Мудрый Юрист

Теоретическое исследование понятия правовой системы

Дзыбова С.Г., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой конституционного права Адыгейского государственного университета.

Статья посвящена теоретическому исследованию понятия правовой системы.

Ключевые слова: правовая система, понятие правовой системы.

The article is devoted to the theoretical study of the concepts of the legal system.

Юридическая наука призвана отображать процессы социальной действительности. Соответственно этому и формируется ее понятийно-категориальный аппарат. Здесь подчеркнем, что в области права приходится иметь дело с регулируемыми функциональными системами. И если попытаться вычленить исходное понятие системного подхода, то можно заключить, что основным во всяком системном исследовании является понятие "система", которая, несмотря на свою огромную популярность, все-таки слабо разработана в общественной, прежде всего в правовой науке. Поэтому остановимся на нем подробнее. Общеизвестно, что интересный и всесторонний анализ понятия "система" был осуществлен в философской литературе И.В. Блаубергом, В.Н. Садовским, Э.Г. Юдиным, А.И. Уемовым, В.П. Кузьминым и другими исследователями. Поэтому подробно на общефилософском анализе этого понятия нет необходимости останавливаться.

В целях установления истины необходимо отметить, что первое общее упоминание термина "правовая система" содержится в высказываниях Е.В. Пашуканиса об историческом развитии правовой формы, он выделял различные стадии эволюции правовых понятий, включая и высшую стадию. "Эта высшая стадия развития, - указывал он, - соответствует определенным экономическим и социальным отношениям. В то же время эта стадия характеризуется появлением системы общих понятий, отражающих теоретически правовую систему как законченное целое" <1>. Однако процитированное положение касается в основном понятий теории права, характеризующих правовую систему как сугубо юридическое явление. И здесь речь не идет о правовой системе как о функциональной саморегулирующей системе.

<1> Пашуканис Е.В. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 65.

Понятие "система", употребляемое в управленческом и социально-информационном смыслах слова, в правоведении было введено Д.А. Керимовым. Еще в 1960 г. он высказал мнение о том, что "человек и общество имеют различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы функционирования которой имеют количественную тождественность между собой" <2>.

<2> Керимов Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М., 1960. С. 206.

Позднее, в процессе философско-правового осмысления работ по системным исследованиям, Д.А. Керимов пришел к выводу, что "применение категории системы, системный подход к познанию, в частности, правовых явлений имеют исключительно важное теоретическое значение, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическую взаимосвязь и гармоническое взаимодействие частей, его составляющих. Отсюда вытекает и практический смысл разработки этой категории, этого подхода для правотворческой и правореализующей деятельности государства, эффективность которой может иметь место лишь на основе глубокого единства правового регулирования общественных отношений" <3>.

<3> Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 278 - 287.

Он рассмотрел ряд проблем системного описания права и, в частности, определил правовую систему как объективное объединение по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно упорядоченное и целостное единство, обладающее относительной автономностью и самостоятельностью функционирования. На примере отраслей, институтов и норм права Д.А. Керимов охарактеризовал признаки правовой системы, к числу которых он отнес объективность правового целого, соединенность частей правового целого по содержательным признакам, единство и структурную упорядоченность правовой системы, относительную самостоятельность последней и ее функционирование.

Затем в ходе исследования системности в политико-правовой сфере Д.А. Керимов проанализировал политическую и правовую системы. Понятие правовой системы он охарактеризовал как интеграцию однотипных по своей природе правовых установлений и процессов в структурно упорядоченное целостное единство, которое обладает относительной самостоятельностью, стабильностью, автономностью функционирования в целях урегулирования разнообразных общественных отношений. В связи с исследованием политико-правовых явлений им были рассмотрены такие свойства правовой системы, как целостность, целенаправленность, взаимосвязь с другими системами, коммуникативность, функциональная направленность и др. <4>.

<4> Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 218 - 229.

