Мудрый Юрист

Конфликтность как свойство реализации функций бюджета *

<*> Pachkun V.V. Proneness to conflict as a feature of realization of functions of budget.

Пачкун Владимир Витальевич, ведущий специалист секретариата Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В работе анализируются различные подходы к пониманию сущности бюджета. Отмечены функции бюджета, конфликтность функций бюджета и бюджетно-правовые споры, разрешаемые в судебном порядке.

Ключевые слова: бюджет, функции бюджета, конфликтность функций бюджета, бюджетные отношения, конфликтность бюджетных отношений, бюджетная деятельность государства и муниципальных образований.

The article analyzes the different approaches to the understanding essence of the budget. Marked feature of the budget, conflicts of the budget functions and budget legal dispute that are resolved in a court.

Key words: budget, feature of the budget, conflicts of the budget functions, budget relations, conflicts of the budget relations, budget activities of the state and municipality.

Термин "бюджет" происходит от английского слова budget - кошелек, сумка <1> - это расчет приходов и расходов государства, предприятия, семьи <2>. Национальные правовые системы государств подчинили бюджет отраслевому регулированию, придав специализацию финансово-правовой категории. Законодательство рассматривает бюджет как "форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления" (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) <3>. В различные периоды финансово-правовой науки существовали неоднозначные подходы к сущности бюджета.

<1> См.: Словарь иностранных слов. М., 1987. С. 93.
<2> См.: Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. М., 2010. С. 109.
<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2007. N 45. Ст. 5424.

Бюджет рассматривается учеными как общественные отношения, необходимые для формирования централизованного фонда денежных средств <4>. В частности, В.М. Родионова под бюджетом понимает денежные отношения по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда <5>. Во многом с этим сходно мнение Б.М. Сабанти: бюджет - денежные отношения императивной формы, выражающие "движение чистого дохода общества", в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций <6>. Заслуживает поддержки точка зрения О.Н. Горбуновой, считающей, что бюджет есть "абстрактное выражение всех процессов в области экономики и социальной сферы, происходящих в государстве" <7>. По определению Н.И. Химичевой, сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств <8>.

<4> См.: Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 6 - 23; Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М., 2006. Т. 1. С. 412 - 437.
<5> См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1994. С. 252.
<6> См.: Сабанти Б.М. Теория финансов. М., 2000.
<7> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 128.
<8> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 131.

Таким образом, в науке сложились различные подходы к пониманию бюджета. Бюджет как самостоятельную категорию возможно рассматривать в трех аспектах: материальном, экономическом, публично-правовом <9>.

<9> Трехстороннего понимания бюджета придерживаются многие специалисты. См., например: Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5; Воронин Л.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1998. С. 50; Козырин А.Н. Указ. соч. С. 412 - 437; Комягин Д.Л. К вопросу о понятии военного бюджета // Финансовое право. 2008. N 2; Пауль А.Г. К вопросу о бюджетно-правовом понятии доходов бюджета // Финансовое право. 2011. N 2. С. 20 - 23; Пешкова Х.В. Место бюджетного права в составе современного финансового права Российского государства // Финансовое право. 2010. N 8. С. 11 - 14; Она же. Состояние российской правовой концепции бюджетного устройства государства // Финансовое право. 2011. N 4. С. 2 - 7; Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998. С. 13 - 14; и др.

Как материальная категория бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств. При этом следует учитывать, что бюджеты разных уровней (федеральный, региональные, местные) объединяются в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10 БК РФ). В бюджетном фонде сосредоточиваются денежные средства, которые направляются на публично значимые цели: финансовое обеспечение задач и функций государства. Бюджет является централизованным, публичным фондом, главным для функционирования государства. Без наличия бюджетного фонда невозможно реализовать централизованные мероприятия по финансированию предоставления обществу благ и услуг.

С материальным содержанием бюджета тесно связана его экономическая составляющая, подразумевающая, по признанию специалистов в области экономики и права, совокупность отношений распределения национального дохода через бюджеты путем мобилизации и использования денежных средств (например, отношения доходов и расходов бюджета, межбюджетные отношения) <10>. С экономической точки зрения бюджет также можно рассматривать в качестве финансового плана, поскольку он выполняет роль планирования образования и использования централизованного фонда.

