Мудрый Юрист

Понятие современного международного уголовного права

Оськина И.Ю., доктор юридических наук.

Лупу А.А., доктор юридических наук.

Международное уголовное право - одна из наиболее перспективных и актуальных тем научного исследования, что объясняется относительной молодостью и неразработанностью системы международного уголовного права, которая относительно недавно стала выделяться из структуры международного публичного права, что формирует ее особенность как объекта познания - она находится в постоянном развитии.

Ключевые слова: международное уголовное право, глобализация, основополагающие принципы международного уголовного права, правовая природа международного уголовного права.

International criminal law is one of the most promising and pressing topics of scientific research, which is explained by the relative youth and not-elaboration of a system of international criminal law, which recently began to stand out from the structure of international public law, which forms its feature as the object of knowledge - it is in constant development.

В настоящее время международное уголовное право претерпевает существенные изменения, вызванные множеством объективных причин, таких как глобализация, расширение круга субъектов международного права, усиление влияния международного общественного мнения, увеличение роли и расширение международных демократических процессов, укрепление прав и свобод человека как основополагающего принципа международного уголовного права.

В свою очередь, международное уголовное право теснейшим образом взаимодействует с таким вопросом, как пересечение международного и внутригосударственного права.

В свою очередь, хотя уже практически не вызывает сомнений тот факт, что международное уголовное право сформировалось именно как область международного права, в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права.

Все это вызывает интерес к теме статьи не только с научной, но и с практической стороны.

Теоретической основой статьи стали исследования зарубежных и отечественных исследователей: Н. Коркунова, Ф. Листа, Ф. Мартенса, П.С. Ромашкина, М.И. Лазарева, Д.Б. Левина, А.Н. Трайнина, Л.А. Моджоряна, Ю.А. Решетова, В.П. Панова и др.

Сам термин "международное уголовное право" (далее по тексту статьи - МУП) появился примерно к концу XIX в., поскольку основные термины, входящие в содержание МУП (такие как "преступление" и "уголовное право"), являются прежде всего национальными (внутригосударственными), то изначально термин "международное уголовное право" касался процессов взаимодействия государств между собой по различным вопросам правовой помощи (например, выдачи преступников или определения границ юрисдикции определенного государства) <1>. Так, одним из самых первых международных договоров с участием России в области МУП, заключенным между Древнерусским государством и Византией <2>, рассматривались лишь вопросы о привлечении к ответственности за преступления, которые русские совершали на территории Византии и, соответственно, греки совершали на территории России.

<1> Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М.: Зерцало, 2008. Т. 2. С. 387 - 480.
<2> Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.: Мысль, 1980. С. 167.

Однако впоследствии с развитием международных отношений и появлением новых преступлений международного характера, таких как пиратство, работорговля, фальшивомонетничество, стали развиваться и способы борьбы с ними, в т.ч. и система МУП. Система норм международного уголовного преследования становилась сложнее и принимала трансграничный межгосударственный характер.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что МУП сформировалось именно как область международного права. Но, несмотря на данный факт, в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы МУП.

Так, И.И. Лукашук следующим образом определяет МУП: "Международное уголовное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение" <3>.

<3> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов: Изд. третье, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 48 - 50.

Некоторые из авторов вовсе отрицают существование МУП как совокупности правовых норм <4>.

<4> Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права // Советский ежегодник международного права. М., 1970. Т. 257. С. 247 - 260.

В отдельных случаях нормы, образующие МУП, рассматриваются как составные части международного воздушного права, права вооруженных конфликтов, прав человека <5>.

<5> Актуальные вопросы международного воздушного права / Под ред. А.С. Пирадова. М.: Междунар. отношения, 1973. С. 146 - 164; Международное воздушное право / Под ред. А.П. Мовчана. М.: Междунар. отношения, 1980. С. 170 - 188; Полторак А.И., Савинский Д.И. Вооруженные конфликты и международное право. М.: Наука, 1976. Гл. 6, 9; Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М.: Междунар. отношения, 1976. С. 31, 35, 36, 44, 46.