В свое время В.Н. Кудрявцев подчеркивал, что с точки зрения перспективного развития юридической науки "серьезного внимания заслуживает... системный подход к анализу правовых явлений, основывающийся на положениях теории больших систем" <5>. Исходя из современных представлений о системных исследованиях, он выделил функциональные системы в области права как соответствующие социальные системы, сложившиеся объективно и существующие в связи с выполнением возложенных на них функций. С точки зрения теории оптимизации В.Н. Кудрявцев рассмотрел отдельные части правовой системы общества: правовую надстройку, деятельность государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, (система уголовной юстиции), правовые регулирование и правосознание. Он охарактеризовал ряд признаков функциональных правовых систем: наличие подсистем и элементов в функциональной правовой системе, потоков информации в ней, действие прямых и обратных связей, взаимодействие систем в области права и внешней среды и др. <6>.

<5> Кудрявцев В.Н. Функциональные системы в области права // Правовая кибернетика. М., 1973. Вып. 40. С. 7.
<6> Там же. С. 12 - 18.

Позднее В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев и В.П. Казимирчук, исходя из широкого определения права и генезиса понятия "правовая система", обосновали важность исследования правовой системы во взаимодействии с экономической, политической, идеологической, нравственной, культурной и другими системами. В свете изложенного в понятие данной социальной системы они включили "как правовые доктрины, нормы и институты, так и процессы правообразования и правореализации, направленные на развитие общественных отношений", осуществили разграничение между категорией "правовая система" и другими смежными понятиями, представили правовую систему в статике и динамике и осветили такие ее основные черты, как системность, целенаправленность, эффективность, коммуникативность, связь с деятельностью правовых учреждений, людей, социальными противоречиями <7>.

<7> Правовая система социализма. М., 1987. Т. 1: Понятие, структура, социальные связи. С. 37 - 65.

Анализируя имеющиеся системные исследования в области права, Н.В. Витрук пришел к заключению, что в настоящее время, "по существу, все государственные и правовые явления можно рассматривать как системы, которые между собой связаны и которые опять-таки составляют системы" <8>. Базируясь на кибернетическом толковании сложной динамической системы, он рассмотрел понятие системы в социально-правовой сфере как совокупность или комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении поставленных целей частей и элементов целого. С точки зрения оптимизации Н.В. Витрук описал такие сложные целостные системы в области права, как "право - общественные отношения" и "механизм правового регулирования". При этом он рассмотрел ряд признаков этих правовых системных образований: наличие в них структуры, целей, информационных потоков, прямых и обратных связей, программ регулирования. Далее Н.В. Витрук совместно с Н.С. Полевым и М.М. Рассоловым развил идеи функционирования государственно-правовых образований с юридической деятельностью.

<8> Витрук Н.В. Сложные динамические системы в сфере государственно-правовой надстройки // Основы применения кибернетики в правоведении. М., 1977. С. 29.

В процессе философско-правового обобщения функционирования правовой системы Н.И. Матузов дал интересное с позиций теории права определение данной саморегулирующейся системы, т.е. рассмотрел ее через призму таких категорий, как правовая деятельность, правовое воздействие, результат правового регулирования, где правовой системе общества приписывались структурные и функциональные признаки и черты социальной системы <9>.

<9> Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 94 - 112.

В литературе предлагаются и другие понятия правовой системы, исходящие в основном из определений системы норм права, правовых норм и правоотношений, соотношения правотворческой и правоприменительной деятельности, функций судебных органов <10>. В процессе исследования содержательных признаков систем вообще и правовой системы общества, ее подсистем в частности обращает на себя внимание тот факт, что многие авторы, говоря о целостных системных образованиях, выделяют прежде всего совокупность (комплекс, множество и др.) взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, элементов, объединение по определенным признакам частей в единое целое и т.д. В результате становится очевидным существование в области права объективно организованных социальных формирований, представляющих собой разнопорядковые (нормативные, государственно-правовые, кибернетические и др.) системы; последние можно расчленить на отдельные взаимосвязанные подсистемы и элементы, которые, будучи определенно расположенными и упорядоченными, выполняют соответствующие задачи, реализуют этапы и функции управления и движутся в направлении поставленных целей. Это и есть в известной мере характеристика сущности правовой системы общества и ее подсистем как самостоятельных систем.

