Мудрый Юрист

Взаимопроникновение двух наук: социальная психология и деликтология *

<*> Sinitsina L.V. Interpenetration of two disciplines: social psychology and delictology.

Синицына Лилия Валерьевна, доцент кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат психологических наук, подполковник полиции.

В нашем исследовании предполагается применить системный подход при изучении и описании разных аспектов социально-психологического феномена административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников ОВД. Системный подход заключается в их многомерном описании по горизонтали и вертикали, выявлении причинно-следственных взаимосвязей между компонентами тех или иных его структур, включая сквозные зависимости, от начала до конца исследования, иерархичность психологических компонентов.

Ключевые слова: социальная психология, деликтология, взаимосвязь наук, социально-психологический феномен, административные правонарушения, сотрудники ОВД.

This study suggests to use a systematic approach in study and description of various aspects of social and psychological phenomenon of administrative offenses committed by a part of the staff of internal affairs. The systematic approach means a multidimensional description across horizontal and vertical, identifying cause-effect relations between the components of the same and various structures, including through dependence from start to finish of the study, hierarchy of psychological components.

Key words: social psychology, delictology, interconnection of sciences, social-psychological phenomenon, administrative offenses, officers of internal affairs department.

В нашем исследовании предполагается применить системный подход при изучении и описании разных аспектов социально-психологического феномена административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников ОВД. Системный подход заключается в их многомерном описании по горизонтали и вертикали, выявлении причинно-следственных взаимосвязей между компонентами тех или иных его структур, включая сквозные зависимости, от начала до конца исследования, иерархичность психологических компонентов.

На сегодняшний день не существует социально-психологических теорий административных правонарушений. Нами были проанализированы социально-психологические теории и концепции. Рассмотрены и проанализированы деликтологические концепции административных проступков, родоначальником которых явились административно-правовые теории. Проведенный анализ показал, что в социально-психологических теориях не раскрываются и не объясняются с позиции социальной психологии причины возникновения деликтов, эти вопросы не изучались и не исследовались учеными.

Интегративная психология предполагает консолидацию множества школ, областей, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии с целью конструирования совершенного объектива, адекватно отражающего психическую реальность. Ее суть - многомерный, многоуровневый анализ, предполагающий включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена <1>.

<1> Козлов В.В. Седьмая волна в развитии психологии. Многообразие предмета психологии // Труды Ярославского методологического семинара / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, МАПН, 2004. Т. 2: Предмет психологии. С. 206.

В своей монографии М.И. Никулин подчеркивает, что любая наука непрерывно "движется", изменяется и развивается. Взаимодействуя с другими социальными системами, умножается число ее компонентов, усиливаются связи и взаимодействие между ними. Наука выкристаллизовывается как система из научных познаний и определяет свои внутренние законы, собственную логику функционирования и развития, свой механизм регулирования <2>.

<2> Никулин М.И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов: Монография. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2004. С. 55.

При этом научная деятельность находится в единстве с системой знаний, т.к. "...порождаясь научной деятельностью, запечатлевая в себе ее строение и условия развития, научное знание не пассивно следует за ней, но активно влияет на нее и вплетается в ее ткань" <3>.

<3> Майзель И.А. Социология науки. Л., 1974. С. 34 - 35.

Вместе с тем познание любого правового явления или процесса должно исходить из того, что это явление или процесс - лишь составной компонент системы, а любой компонент, как правило, определяет его свойства, особенности, социальное назначение и характер функционирования <4>.

<4> Кудрявцев В.Н., Керимов Д.А. Право и государство (опыт философско-правового анализа). М., 1993. С. 55; Попенина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. N 9. С. 5 - 12.

Мы изучали феномен административных правонарушений, совершенных частью сотрудников ОВД, с применением методологии системного анализа. Для того чтобы разобраться в данных аспектах с позиции науки социальной психологии, следует рассмотреть ее основные направления, концепции, теории и подходы. Особый акцент сделаем на истории становления и развития социальной психологии в нашей стране, т.к. первые шаги, связанные с исследованиями в области административной деликтологии, были сделаны в период 70 - 80-х гг. XX в. такими учеными-административистами, как В.И. Ремнев, Е.В. Додин, В.П. Лозбяков, Л.Л. Попов. Считаем, что именно по этой причине весь упор необходимо сделать на теории отечественной социальной психологии, т.к. специфические особенности, менталитет России, особенности становления и развития изучаемых нами наук очевидны.

