Мудрый Юрист

Полномочия прокуроров различных уровней

Никифоров Сергей Анатольевич, заместитель прокурора Рязанской области.

В статье поднимаются вопросы соотношения полномочий прокуроров различных уровней на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Делается вывод о необходимости законодательного регулирования полномочий прокуроров различного уровня.

Ключевые слова: прокурор, соотношение полномочий, досудебная стадия уголовного судопроизводства.

The powers of public prosecutors of different levels

S.A. Nikiforov

The article deals with the questions of correlation authorities of public prosecutors of different levels on the prejudicial stage of the criminal legal procedure. The author makes a conclusion about the need of legal regulation of authorities of public prosecutors of different levels.

Key words: public prosecutor, the correlation of authorities, prejudicial stage of the criminal legal procedure.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в ныне действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса четко прописаны полномочия в уголовном судопроизводстве прокуроров городов и районов и их заместителей, а также полномочия Генерального прокурора РФ. В то же время выводы об объеме полномочий заместителей Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов, их заместителей можно сделать только исходя из системного толкования и сопоставления различных норм уголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, а также приказов Генерального прокурора РФ.

Не совсем корректное законодательное разрешение вопросов, связанных с определением полномочий прокуроров различного уровня, приводит к возникновению проблемы процессуального соотношения вышестоящего и нижестоящего прокурора. Это особенно наглядно видно при рассмотрении полномочий прокуроров на досудебной стадии уголовного судопроизводства. В ч. 2 ст. 37 УПК дан перечень полномочий прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. В ч. 5 ст. 37 УПК определено, что полномочия прокурора, предусмотренные этой статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями и вышестоящими прокурорами.

Исходя из приведенного текста закона вполне однозначно можно сделать вывод, что прокуроры района, города и их заместители в процессуальном отношении являются прокурорами одного уровня, их нельзя соотносить как вышестоящего и нижестоящего прокурора. Прокурор района, города не может использовать полномочие, предусмотренное п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК, - отменять незаконные и необоснованные постановления своего заместителя. Соответственно, сделать это могут вышестоящие прокуроры, которые в ч. 5 ст. 37 УПК не названы. Определение вышестоящих прокуроров по отношению к прокурорам города и района возможно только на основе системного толкования ст. 129 Конституции РФ и норм Закона о прокуратуре, включенных в раздел 2 Закона "Система и организация прокуратуры Российской Федерации". Такое толкование позволяет сделать вывод, что вышестоящими по отношению к прокурорам города и района являются Генеральный прокурор РФ, заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и другие специализированные прокуроры и их заместители.

Генеральный прокурор РФ обладает не только исключительной ролью в системе и организации органов прокуратуры страны, но и в системе уголовно-процессуальных полномочий прокуроров различных уровней. Уголовно-процессуальное законодательство прямо наделяет Генерального прокурора такими полномочиями, которых нет ни у одного из нижестоящих прокуроров.

Примером может служить разрешение споров, связанных с исполнением требований прокурора руководителями следственных органов, - ч. 6 ст. 37 УПК. Этой нормой прямо установлено, что в случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Исключительный характер полномочий Генерального прокурора РФ следует и из ч. 4 ст. 221 УПК, согласно которой окончательное решение, в связи с обжалованием действий нижестоящих прокуроров по возвращению уголовного дела для дополнительного расследования, принимается только Генеральным прокурором РФ.

Несмотря на то что Генеральный прокурор РФ обладает наибольшим объемом процессуальных полномочий, которыми наделены прокуроры различных уровней, использование этих полномочий носит экстраординарный, исключительный характер в связи с тем, что только он может исправить ошибку, допущенную при принятии процессуальных решений прокурорами независимо от их уровня.

Заместители Генерального прокурора РФ образуют самостоятельный уровень в процессуальной иерархии, поскольку они принимают решения, связанные с обжалованием постановлений прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров, а также решения по уголовным делам, находящимся в производстве следственных органов центральных аппаратов Следственного комитета РФ и федеральных органов исполнительной власти, надзор за расследованием которых осуществляется Генеральной прокуратурой РФ.

