Мудрый Юрист

Судебные разъяснения в развитии гражданского права китайской народной республики *

<*> Van Chzhichua. Judicial explanations in development of civil law of the people's republic of China.

Ван Чжихуа, профессор Китайского университета политологии и юриспруденции, заместитель председателя Научно-исследовательского центра российского права (г. Пекин), доктор юридических наук.

Статья посвящена анализу научных представлений о роли судебных разъяснений в Китайской Народной Республике в развитии гражданского права и перспективам принятия унифицированного гражданского кодекса, соответствующего международным стандартам.

Ключевые слова: Конституция, Китайская Народная Республика, судебная власть, гражданское законодательство, гражданский кодекс, судебное установление (разъяснение), судебная практика.

The article is devoted to analysis of ideas on the role of judicial explanations in the People's Republic of China in development of civil law and perspectives of adoption of unified Civil Code which corresponds to international standards.

Key words: Constitution, People's Republic of China, judicial power, civil legislation, civil code, judicial (adjudgement) explanation, judicial practice.

Современная Китайская Народная Республика как по форме правления (республика социалистического типа), так и по организации судебной власти страны представляет собой заимствования советской системы <1>.

<1> Правовые системы мира. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2000. С. 317 - 328.

По форме территориально-политического устройства КНР - унитарное государство с автономными образованиями. Административное деление: 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения. Помимо автономных районов в КНР 30 автономных областей, 121 автономный уезд, а также свыше тысячи автономных волостей.

В 1997 г. бывшая английская колония Гонконг вошла в состав Китая в качестве специального административного района Сянган.

Согласно Конституции 1982 г. КНР - социалистическое государство демократической диктатуры народа, а руководящей силой является Коммунистическая партия Китая (КПК). Высшим органом государственной власти в КНР является Всекитайское собрание народных представителей (далее - ВСНП).

Система органов государственной и судебной власти соответствует социалистическому типу государства.

ВСНП избирает Председателя Верховного народного суда и Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Правовая система КНР носит смешанный характер и представляет собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на принципах романо-германского права.

Правовые основы судебной системы КНР закреплены ст. ст. 123 - 128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. об организации народных судов, которые рассматривают уголовные и гражданские споры.

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (высшей и средней ступеней, а также низовые суды). Специальными являются военные суды. С 1993 г. действуют арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд.

Содержание гражданского права КНР в основном определяется Конституцией и законами, которые с 1993 г. по настоящее время постоянно усовершенствуются в различных отраслях права (собственности, обязательств и др.).

В целом гражданское право находится в стадии реформирования и выработки проекта Гражданского кодекса, на что влияют судебные усмотрения, выработанные Верховным народным судом и нижестоящими судами.

Известно, что при социализме китайская правовая система полностью заимствована из Советского Союза, включая и институт судопроизводства. Только в последние 20 - 30 лет ситуация изменилась.

В современном Китае в соответствии с Законом о судоустройстве и другими нормативными правовыми актами Верховный народный суд обладает уполномочием на издание судебных разъяснений по конкретным вопросам в области судебных разбирательств.

Судебное толкование (разъяснение) отлично от легального толкования. Легальное толкование - это толкование действующих законов, которое дают законодательные органы. В соответствии с п. 4 ст. 67 Конституции КНР 1982 г. и ст. 43 Закона КНР о законодательстве уполномочием легального разъяснения обладает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП), и его разъяснения имеют силу закона. В соответствии с решением ПК ВСНП об усилении работы в области легальных разъяснений, изданным 10 июня 1981 г., все статьи законов и указов, требующие уточнений и дополнений, толкуются ПК ВСНП или издаются в форме указов. Все конкретные правовые вопросы в области судебных разбирательств толкуются ВНС, а все правовые вопросы в области работы прокуратуры - Верховной народной прокуратурой (ВНП). Если в толкованиях ВНС и ВНП имеются принципиальные расхождения, ПК ВСНП издает свои толкования или принимает соответствующее решение. Таким образом, уполномочием легального толкования обладает ПК ВСНП, а уполномочием судебного толкования - ВНС и ВНП.

С 50-х годов XX в. по сегодняшний день ПК ВСНП издал лишь 5 легальных толкований, одно из которых касается Особого административного района Гонконг, а другие четыре - это изменения, внесенные в Уголовный кодекс. Судебные разъяснения ВНП тоже касаются лишь уголовного или процессуального права и совсем не затрагивают гражданские законы. Поэтому в данной статье проведен анализ судебного толкования Верховного народного суда КНР в области гражданского права и его роли в развитии гражданского права.