<10> См.: Аллахвердян Д.А. Финансы социалистического государства. М., 1961. С. 37; Ашмарина Е.М. Финансовая деятельность современного государства // Государство и право. 2004. N 3. С. 89; Бесчеревных В.В. Развитие советского бюджетного права. М., 1960. С. 13; Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С. 12; Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 1999. С. 8; Лавров В.В. Государственный бюджет СССР и его развитие в новых условиях хозяйствования // 50 лет советским финансам. М., 1967. С. 107; Поветкина Н.А. Правовые основы бюджетной компетенции субъектов РФ // Финансовое право. 2002. N 4. С. 17; Родионова В.М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. М., 1985. С. 21; Сабанти Б.М. Указ. соч. С. 101.

Правовой аспект бюджета состоит в понимании бюджета как финансового плана, имеющего комплексное содержание (показатели доходов, расходов и др.), разрабатываемого и утверждаемого в ходе бюджетного процесса в установленной форме законов и муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в связи с функционированием бюджетного фонда на предстоящий финансовый период <11>, что предусмотрено ст. 11 БК РФ и др. Положения БК РФ, касающиеся правовой формы бюджета, в различные периоды повторялись (и повторяются) также в законодательстве субъектов РФ <12>. Следовательно, бюджет подразумевает развитие не только экономических отношений (в значении "материальных"), но и процессуальных, форма которых четко прописана законом как требования к бюджетному процессу.

<11> См.: Рассыльников И.А. Бюджет и его правовое содержание (анализ позиций Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14; Ровинский Е.А. Советское финансовое право: Учебное пособие. М., 1957. С. 68.
<12> Ст. 89 Конституции Республики Татарстан // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. N 910. Ст. 166; ст. 11 Закона Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. "О собраниях (сходах) граждан в Республике Дагестан" // Дагестанская правда. 1996. N 206; ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 января 1997 г. "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" // Якутские ведомости. 1997. N 4.

О наличии у бюджета юридической формы говорится и в судебных актах <13>. Бюджетные отношения - и материальные, и процессуальные, в том числе охранительные, как непосредственно обеспечивающие функционирование бюджета, также в обязательном порядке получают правовую форму в порядке нормативного правового регулирования, подвергаемого судебному нормоконтролю с учетом подведомственности <14> в целях оптимизации функционирования финансово-бюджетной сферы <15>.

<13> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" // СЗ РФ. 2004. N 19. Ч. II. Ст. 1923.
<14> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2011 г. N ВАС-676/11 по делу N А41-5022/09 (в передаче дела по иску о взыскании не перечисленных из бюджета района в городской бюджет поселения расходов на решение вопросов местного значения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд кассационной инстанции, прекращая производство по делу, обоснованно исходил из того, что рассматриваемый спор вытекает из межбюджетных правоотношений и не отнесен к ведению арбитражного суда) // СПС "КонсультантПлюс".
<15> См. судебную практику, например: Определение Верховного Суда РФ от 13 апреля 2011 г. N 44-Г11-10 (об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 24 января 2011 г. о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края от 30 августа 2010 г. N 666-ПК "О должностных лицах, которые вправе составлять протоколы, и уполномоченном органе, который вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов") // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с правовым пониманием бюджета следует вспомнить слова М.И. Пискотина: важнейшее свойство бюджета состоит в том, что он представляет собой не просто финансовый план, а план, принятый государством и обязательный для всех его органов, в том числе непосредственно исполняющих бюджет <16>. Бюджет - документ, исходящий от уполномоченных государством субъектов (например, наделенных статусом участников бюджетного процесса). Поэтому правильно полагать, что подготовка и тщательная балансировка бюджета - удел специалистов <17>.

<16> Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1970. С. 18.
<17> См.: Андреева Г.Н. Бюджетно-финансовые вопросы как предмет референдума (заметки на полях решения Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 20.