Более сложный характер носит вопрос соотношения процессуальных полномочий прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров со своими заместителями. Не вызывает никаких сомнений, что прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры и их заместители являются вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов и районов. Прокуроры этого уровня принимают решения, связанные с обжалованием постановлений прокуроров городского и районного звена, а также решения по уголовным делам так называемой областной подсудности и по делам, находящимся в производстве поднадзорных следственных органов.

В то же время при оценке соотношения процессуальных полномочий прокурора субъекта Федерации и его заместителей недопустимо проводить аналогию с соотношением полномочий прокуроров городов, районов и их заместителей.

Прокурор субъекта Федерации в некоторых статьях УПК наделен исключительными правами. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 223 УПК он наделен полномочиями по продлению срока дознания до 12 месяцев в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса об оказании правовой помощи. Согласно ч. 2 ст. 109 УПК только с согласия прокурора субъекта суд может рассмотреть ходатайство дознавателя о продлении обвиняемому срока содержания под стражей до 12 месяцев в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК. О заместителях прокурора субъекта Федерации в указанных нормах не упоминается.

Если следовать логике, что прокурор с большим объемом процессуальных полномочий является вышестоящим прокурором по отношению к прокурору с меньшим объемом процессуальных полномочий, то есть основания для соотнесения прокурора субъекта Федерации и его заместителей как вышестоящего и нижестоящего прокурора. Однако такой вывод носит спорный характер.

Не следует забывать, что деятельность прокуроров различного уровня регламентируется в том числе и приказами Генерального прокурора РФ, в которых находят разрешение как вопросы организации работы прокуроров по осуществлению различных видов процессуальной деятельности, так и вопросы распределения процессуальных полномочий между прокурорами различного уровня, не нашедшие закрепления в законе.

Например, в п. 1.15 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" в отношении ч. 1.1 ст. 221 УПК, согласно которой в случае сложности или большого объема уголовного дела десятисуточный срок для утверждения обвинительного заключения может быть продлен по ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток, определено, что вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов, а также их заместителям являются прокуроры соответствующих субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры либо лица, их замещающие. При утверждении обвинительного заключения прокурором субъекта либо его заместителем ходатайство о продлении необходимо возбуждать перед заместителем Генерального прокурора РФ.

Таким образом, в этом случае, когда речь идет о продлении срока для утверждения обвинительного заключения заместителем прокурора субъекта, вышестоящим прокурором для него является не прокурор субъекта, а заместитель Генерального прокурора РФ.

В Приказе Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" регламентированы полномочия Генерального прокурора РФ, его заместителей и полномочия прокуроров субъектов Федерации и их заместителей по внесению в порядке надзора представлений на вступившие в законную силу судебные решения в суды различных уровней, а также их участие в рассмотрении уголовных дел в надзорном порядке в связи с тем, что в уголовно-процессуальном законе разделение полномочий между прокурорами различного уровня не определено.

Хотелось бы отметить, что применение норм УПК в течение практически его десятилетнего срока действия приводит к необходимости конкретизации полномочий прокуроров различного уровня именно в законодательном порядке.

Наглядным примером могут служить положения ст. ст. 401.2, 412.3 УПК, которые вводятся в действие с 1 января 2013 г. В указанных нормах законодатель, в отличие от ныне действующей редакции УПК, определил полномочия конкретных прокуроров, имеющих право на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу, в кассационном и надзорном порядке. Так, согласно ч. 2 ст. 401.2 УПК в кассационном порядке с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. В соответствии с ч. 3 ст. 412.3 УПК право на обращение в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ есть у Генерального прокурора РФ и его заместителей.

Представляется, что четкое законодательное закрепление полномочий прокуроров различного уровня позволит избежать различных правовых коллизий и будет способствовать единообразной правоприменительной практике.