Мудрый Юрист

Институт присяжных заседателей в России

Шукюров А.Т., соискатель ученой степени кандидата политических наук Коми республиканской академии государственной службы и управления.

Суд присяжных заседателей - суд народа, это вызов общества государству, вторжение общества в сферу отправления правосудия, которая всегда являлась прерогативой и монополией государства, за исключением нескольких прогрессивных исторических периодов развития Российской империи. Посредством введения института присяжных заседателей судебная система как одна из ветвей власти и политической системы общества приобрела важнейшие признаки демократии. Участие граждан в отправлении правосудия способствует культурному развитию граждан нашей страны, определяя их ответственными за судьбу подсудимого - члена общества, соотечественника. Феномен института присяжных заседателей - политический, его введение есть смелый шаг государства по передаче своих политических функций народу - отправление правосудия. Институт присяжных заседателей - это часть политико-правовой реформы государства, возникновение данного института обусловлено необходимостью присутствия народа в политической системе общества, одной из составных частей которой является судебная власть.

Институт присяжных заседателей - это зарождающаяся, новая демократическая правовая традиция, влияющая на имидж государства, его введение обусловлено современным кризисным социально-политическим состоянием российского общества.

Зарождение института присяжных заседателей свидетельствует о зарождении гражданского общества, когда оно начинает забирать у государства одну из основных его политических функций. Рождение института присяжных заседателей на современном этапе развития России обусловлено не только необходимостью назвать российский суд народным, но и в связи с необходимостью придать отправлению правосудия от имени народа независимость от государства. Таким образом, государство более выраженно обеспечит конституционный принцип разделения властей, сформируется доверие граждан к суду, укрепится гражданское правосознание, будет устранен правовой нигилизм, граждане сами примут участие в отправлении правосудия и смогут принимать решения. Важной целью введения института присяжных заседателей является достижение качества работы правоохранительных органов и обвинения. Только реальное и достаточное количество доказательств вины позволит признать человека виновным. Поэтому с введением суда присяжных правоохранительные органы и обвинение научатся качественно работать, собирать и закреплять доказательства вины. Количество невинно осужденных снизится, иначе суд присяжных заседателей признает доказательства недопустимыми, недостаточными, неубедительными и оправдает человека. Институт присяжных заседателей - это защита граждан от возможного произвола властей. Тем самым реально будет обеспечена презумпция невиновности граждан, а их гражданские права, в т.ч. право на свободу и рассмотрение дела судом присяжных, соблюдены. Как отмечает А.П. Шурыгин, "новая форма судопроизводства осложнила борьбу с преступностью тех, кто борется с ней "неумеючи", т.е. не зная либо сознательно нарушая действующие уголовно-процессуальные нормы закона, считая их пустой формальностью" <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А. Шурыгина "Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 1997, NN 8, 9.

<1> Шурыгин А.П. Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей // Защитник в суде присяжных. М., 1997. С. 105.

Институт присяжных заседателей является неотъемлемой частью политической системы общества, это дар демократии, часть правовой культуры общества. В настоящее время только по отдельным особо тяжким составам преступлений суд присяжных рассматривает дела, но полагаю, что необходимо расширить количество составов преступлений, которые мог бы рассматривать суд присяжных заседателей. Несмотря на то что суд присяжных заседателей - феномен затратный для государства, это небольшая жертва по сравнению с идеей демократии и гражданского общества.

Возникновение института присяжных заседателей в России всегда происходило на переломных этапах развития страны, когда политической системе общества были необходимы реформы. При этом институт присяжных заседателей в России всегда вводился с проблемами и попытками воспрепятствовать его становлению.

Применительно к участию суда присяжных заседателей в военной юстиции полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях М.Ю. Барщевский в интервью "Российской газете - Неделе" N 5564 (188) сказал: "Для меня не однозначен ответ по поводу суда присяжных в армии. Если присяжные - гражданские, тогда и дело должно слушаться в обычном суде. Если присяжные - военные, у них нет права на свое усмотрение, они люди устава. Значит, там суд присяжных теряет смысл".

В том же выпуске заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации В.В. Хомчик сказал: "Я думаю, особенно по воинским составам иногда даже теряется смысл суда присяжных, поскольку там рассматриваются специфические вопросы, которые для людей гражданских, может быть, не совсем понятны. Например, дело в Тихоокеанском суде об аварии на подводной лодке "Нерпа". Речь идет о том, была ли передана эта лодка ВМФ или нет, почему там включили систему пожаротушения. Естественно, это сугубо профессиональные вопросы, но рассматривают их судом гражданских присяжных".