Установление места любой науки, в нашем случае - социальной психологии и деликтологии, исследование их в системе других отраслевых и прикладных отраслей психологических и юридических знаний неразрывно связано с анализом общенаучных проблем. Важно определить соотношение науки "социальная психология" с административной деликтологией и ее развитие как системы научного познания. При этом фундаментальную предпосылку успехов науки "административная деликтология" составляет ее тесная связь с практикой в широком смысле, нацеленность на решение актуальных общественных задач <5>.

<5> Бобров Г.М. Наука о науке. Киев, 1970; Яхиел Н. Социология науки. М., 1977; Стефанов С. Общественные науки и социальные технологии. М., 1978; и др.

Прежде всего социальную психологию и деликтологию можно охарактеризовать как системы познания, отрасли исследования, что, в свою очередь, позволяет более наглядно представить их задачи и характер исследования.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее исторического становления имеет ряд этапов: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. Рассмотрим каждый период:

  1. 60-е гг. XIX в. - начало XX в.;
  2. 20-е гг. - первая половина 30-х гг. XX в.;
  3. вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг.;
  4. вторая половина 50-х - вторая половина 70-х гг. XX в.

Первый период развития российской социальной психологии - это процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе и человеке, борьба за статус психологии. Развитие социально-психологических идей происходило внутри прикладных психологических дисциплин. Особое внимание обращалось на психологические особенности людей, их взаимодействие в совместной деятельности и в общении. Эмпирические знания о поведении личности в группе и групповых процессах накапливались в юридической, военной и медицинской практике.

Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами (Е.А. Будилова, 1983) <6>.

<6> Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 12. Серия "Высшее психологическое образование"; Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

Социально-психологические идеи успешно развивались социологами: П.Л. Лавровым (1865), Н.И. Кареевым (1919), М.М. Ковалевским (1910), Н.К. Михайловским (1906). По их мнению, законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Особого внимания в этот период заслуживают:

  1. психологическая школа в социологии П.Л. Лаврова;
  2. социально-психологическая концепция Н.К. Михайловского.

Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л.И. Петражицкого (основатель субъективной школы в правоведении). Ученый считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук.

Отечественный юрист провел исследования эмоциональной и мотивационной сторон правосознания. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы <7>. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека - эмоции (Л.И. Петражицкий, 1908).

<7> Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. С. 13.

Особое место в российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев, положивший начало первым экспериментальным социально-психологическим исследованиям, что, в свою очередь, ознаменовало переход от чистой теории к формированию эмпирически-верифицируемого фундамента научного знания <8>. В его работах рассматриваются такие вопросы, как личность и условия ее развития, сущность социально-психологических явлений. Им создана общепсихологическая теория, составлявшая специфическое российское направление психологической науки - рефлексологию (1917).

<8> Парыгин Б. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2003. С. 120.

В.М. Бехтерев разработал систему социально-психологических знаний. Его "коллективная рефлексология" представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Ученый выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело В.М. Бехтерева к пониманию коллектива как собирательной личности.

Б. Парыгин подчеркивал, что в качестве социально-психологических феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции.

Работой М.В. Ланге и В.М. Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Их исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии - изучения роли общения в формировании психических процессов.

Второй период развития социальной психологии. Особенностью данного периода стал поиск пути в развитии мировой социально-психологической мысли:

  1. дискуссии с основными школами зарубежной социальной психологии (критика В.А. Артемова, 1927);
  2. освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений (объединительная тенденция: Л.Н. Войтоловский (1925), М.А. Рейснер (1925), А.Б. Залкинд (1927), Ю.Б. Франкфурт (1927), К.Н. Корнилов (1924), Г.И. Челпанов (1924)). Взгляды естественно-научно-ориентированных ученых и ученых-обществоведов (философов, правоведов).

Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20 - 30-х гг. заняли труды Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова.

Рассматривались кардинальные методологические проблемы соотношения социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.

Существует единая социальная психология, распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива. В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались. Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие. Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии.

Одним из основных направлений в социальной психологии 20 - 30-х гг. было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.

В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи - Б.В. Беляев (1921), Л.Н. Войтоловский (1924), А.С. Залужный (1930), М.А Рейснер (1925), Г.А. Фортунатов (1925) и др.

В этот период, по существу, был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

Третий период. Боязнь исследовать социально острые вопросы. Резко сократилось число исследований по социальной психологии. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.

Разрабатывалась теория методологии общей психологии, создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

Центральной темой этого периода являлась психология коллектива. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А.С. Макаренко. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. А.С. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два вида:

  1. первичный коллектив - члены его находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья);
  2. вторичный коллектив - более широкое объединение.

Ему принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива.

