Мудрый Юрист

Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России

Касатенко А.Н., аспирант кафедры теории и истории государства и права НОУ ВПО "Таганрогский институт управления и экономики".

Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации современного общества наложили отпечаток на культурную политику российского государства в начале 90-х годов, что нашло отражение в "Основах законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы законодательства о культуре) и других нормативных актах этого времени, определяющих ее как политику государства в области культурного развития, включающую "совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры".

В настоящее время законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре, посвященных деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Однако 26 октября 2011 г. на официальном сайте "Российской газеты" (http:// www.rg.ru/ 2011/ 10/ 26/ kultura-site-dok.html) был впервые обнародован новый проект федерального закона "О культуре в РФ", что обострило общественный интерес к действующему законодательству.

Рассмотрим критически основные положения "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (от 9 октября 1992 г.). Прежде всего отметим, что основными задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Статья 3 содержит следующие основные термины, используемые в Основах законодательства о культуре: культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей; культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты; культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей, и др. термины.

Основы законодательства о культуре регулируют культурную деятельность в таких областях, как:

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (ст. 7 Основ законодательства о культуре).

В содержание статей Основ законодательства о культуре заложено понимание прав и свобод человека в области культуры, прежде всего права на творчество (ст. 10), права на личную культурную самобытность (ст. 11), на приобщение к культурным ценностям (ст. 12), на получение гуманитарного и художественного образования (ст. 13), права собственности в области культуры (ст. 14), права создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры (ст. 15), права создавать общественные объединения в области культуры (ст. 16), права вывозить за границу результаты своей творческой деятельности (ст. 17), права на культурную деятельность в зарубежных странах (ст. 18), прав иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры (ст. 19 Основ законодательства о культуре).

Более широко трактуются права и свободы народов и иных этнических общностей. Так, они имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания (ст. 20 Основ законодательства о культуре).

В ст. 21 Основ законодательства о культуре сказано, что Российская Федерация гарантирует всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом.

Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Кроме того, Российская Федерация гарантирует свое покровительство в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития (ст. 22 Основ законодательства о культуре).

Также Российская Федерация осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами страны, принимает меры по заключению межгосударственных соглашений в этой области.

Статья 25 Основ законодательства о культуре определяет формирование состава (перечня) культурного достояния народов Российской Федерации. В состав культурного достояния народов Российской Федерации входят библиотечный, музейный, архивный, кино-, фотофонд и иные аналогичные фонды. Конкретные же культурные ценности, которые входят в состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на современном этапе развития российского законодательства в сфере культурной политики стоит приоритетная задача выработки национальной стратегии государственной культурной политики, которая бы учитывала совокупность исторических, экономических, этнических факторов развития российской многонациональности, что лишь частично реализуется в "Основах законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. По мнению экспертов, новый проект "Закона о культуре" должен в полной мере отражать актуальные тенденции развития межнациональных и мультикультурных отношений в российском государстве.

В этой связи в области культурной политики должны быть актуализированы следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли используемые языки имеют равный статус, и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков, или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные языки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языковых групп? Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и в доминирующей, и в этнической культурах.

Именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики. Их освоение имеет особое значение для России, где культура признается национальным богатством, однако это признание не сопровождается разработкой соответствующего инструментария и остается на уровне деклараций.

Говоря о различиях в культурных стратегиях, нередко выделяют три типа участия государства в культурной политике, которые были использованы европейскими государствами за последние пятьдесят лет. К ним относят:

Культурная политика государства имеет два уровня функционирования: на одном из них, идеологическом, провозглашаются приоритетные задачи, цели, идеалы, идеи, а на другом - практическом - вырабатываются предложения об их внедрении путем практических мероприятий, и на этом уровне возникает необходимость в институционализации форм правового регулирования процессов, происходящих в сфере культурной политики государства.

Важнейшей проблемой социально дифференцированной культурной политики является ее четкая иерархизированность по макро- и микроуровням, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по институциональным уровням управления и регулирования.

Культурная политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного освоения бытия. Например, отрезвление от эйфории "изолированного национального развития", вульгарного рационализма, гедонистического стремления к немедленному удовлетворению любых социальных потребностей; поиск экологических, природосберегающих алгоритмов существования; усиление гуманитарного аспекта в политике; актуализация принципов "мультикультурности", так называемой "культуры мира", апеллирующей к неконфронтационным принципам солидарности, "мягким социальным взаимодействиям", поиск новых принципов взаимодействия локального и универсального начал в культуре, и т.п.

Вступление России как преимущественно европейского по генезису своей культуры и истории государства на это "проблемное поле" культурного строительства должно стать необходимым и естественным компонентом национальной культурной политики страны.