Мудрый Юрист

Правовая культура в киргизии: истоки и современное состояние *

<*> Aydarbekova G.B. Legal cultures in Kyrgyzstan: sources and modern condition.

Айдарбекова Гульнара Бейшекеевна, доцент кафедры теории и истории государства и права Киргизского национального университета им. Ж. Баласагына.

Проанализированы истоки правовой культуры киргизского кочевого общества, и описаны проблемы содержания и состояния законности в современный период общества. Автор раскрывает функциональную роль правовой культуры в цивилизационном аспекте, показывает степень осмысления обществом роли права, описывает новые правовые нормы и их влияние на правомерность и неправомерность поведения индивидов в разные этапы развития общества. Рассматриваются структурные компоненты правовой культуры в ходе эволюции общества: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Ключевые слова: нормативная система, обычно-правовая система кочевого общества, кочевая демократия, народные суды биев, независимое правосудие, законность, национальная правовая культура.

In present article the sources of legal culture of the Kyrgyz nomadic society are analyzed and problems of the maintenance and the condition of legality during the modern period of society are described. The author opens the functional role of legal culture in civilization aspect, shows the degree of judgment society of a role of the right, origin of new rules of law, and their influence on legitimacy and illegitimacy of behavior of individuals in different stages of development of society. In this article the structural components of legal culture during evolution of society are considered: the right, sense of justice, legal relations, legality and the law and order, lawful activity of subjects.

Key words: normative system, usually-legal system of a nomadic society, nomadic democracy, national courts of bier, independent justice, legality, national legal culture.

Основная задача государственно-правовой системы Киргизской Республики сегодня заключается в том, чтобы создать такой юридический механизм, правовой климат в обществе, который гарантировал бы реальную свободу поведения личности, реализацию ее прав и свобод в единстве с ответственностью перед обществом, мог бы реализовывать гуманистическую сущность правового государства, способствовать созданию благоприятных возможностей для свободного жизнепроявления индивидов, обеспечивать их правовую защищенность.

Суверенизация республик привела к пониманию того, что общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждому гражданину принципы правового поведения в национальной среде, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций <1>.

<1> См.: Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Бишкек, 2005. С. 4.

Правовая культура есть показатель того, в какой степени в обществе происходят перемены в осмыслении роли права, каково сознательное отношение общества и индивидов к праву, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или неправомерное поведение. Правотворческая и правоприменительная деятельность только тогда становится эффективной, когда в этих процессах наряду с мощными самоорганизующими началами приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество. Поэтому отдельного анализа требуют факторы, влияющие на правовой климат и правовую культуру общества в период глобальных преобразований.

Вопрос о структуре правовой культуры в юридической литературе является дискуссионным.

Казахский профессор А.С. Ибраева считает, что составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества <2>.

<2> См.: Ибраева А.С. Указ. соч. С. 6.

Российский ученый В.П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения, а именно: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов <3>.

<3> См.: Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1998. С. 502.

С.А. Комаров в содержание правовой культуры включает не просто правосознание, законность и т.п., но и те характер, уровень, степень их развития, которые дает им данный этап общественного прогресса <4>.

<4> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 332.

Мы считаем, что содержание правовой культуры можно толковать в широком и узком смыслах: в широком смысле - это культура ведения экономики государства, сельского хозяйства, содержание экологии и т.д., поставленные в рамки права; в узком смысле - это теоретические наработки.

Для того чтобы разобраться, какое место занимает правовая культура в наше время в обществе, необходимо знать, какое место она занимала в прошлом.

До сих пор некоторые политические деятели и ученые соседних государств придерживаются взглядов относительно неразвитости права и государства у киргизов в досоветский период. Считаем, что эти позиции устарели, поскольку существуют неопровержимые юридические факты, документы, исследовательские работы, доказывающие прямо противоположное.

Киргизские ученые пришли к выводу, что вследствие отсутствия письменных закреплений правовых норм в кочевом обществе киргизов сформировались уникальные нормативная система восточной цивилизации и правовая культура, основу которых составляли обычаи и традиции, передаваемые в устной форме от поколения к поколению и составляющие сейчас фундаментальную основу общей и правовой культуры киргизов. Эта система сохранялась многие столетия и была самой оптимальной формой, обеспечивающей сохранность и жизненность кочевых образа жизни, типа производства и культуры.

В нормативную систему кочевого общества киргизов входили: основные обычно-правовые институты и установления, выраженные в кратких и емких формулах; эреже - свод норм, положений, которыми руководствовались при вынесении судебных решений новые бии; нормы морали, обеспечивающие культуру взаимоотношений в семье, роду, племени; организационные нормы, обеспечивающие субординацию власти; пословицы и поговорки киргизского народа.

Своеобразие правовой культуры кочевого общества киргизов отразилось и на понимании права. Так, в киргизском обычном праве право и обычаи понимались как равные закону общеобязательные категории, преступление и проступок не различались, именовались одинаково: "жаман иш, жаман кылык" (дурное дело, нехороший поступок), т.е. носили морализованный характер, показывающий оценку со стороны общества. В этом и проявлялись особенности правовой культуры общества, которые сохранились до сих пор.

