Мудрый Юрист

Энергетическая эффективность товаров - не просто модное слово

Сурогин А.Л., директор Волгоградского филиала СРО НП "Гильдия энергоаудиторов".

Сегодня много говорят об энергосбережении и об энергетической эффективности того или иного объекта пользования. А как обстоят дела в торговой отрасли? Существуют ли специальные требования к товарам? Маркировке? Этикетке? На эти и другие вопросы, связанные с энергоэффективностью товаров, автор отвечает в настоящей статье.

Ключевые слова: товар, этикетка, реализация, маркировка, виды товаров, характеристика, ответственность, энергетический ресурс, техническая документация, энергетическая эффективность.

Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р <1>, целью энергетической политики России провозглашаются максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

<1> СЗ РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836.

Курс на экономию и эффективное использование ресурсов имеет приоритетное значение для модернизации и технологического развития российской экономики, перевода ее на "инновационные рельсы", повышения конкурентоспособности, и руководства страны ему уделяется особое внимание. В работе задействованы все уровни власти, все отрасли экономики.

Принятым Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее по тексту - Федеральный закон N 261-ФЗ) предусмотрены как целевые показатели для повышения энергетической эффективности, так и механизмы их достижения и способы стимулирования энергосбережения.

<1> СЗ РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5711; ...; 19.12.2011. N 51. Ст. 7447.

Согласно определениям названного Федерального закона энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Если мы берем экономическую категорию, то отношение полезного эффекта к затратам в целом во многом играет главенствующую роль при получении прибыли. Поэтому энергетическая эффективность того или иного объекта непосредственно будет влиять на благосостояние соответствующей организации.

Все вышесказанное не обошло влиянием и торговую отрасль - к товарам и их обороту также были введены определенные требования.

Итак, Федеральный закон N 261-ФЗ устанавливает требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, в том числе сокращение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным. Все эти требования необходимо учитывать не только производителям товаров, но и торговым организациям, поскольку последние могут быть подвергнуты административному наказанию за реализацию соответствующих товаров.

Для понимания сущности рассматриваемого вопроса важным является определение понятия класса энергетической эффективности, который на основании статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ представляет собой характеристику продукции, отражающую ее энергетическую эффективность.

Оборот товаров

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации, должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:

  1. бытовых энергопотребляющих устройств с 01.01.2011;
  2. иных товаров с даты, установленной Правительством РФ.

Примечательно, что в первоначальной редакции рассматриваемое требование к товарам применялось еще и в отношении компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники, и должно было быть введено в действие с 01.01.2012. Однако под конец 2011 года позиция законодателя изменилась и Федеральным законом от 12.12.2011 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" выше обозначенная группа товаров была исключена из перечня товаров, подпадающих под требование части 1 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ. Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту причиной соответствующих изменений явилось то, что при установлении видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержатся в технической документации, в маркировке и на их этикетках, применяется принцип гармонизации значений показателей потребления (использования) энергетических ресурсов, используемых при определении класса энергетической эффективности товара, с действующими стандартами установления классов энергетической эффективности соответствующих товаров в европейских государствах, которые в настоящее время отсутствуют на компьютерные мониторы, принтеры и копировальные аппараты. Таким образом, установление требований к энергетической эффективности продукции, не гармонизированных с аналогичными европейскими нормами и нормами Таможенного союза может привести к установлению дополнительных барьеров в торговле при осуществлении ввоза товаров, существенному росту издержек изготовителей и поставщиков, выводу с российского рынка высококачественной продукции.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание правоприменителям - открытый перечень товаров, на которые распространяется требование об указании класса энергетической эффективности.

Соответствующая обязанность указания информации о классе энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках возникает у производителей и импортеров (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ). Вместе с тем, помимо обязанности указывать вышеназванную информацию о товарах, производители и импортеры самостоятельно определяют класс энергетической эффективности товара в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <1> и принципы которых устанавливаются Правительством РФ.

<1> Прим. ред. На сегодняшний день таким уполномоченным органом исполнительной власти является Минпромторг России, Приказом которого от 29.04.2010 N 357 утверждены Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности.

Виды товаров

Федеральный закон N 261-ФЗ предусматривает указание на виды товаров, на которые распространяется требование части 1 статьи 10 рассматриваемого Федерального закона: характеристики таких товаров устанавливаются Правительством РФ, а категории в пределах установленных видов товаров - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минпромторгом России (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ).

Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" <1> установлен Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетке (далее по тексту - Перечень). На основании указанного Перечня с 01.01.2011 информация о классе энергетической эффективности следующих товаров должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках:

<1> СЗ РФ. 01.02.2010. N 5. Ст. 526; ...; 16.01.2012. N 3. Ст. 442.
  1. холодильники бытовые:
  1. морозильники бытовые;
  2. машины стиральные бытовые:
  1. кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители;
  2. машины посудомоечные бытовые;
  3. лампы электрические бытовые:

Однако Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1243 "О внесении изменений в Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках" <1> в рассматриваемый Перечень были внесены изменения, которые совместили пункт 2 и пункт 3 Перечня и ввели отсрочку до 01.01.2014 предоставления информации о классе энергетической эффективности товаров, указанных в таблице 1.

<1> СЗ РФ. 16.01.2012. N 3. Ст. 442.

Таблица 1

        Старая редакция       
пунктов 2 и 3 Перечня
       Новая редакция          
пункта 2 Перечня
 2. Виды (с учетом            
характеристик) товаров,
информация о классе
энергетической эффективности
которых должна содержаться в
технической документации,
прилагаемой к этим товарам, в
их маркировке, на их этикетках
с 01.01.2012:
1) мониторы компьютерные;
2) принтеры;
3) копировальные аппараты
(аппараты для копирования
печатных документов);
4) лифты, предназначенные для
перевозки людей (за
исключением лифтов, предназна-
ченных для использования в
производственных целях):
- лифты пассажирские;
- лифты грузопассажирские.
3. Виды (с учетом
характеристик) товаров,
информация о классе
энергетической эффективности
которых должна содержаться в
технической документации,
прилагаемой к этим товарам, в
их маркировке, на их этикетках
с 01.12.2012:
1) электроплиты кухонные
бытовые;
2) микроволновые печи бытовые;
3) телевизоры:
- телевизоры цветного
изображения;
- аппаратура телевизионная
комбинированная;
4) электроприборы для
отопления бытовые:
- электроконвекторы;
- электротепловентиляторы;
- электрорадиаторы;
5) электроприборы для нагрева
жидкостей
- бытовые;
- электробойлеры бытовые;
- электроводонагреватели
проточные
 2. Виды (с учетом             
характеристик) товаров,
информация о классе
энергетической эффективности
которых должна содержаться
в технической документации,
прилагаемой к этим товарам,
в их маркировке, на их
этикетках с 01.01.2014:
1) телевизоры;
2) электродуховки бытовые, в
том числе в составе
электроплит кухонных бытовых;
3) лифты, предназначенные для
перевозки людей (за исключением
лифтов, предназначенных для
использования в
производственных целях):
- лифты пассажирские;
- лифты грузопассажирские

Категории товаров

Как уже отмечалось, категории товаров, на которые распространяется требование части 1 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ, в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минпромторгом России. В связи с этим Министерством был утвержден Приказ от 07.09.2010 N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку".

Данный Приказ Минпромторга России устанавливает перечень категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетке (табл. 2).