Автор не может согласиться с мнением В.В. Хомчик. Присяжные заседатели не хуже профессиональных судей могут разбираться с письменными доказательствами, подтверждающими передачу подводной лодки, и заключением экспертов о срабатывании системы пожаротушения и пр. При этом автор, соглашаясь с мнением М.Ю. Барщевского, высказанным в газете, считает, что нельзя формировать скамейку присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел военными судами из числа военнослужащих. Представьте себе ситуацию, когда рассматривается уголовное дело офицера с участием присяжных заседателей - офицеров, проживающих с обвиняемым в одном гарнизоне. Очевидно, что каждая семья в гарнизоне имеет свой социальный статус и положение. Взаимоотношения в гарнизоне ощущаются более остро, отсюда ссоры, конфликты, образование новых семей. И все эти межличностные отношения не пойдут на пользу правосудию.

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. Данное условие формирования скамейки суда присяжных исключает включение в число присяжных только военнослужащих. К примеру, в США дела по обвинению военнослужащих рассматривает суд присяжных, сформированный из числа военнослужащих, но автор полагает, что эта система не полезна для достижения конечной цели и соблюдения принципов беспристрастности и объективности. Кроме того, командование может влиять на позицию военнослужащего - присяжного заседателя в рассматриваемом деле.

Военный суд присяжных - уникальное явление в мировой практике. Действовал он в России чуть более полугода в период Первой мировой войны при Временном правительстве. Необычность ситуации заключается в том, что в ходе мировой войны в 1914 - 1918 гг. во многих странах подсудность дел суду присяжных была существенно ограничена, а в некоторых государствах этот институт вообще был упразднен. В России же Временное правительство пошло по иному пути: компетенция присяжных была расширена, отменялись сословные, религиозные и прочие разграничения, обсуждался вопрос о допущении женщин в число заседателей и т.п. Более того, демократизация общественной жизни отразилась и на армейском судопроизводстве: Постановлениями Временного правительства от 6 и 28 мая 1917 г. в стране вводился военный суд присяжных <2>. Были созданы временные военно-морские суды в Петроградском, Свеаборгском, Ревельском, Севастопольском и Владивостокском портах для рассмотрения дел о воинских преступлениях и преступлениях служебных, совершенных чинами флота и морского ведомства.

<2> Демичев А. Военный суд присяжных // Законность. 1997. N 8. С. 56.

В юридической литературе проблема введения суда присяжных в Вооруженных Силах широко не обсуждалась. Лишь А.С. Кобликовым высказано и обосновано мнение о том, что "суд присяжных, воплощающий идею полноправного, решающего участия представителей народа в отправлении правосудия, представляет собой одну из общечеловеческих правовых ценностей. Реализация ее в законе о военных трибуналах, как представляется, демократизировала бы наш военный суд, усилила его независимость и способствовала поднятию авторитета органов правосудия" <3>.

<3> Кобликов А.С. Суд присяжных: "за" и "против" // Коммунист Вооруженных Сил. 1990. N 24. С. 47; Он же. Военное право: состояние и перспективы развития. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Гос. и право. 1994. N 8 - 9. С. 30.

Непредоставление военнослужащим права на рассмотрение их дела судом присяжных нарушало бы их конституционные права, т.к. противоречило бы ст. ст. 10, 123 Конституции РФ.

Поскольку преступления в войсках в своем большинстве имеют специальные составы, то количество дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, незначительное.

Рассмотрение уголовных дел с участием суда присяжных заседателей является процессуальной гарантией обеспечения прав военнослужащих.

Адвокаты П. Астахов и Г. Резник, судья Конституционного Суда России в отставке Т. Морщакова, судья Мосгорсуда в отставке С. Пашин оценивают работу суда присяжных заседателей в России определенно как эффективную. Это очень эффективный институт. Он не позволяет так часто осуждать невиновных, как это делает профессиональный суд. В профессиональном суде оправдательных приговоров 0,4 - 0,6%. А в суде присяжных - 20%. И это гарантия для тех, кто оказывается на скамье подсудимых <4>. По мнению С. Пашина, необходимо расширить количество составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных заседателей, и в дальнейшем распространить на гражданские дела.

<4> URL: http://grani.ru.

В то же время автор полагает, что недопустимо рассмотрение дел военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, коренными жителями южных республик. В декабре 2010 г. В.В. Путин на заседании Госсовета РФ сказал: "Суды присяжных работают неэффективно, в некоторых регионах они принимают решения по клановому этническому признаку. Считаю возможным подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин РФ, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа".

Литература

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А. Шурыгина "Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 1997, NN 8, 9.

  1. Шурыгин А.П. Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей // Защитник в суде присяжных. М., 1997. С. 105.
  2. Демичев А. Военный суд присяжных // Законность. 1997. N 8. С. 56.
  3. Кобликов А.С. Суд присяжных: "за" и "против" // Коммунист Вооруженных Сил. 1990. N 24. С. 47; Он же. Военное право: состояние и перспективы развития. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Гос. и право. 1994. N 8 - 9. С. 30.
  4. URL: http://grani.ru.