Сущность бюджета как явления, положенного в основу финансовой (бюджетной) деятельности государства и муниципальных образований, также проявляется в функциях, возложенных на бюджет. В функции категории выражаются ее общественное назначение, место и роль в системе отношений. Функции бюджета - назначение бюджета, выражающее его задачи и роль для бюджетной (финансовой) деятельности государства и муниципальных образований. Исходя из различных сторон понимания бюджета, в различные периоды финансово-правовой теории ученые выделяли следующие его функции: регулирующую; распределительную; стабилизирующую; обеспечительную; стимулирующую; контрольную; координирующую <18>.

<18> В литературе высказываются различные точки зрения относительно количества функций бюджета. См.: Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2005. С. 27; Козырин А.Н. Указ. соч. С. 412 - 437; Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. N 1. О.Н. Горбунова считает что нормы финансового права выполняют функцию стимулирования. См.: Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. N 2. С. 16.

Указанные функции - распределительная, стабилизирующая, обеспечительная, стимулирующая - проявляются прежде всего в экономическом, соответственно, материальном, понимании бюджета как фонда денежных средств, поскольку предполагают формирование и использование - распределение - фонда в рамках бюджетных материальных отношений в целях финансирования потребностей общества, что означает обеспечение благами и услугами населения, как следствие, стабилизацию финансово-экономической обстановки, в определенной степени стимулирование производства. Регулирующая, контрольная, координирующая функции обусловлены правовой природой бюджета, выражаясь непосредственно в упорядочивающем значении правового акта о бюджете применительно к бюджетным отношениям на предстоящий период <19>, исполнение которого обеспечивается координацией действий уполномоченных субъектов в рамках процедур, бюджетного процесса, бюджетного контроля.

<19> Так, например, выделяемые из бюджета предстоящего финансового периода денежные средства в рамках соответствующих бюджетных отношений влияют на деятельность хозяйствующих субъектов (Постановление ФАС Уральского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф09-8613/07-С2 по делу N А07-26219/06 // СПС "КонсультантПлюс").

Кратко очертим смысл указанных функций бюджета в аспекте возможного возникновения бюджетных конфликтов.

Государство, обеспечивая функционирование бюджетного устройства, воздействует на экономические процессы посредством упорядочения денежных потоков, в том числе сосредотачивая денежные средства в бюджете в порядке формирования доходов и, наоборот, выделяя денежные средства из бюджета в порядке их распределения и использования в режиме расходов, межбюджетных отношений (распределительная функция бюджета). Это, в свою очередь, способствует финансовой стабилизации, внимательно анализируемой экономистами при оценке качества публичного хозяйствования (стабилизирующая функция бюджета) <20>. Стабилизирующая функция состоит в уравновешивающем воздействии бюджета на отношения посредством распределения денежных средств (восполняется недостаток денежных средств, бюджетных услуг у потребителей), что также связано с реализацией обеспечительной функции бюджета. Как отметил известный английский экономист Д.Б. Кларк, "совокупный доход всего общества, подлежащий распределению, состоит из конкретных предметов, предназначенных для какого-нибудь потребления". Процесс расходования бюджетных ресурсов опосредует переход средств из бюджета к нуждающимся в них субъектам - так называемым потребителям - юридическим, физическим лицам и т.д. Средства бюджета направляются на обеспечение функционирования органов власти, а в широком смысле - на удовлетворение общественных потребностей в рамках реализации задач и функций государства, требующих стабилизации в результате финансирования средствами публичного бюджета <21>.

<20> См.: Финансовая стабилизация в России / Под ред. А.Н. Илларионова, Дж. Сакса. М., 1995. С. 10.
<21> См.: Пешкова Х.В. Дотации и субсидии: финансово-правовой и экономический аспекты. М., 2010. С. 106 - 107.

В свою очередь, стабилизация социально-экономической, политической обстановки в обществе посредством проведения бюджетной политики оказывает стимулирующее воздействие на деятельность различных субъектов (стимулирующая функция бюджета). Стимулированию экономики отвечает осуществление расходов бюджета, например на поддержку промышленности, инфраструктуры <22> и закупку товаров для государственных нужд, активизирующие рыночные сегменты; выделение воздействующих на предпринимательскую сферу субсидий хозяйствующим субъектам <23>, в том числе в рамках целевых программ <24>; предоставление дотаций, оказывающих влияние на экономическое благосостояние населения (дотации - форма вмешательства государства в экономику <25>) и т.д. <26>.