Таблица 2

         Вид товара           
 Наименования категорий товара
(с учетом их характеристик)
                        С 01.01.2011                         
Холодильники бытовые:         
- холодильники бытовые
компрессионные;
- холодильники бытовые
абсорбционно-диффузионного
действия
Морозильники бытовые
Машины стиральные бытовые:
- машины стиральные с ручным
отжимным устройством;
- машины стиральные
полуавтоматические;
- машины стиральные
автоматические;
- машины стиральные без
отжимного устройства
Кондиционеры бытовые,
электровоздухоохладители
Комбинированные холодильники  
- морозильники бытовые
компрессионные с раздельными
наружными дверьми общей
вместимостью не более 800 л
Холодильники бытовые
компрессионные вместимостью
не более 800 л, кроме
встраиваемых
Холодильники бытовые
компрессионные вместимостью не
более 800 л встраиваемого
типа, кроме автомобильных
Морозильники бытовые типа
"ларь", вместимостью не более
400 л.
Морозильные шкафы бытовые
вертикального типа,
вместимостью не более 500 л.
Машины стиральные полностью
автоматические вместимостью не
более 6 кг сухого белья
(включая машины, оснащенные
отжимным устройством)
Машины стиральные полностью
автоматические вместимостью
более 6 кг сухого белья, но
не более 10 кг (включая
машины, оснащенные отжимным
устройством)
Оборудование для
кондиционирования воздуха
(кондиционеры) оконного
или настенного типа
в едином корпусе
Оборудование для
кондиционирования воздуха
оконного или настенного типа
в виде отдельных блоков
("сплит-системы")
Машины посудомоечные бытовые  
Жарочные электрошкафы
(электродуховки бытовые)
Лампы электрические бытовые:
Лампы накаливания
- лампы накаливания мощностью
декоративные в прозрачной
до 100 Вт;
- лампы люминесцентные низкого
В, мощностью не более 100 Вт
давления
Машины посудомоечные бытовые  
Жарочные электрошкафы
(электродуховки бытовые),
емкостью более 12 л, но не
более 35 л;
Жарочные электрошкафы
(электродуховки бытовые),
емкостью более 35 л, но не
более 65 л;
Жарочные электрошкафы
(электродуховки бытовые),
емкостью более 65 л.
Лампы накаливания
нормально-осветительные,
местного и наружного
освещения на напряжение свыше
50 В, мощностью не более 100
Вт;
колбе на напряжение свыше 50
Лампы накаливания кварцевые с
галогенным циклом для целей
освещения на напряжение более
50 В, мощностью не более 100
Вт;
Лампы люминесцентные
низкого давления, в том числе
трубчатые фигурные, на
напряжение свыше 50 В любой
мощности
                        С 01.01.2011                         
Мониторы компьютерные         
Принтеры
Копировальные аппараты
(аппараты для копирования
печатных документов)
Лифты, предназначенные для
перевозки людей (за
исключением лифтов,
предназначенных для
использования в
производственных целях):
- лифты пассажирские;
- лифты грузопассажирские
Мониторы цветного изображения 
с жидкокристаллическим
экраном и прочие, кроме
мониторов с электронно-лучевой
трубкой, используемые
исключительно или главным
образом в вычислительных
системах (машинах)
Принтеры безударные струйные
(пьезоэлектрические,
пузырьковые);
Принтеры безударные
электрофотографические
(принтеры лазерные и
светодиодные)
Копировальные аппараты,
выполняющие функцию
копирования посредством скани-
рования оригинала и печати
копий электростатическим
способом;
Копировальные аппараты,
выполняющие функцию
копирования посредством скани-
рования оригинала и печати
копии электрофотографическим
способом;
Копировальные аппараты
трафаретной печати
(ризографы)
Лифты пассажирские с
электроприводом (кроме лифтов
для гражданской авиации) для
жилых, общественных и
промышленных зданий
                         С 01.01.2011                        
Электроплиты кухонные бытовые 
Микроволновые печи бытовые
Телевизоры:
- телевизоры цветного
изображения;
- аппаратура телевизионная
комбинированная
Электроприборы для отопления
бытовые:
- электроконвекторы;
- электротепловентиляторы;
- электрорадиаторы
Электроприборы для нагрева
жидкостей бытовые:
- электробойлеры бытовые;
- электроводонагреватели
проточные
Электроплиты стационарные     
кухонные бытовые, имеющие
духовой шкаф и панель с
электронагревательными
элементами;
Плиты газоэлектрические
комбинированные кухонные
бытовые, имеющие духовой
шкаф и панель с
нагревательными элементами
Печи
микроволновые (шкафы СВЧ);
Печи микроволновые
комбинированные (печи, в
которых энергия микроволн
совмещена с тепловой)
Приемники телевизионные
цветного изображения,
совмещенные с
видеозаписывающим и/или
видеовоспроизводящим
оборудованием, с
жидкокристаллическим экраном,
плазменной панелью и прочие,
кроме приемников с электронно-
лучевой трубкой;
Приемники телевизионные
цветного изображения с
жидкокристаллическим экраном,
плазменной панелью и прочие,
кроме приемников с электронно-
лучевой трубкой,
видеомагнитофонами или
видеоплеерами
Электрорадиаторы без
аккумуляционного сердечника;
Электроконвекторы;
Электрокамины-конвекторы;
Электротепловентиляторы;
Электроводонагреватели
проточные мощностью более
6 кВт;
Электроводонагреватели
емкостные аккумуляционные
(электробойлеры бытовые)

Этим же Приказом Минпромторга России устанавливаются и исключения из категорий товаров, а также характеристики товаров, которые не должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках. Не будем их перечислять в рамках данной статьи, отметим лишь, что на них следует обращать внимание.

Первое, что бросается в глаза после изучения Приказа Минпромторга России - его "необновляемость". Нами уже были показаны изменения Постановления Правительства РФ N 1222, однако, они почему-то не нашли отражения в Приказе Минпромторга России. Поэтому говорить о применимости его к правоотношениям весьма сложно - налицо коллизия норм, выражающаяся в том, что видовые и категорийные характеристики того или иного товара, представленные в Постановлении Правительства РФ N 1222 и в Приказе Минпромторга России могут не совпадать, в том числе, и по временному интервалу. Поэтому хозяйствующим в сфере торговли субъектам, а также производителям следует быть особенно внимательными.

Правила включения информации о классе энергоэффективности

На основании части 5 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ включение информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесение этой информации на его этикетку осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные Правила утверждены Приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 768 "Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку" <1>, в соответствии с которым информация о классе энергетической эффективности товара наносится на этикетку полностью и должна быть отличимой от поверхности товара, четкой и различимой от иной информации, нанесенной на товар (пункты 6, 7 Правил включения информации о классе энергоэффективности товара).

<1> РГ. 03.12.2010. N 274.

