Мудрый Юрист

Современный статус помощника судьи по обеспечению судебной деятельности *

<*> Fokov A.P. Contemporary status of judicial assistant with regard to ensuring judicial activities.

Фоков Анатолий Павлович, руководитель отдела сравнительного правоведения Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.

В статье автор анализирует современный статус помощников судей, их права и обязанности по обеспечению судебной деятельности.

Ключевые слова: помощник судьи, АПК РФ, судья, опыт подготовки, полномочия.

The author of the article analyses contemporary status of judicial assistants, rights and duties thereof with regard to ensuring judicial activities.

Key words: judicial assistant, Arbitrazh Procedure Code of the RF, judge, experience of preparation, powers.

Концептуально Российская академия правосудия, учредителями которой являются Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, создана в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г., предполагает не только подготовку кандидатов в судьи и их переподготовку, но и подготовку (повышение квалификации) работников аппарата судебных органов (помощников судей).

Эффективная организация работы деятельности судей в судах разной юрисдикции имеет большое значение для повышения качества правосудия, соблюдения сроков рассмотрения дел в судах, технического и информационного обеспечения судей по подготовке рассмотрения судебных споров.

Исторически начиная с 2000 г. в целях разрешения технических и информационных проблем обеспечения судебной деятельности в арбитражных и судах общей юрисдикции появились новые сотрудники аппаратов - помощники судей.

Вовлечение в штат судов помощников председателей судов (судей) было обусловлено необходимостью помочь председателям судов (судьям) переложить часть технической работы на государственных служащих и тем самым повысить качество отправления правосудия <1>.

<1> Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.

В 2002 г. законодатель официально закрепил в АПК РФ нормы, регулирующие деятельность помощников арбитражных судей, а впоследствии статус помощников судей был утвержден и в судах общей юрисдикции.

С того времени Российская академия правосудия - учебная база кандидатов в судьи (судей) оперативно ввела в учебный процесс и подготовку кандидатов в помощники судей, с привлечением к данной деятельности действующих судей разного уровня судебной власти.

Изучая статистику подготовки (переподготовки) работников судебных органов, мы можем убедиться, как неуклонно из года в год увеличивается количество слушателей, вышедших из стен высшего учебного заведения с дипломами об окончании Российской академии правосудия <2>.

<2> URL: sud_raj@ru.ru; Официальные сайты высших судебных органов власти и судов.

Концептуально при подготовке к VII Всероссийскому съезду судей ученые Российской академии правосудия, обобщив опыт практической деятельности в данной сфере обучения, разработали и представили делегатам съезда документ "О квалификационных требованиях к уровню высшего профессионального образования и стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в аппаратах судов общей юрисдикции, аппаратах арбитражных судов" <3>.

<3> Российское правосудие. Специальный выпуск к VII Всероссийскому съезду судей. М.: РАП, 2008. С. 166 - 172.

Впоследствии многие инициативы РАП были законодательно приняты и нашли свое воплощение в действующих федеральных законах, регулирующих деятельность государственных гражданских служащих, в том числе помощников и администраторов судов.

Современный этап развития судебной системы России предполагает дальнейшее движение к совершенствованию деятельности очень важного судебного звена - помощников (администраторов) судов.

Не углубляясь в полемику ученых и практических работников, мы полагаем, что действующая законодательная база вполне достаточна, чтобы выработать Концепцию развития данного института судебной власти на долговременной основе, т.е. на 2012 - 2020 гг. Данный документ должен учитывать все аспекты профессиональной деятельности помощников (администраторов) судов, при высокой ответственности за исполнение должностных обязанностей, предполагать постоянное увеличение заработной платы, предоставление льгот, связанных с выполнением служебных обязанностей, в том числе должны предоставляться преимущества при отборе кандидатов в судьи на конкурсной основе.