Главными проблемами в изучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе, определение перспективных линий в ее развитии, становление характера. В связи с этим целью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий ее развития. Для полноценного исследования личности необходимо изучать самочувствие человека в коллективе, характер коллективных связей и реакции, дисциплинированность, готовность к действию и торможению; способность такта и ориентировки; принципиальность; эмоциональное и перспективное устремление. Существенное значение имеет изучение мотивационной сферы личности. Главное в этой сфере - потребности. Нравственно оправданная потребность, по мнению А.С. Макаренко, - это потребность коллектива, т.е. человека, связанного с коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом.

В исследовании личности А.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. А.С. Макаренко составил схему изучения личности, отразившуюся в работе "Методика организации воспитательного процесса". Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко - единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования - воспитание личности в коллективе посредством коллектива и для коллектива.

Четвертый период. Это этап возрождения (восстановления) социальной психологии в нашей стране. Основу составили работы ученых А.Г. Ковалева (1959), В.Н. Колбановского (1968), Б.Ф. Поршнева (1968). Решались вопросы о сущности социально-психологических явлений, о предмете и задачах социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития (Г.М. Андреева, 1980; А.Г Ковалев, 1972; Е.С. Кузьмин, 1967; Б.Д. Парыгин, 1967, 1971).

В области методологии социальной психологии значимыми были концепции Г.М. Андреевой (1980), Б.Д. Парыгина (1971) и Е.В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов (1975), А.В. Петровский (1982), Л.И. Уманский (1980).

Важный мост от социальной медицины к социальной психологии был перекинут в начале XX в. известным русским биологом и мыслителем И.И. Мечниковым, его вклад в исследование сложных явлений общественной психологии (пессимистическое и оптимистическое умонастроения людей) значителен. Исследования социальной психологии личности связаны с именами таких известных ученых, как Л.И. Божович (1968), К.К. Платонов (1965), В.А. Ядов (1975). Исследованию проблем деятельности посвящены труды Л.П. Буевой (1978), Е.С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев (1965), Л.П. Буева (1978), А.А. Леонтьев (1975), Б.Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

Согласно мнению ряда ученых любой социально-психологический феномен должен изучаться в рамках интегративной (В.В. Козлов, В.В. Новиков, К. Уилбера) и трансцендентальной (В.В. Новиков) психологии с использованием достижений различных отраслей научных знаний <9>. Трансцендентальная психология предполагает интеграцию и взаимопроникновение материального и идеального в социально-психологических явлениях и процессах.

<9> Новиков В.В. Интегративная психология - системная наука // Труды Ярославского методологического семинара / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, МАПН, 2004. Т. 2: Предмет психологии. С. 336.

Период зарождения и развития науки "административная деликтология" приходится на четвертый период развития и становления социальной психологии. Именно на этом этапе одна наука возрождалась, а другая зарождалась. Историю становления и развитии науки "административная деликтология", по нашему мнению, можно представить в виде двух этапов:

  1. доделиктологический период (период, когда ученые в основном освещали вопросы административно-правовой науки, не проявляя интереса к проблемам административной деликтности, ее генезиса и мер по ее предупреждению, не делали акцент на проступках);
  2. собственно период развития административной деликтологии (с 1970 - 1980 гг. по настоящее время).

Первый период должен иметь место в истории становления и развития деликтологии, его обязательно следует выделить, т.к. это основной период накопления знаний, объяснение многих фактов, явлений. Он является подготовительным, накопительным этапом. Следует подчеркнуть, что административно-правовое регулирование поведения, деятельности людей и создаваемых ими коллективов существует давно. Анализу данных аспектов уделялось большое внимание представителями науки административного права А.И. Елистратовым, А.Ф. Евтихиевым, В.А. Ковалевским, Г.И. Петровым, С.С. Студеникиным, Ю.М. Козловым, Б.М. Лазаревым, М.И. Пискотиным и др.

Практически во всех трудах ученых-административистов ставились вопросы об административных правонарушениях и административной ответственности, однако никто из них не поднимал вопросы:

  1. о причинах совершения административных деликтов;
  2. об эффективности профилактической деятельности органов, управомоченных на привлечение лиц к административной ответственности;
  3. о состоянии урегулированности административно-правовых отношений.

М.И. Никулин подчеркивает, что вызывает недоумение тот факт, что мало кто интересовался вопросами административной деликтологии и предупреждением роста административной деликтности <10>.

<10> Никулин М.И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов. С. 12 - 13.