<10> Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975; Антонов Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985; Батурин Ю.М. Совершенствование правовой системы как средство стимулирования научно-технического прогресса. М., 1984; и др.

Однако приведенные выше определения правовой системы нельзя признать бесспорными. Например, весьма интересные определения правовой системы, данные Д.А. Керимовым, касаются в основном содержания признаков конкретных правовых частей (норм права, единого упорядоченного правового целого, которому присущи интегрированность, автономность, самостоятельность функционирования и другие черты). Автор мало, например, здесь говорит о самоуправляемости правовых систем, их целеполагании, информационной направленности.

Важное определение правовой системы, которое предлагается В.Н. Кудрявцевым, касается только сложившихся объективно и существующих в связи с выполнением социальных задач функциональных систем в области права. В этом определении преобладает функциональный анализ правовых образований (система уголовной юстиции), мало говорится об их автономности, целостности, качественной определенности, коммуникативности и т.д.

Правовая система, по определению В.Н. Кудрявцева, А.М. Васильева и В.П. Казимирчука, рассматривается как подсистема всей общественной системы, которая включает в себя нормативную сторону (нормы, институты), организационные структуры (юридические учреждения), идеологические структуры (правовые доктрины, идеи и др.) и социальные процессы, которые приводят систему в движение (правообразование, реализация права, правовое мышление). В этом определении недостаточно отражены управленческие, информационные аспекты и компоненты функционирования правовой системы в целом и ее подсистем, многие из которых выступают в качестве самостоятельных системных образований Н.В. Витрук характеризует правовые явления и процессы, по существу, как сложные динамические системы, а совместно с другими авторами исследует эти системы в динамике, в процессе управленческо-информационной, юридической деятельности. В данном случае мало уделяется внимания общим, содержательным признакам конкретных подсистем правовой системы общества. Н.И. Матузов делает в основном упор на определение понятия правовой системы только с позиции таких категорий, как "правовая действительность", "правовое воздействие", "правовое регулирование" и ряда иных.

Исходя из существующих подходов к определению права и охарактеризованных выше результатов системных исследований, под правовой системой понимаем "набор или совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении поставленных целей правовых частей, подсистем и элементов, которые образуют единое правовое образование, обладающее специфическими для теории и практики правового строительства системными, интегративными качествами и признаками управляемости и информационной направленности". Следует отметить также, что с экономикой соотносятся как форма не только правоотношения, но и другие элементы правовой системы.

Чисто экономические факторы отражаются и закрепляются в системе объективного права в законах и подзаконных актах, в правосознании, при формировании юридических мотивов, концепций законов, так или иначе обращенных к экономике, в отношении к юридическому закону личности и социальной группы. Наконец, правосознание соотносится не только с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями, оно органически связано со всеми сторонами юридической жизни общества, отражая, закрепляя или утверждая их.

Обобщив указанные выше подходы, можно отметить в них два негативных момента. Первый связан с субъективно-произвольным определением понятий системы и системного комплекса, что не позволяет выделить их четкие критерии и рамки исследования. Второй связан с механическим применением концептуального и понятийного аппаратов системного анализа, без раскрытия правовой специфики предмета. Однако как бы ни расходились отмеченные взгляды на правовую систему, они необходимы при разработке ее общего понятия на более широкой основе. Условно говоря, речь идет о раскрытии юридического и социологического аспектов этой системы.

Социологический аспект правовой системы - это изучение ее во взаимодействии с экономической, политической, идеологической, нравственной, культурной и другими общественными системами, что позволяет точно учитывать в правовых формах потребности общественного развития. Для этого правовая система обладает механизмами, обеспечивающими решение возникающих задач: механизмом перевода экономических требований на язык юридических норм и механизмом перевода требований нормативных предписаний в реальное поведение на всех уровнях социальной структуры: общества, социальных групп и личностей. Можно сказать, что правовая система включает в себя как правовые доктрины, нормы и институты, так и процессы правообразования и правореализации, направленные на развитие общественных отношений.