В настоящее время, когда информационное пространство достаточно прозрачно, судебная деятельность законодательно обеспечена и открыта для всех граждан страны <4>. Более того, на официальных сайтах судов различных юрисдикций публикуются сведения об открывшихся вакансиях на занятие должности помощника (администратора) суда, необходимые требования к кандидатам, а также иная информация о деятельности этих субъектов судебной власти, хотя и относящихся к категории государственных гражданских служащих.

<4> См.: ФЗ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.

Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, утвержденный Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 г. N 272 <5>, в настоящее время является основным рабочим документом в деятельности помощника председателя суда (судьи).

<5> Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Данный документ достаточно объемен - 12 разделов, из которых видно, что помощники председателя суда (судьи) несут огромное количество обязанностей по службе в органах судебной власти, и на них распространяется достаточно много нормативных федеральных актов, в том числе и Конституция, указы Президента РФ и т.д., выполнять которые они должны неукоснительно.

В то же время, если судья, как носитель судебной власти, достаточно весомо защищен и может отстаивать свои права и обязанности в общественных органах судебной власти (ККС, ВККС, суде, Верховном Суде РФ, в судебном органе - Дисциплинарном судебном присутствии <6>, Европейском суде по правам человека), то помощник судьи может лишь уповать на защиту в обычном гражданском порядке в соответствии с действующим законодательством.

<6> См.: ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // СЗ РФ. 2009. N 465. Ст. 5261; Регламент от 4 февраля 2010 г. N 3/2 о Дисциплинарном судебном присутствии, принят Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ N 3, Пленума ВАС РФ N 2 от 4 февраля 2010 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 4.

Таким образом, очевидно, что исходя из анализа действующего законодательства требования к помощнику председателя суда (судьи) достаточно высоки, а защищенность, если работать до пенсионного возраста в данном качестве, даже в материальном плане недостаточно обеспечена.

Более того, изучение характера полномочий помощника судьи показывает неразрывную связь полномочий, выполняемых председателем суда (судьей).

Нельзя не оценить тот факт, что положение помощника председателя суда (судьи) полностью зависит от статуса и положения председателя суда (судьи), так как именно они оценивают качество работы помощников. При прекращении полномочий председателя районного суда за ним сохраняются полномочия судьи суда, в котором он замещал должность председателя суда, а при приостановлении или прекращении полномочий председателя районного суда приостанавливаются либо прекращаются полномочия председателя суда в качестве судьи соответствующего суда.

Таким образом, помощник председателя суда (судьи) недостаточно законодательно обеспечен правами, гарантирующими, что вновь назначенный председатель суда (судья) даст согласие на продолжение его трудовой деятельности в прежнем качестве.

Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) районного суда и гарнизонного суда утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 г. N 272, хотя официально в Интернете на сайте указанного органа документ не опубликован, но вполне доступен (9 разделов).

Данный Типовой регламент утверждает новые типовые должностные регламенты помощника председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции. Они разработаны в соответствии с Законом о государственной гражданской службе.

Регламент определяет квалификационные требования к помощникам, их должностные обязанности и полномочия. Приведены критерии оценки профессиональной служебной деятельности помощника.

Названная должность относится к ведущей группе категории "помощники (советники)". В суде субъекта Федерации и окружном (флотском) военном суде ей соответствуют классные чины "советник юстиции 1-го класса" ("советник юстиции 2-го класса"), в районном и гарнизонном военном судах - "советник юстиции 2-го класса" ("советник юстиции 3-го класса"). Претендент на эту должность обязан иметь высшее юридическое образование, стаж государственной гражданской службы не менее 2 лет либо опыт работы по юридической специальности не менее 4 лет. В обязанности помощника входит организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности председателя суда (судьи).

На основании новых типовых регламентов разрабатываются конкретные должностные регламенты помощника председателя суда (судьи), соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Достаточно много проблем, особенно в региональных судебных органах, возникает при решении вопросов, связанных с оплатой труда помощников председателя суда (судьи), организацией условий их деятельности (отсутствие индивидуального места в помещении суда, слабое техническое обеспечение, постоянное увеличение объема работы, непредоставление по графику суда отпусков, отсутствие каких-либо льгот) - все указанное приводит к некомплекту штатных помощников судов.