Можно сказать, что судебные толкования, данные ВНС, являются важной формой координации работы в области судебных разбирательств высшими судебными органами всего Китая. С целью регламентации работы в области судебных толкований 23 июня 1997 г. ВНС издал "Несколько правил работы в области судебных разъяснений", в которых установлены нормы и порядок принятия, обнародования, упорядочивания и составления судебных разъяснений, образец стиля и т.д., что значительно повысило уровень прозрачности и регламентации в области подготовки судебных разъяснений. В соответствии с требованиями Правил судебные разъяснения, изданные ВНС, должны быть приняты Судебным комитетом. Судебные разъяснения делятся на три вида: разъяснения, правила и утверждения. Оформляются судебные разъяснения так же, как и законы, но без обозначения разделов, глав и параграфов. Разъяснения, принятые Судебным комитетом, публикуются ВНС в газете "Народный суд" и имеют силу закона: народные суды разных уровней, а также специальные суды на всей территории Китая обязаны следовать этим разъяснениям.

В 2007 г. Верховный народный суд издал "Правила работы в области судебных разъяснений". Согласно ст. 5 Правил судебное разъяснение, изданное ВНС, имеет силу закона, народный суд, использующий его как основание принятия судебного решения, должен процитировать его в судебном документе. Причем народный суд, использующий как основание принятия судебного решения и законы, и судебные разъяснения, должен сначала процитировать закон, а потом - судебные разъяснения. Благодаря этим нормам была утверждена самостоятельная роль судебного разъяснения как правового источника.

В соответствии с требованиями Правил судебные разъяснения, изданные ВНС, должны быть приняты Судебным комитетом при Верховном суде. Судебные разъяснения делятся на четыре вида: разъяснения, правила, утверждения и решения. Таким образом, судебные разъяснения оформляются так же, как и законы, только без обозначения разделов, глав и параграфов. Разъяснения, принятые Судебным комитетом Верховного народного суда, публикуются официально в газете "Народный суд" и имеют силу закона: народные суды разных уровней, а также специальные суды на всей территории Китая обязаны следовать этим разъяснениям.

В Правилах также подчеркивается, что уполномочием на судебное разъяснение обладает только Верховный суд. Последний должен пользоваться данным уполномочием строго в рамках закона, давать разъяснения строго в соответствии с законом и учитывая реальные потребности работы в области судебных разбирательств.

В Правилах также усовершенствован порядок работы в области судебного разъяснения, продвинута институализация и регламентация работы в данной области. В соответствии с Правилами ВНС проводит единую организацию и координацию процесса утверждения, составления, проверки, координации, публикации и подготовки дела судебного толкования, а также регулярно приводит в порядок, вносит изменения, отменяет и составляет судебные разъяснения. За унификацию утверждения, проверки и координации работы в области судебного разъяснения отвечает исследовательский отдел ВНС. В случае если судебные разъяснения затрагивают интересы народных масс или неоднозначные вопросы, издается запрос мнения общественности. В Правилах четко прописаны три основных вида утверждения судебного разъяснения: 1) Судебный комитет ВНС или другие судебные ведомства предлагают утвердить судебное разъяснение; 2) Народные суды низшего уровня предлагают утвердить судебное разъяснение. Если народные суды на низком и среднем уровнях считают необходимым утвердить судебное разъяснение, об этом необходимо доложить народному суду высшего уровня, последний проводит проверку и принимает решение, обращаться ли в Верховный народный суд с предложением об утверждении судебного разъяснения, или обращается за указаниями по вопросу применения закона. Различные народные суды высшего уровня и военные суды НОАК также могут напрямую предложить ВНС утвердить судебное разъяснение. Соответствующие государственные органы, общественные организации и другие организации и граждане тоже могут напрямую предложить ВНС утвердить судебное разъяснение. Члены ВСНП, члены НПКСК могут подать ВНС предложение или проект об утверждении судебного разъяснения. В данном случае судебное разъяснение мало отличается от законодательного процесса.

С началом XXI в. ВНС ускорил законотворческий процесс. Судебные органы все чаще дают всесторонние, систематические и абстрактные толкования, не привязанные к конкретным делам. Такие абстрактные разъяснения с точки зрения содержания, формы и действия уже не отличаются от законодательства.

