Мудрый Юрист

Предпринимательская деятельность государственной корпорации "внешэкономбанк"

Тарасенко Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

В последнее время особую актуальность приобрело исследование правового статуса государственных корпораций. В настоящей статье автор поставил перед собой задачу проанализировать виды деятельности государственной корпорации "Внешэкономбанк" с целью уяснения их соответствия действующему законодательству, и прежде всего тому постулату, что государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, а возможность осуществления ими предпринимательской деятельности ограничена.

Ключевые слова: государственная корпорация "Внешэкономбанк", предпринимательская деятельность, преобразование.

Entrepreneurial activities of state corporation "Vnesheconombank"

O.A. Tarasenko

Recently the special topicality was acquired by research of legal status of state corporations. The author of the present article decided to analyze the types of activities of state corporation "Vnesheconombank" for the purpose of understanding of correspondence thereof to the current legislation and before all to the postulate that state corporations are created for effectuation of social, managerial and other publicly useful functions and the possibility of effectuation by them of entrepreneurial activities is limited.

Key words: state corporation "Vnesheconombank", entrepreneurial activities, transformation.

Известно, что при создании государственных корпораций предопределяющее значение придается целям их деятельности. Данное положение основывается на ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, в соответствии с которой "государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана".

Таким образом, государственные корпорации должны создаваться в общественно значимых целях, они обладают целевой правоспособностью, а возможность осуществления ими предпринимательской деятельности ограничена.

С данных позиций проанализируем цели создания и виды деятельности, осуществляемой государственной корпорацией "Внешэкономбанк".

Согласно ст. 3 Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" <2> (далее - Закон "О банке развития") Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

<2> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению указанных целей.

Комментируя содержание процитированной статьи, невозможно не отметить, что цели деятельности "Внешэкономбанка" заявлены крайне широко, что позволяет ему участвовать практически во всех сферах экономики, однако данные цели не имеют выраженной социальной нагрузки.

Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

  1. осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов;
  2. выпускает облигации и иные ценные бумаги;
  3. организует привлечение займов и кредитов и привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках;
  4. приобретает доли в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
  5. выдает поручительства юридическим лицам за третьих лиц;
  6. приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;
  7. осуществляет страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
  8. участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции;
  9. участвует в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон, а также участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;
  10. осуществляет лизинговые операции;
  11. участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства;
  12. создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица на территории России и за рубежом;
  13. участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций;
  14. участвует в выполнении операций по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Россией иностранным государствам, иностранными государствами - Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам и др.

При выполнении своих функций Внешэкономбанк осуществляет следующие банковские операции:

  1. привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
  2. открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, корреспондентские счета в Банке России, кредитных организациях на территории России, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах;
  3. размещает привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
  4. осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, в том числе участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, включая банки-корреспонденты, по их банковским счетам;
  5. осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
  6. осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
  7. выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка.

В целях реализации проектов Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Оценивая содержание полномочий Внешэкономбанка, следует заметить, что, реализуя свои функции, Внешэкономбанк действует преимущественно как инвестор и кредитор. К примеру, в 2010 г. Внешэкономбанк принял на финансирование 27 инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры и инноваций, а также Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. При этом в соответствии с Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются убыточными <3>. В связи с этим представляется возможным сказать, что подобная деятельность Внешэкономбанка носит предпринимательский характер. По итогам 2010 г. Внешэкономбанк получил порядка 29 млрд. руб. прибыли. Год от года позиции ВЭБа укрепляются: по совокупности ключевых показателей Внешэкономбанк входит в тройку крупнейших российских банков; произошло становление группы Внешэкономбанка, которая состоит из 6 дочерних банков, ориентированных на различные сферы рынка (ОАО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства", ЗАО "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк", ОАО "Связь-Банк", ЗАО КБ "ГЛОБЭКС", ОАО "Белвнешэкономбанк", Публичное акционерное общество "Проминвестбанк"), а также 9 дочерних некредитных организаций, в том числе лизинговой, страховой, инвестиционной и инжиниринговой компаний. Эта группа создает конкуренцию крупнейшим российским хозяйствующим субъектам.

<3> Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р (в ред. от 26.11.2009, с изм. от 15.07.2010) "Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" // СЗ РФ. 2007. N 32. Ст. 4166.

Оценив таким образом предпринимательский аспект деятельности Внешэкономбанка, перейдем к анализу его социальных функций, с целью определения их удельного веса в деятельности ВЭБа и российской экономики в целом.