<22> См.: Солюс Г.П. Государственные финансы в современном капиталистическом воспроизводстве. М., 1974. С. 49.
<23> См.: Стиглиц Д.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997. С. 31, 35; Шамхалов Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 1999. С. 145.
<24> См.: Афонина И. Федеральные целевые программы как форма государственной поддержки реального сектора экономики // Право и экономика. 2003. N 12. С. 3.
<25> См.: Финансово-кредитный словарь. М., 1994. Т. 1. С. 393.
<26> См.: Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебное пособие. М., 1995. С. 40; Боровиков В.И. Денежные формы экономических отношений: Автореф. дис. ... д.э.н. М., 1984. С. 36; Дробозина Л.А. Сущность и функции финансов // Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2000. С. 11; Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. С. 7; Пессель М.А. Финансово-кредитный механизм интенсификации общественного производства. М., 1977. С. 106; Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., 1996. С. 58. Цит. по: Пешкова Х.В. Дотации и субсидии: финансово-правовой и экономический аспекты. С. 106.

Регулирующая функция бюджета имеет правовое содержание: как уже было отмечено, бюджет, будучи утвержден в форме правового акта, устанавливает требования к бюджетным отношениям на предстоящий финансовый период действия бюджета. Более широкое понимание содержания регулирующей функции состоит в упорядочении бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Должное осуществление бюджетной деятельности государства и муниципальных образований обеспечивается контрольной функцией бюджета. Контрольную функцию бюджета можно рассматривать в широком и узком смысле. Согласно широкому пониманию контрольного значения бюджета, бюджет отражает финансовую, социально-экономическую обстановку в государстве. Он признается основным "инструментом проверки сбалансированности доходов и расходов экономических субъектов" <27>. Кроме того, бюджет используется для оценки уровня и качества социальных услуг, предоставляемых населению. Иными словами, по состоянию доходной части бюджета можно судить об уровне благосостояния населения (при анализе налоговых поступлений), по расходной части бюджета - о стремлении государства финансово обеспечить реализацию своих задач и функций в лице уполномоченных субъектов. Узкое понимание контрольного значения бюджета состоит в том, что функционированию бюджета как фонда денежных средств, исполнению бюджета как правового акта сопутствует бюджетный контроль, процедуры которого являются гарантией должного развития отношений. Бюджетный контроль преследует цель проверки соблюдения принципа законности в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, скоординированных действий субъектов, наделенных бюджетными полномочиями. Координация действий уполномоченных в бюджетных отношениях субъектов в рамках бюджетного контроля, бюджетного процесса, в свою очередь, подразумевает координирующую функцию бюджета.

<27> См.: Козырин А.Н. Указ. соч. С. 412 - 437.

Таким образом, бюджет исходя из многостороннего понимания сущности соответствующего явления подразумевает наделение его определенными функциями, реализация которых способствует достижению целей и задач бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Эти функции проявляются по-разному. В зависимости от того, какие интересы государства и муниципальных образований - экономические, организационные, иные - затрагивает реализация той или иной функции бюджета, определяется степень конфликтности соответствующих бюджетных отношений. Иными словами, суть самих функций бюджета и достигаемые ими интересы задействованных субъектов предопределяют степень конфликтности рассматриваемых функций. Согласно разграничению бюджетных конфликтов, например, на экономические и организационные, соответственно, различаются и конфликты, сопутствующие реализации распределительной, стабилизирующей, обеспечительной, стимулирующей функций бюджета (экономические конфликты), и конфликты, сопутствующие реализации контрольной, координирующей функций бюджета (организационные конфликты). Первые затрагивают экономические интересы публично-правовых образований как хозяйствующих субъектов, вторые - их интересы в должном осуществлении управления сферой финансов, соблюдении установленных законом требований к процедурам в рамках бюджетного процесса, бюджетного контроля, иных действий организационно-управленческого характера.

Например, недостаток денежных средств может порождать конфликты в связи с осуществлением расходов бюджета - распределением бюджетных средств (конфликтность распределительной функции). Такое проявление распределительной функции бюджета даже послужило предметом внимания Конституционного Суда РФ. Как отметил Суд, в условиях недостатка финансовых ресурсов Правительство РФ при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов судебной системы Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 июля 1998 г. "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" <28>, обозначая финансирование судебной системы как гарантию ее нормального функционирования, указывает на невозможность сокращения соответствующих расходов в нарушение требований закона (п. 3).