В органах СМИ все чаще появляются статьи - претензии к деятельности помощников судей и о неисполнении ими должным образом своих обязанностей:

Несмотря на претензии к деятельности помощников председателей судов (судей), в целом, как полагают представители общественности, ученые и судьи, данный институт судебной власти необходим <7>.

<7> См.: Основные принципы независимости судов и судебной власти (приняты 7-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проводившемся в Милане с 26 августа 1985 г. по 6 сентября 1985 г., и одобрены резолюциями ГА ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.) // Российская юстиция. 1999. N 7, 8, 9.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева "Настольная книга помощника судьи: организация работы и уголовное производство" (Выпуск 1) включена в информационный банк согласно публикации - САПЭУ, 2009.

См.: Настольная книга помощника судьи / Под ред. Ю.П. Гармаева и А.О. Хориноева. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2008. 164 с.; Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата судов: Курс лекций / Под ред. ректора РАП В.В. Ершова, Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина, Л.В. Мичурина, А.С. Шибанова. М.: РАП, 2008. 440 с.; Пейсиков В.В. Судья в России и за рубежом: Монография. М.: Элит, 2008. 360 с.; Клеандров М.И. Ответственность судьи: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 576 с.

Концепция непрерывного обучения помощников (администраторов) судей актуальна, так как доступ к правосудию начинается с помощников (администраторов) судьи.

Как показывает прошлое, Федеральная программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы" <8>, принятая Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805, ключевую роль отдавала усилению авторитета судебной власти путем создания системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

<8> См.: СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в России Правительство РФ Постановлением от 21 сентября 2006 г. утвердило Федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы <9>.

<9> Российская газета. 2006. 1 ноября.

Указанные документы были своевременны и позволили в эти периоды времени решить многие вопросы оптимизации действующей в России системы судов и повысить роль помощников (администраторов) судов.

Как писала по данному поводу Л.А. Прокудина <10>, уже со стадии подачи заявлений в суд помощник может помочь гражданам в инициировании процедуры судебного разбирательства в судах, а эффективность деятельности может максимально увеличиться, если обратиться к опыту, например, США, где со стадии подачи заявления судебный клерк (администратор) оказывает повсеместную помощь для возбуждения дела.

<10> Прокудина Л.А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. N 10.

Так, судебный клерк (администратор) может помочь истцу заполнить заявление, разъяснить порядок его подачи, сроки и процессуальные правила разбирательства дела, вынесения и исполнения судебного решения. Заинтересованным лицам, желающим получить более полную информацию, предлагается использовать компьютерную программу, содержащую ответы на самые распространенные вопросы и представляющую собой подробное популярное руководство по ведению дела. В офисе клерка можно также посмотреть видеопрограмму, наглядно объясняющую процедуру судебного разбирательства. Почти во всех судах имеются печатные издания, в которых освещаются основные этапы прохождения дела - от подачи заявления до исполнения решения, приводится перечень примерных доказательств по определенным категориям споров <11>.

<11> Прокудина Л.А. Указ. соч.; Носырева Е. Суды мелких исков в американской правовой системе // Российская юстиция. 2000. N 6. С. 52 - 54 и др.

Как отмечают ученые, зарубежный опыт передачи ряда полномочий судьи в стадии подготовки дела к судебному разбирательству их помощникам вполне реален, но требует законодательного и материального обеспечения <12>.

<12> См.: Решетникова И.В. Концепция подготовки дела к судебному разбирательству // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика. Краснодар - СПб., 2004. С. 300 - 301; Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 74 - 75; Айрян К.С. Подготовка дел к разбирательству в английском суде: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989; Кудрявцева Е.В. Гражданское судопроизводство в Англии. М.: Городец, 2008. С. 60; и др.