Административно-правовая наука долгое время не проявляла интереса к проблемам административной деликтности, в силу различного рода объективных и субъективных факторов. Она очень поздно приступила к изучению конкретного административного проступка. Усилиями многих ученых - Д.Н. Бахраха, И.А. Галагана, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, О.М. Якубы, Ц.А. Ямпольской - в конце 70-х гг. удалось закрепить правовые категории административного правонарушения и ряда других институтов административной ответственности, что создало предпосылки для перехода к новому этапу изучения их общих признаков, закономерностей и связей. Этому в немалой степени способствовала и плодотворная разработка обобщенных научных представлений о природе, динамике, структуре и причинах антиобщественных явлений <11>.

<11> Там же. С. 13; Ременев В.И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984. С. 3.

Ученые-административисты в своих трудах обобщали представления о социальных отклонениях, однако не упоминали об административной деликтности. Тем не менее влияние их идей на активизацию изучения проступков трудно переоценить. Постепенно на их основе формулируются цели и задачи исследования, определяются его методологические основы.

В 2004 г. М.И. Никулин своими деликтологическими исследованиями делает мощный прорыв в науке о проступках, его подход к заявленной проблеме позволяет конкретизировать соответствующие деликтологические исследования:

  1. выявить роль и значение отклоняющегося (деликтного) поведения в жизни человека и общества;
  2. определить влияние социального окружения на деликтное поведение;
  3. изучить влияние социального окружения на процессы ресоциализации личности.

Все это позволяет дифференцировать профилактические мероприятия различных субъектов профилактики административных деликтов - органов административной юрисдикции <12>. В его работах впервые дается психологическое объяснение отдельных аспектов о деликтах.

<12> Никулин М.И. Указ. соч. С. 15.

Наука "социальная психология" позволит объяснить процессы предупреждения, пресечения и борьбы с административными правонарушениями, с социально-психологической точки зрения - механизмы совершения правонарушителем деликтов. Таким образом, происходит взаимопроникновение знаний одной науки в другую.

Познание наук предполагает изучение их прямых и обратных информационных, коммуникативных и иных связей с внешней средой. Прямое влияние среды на юридические науки, как и эффективность их обратного воздействия на среду, позволяет понять и выяснить как преобразования, которые происходят под влиянием среды в юридических науках, так и преобразования, которые претерпевает среда под воздействием науки <13>.

<13> Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 18 - 23.

Основные закономерности появления науки "административная деликтология":

  1. это глобальный процесс, охватывающий все области жизни общества и заключающийся не только в существенном изменении технических основ материального производства, но и в изменении социальных процессов;
  2. научно-техническая революция обусловливает необходимость управления рядом новых процессов, в т.ч. и процессов в сфере административной деликтности;
  3. порождает новые области научного обеспечения и правового регулирования.

В то же время возникали новые явления, выражающие некоторые диалектические, движущие противоречия. Одно из них - противоречие между динамикой социальной жизни и правом с его относительной стабильностью. "Правовая норма, отражающая закономерности данного вида отношений на определенном этапе, закрепляет правила поведения, соответствующие этим закономерностям. Поскольку соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия, правило поведения должно быть таким, чтобы оно реально могло соблюдаться с момента издания нормы", следовательно, перспективы развития, его тенденции могут учитываться лишь в той мере, в какой они уже созрели, т.е. тогда, когда требование о том или ином поведении может быть обращено к широкому кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, а это обусловливает необходимость определенной стабильности нормативно-правового регулирования.

В исследовании применен системный подход - методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней методологии науки выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук <14>. В его основе лежит понятие системы.

<14> Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест, 2004. С. 385.

В качестве общих характеристик системы выступают целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания. Системный подход при изучении психологических явлений использовался Э. Берном, Б.Ф. Ломовым, А.Г. Асмоловым. Б.Ф. Ломов исходил из основных принципов применения к психологии: многомерности, многоуровневого (иерархического) строения, существования системных свойств (пирамиды свойств), динамичности и развития психических явлений.

В качестве системообразующего основания в нашем случае выступает жизнедеятельность сотрудников-нарушителей, склонных к совершению деликтов, административным правонарушениям. В исследовании планируется уделить достаточное внимание системе многоуровневости причин административных правонарушений (федеральный, региональный, местный, коллективный, личностный уровни). В системе должен быть исследован и сам феномен совершения сотрудниками-нарушителями деликта. Каждый из видов административных деликтов имеет комплекс своих социально-психологических механизмов.

Таким образом, именно в России сделан значительный шаг в изучении деликтов, административных правонарушений. Однако с социально-психологической точки зрения деликты не изучались и не рассматривались. Многие явления можно объяснить, опираясь на описанные выше концепции и теории социальной психологии.