По закону уполномочие легального разъяснения принадлежит законодательным органам, судебные органы - ВНС - могут толковать лишь конкретные законы, т.е. его компетенция крайне ограничена. В реальности же все наоборот: изданные ВНС многочисленные судебные разъяснения играют очень важную роль, они не только заполнили пробел в законодательстве, но и способствовали его развитию, став базой внесения изменений в законодательство.

В "Правилах Верховного народного суда о цитировании законов, норм и других нормативных документов в судебных решениях", которые начали действовать в ноябре 2009 г., четко указано, что в уголовных, гражданских и административных делах судебные разъяснения, а также законы и легальные толкования в судебных решениях являются основаниями принятия судебного решения, которые необходимо цитировать. Если судебное разъяснение не расходится с современным законом, то оно обладает силой закона и, следовательно, становится частью законотворчества.

В Китае без судебных разъяснений уже давно не обходятся в работе по судебным разбирательствам, но до 1993 г. судебными разъяснениями ВНС пользовались только в суде, и для общества их содержание не раскрывалось. Это крайне плохо сказалось на воплощении принципа справедливости правосудия.

Чтобы идти в ногу со временем, ВНС регулярно разбирает и отменяет изданные с 1950-х годов судебные разъяснения и нормативные документы. С 1993 по 2007 г. всего было отменено 179 судебных разъяснений <2>.

<2> См.: Новое издание полного собрания судебных толкований КНР. Пекин: Китайская правовая система, 2011; 170 судебных толкований внесли лепту в законодательство // Еженедельная газета Наблюдения. 2003. 17 февраля. N 7.

С момента основания ВНС в октябре 1949 г. до 2004 г. было издано примерно 2575 судебных разъяснений, среди которых 726 в области гражданского и коммерческого права, более половины - в области процессуального права. С 1998 по 2003 г. ВНС издал 170 судебных разъяснений, т.е. в среднем по 34 в год.

С 1980-х годов китайское гражданское право стало развиваться очень быстро. Хотя гражданский кодекс еще не составлен, изданы и действуют отдельные гражданские законы, регулирующие правовые отношения в различных областях. Если опустить технические вопросы составления, просто объединив эти законы, можно получить достаточно целостный гражданский кодекс современного Китая. Например, общими положениями кодекса могут стать Основные положения гражданского права (1986), Закон о договорах (1999) может составить основное содержание раздела про обязательственное право, Закон о вещных правах (2005), Закон о гарантиях (1996), Закон о браке (1980), Закон о наследовании (1985), Закон о патентах (2000), Закон о товарных знаках (2011), Закон об авторских правах (2010) и т.д. могут стать основной частью специальных положений кодекса. В области коммерческого права изданы следующие законы: Закон о компаниях (1993), Закон о банкротстве предприятий (1986), Закон о векселях (1995), Закон о страховании (1995), Закон о морском судоходстве (1992) и т.д. Отсюда следует, что на настоящий момент в Китае сформировалась довольно целостная гражданско-правовая система, пока не получившая унификации в гражданском кодексе.

Необходимо отметить, что после принятия каждого закона ВНС издает судебное разъяснение для каждого из них, и иногда даже не одно. Например, после принятия Закона о браке в 1980 г. было издано три судебных разъяснения, для Закона о договорах и Закона о компаниях было издано по два судебных разъяснения.

Эти судебные разъяснения заполнили пробелы и недочеты в законодательстве, внесли исправления в нормы, не соответствующие требованиям, стали базой для внесения изменений в законы.

Как говорилось выше, судебные разъяснения в современном Китае уже стали отдельным узаконенным институтом, функционирующим в соответствии с установленными нормами, многочисленные судебные разъяснения стали важной составляющей частью действующей правовой системы Китая. Более того, посредством их издания судебными органами Китая и проведения в жизнь стимулируется развитие и совершенствование права, включая и гражданское право.

Хотя в настоящее время структура властей в Китае сложилась не так, как в западных странах, она базируется на началах разграничения трех ветвей власти государства, и судебная власть, трудно сказать, существует вне зависимости от исполнительной, но она путем издания судебных разъяснений уже постепенно захватила уполномочие законодательного органа. В прошлом году в Китае официально было провозглашено, что социалистическая правовая система, обладающая китайской спецификой, уже создана. Уполномочие ВНС на судебное разъяснение и роль его квазизаконодательства, можно сказать, является одним из факторов так называемой специфики китайского правопорядка на современном этапе.

Полагаем, что кодифицированный гражданский кодекс КНР воплотит все лучшие судебные установления (разъяснения) норм гражданского права и станет неотъемлемой составной частью институтов права и законов.