<28> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3801.

О проявлении конфликтности распределительной функции бюджета можно сделать вывод по анализу содержания и иных судебных актов (Верховного Суда РФ, арбитражных судов). Как показывает судебная практика, в условиях противоречивой экономической обстановки, периодического недостатка бюджетных средств финансовые обязательства государства по выделению ресурсов на "жилищные" расходы судов не всегда выполняются эффективно, что служит предметом немалого количества судебных разбирательств <29>.

<29> Определение Верховного Суда РФ от 31 октября 2007 г. Дело N 31-Г07-6 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2004 г. Дело N А26-1572/03-13 // Там же; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 декабря 2004 г. Дело N Ф04-9137/2004 (7319-А75-15) // Там же; Постановление ФАС Поволжского округа от 18 октября 2006 г. Дело N А12-35533/05-С15 // Там же; Постановление ФАС Московского округа от 26 июля 2007 г. Дело N КГ-А40/5961-07 // Там же; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. Дело N А13-1974/2006-20 // Там же.

Таким образом, конфликтность функций бюджета во многих случаях связана со сложными условиями финансового хозяйствования в государстве, напрямую не обусловливаясь режимными особенностями бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Особняком в данном случае стоит регулирующая функция бюджета. Будучи связана с упорядочивающим воздействием правового акта о бюджете на бюджетные правоотношения в рамках предстоящего финансового периода действия бюджета, регулирующая функция, будучи не исполненной должным образом, подразумевает, по сути, факты совершения правонарушений: неисполнения либо недолжного исполнения нормативных предписаний. Такие правонарушения могут касаться соблюдения финансовой дисциплины в части, например, своевременного выделения средств из бюджета в соответствии с запланированными бюджетными обязательствами, целевого использования бюджетных средств <30> (распределение бюджетных средств); осуществления процедур в рамках бюджетного процесса - своевременности доведения лимитов бюджетных ассигнований до получателя бюджетных средств, обнаруживаемой в результате контрольной деятельности уполномоченных субъектов (бюджетный контроль). Следовательно, регулирующая функция бюджета является основополагающей для всех иных его функций, ее содержание вбирает в себя иные формы проявления назначения, места и ролей бюджета в его широком понимании в системе общественных отношений. Иными словами, конфликты, возникающие в бюджетной деятельности в связи с реализацией регулирующей функции бюджета, вбирают в себя все иные конфликты, связанные с проявлением распределительной, стимулирующей, контрольной и иных функций бюджета. Это объясняется тем, что бюджет и связанные с ним общественные отношения, будучи разновидностью отношений финансовых, могут развиваться и существовать исключительно в правовой форме <31>. Это означает, что распределительная, стимулирующая, контрольная и иные функции бюджета в любом случае должны быть упорядочены на нормативном уровне. Соответственно, связанные с данными функциями конфликты попадают в разряд правонарушений, в широком смысле - в разряд конфликтов, заключающихся в недолжной реализации регулирующей функции бюджета.

<30> Дела по поводу несоблюдения принципа целевого использования бюджетных средств (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2002 г. Дело N А33-16420/01-СЗа-Ф02-1447/02-01 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Уральского округа от 28 сентября 2004 г. Дело N Ф09-3974/04АК // Там же; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 августа 2010 г. по делу N А31-1046/2010 // Там же; Постановление ФАС Поволжского округа от 13 декабря 2010 г. по делу N А65-31377/2009 // Там же; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2011 г. по делу N А25-1465/2009 // Там же; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. по делу N А32-26846/2008-5/25 // Там же.
<31> См.: Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М., 2008. С. 12; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 30; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 6 - 7; Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. М., 1973. С. 14.

Проанализированная многосторонность подходов к сущности бюджета позволяет констатировать огромную значимость обеспечения должного функционирования бюджета для эффективности бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, а значит, для должного осуществления ими публично значимых функций в адрес общества. Снижение конфликтности бюджетных отношений является позитивным моментом законодательной и правоприменительной практик в финансовой сфере.