Такой подход означает, что система взаимоотношений, регулируемых нормами МУП, сводится к двусторонним правоотношениям суверенных государств, в ходе которых потерпевшее государство имеет право требовать возмещения, а государство-делинквент обязано предоставить такое возмещение. Однако очевидно, что такое определение в современных условиях крайне сужено, поскольку не принимает во внимание существенную особенность МУП - прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Кроме того, данный подход оставляет без внимания такие существенные признаки МУП, как источники, институты, соотношение национального и МУП и другие признаки, наличие которых свидетельствует о самостоятельности МУП как отрасли права. И все же сегодня имеется возможность говорить о формировании МУП как совокупности международно-правовых норм, которые устанавливают наказание за самые опасные правонарушения (приводящие к обеспокоенности всех людей, способные поставить под угрозу международный мир, международную безопасность, человечество), что является причиной интернационализации преступности, которая проявляется в двух основных аспектах:

а) функциональном - функциональный аспект интернационализации преступности заключается в интернационализации общественной опасности наиболее тяжких преступлений, представляющих угрозу для нескольких государств или нарушающих нормальные международные отношения;

б) технологическом - содержанием технологического аспекта является развитие международно-организованной преступности, трансграничное перемещение преступников, предметов и орудий совершения преступлений.

Однако, несмотря на многообразие существующих определений, можно выделить общее: МУП - особенная, самостоятельная правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами.

Хоть термин "международное уголовное право" и появился в конце XIX в. для обозначения норм, регулирующих предоставление государствами взаимопомощи при осуществлении ими национальной уголовной юрисдикции, после Второй мировой войны в связи с привлечением к международной ответственности лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества, понятие "МУП" стало использоваться и в отношении подобных отношений.

Начало юридического формирования МУП связывают с Уставом Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран "оси" (Лондон, 8 августа 1945 г.) (далее - Устав Международного военного трибунала 1945 г., Устав Нюрнбергского трибунала) и Уставом Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) (далее - Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 г., Устав Токийского трибунала), которые были приняты Соглашениями, заключенными соответственно Великобританией, СССР, США и Францией в 1945 г. (к ним присоединились еще 19 государств) и Великобританией, СССР, США, Китаем, Францией, Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Нидерландами, Индией и Филиппинами в 1946 г.

В результате проведения указанных трибуналов Генеральная Ассамблея ООН в 1946 г. подтвердила принципы МУП, которые были признаны Уставом Нюрнбергского трибунала и отражены в его приговоре как общепризнанные.

Фундаментом МУП, стрежнем его системы являются общие и специальные принципы. В качестве общих принципов данной области можно назвать:

Специальные принципы МУП получили упрочение и материальное выражение в различных источниках МУП, таких как:

Специальные принципы можно разделить на две группы, в зависимости от источников.

К первой группе принадлежат принципы, признанные Уставом Международного военного трибунала 1945 г.:

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, получившие закрепление в актах, направленных на защиту прав и основных свобод человека. К ним относятся:

Но МУП - не только совокупность принципов и норм, ведь сама эта совокупность является нормативным отображением международной формы правосознания. Нормы МУП отражают сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений. Правосознание, что состоит в их основе, находит свое выражение в международном уголовном праве, которое отвечает объективным факторам общественного развития. Поэтому сам объективный процесс мирового развития во всех его проявлениях является причиной существования и развития МУП как объективной реальности.

При этом МУП, равно как и национальное (внутреннее) уголовное право, имеет некоторые существенные общие черты, благодаря которым эта система норм и принципов признается правовой: нормы международного и национального уголовного права обеспечены юридической силой, т.е. их выполнение гарантировано авторитетом и силой государств, действующих индивидуально или коллективно.

Кроме того, нормам и принципам МУП, так же как и национального уголовного права, присущи:

