Мудрый Юрист

Направления совершенствования порядка транзита граждан РФ между калининградской областью и остальной территорией федерации

Чашин А.Н., заместитель председателя президиума Первой Магаданской областной коллегии адвокатов.

Положение Калининградской области отличается определенной уникальностью, так как она является частью Российской Федерации, отделенной от остальной территории страны другими государствами. Одной из основных проблем такого региона является наладка транзита граждан России через территории смежных государств. В настоящее время порядок транзита граждан РФ между Калининградской областью и остальной территорией РФ не является оптимальным. Основные актуальные проблемы будут рассмотрены нами в настоящей работе.

* * *

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок транзита граждан РФ между Калининградской областью и остальной территорией страны, является Совместное заявление Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, Саммит Россия - ЕС (Брюссель, 11 ноября 2002 г.).

Указанным заявлением предусмотрен следующий механизм транзита. Европейским Союзом введено в действие необходимое законодательство в целях создания с 1 июля 2003 г. механизма Упрощенного транзитного документа (УТД), который применяется в отношении транзита российских граждан только между Калининградской областью и остальной территорией России по суше. УТД действует в отношении прямого транзита по суше из одной третьей страны в ту же самую третью страну в течение ограниченного периода времени.

Механизм УТД предусматривает две формы УТД, выдаваемого российским гражданам. Для многократных поездок всеми видами наземного транспорта в Калининградскую область и из нее УТД выдается на основании обращения в консульство Литвы и при условии проведения необходимых проверок и контроля.

Кроме того, российским гражданам, собирающимся совершить разовую поездку поездом через территорию Литовской Республики, может быть выдан Упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД) на основании паспортных данных, предоставляемых при покупке билета. Эта информация передается в электронной или любой иной согласованной форме в установленные сторонами сроки. Российские власти продают билеты российским гражданам, в отношении транзита которых через литовскую территорию у Литовской Республики имеются возражения.

Здесь и возникает первая проблема. У Литовской Республики могут возникнуть различные возражения, в том числе необоснованные, по поводу транзита через ее территорию граждан РФ. Ни для кого не секрет, что в настоящее время в странах Балтии ведется антироссийская пропаганда, связанная в том числе с деятельностью наших граждан в годы Второй мировой войны. В странах Балтии периодически открываются памятники фашистским воинам из числа коренных национальностей этих стран, проводятся парады ветеранов СС, возбуждаются и проводятся процессы против бывших военнослужащих Советской Армии. При подобном политическом режиме Литва может без пояснения мотивов отказать в транзите через свою территорию российских ветеранов ВОВ. В любом случае какие-либо гарантии для данной категории наших соотечественников нормами международного либо внутригосударственного европейского права не предусмотрены.

Вернемся к механизму транзита. Компетентные литовские органы затем выдают УПД-ЖД до или во время пересечения пассажиром литовской границы после проверки властями Литовской Республики действительности проездных документов. Владельцы УПД-ЖД не могут покидать поезд в ходе транзита по территории Литвы, причем время транзита ограничено.

Литовская Республика согласилась признавать внутренние паспорта граждан Российской Федерации в качестве основания для выдачи обоих видов УТД до 31 декабря 2004 г. После этой даты УТД или УПД-ЖД будут действительны только при наличии заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.

Здесь налицо вторая проблема. Создается ситуация, когда для проезда из России в Россию россиянину требуется получить заграничный паспорт. Однако при этом он не имеет права даже выйти из поезда. Здесь происходит дублирование ограничений прав личности, которое должно быть устранено: либо гражданину РФ должно быть позволено, не покидая поезда, ехать через территорию Литвы транзитом по общегражданскому российскому паспорту, либо, заставив его оформить заграничный паспорт, разрешено передвигаться по всей территории иностранного государства.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Для оптимального социально-экономического развития Калининградской области необходимо осуществить комплексный пакет мер с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное пересечение границ в законных целях и поощрять контакты между людьми и содействовать развитию Калининградской области.

Данный комплекс мер должен включать как минимум решение вышеназванных актуальных проблем, связанных с транзитом граждан РФ между территорией Калининградской области и остальной территорией России. Необходимо решение на уровне международного договора вопроса об обеспечении безопасности и исключении дискриминации в отношении граждан Российской Федерации, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., как наиболее уязвимой категории наших соотечественников на территории стран Балтии в свете современных политических событий. Кроме того, подлежит устранению двойное ограничение прав граждан России, следующих транзитом через территорию Европейского Союза, связанное с запретом покидать железнодорожный состав и обязанностью иметь при себе заграничный паспорт.

При этом необходимо учитывать, что развитие Калининградской области имеет важное значение для общего развития региона Балтийского моря.

Можно предположить, что дальнейшие переговоры о достижении взаимопонимания будут осуществляться в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом.