщества.

Отсутствие должного внимания к общим интересам несовместимо со статусом великой державы, разделяющей главную ответственность за обеспечение международной безопасности, как и за многое другое.

На международном положении России отрицательно сказывается ее внутренняя слабость. В значительной мере она может быть компенсирована активной, инициативной внешней политикой, нацеленной на обеспечение общих интересов.

Россия должна поднять на щит интересы международного сообщества. В этих целях следует сформулировать концепцию глобальной безопасности, которая бы отражала интересы всех государств. Как известно, выдвинутая ранее концепция всеобъемлющей безопасности была встречена сообществом положительно. Теперь ее необходимо расширить применительно к новым условиям. Соответственно следует отказаться от концепции многополярного мира, которая не может рассчитывать на успех, поскольку ассоциируется с разделом мира на сферы влияния и с силовым взаимодействием "полюсов".

На саммите "восьмерки" 1999 г. Россия выступила с инициативой разработки Концепции мира XXI века. Речь идет о миропорядке, способном обеспечить безопасность государств и народов путем сотрудничества на основе Устава ООН, предложить миру четкие ориентиры на XXI век.

Россия исходит из того, что важнейшими инструментами в достижении цели являются ООН и международное право. В Послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (26 мая 2004 г.) говорилось, что адекватный ответ на наиболее острые угрозы XXI в. "можно дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право".

В концепции глобальной безопасности должны получить развитие предложенные Россией основы нового международного порядка ХХI века. Характерные черты концепции: 1) обеспечение безопасности каждого государства, международного сообщества в целом; 2) безопасность распространяется не только на военно-политическую, но и на другие сферы, включая экономику, здравоохранение, экологию и др.; 3) безопасность призвана обеспечить решение глобальных проблем.

Таким образом, решение жизненно важных для каждого народа и для всего человечества глобальных проблем зависит от существенного повышения уровня управляемости мировой системой. Это требует совершенствования механизма управления как на международном, так и на национальном уровне. Основу этого механизма, как и прежде, образуют государства. В силу своего суверенитета они обеспечивают управляемость на национальном уровне и наделяют совместно создаваемые органы и организации правомочиями, необходимыми для управления на уровне. Внешняя политика России должна иметь четкую программу совершенствования международного механизма управления и активно участвовать в этом процессе, отстаивая свои национальные и интернациональные интересы.

Все ранее сказанное свидетельствует об историческом значении Победы для будущего всего человечества. Вместе с тем международные отношения ставят перед государствами все более сложные задачи. Необходимым условием их решения является повышение роли международного права в международной и внутренней жизни народов.

Глобализация вносит существенные новые моменты в законодательство государств. Правовые системы государств должны строиться таким образом, чтобы быть способными взаимодействовать друг с другом, а также с международно-правовой системой. Обеспечение этого требует признания приоритета международного права.

Рост роли внешней политики привел к ее конституционализации. Растет число норм, посвященных внешней политике, ее целям и принципам, полномочиям органов власти в этой области. Принимается все больше законов, посвященных внешней политике и международному праву. Во многих законах эти вопросы так или иначе затрагиваются.

Представляется целесообразным включение в Конституцию РФ специальной главы о внешней политике и международном праве, как это имело место ранее. Международное сообщество становится правовым сообществом, а правовое государство должно быть и международно-правовым.

Следует особо выделить заслуги юристов-международников в совершенствовании современного международного права. Повысилось внимание к нему со стороны научного сообщества, а отчасти и политических кругов. В мире существенно возросло количество литературы по международному праву.

Международная жизнь оказывает растущее влияние на жизнь любого государства. Поэтому необходимые представления о ней должен иметь каждый политический деятель, да и каждый сознательный гражданин. Это включает и определенные представления о международном праве.

Нет сомнения в том, что окончательную судьбу нормы определяют государства. Вместе с тем множество международных органов, состоящих из квалифицированных юристов, формируют проекты новых норм и представляют их государствам. Благодаря этому стала возможной кодификация целых областей международного права. Достаточно познакомиться с длинным списком проектов, подготовленных Комиссией международного права ООН. По инициативе юристов в международном праве появились новые концепции. Достаточно вспомнить об императивных нормах международного права и обязательствах "erga omnes".

Особого внимания заслуживает практика Международного Суда ООН, состоящего из юристов-международников высокого класса. Суд не только интерпретирует позитивное международное право, дает заключения о наличии той или иной нормы обычного права, но и занимает важное место в развитии международного права в целом.

Таким образом, в современных условиях юристам-международникам принадлежит важная роль в прогрессивном развитии международного права как необходимого инструмента регулирования системы международных отношений, сложившейся через 60 лет после Победы.