Однако МУП имеет ряд особых характеристик, которые отличают его от национальных правовых систем, связанных с существованием современной государственности и ее аппарата. Современное государство сосредоточивается на использовании государственных мер принуждения (силы), устанавливая на их применение государственную монополию, путем содержания постоянной армии и полицейских учреждений, а также специфического аппарата управления. Международное уголовное право - это горизонтальная правовая система, которой не известна верховная власть, так же как сосредоточенность на применении силы и распределение на три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Поскольку Генеральную Ассамблею ООН нельзя считать мировым законодательным органом, а Международный суд ООН может действовать только на основании согласия государств на его юрисдикцию, то он не может считаться мировым судебным органом, а правоприменительная деятельность Совета Безопасности ООН ограничена и юридически, и политически, поэтому он не может считаться мировым исполнительным органом. Но при этом государство, нарушающее международное обязательство, отвечает за противоправное действие перед потерпевшей стороной или, при определенных обстоятельствах, перед всем международным сообществом. Однако, несмотря на тот факт, что в системе МУП приветствуется принцип использования международных правовых (цивилизованных) способов решения спорных вопросов, например через систему международных судебных органов, все же в системе МУП доминирует право субъектов на самозащиту в случае нарушения их прав, тогда как допустимость самозащиты в национальных правовых системах значительно ограничена. Но при этом в правоотношениях, складывающихся в рамках системы МУП, указанное право на самозащиту применяется в разы реже, нежели в правоотношениях, регулируемых национальным уголовным правом, поскольку большинство субъектов МУП действуют в соответствии с принципами и нормами МУП даже при отсутствии процедуры принудительного урегулирования споров и централизованного органа правоприменения.

МУП как горизонтальная система действует иначе, чем централизованная система национального уголовного права, и основывается на принципах взаимности и консенсуса, а не господства, административно-государственного соподчинения, послушания и принуждения к исполнению, поскольку эта система создана для внешних отношений суверенных государств и других субъектов. На практике государства признают нормы МУП юридически обязательными, поскольку они способствуют устранению трудностей и неопределенности в международных отношениях.

Поэтому особенностями МУП являются:

  1. порядок нормотворчества - нормы и принципы МУП постепенно формируются и должным образом закрепляются основными субъектами этого права - суверенными государствами. Участники международных отношений, которые не согласились признавать конкретные нормы МУП правовыми, не считаются юридически обязанными действовать согласно диспозиции этих норм, если только последние не являются нормами jus cogens (лат. - неоспоримое право). Так, например, ядерные испытания, проведенные в мае 1998 г. в Индии и Пакистане, нельзя квалифицировать как нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.), поскольку эти страны не были участниками этого договора ни как ядерные, ни как безъядерные государства. В международном уголовном праве законодательного органа, стоящего над государствами, вообще не существует, поэтому нормативные источники МУП образуются на основе согласия субъектов международных уголовно-правовых отношений;
  2. принцип факультативной юрисдикции - то или другое средство урегулирования стороны избирают на основе взаимного согласия;
  3. основными субъектами МУП являются суверенные государства, которые в силу своей суверенности наделены высшей властью, - поэтому отношения в рамках МУП строятся на межгосударственных принципах и принципе диспозитивности, а не уполномоченного и подвластного. Так, даже решения и резолюции ООН без согласия независимого государства для нее необязательны;
  4. суверенная (высшая) власть государства действует в пределах ее территории и осуществляется ее государственными органами - действие национальных законов может распространяться за пределы его территории, в т.ч. на его граждан, которые временно или постоянно находятся на территории иностранного государства, но применение средств властного принуждения на иностранной территории запрещено;
  5. особый порядок принуждения - соблюдение норм МУП осуществляется путем применения средств индивидуальной (силами государства, права которого нарушены) или коллективного принуждения, пределы и формы которого определены принципами и нормами МУП.

При этом авторы, отстаивая идею о самостоятельности и самодостаточности МУП как отдельной и сформировавшейся правовой системы, не могут кардинально отрицать обоснованности выводов о том, что МУП входит в общую систему международного права в целом. И здесь нет оснований для поиска противоречий и непоследовательности, т.к. международное право в целом можно охарактеризовать как некую сумму самостоятельных, но при этом объединенных общими принципами отраслей международного права. Поэтому вполне последовательным представляется вывод о том, что МУП можно квалифицировать как некую самостоятельную правовую отрасль, состоящую в составе целостной и единой системы международного права, содержащую в своей собственной системе правовые нормы международного порядка, которые определяют и квалифицируют преступность деяния, а также индивидуальную ответственность физических лиц, равно как регламентирующие различные вопросы МУП, относящиеся к проблеме охраны мирового правопорядка.

Таким образом, можно сформулировать определение современного МУП - это особая система общепризнанных юридических норм и принципов договорного и обычного характера, которые возникают в результате соглашений между государствами и другими субъектами международного общения, достигаются в результате взаимных уступок и компромиссов и регулируют отношения с целью мирного сосуществования.