В кочевой организации киргизов, в отличие от окружавших ее восточных обществ, были слабо развиты такие политические традиции, как всесилие власти, корпоративность, клановые связи в форме патронажно-клиентных отношений. Это объясняется тем, что государство не играло особой роли в жизни киргизского общества, поскольку его не было в западном понимании - как политической власти или органа для принуждения и подавления одного класса другим. Киргизское общество было деклассировано и функционировало в основном как гражданское, а поведение его рядового члена регулировалось при помощи правил, основанных на обычаях (кочевая родовая демократия). Властные отношения публичного характера определялись классическими восточными традициями государственного управления.

Киргизское общество предыдущих столетий можно рассматривать как некий сложный социальный организм или систему, пронизанную вертикальными и горизонтальными связями. Кочевая среда обитания диктовала определенные требования, которые выражались через понятия, отношения, ценности, правила.

Понятия формируются в результате осмысления окружающей среды и проявляются через мышление. Понятийное мышление киргизов отличается синкретичностью и связанностью с природой, что обусловливается кочевым образом жизни. Используя три символа культуры - нормы, идеи, ценности, - можно выразить традиционную правовую культуру киргизов следующим образом: от нормы обычаев к идее, а затем к ценностям. Главными социальными институтами для сохранения стабильной нормативной системы были племя, род, семья. Особое значение придавалось институту заключения брака, сохранялись традиционные правила поведения и культура.

В киргизском кочевом обществе связь между поколениями отличалась особой близостью, поэтому каждый родственник до седьмого колена имел собственное наименование. Начиная с восьмого поколения обычное право не запрещало брачные отношения между родственниками от одного корня. Однако на практике подобные браки встречались редко. Этот порядок оказал большое влияние на сохранение здоровья будущих поколений.

Существовал особый порядок обряда бракосочетания между родственниками восьмого, девятого и десятого поколений. В киргизском обществе вражда прекращалась через заключение брака: семьи роднились, устанавливался мир, сохранялась культура отношений.

Отношения в киргизском обществе регулировались следующими постулатами: член рода должен был воспитывать себя, своих детей справедливыми, честными, законопослушными, добрыми, не жадными, великодушными, готовыми помочь другим.

Особо отметим значение запретов, с которыми знакомились с раннего детства, что являлось предпосылкой создания фундамента высокой нормативной культуры человека.

Ценности - общепризнанные идеи, основа нравственных и правовых принципов, составляющих фундамент общей и правовой культуры. В традиционной культуре киргизского общества важнейшими ценностями являлись и остаются до сих пор идеи, выражающие стремление человека служить своему народу, защищать свое отечество, беречь семью, род, честь, совесть, а также такие ценности, как инициативность, трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, почитание старших, сострадательность, милосердие, справедливость.

Отметим в качестве правовых ценностей понятия, введенные в правовой оборот кочевой цивилизацией. Это институты, регулирующие споры о чести и достоинстве, куне (выкупе), земле, сиротстве и требования о справедливости биев, порядке судопроизводства, выраженные в точных, метких, кратких пословицах и поговорках, имеющих значение принципов права.

Правила. В киргизском кочевом обществе основными нормами, регулирующими общественные отношения, были обычаи, соблюдение которых входит в привычку. Они являются своеобразными стереотипами поведения и отношений, считаются само собой разумеющимися нормами быта, которые не нуждаются в обосновании, а поддерживаются общей культурой общества и силой традиции.

Особое место в традиционной правовой культуре киргизов занимают нормы гуманизма, в которых проявляются милосердие и великодушие. В западной правовой культуре позднее они станут известны как помилование, амнистия и др.

Впервые на гуманистическое содержание и демократизм обычного права обратил внимание казахский ученый-тюрколог Ч.Ч. Валиханов. Анализируя различные правовые институты, он высказал ряд суждений, в которых давал высокую оценку правовой культуры киргизов: "...обычное право киргизов (казахов) по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет больше гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по Русской правде. В киргизских (казахских) законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргизов телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы" <5>.

<5> Валиханов Ч.Ч. Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1961. Т. 4. С. 94.

Главной особенностью правовой культуры кочевого общества киргизов являлось наличие судов биев - институтов, обеспечивавших принцип равной правовой свободы и защищенности всех членов кочевого социума. Киргизский народ развивал и сохранял государственность благодаря прозорливости и справедливости решений народных судов. Бии были хранителями обычаев народа, носителями и хранителями традиционной правовой культуры. Деятельность биев выходила за рамки права: они были вождями родов, ораторами, политиками, дипломатами, философами, поэтами, а в случае военной необходимости - воинами-предводителями.

"Бии представляли собой социальную группу, сложившуюся из людей, в совершенстве изучивших нравы и обычаи, идеологию, неписаные правовые устои, правовые нормы. Эти люди были выходцами из самой гущи народа, они своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешали все возникавшие споры и заслуженно пользовались огромным уважением. Бии были далеки от классовых чаяний и интересов, никак не связаны с ними. Бии - символ справедливости" <6>.

