Мудрый Юрист

Социальная справедливость в сфере применения государственного принуждения *

<*> Agabalieva I.E'. Social justice in the sphere of state suppression.

Агабалиева Ирина Эльмановна, аспирант кафедры международного права N 32 Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

В настоящей статье рассматриваются меры по восстановлению и поддержанию социальной справедливости в сфере применения государственного принуждения. Также затрагиваются вопросы, связанные с реализацией правовых норм и санкций для лучшего регулирования общественных отношений и повсеместного обеспечения правопорядка.

Ключевые слова: социальная справедливость, государственное принуждение, контроль, карательные меры, общественный правопорядок, юридические нормы.

The article considers measures of reinstatement and maintenance social justice in law enforcement's sphere application. Also touches upon the issue of questions relating to realization principles of law and sanctions for better regulation of social relations and overall security safeguarding.

Key words: social justice, state enforcement, control, punitive measures, social law and order, juridical regulations.

Такое понятие, как восстановление социальной справедливости в целях обоснования наказания, впервые было сформулировано в российском уголовном законодательстве. Изначально термин "справедливость" возник как этическая категория, характеризующая соотношение нескольких явлений с точки зрения классификации добра и зла в социуме, также между ролью людей, в частности классов, социальных групп или отдельных лиц с их социальным положением, общими правами и обязанностями.

"Процесс применения права начинается с исследования фактических обстоятельств дела, требующих процессуального уяснения и закрепления, причем от успешной работы на этой (начальной) стадии правоприменения во многом зависит справедливость принимаемых решений" <1>.

<1> Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) // Государство и право. 2006. N 1. С. 24.

По мнению А.Б. Венгерова: "Принцип социальной справедливости является общим принципом права и имеет морально-правовое содержание. Справедливость, впрочем, как добро и зло, хорошее и плохое, совесть, долг наполняется конкретикой в зависимости от условий жизни, духовных и иных потребностей различных социальных групп и обществ на соответствующих этапах их развития" <2>.

<2> Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М., 2004. С. 381.

Право имеет своей основополагающей целью зафиксировать определенный состав прав и обязанностей человека и гражданина. В свою очередь, нарушение или несоблюдение таких правовых предписаний всегда является прямым следствием нарушения справедливости. Подобную схему можно отнести и к уголовному праву, в частности, к преступлению и последующему наказанию виновного лица (лиц). От смежных отраслей права уголовное право отличается большей частью тем, что преступное деяние, ответственность за которое предусмотрена целым спектром уголовно-правовых норм, есть наивысшее нарушение справедливости в праве, наивысшая степень ее непризнания и отрицания. "Еще один аспект проблемы справедливости, который нельзя обойти вниманием, состоит в том, что акты применения права должны быть справедливыми с точки зрения тех, кто становится объектом их действия, а также тех, кто в соответствии с ними наказывается. Проблема справедливости в реализации права не сводится лишь к оценке действий правоприменительных органов" <3>.

<3> Иванова С.А. Указ. соч. С. 22.

Наказание есть прямое следствие в вопросе восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего в результате совершения преступления, так же как и в вопросе восстановления справедливости. Непосредственно характер так называемых "восстановительных" уголовно-правовых санкций тесно связан со спецификой нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод человека и гражданина. Это касается имущественных уголовно-правовых санкций, к примеру денежного штрафа. "Целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации" <4>.

<4> Там же. С. 23.

Но тем не менее не все, чему был причинен ущерб совершенным преступлением, подлежит адекватному возмещению, восстановлению. Очевидно, что никаким видом наказания не может быть восстановлена жизнь потерпевшего от убийства либо утраченное в результате преступления здоровье человека. Однако данный факт не свидетельствует о том, что при вынесении того или иного наказания за перечисленные преступления главенствующая цель в восстановлении справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в подобных случаях достигается посредством ограничения прав и свобод виновного лица (к примеру, лишение его свободы на продолжительное время и принудительное формирование жестких условий, определяемые содержанием соответствующего наказания). Следовательно, суть карательного наказания - это по мере возможности полное восстановление социальной справедливости путем применения уголовно-правовых принудительных средств и способов.

Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в принудительном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что оно преследует только цель кары по отношению к преступному лицу. Указанные правоограничительные меры и принудительные лишения, связанные с исполнением вынесенного наказания, преследуют основной целью восстановление социальной справедливости и общественного порядка. Так, "составным элементом внутреннего убеждения граждан в необходимости соблюдения правовых норм является осознание справедливости, представляющее собой возможность понять социальный смысл требований правовых норм, надлежащим образом оценить поведение конкретных субъектов, избрав при этом нравственно-оптимальный вариант собственного поведения" <5>.

<5> Теория государства и права / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 374.

Наличие такого обстоятельства, как правоохранительная сфера правоприменения, которая выступает внешней формой реализации мер государственного принуждения, прямо указывает на наличие связи института государственного принуждения и применения права в области восстановления социальной справедливости.

В роли наказания выступает особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер данного вида принуждения реакцией государства на совершенное лицом правонарушение (преступление). Любое наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления виновного лица (лиц) и предупреждения совершения подобных преступлений (правонарушений) в будущем. Поскольку по своей природе само правовое нарушение "является общественно опасным, так как причиняет определенный вред общественным отношениям либо содержит в себе реальную угрозу нанесения такого вреда" <6>, то "наличие вреда - непременный признак всякого правового нарушения. При его отсутствии не было бы и общественной опасности содеянного" <7>. В свою очередь, правоприменение в целом выступает не чем иным, как внешней формой реализации права, также фактического воплощения всех предписаний правовых норм и мер социальной справедливости в жизнь.