По убеждению практических работников органов судебной власти, помощники судей, пришедшие в судебную систему, должны проходить более основательную теоретическую подготовку (от года до трех лет), которая бы позволила в дальнейшем предоставить им определенные преимущества при отборе на занятие судейской должности.

Судейские кадры, и в первую очередь помощники судей, - база для конкурсного отбора на судейские должности.

При правильном подходе помощники судей, имея правовые и нравственные ценности, осознавая нелегкий труд судьи, более подготовлены для занятия судейской должности.

В настоящее время большинство российских судей убеждены, что квалификация помощников значительно повысилась с момента появления этих сотрудников в судах. Нормальные деловые отношения между судьями и их помощниками - критерий повышения качества подготовки документов к судебному разбирательству.

Достаточно отметить, что практически повсеместно в судах вводится шестимесячный испытательный срок для этих работников, что дает возможность председателю суда (судье) проверить уровень подготовки помощника для поручения ему самостоятельной работы в рамках должностных обязанностей.

Как отмечают арбитражные судьи, большой объем количества поступающих на рассмотрение дел приводит к необходимости увеличения количества помощников судьи, особенно в апелляционных и кассационных инстанциях. Рассмотрение жалоб в этих инстанциях проходит в коллегиальном составе, один из состава судей является председательствующим и по сложившейся практике именно на него возлагается обязанность по детальной подготовке дела и жалобы к рассмотрению. Другим судьям, входящим в судебный состав, бывает сложно с учетом значительной нагрузки своевременно, до судебного заседания ознакомиться с материалами тех дел, по которым они не являются председательствующими (судьями-докладчиками).

Следовательно, чтобы помощники судей могли детализировать подготовку при рассмотрении дела в апелляционном и кассационном порядке, необходимо совершенствование процессуального статуса помощника судьи. Полномочия помощника судьи на современном этапе развития правосудия, в том числе и электронного, должны быть аналогичными статусу аналогичных сотрудников суда в зарубежных судебных системах.

Высший Арбитражный Суд РФ <13>, планируя свою деятельность, наметил рассмотреть 12 мая 2012 г. на Президиуме помимо вопросов, связанных с антикоррупционными инициативами, проведения эксперимента с судебными запросами, введения частного определения, защиты финансовой независимости суда от исполнительной власти и целого ряда других новелл, и положения, которые предполагают расширить полномочия помощников судей арбитражных судов и тем самым повысить их процессуальный статус.

<13> Официальный сайт ВАС РФ. И. Слепцов.

В настоящее время ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса, посвященная правовому статусу "Помощник судьи. Секретарь судебного заседания" подчеркивает, что помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и может вести протокол судебного заседания.

Проект новой редакции этой статьи АПК содержит гораздо более длинный перечень конкретных формулировок, описывающих полномочия помощников судей. Так, предполагается, что помощники судей будут проводить со сторонами и их представителями собеседования по существу требований и возражений, предлагать им раскрыть существующие доказательства и представить дополнительные, определять по согласованию со сторонами сроки представления доказательств и проведения предварительного судебного заседания, разъяснять сторонам их права и обязанности, а также последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

За помощниками сохраняется право вести протоколы судебных заседаний, но теперь они еще и смогут официально готовить для судей проекты судебных актов, а также оказывать сторонам содействие в урегулировании спора и принимать меры для заключения мировых соглашений.

Изменения могут коснуться и ч. 2 ст. 58 АПК, где говорится про "иные процессуальные действия", которые вправе совершать помощник судьи арбитражного суда. Ранее здесь содержалось положение о том, что они совершаются "в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК", а теперь - еще и по поручению судьи.

В то же время статус помощника председателя суда (судьи) - это статус государственного служащего, и во всем цивилизованном мире он не может быть наделен правом выполнять функции по осуществлению правосудия.