<6> Узбекулы С. Хан Тауке и правовой памятник "Жетi жаргы". Алматы, 1998. С. 52.

С.К. Кожоналиев отмечал, что решения "биев до второй половины XIX века почти нигде не оформлялись письменно. Однако это не мешало биям ссылаться при решении дел на приговоры наиболее влиятельных биев" <7>. В киргизском обществе существовала поговорка "Туура бийде тууган жок, туугандуу бийде иман жок", в которой выражалось требование к судье быть беспристрастным. Главными достоинствами этого суда являются постоянное обращение к совести тяжущихся лиц, дух примирения и поиск компромисса, господствующий почти в каждом его решении. Для того чтобы стать бием-судьей, необязательно быть знатным и богатым. По мнению Ч.Ч. Валиханова, "чтобы приобресть имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику"; "суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер" <8>.

<7> Кожоналиев С.К. Обычное право киргизов. Бишкек, 2000. С. 230 - 231; см. также: Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов. Алма-Ата, 1966. С. 122.
<8> Валиханов Ч.Ч. Записка о судебной реформе. Алматы, 1999. С. 43.

Суды биев, являясь достижениями национальной правовой культуры, вместе с тем представляются и достижениями общецивилизационной правовой культуры, поскольку их деятельность основывалась на общечеловеческих принципах: знание бием основных норм обычно-правовой системы кочевого общества киргизов; неподкупность суда и судьи; справедливость и моральная ориентация судебных решений; гласность, доступность и публичность суда; владение судьей ораторским искусством; ориентированность суда на установление гражданского мира и достижение мирового соглашения между сторонами.

Бии не только решали споры на основе обычаев, но и в необходимых ситуациях создавали новые положения (эреже), которые могли вступать в противоречие с прежними нормами обычного права. Такие решения можно отнести к прецедентам.

Важнейшим постулатом являлся принцип невиновности. Если против обвиняемого не было явных улик, бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Этот институт аналогичен современному суду присяжных. Отметим только его древность, развитость и справедливость. Здесь мы усматриваем важнейшую предпосылку саморегуляции, что является непременным атрибутом гражданского общества.

Бии являлись общественными, а не государственными институтами, поскольку общественное мнение было сильнее государственного принуждения.

Таким образом, в кочевом обществе киргизов существовали государство и право со своими вполне зрелыми демократическими институтами власти и управления, развитой системой правосудия и законности. Здесь отсутствовала классическая форма рабства, субъектами правового поля являлись в равной мере все члены общества. Все это свидетельствует о довольно высоком уровне правовой культуры киргизского народа, сложившемся на протяжении веков.

Традиционная правовая культура кочевого общества киргизов есть устойчивая информационно-коммуникативная, регулятивно-охранительная, нормативная система. Ее тысячелетняя история связана с современностью.

Заметим, что отрицательное влияние на правильную оценку права в советский период оказывает и то, что в правовой науке начиная с 30 - 40-х гг. XX в. сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, средство управления, нечто находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, представители официальной идеологии отнеслись к этому отрицательно. А ведь главное назначение права в том, чтобы служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало, что усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

На современном этапе развития Киргизии правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Она включает такие показатели, как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитая правовая система, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантий, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическая грамотность населения, четкая работа правоохранительных органов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Формирование правовой культуры общества связано с такими характеристиками, как качество нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования; правовая информированность населения; сознательное выполнение правовых предписаний большинством членов общества; эффективная деятельность механизмов правотворчества и реализации права.

Высокий уровень правовой культуры общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

Российский правовед В.В. Лазарев отмечает, что "невозможно сделать каждого гражданина юристом, но возможно преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм как условие развития правовой культуры" <9>.

<9> Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 488.

В связи с этим приведем и высказывание известного философа И.А. Ильина: "Народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, поэтому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку как существу духовному невозможно жить на земле вне права" <10>.

<10> Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 23.

Для достижения высокого уровня правовой культуры необходимо знание права и понимание его значения для жизни общества. Этого, к сожалению, в Киргизии не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Из поколения в поколение в Киргизии проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права - это факторы состояния законности в Киргизской Республике.

События 2010 г. показали, что клан Бакиевых довел все отрицательные характеристики власти до предела, и поэтому общество "взорвалось", устранив криминальную власть. Сейчас киргизы находятся на пути построения демократического общества как основы для формирования современной правовой культуры.

Таким образом, правовая культура - это прежде всего правовые ценности: права человека, конституция, юридическая определенность личности и т.д., которые обеспечивают выбор и постановку целей; нормы, которые помогают выбору адекватных способов, методов достижения намеченных целей.

Библиографический список

Валиханов Ч.Ч. Записка о судебной реформе. Алматы, 1999.

Валиханов Ч.Ч. Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1961.

Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Бишкек, 2005.

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Кожоналиев С.К. Обычное право киргизов. Бишкек, 2000.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов. Алма-Ата, 1966.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2000.

Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1998.

Узбекулы С. Хан Тауке и правовой памятник "Жетi жаргы". Алматы, 1998.