<6> Энциклопедия права: Учебное пособие / Под ред. М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко. М.: Кубанский гос. ун-т, 1995. С. 111.
<7> Там же.

Государственная власть не может обойтись без специального, присущего исключительно ей вида принуждения - государственного принуждения. Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (т.е. насильственное) воздействие полномочных органов государства и должностных лиц на личность с целью склонить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта и в интересах государства, основанных на законе и порядке. В отличие от предшествующего принуждению метода убеждения, который активно воздействует на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на полном понимании сущности государственной власти, ее целей и функций, принуждение преследует такие же цели, но достигает их иным путем.

К государственным принудительным мерам прибегают в том случае, когда убеждение как метод уже неэффективно, поскольку механизм убеждения основывается лишь на идеологических, социально-психологических средствах и формах воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом или коллективом определенных социальных ценностей.

По своей сути государственное принуждение - это точное и жесткое средство социального воздействия в целях поддержания безопасности и правопорядка на территории страны. Оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечивать безусловное и постоянное доминирование в обществе воли властвующего субъекта, т.е. государства. Государственное принуждение в некой степени ограничивает свободу человека. Одним из самых явных признаков правонарушения выступает факт его наказуемости. По мнению П.Н. Сергейко, "здесь речь идет не о реальном наказании, которое, как свидетельствует практика, не всегда сопровождает каждое правонарушение (например, в связи с нераскрытием конкретного преступления), а именно как о свойстве правонарушения, которое в обязательном порядке наказуемо как противоречащее праву" <8>. Законодатель, признавая то или иное деяние противомерным и противоправным, также одновременно определяет санкции за его совершение. Именно путем применения принудительных мер и санкций подавляются, а также тормозятся интересы, нацеленные на антисоциальное поведение, принудительно стираются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется и поощряется общественно полезное поведение в связи с задачей поддержания социальной справедливости и порядка на территории государства, так же как и стимулирования правомерного поведения граждан. "Юридически значимое поведение подразделяется на правомерное и неправомерное (правонарушения). Правовые нарушения всегда рассматриваются как аномалия, как исключение. Закономерностью общественного развития является утверждение правомерного поведения во всех сферах государственной и общественной жизни" <9>.

<8> Там же.
<9> Там же. С. 107.

Социальная справедливость - это морально-правовая и социально-политическая категория, которая отражает общественное представление о должном поведении личности, соответствующее сущности и общеизвестным правам человека и гражданина. Любое преступление нарушает социальную справедливость путем ущемления законных прав граждан и причинения им морального, физического и материального вреда. Это вызывает у общества отрицание, связанное с негативной оценкой действий преступника. Следовательно, восстановление социальной справедливости подразумевает в первую очередь согласие со стороны государства в негативной трактовке поведения виновного лица, также ограничение его прав и свобод, в соответствии с тяжестью и характером совершенного им преступления, в том числе компенсацию материального и морального ущерба, причиненного обществу и гражданам в частности.

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно широк и разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государство в лице государственных органов и должностных лиц воздействует на интересы людей и тем самым подчиняет их своей властной воле.

Для более успешного и плодотворного влияния на общественные отношения государство располагает так называемыми ресурсами власти, использование которых обеспечивает подчинение объекта власти в соответствии с поставленными целями субъекта. Они, в свою очередь, подразделяются на следующие категории:

экономические:

  1. материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления;
  2. деньги;
  3. плодородные земли;
  4. полезные ископаемые и т.п.;

социально-политические:

  1. численность населения, его качество;
  2. социальное единство;
  3. социальная стабильность и порядок;
  4. демократизм общественных отношений;
  5. участие населения в политике;
  6. патриотизм гражданского общества и т.п.;

морально-идеологические:

  1. идеалы, интересы, убеждения людей;
  2. идеология, вера, доверие, общественное настроение;
  3. чувства (патриотические, национальные, религиозные);
  4. эмоции людей и т.п.;

информационно-культурные:

  1. знания и информация;
  2. институты науки и образования;
  3. язык;
  4. пропаганда во всех формах ее проявления;
  5. средства массовой информации и т.п.

В том числе в арсенале государственных методов есть и силовые, такие как оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура). Можно с уверенностью утверждать, что чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. Также необходимо отметить то, что "тщательный анализ избранной юридической нормы способствует более полному воплощению принципа справедливости в процессе применения права" <10>.

<10> Иванова С.А. Указ. соч. С. 25.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, справедливость того или иного решения в области применения мер государственного принуждения - это его полное соответствие установленным обстоятельствам и юридически закрепленным нормам с точки зрения соотношения с социальными ценностями, общественными устоями и общепризнанными требования морали. Во-вторых, основной целью правоприменителя является не столько то, чтобы на основе властных предписаний заставить виновное лицо, в отношении которого вынесено решение, не допускать впредь нарушений закона и правопорядка, сколько в том, чтобы данный правонарушитель полностью осознал незаконность своих действий и был убежден в правильности и необратимости данной меры воздействия. В-третьих, обеспечение принципа справедливости призвано посодействовать в реализации соответствия норм закона и нравственности, также в индивидуализации правовых санкций с учетом характера совершенного проступка (преступного деяния) и личностных свойств правонарушителя.

Можно смело утверждать, что правоприменение в области государственного принуждения справедливо, если оно одновременно законно, обоснованно, гуманно и целесообразно. Соответственно, качественное и количественное единство данных критериев, объединенных в определенную систему, будет отражать реальность справедливого правоприменения и избрания той или иной меры государственного принуждения.