Прежде всего исследуем выполнение ВЭБом функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений граждан. В качестве государственной управляющей компании Внешэкономбанк осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан РФ, не воспользовавшихся правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, а также граждан, сделавших выбор в пользу государственной управляющей компании. Как декларирует Внешэкономбанк, его основной задачей в качестве государственной управляющей компании является обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление. Решается эта задача, однако, весьма нетрадиционно: в 2009 г. принимается Федеральный закон N 182-ФЗ <4>, который расширил перечень разрешенных объектов инвестирования за счет региональных, корпоративных, ипотечных облигаций, депозитах в российских кредитных организациях, облигаций международных финансовых организаций. Думается, что перечисленные инструменты инвестирования, как обладающие повышенным уровнем финансовых рисков, возможно, и увеличат доходность инвестирования средств пенсионных накоплений, но одновременно снизят уровень их сохранности. Нетрадиционно распоряжается Внешэкономбанк и полученными от инвестирования доходами. К примеру, в 2010 г. ВЭБ стал крупным покупателем IPO "Русала" (3,15%), расплатившись доходами от инвестирования средств Фонда национального благосостояния свыше 7% годовых, первоначально предназначавшихся на выплату пенсий. Как пояснил бывший министр финансов А. Кудрин: "Вопрос заключался в том, будет ли Министерство финансов забирать прибыль, которая была заработана на размещении средств Фонда национального благосостояния (...) Мы предполагали переориентировать депозит под ставку не 7%, а рыночную. Но поскольку мы не переоформили и обсуждали, на какую ставку переходить, в данный момент мы пришли к выводу, что по прошедшему периоду мы не будем ее переоформлять, вся прибыль останется у ВЭБа" <5>. По мнению Правительства, это полезная для государства сделка. Ну а пенсионерам, видимо, остается лишь радоваться, что управлять их средствами Внешэкономбанк будет только до 1 января 2014 г. <6>.

<4> Федеральный закон от 18.07.2009 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3619.
<5> URL: http://www.minfin.ru.
<6> Постановление Правительства РФ от 22.12.2008 N 970 "Об установлении срока осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6404.

Социальной деятельностью Внешэкономбанка можно признать и управление государственным внутренним и внешним валютным долгом, однако и эту функцию Внешэкономбанк прекратит осуществлять 31 декабря 2015 г. После этой даты указанную функцию будет исполнять иной орган, определенный Правительством РФ <7>.

<7> Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2008 N 1413-р "О дате прекращения осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" функций по банковскому обслуживанию заимствований бывшего СССР и Российской Федерации, а также по организации учета, расчетов и выверки задолженности по указанным заимствованиям" // СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4564.

С началом финансового кризиса ВЭБ стал инструментом реализации государственных антикризисных мер. Посмотрим, может быть, реализуя их, государственная корпорация "Внешэкономбанк" действовала в целях достижения общего блага?

Согласно Федеральному закону N 173-ФЗ от 13 октября 2008 г. "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" <8> на Внешэкономбанк была возложена организация работы по выдаче кредитов для рефинансирования внешней задолженности российских компаний, возникшей до 25 сентября 2008 г.

<8> СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.

Как следует из официального отчета Внешэкономбанка, в рамках антикризисной программы Правительства ВЭБ рефинансировал внешнюю задолженность десяти российских компаний иностранным банкам, предоставил субординированные кредиты 17 банкам, поддержал фондовый рынок, санировал два отечественных и один украинский банк. Кредиты предоставлены предприятиям топливно-энергетического комплекса, строительной отрасли, транспорта и связи, горнорудной промышленности, микроэлектроники, предприятий нефтегазового комплекса, горно-металлургического комплекса <9>.

<9> Внешэкономбанк. Годовой отчет 2009 // URL: http:// www.veb.ru/ common/ img/ uploaded/ files_list/ VEB_Annual_2009_r.pdf.

Критики оценивают антикризисные действия ВЭБа иначе. Выясняется, что первым в очереди в "кассе взаимопомощи" оказался Олег Дерипаска. Его "Русалу" было одолжено 4,5 млрд. долл., чтобы тот смог расплатиться с иностранными кредиторами, при этом сроки возвращения полученных денежных средств неоднократно продлевались. "Базэлцемент-Пикалево" также получил кредит на пополнение оборотных средств <10>. Предоставлялись ВЭБом кредиты и другим олигархам.

<10> Пятно на озере. Спасение утопающего Дерипаски - дело рук самого Путина. 09.02.2010 // URL: http://www.sovsekretno.ru.

По программе поддержки отечественного фондового рынка Внешэкономбанк приобрел крупные пакеты акций "голубых фишек", таких, как "Лукойл", "Норникель", "Газпром", "Сбербанк", "ВТБ". Поддержка фондового рынка осуществляется ВЭБом за счет размещенных на его депозитах средств Фонда национального благосостояния. При этом первоначально предусмотренные для ВЭБа ставки были скорректированы в меньшую сторону.

Таким образом, некоторые антикризисные меры Внешэкономбанка только нанесли вред, так как были направлены на подпитку собственников, а не на поддержку банков, реального сектора экономики и фондового рынка. Осуществленная в 2009 г. Генеральной прокуратурой проверка деятельности Внешэкономбанка завершилась возбуждением уголовного дела в связи с нецелевым расходованием финансовых ресурсов и нецелевым использованием имущества.

Заключая наше исследование, отметим следующее.

Осуществляемая государственной корпорацией "Внешэкономбанк" деятельность в качестве инвестора и кредитора вряд ли может быть квалифицирована в качестве вспомогательной деятельности, целью которой является финансовое обеспечение социальных задач. Более того, автор полагает, что социальные задачи ВЭБа - управление государственным внутренним и внешним валютным долгом и выполнение функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений граждан - имеют для ВЭБа ограниченный характер и временной промежуток времени. Обладая колоссальными финансовыми ресурсами и поддержкой власти, Внешэкономбанк вторгается в предпринимательскую сферу деятельности, создает прямую конкуренцию хозяйствующим субъектам и препятствует развитию рыночной экономики. В связи с этим вполне обоснованными видятся звучащие в последнее время предложения о его преобразовании, и прежде всего о его включении в правовое поле субъектов банковской деятельности.