Ситуация "накаляется"

Важнейшей новеллой Федерального закона N 261-ФЗ, вызвавшей разные оценки специалистов в энергетической отрасли, стала часть 8 статьи 10 Федерального закона, в соответствии с которой с 01.01.2011 к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С этой же даты не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Если с указанной частью нормы все ясно и она уже по меньшей мере год набирает обороты, то в скором времени хозяйствующим в сфере торговли субъектам, как и ранее, необходимо будет подготовиться к тому, что в целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 01.01.2013 может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 01.01.2014 - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Причем дословно норма части 8 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ звучит именно так - "может быть введен запрет". Наличие в нормативных правовых актах условного сослагательного наклонения глагола лишает документ определенности и порождает некорректное и неправильное его применение в целом. Во-первых, становится неясным, каков порядок применения нормы - диспозитивный или императивный. А во-вторых, в Федеральном законе не поясняется, каким именно образом "может быть введен" указанный запрет - будет ли это установлено Постановлением Правительства РФ, либо Приказом Министерства или другим нормативным правовым актом. Поэтому к чему готовиться с 01.01.2013, совершенно неясно.

Ответственность

Тем не менее указанный запрет запросто подпадает под статью 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (рис. 1).

Рис. 1. Ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством

                          ---------------¬
¦ Организации ¦
¦от 30 тыс. до ¦
¦ 40 тыс. руб.¦
--------+--------------+---------¬
¦С конфискацией / без конфискации¦
¦-------------------------------¬+------------¬
¦¦ Административный ¦¦Должностные ¦
¦¦-----------------------------¬¦¦лица ¦
¦¦¦ Ст. 14.2 КоАП РФ ¦¦¦от 3 тыс. до¦
¦¦¦ Незаконная продажа ¦¦¦4 тыс. руб. ¦
¦¦¦ товаров (иных вещей), ¦¦+-------------
¦¦¦ которых запрещена или ¦¦¦
¦¦¦ свободная реализация ¦¦¦
¦¦¦ограничена законодательство즦¦
¦¦L-----------------------------¦¦
¦¦ штраф ¦¦
¦L-------------------------------¦
¦С конфискацией / без конфискации¦
L--------T--------------T---------
¦ Граждане ¦
¦от 1,5 тыс. до¦
¦ 2 тыс. руб. ¦
L---------------

Стоит обратить внимание и на административную ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 <1>, Роспотребнадзор является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а в силу полномочий, закрепленных в статье 23.49 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.16 КоАП РФ.

<1> СЗ РФ. 12.07.2004. N 28. Ст. 2899; ...; 31.10.2011. N 44. Ст. 6272.

Названной статьей предусмотрены довольно строгие наказания в отношении производителей и импортеров товаров (рис. 2).

Рис. 2. Ответственность за выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности

                     -----------------------------¬
¦ Организации ¦
¦от 100 тыс. до 150 тыс. руб.¦
------+----------------------------+-------¬
¦ С конфискацией / без конфискации ¦
¦-----------------------------------------¬¦
¦¦ Административный ¦¦
¦¦---------------------------------------¬¦¦
¦¦¦ Ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ ¦¦¦
¦¦¦ Выпуск производителем ¦¦+----------------¬
¦¦¦ или ввоз на территорию ¦¦¦Должностные лица¦
¦¦¦ Российской Федерации ¦¦¦ от 10 тыс. до ¦
¦¦¦импортером товара без включения ¦¦¦ 15 тыс. руб. ¦
¦¦¦информации о классе его энергетическо馦+-----------------
¦¦¦ эффективности в техническую ¦¦¦
¦¦¦ документацию, прилагаемую к товару, ¦¦¦
¦¦¦ в его маркировку, на его этикету, ¦¦¦
¦¦¦ а равно нарушение установленных ¦¦¦
¦¦¦ правил включения указанной ¦¦¦
¦¦¦ информации ¦¦¦
¦¦L---------------------------------------¦¦
¦¦ штраф ¦¦
¦L-----------------------------------------¦
¦ С конфискацией / без конфискации ¦
L----T---------------------------T----------
¦ Предприниматели ¦
¦ от 10 тыс. до 15 тыс. руб.¦
L----------------------------

Но не только для производителей и импортеров товаров несоблюдение требований законодательства об энергетической эффективности и об энергосбережении будет иметь последствия - законодатель предусмотрел ответственность и для торговых компаний (рис. 3).

Рис. 3. Ответственность за реализацию товаров без информации о классе их энергетической эффективности

                     -----------------------------¬
¦ Организации ¦
¦от 100 тыс. до 150 тыс. руб.¦
------+----------------------------+------¬
¦ С конфискацией / без конфискации ¦
¦----------------------------------------¬¦
¦¦ Административный ¦¦
¦¦--------------------------------------¬¦¦
¦¦¦ Ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ ¦¦¦
¦¦¦ Реализация товара без информации ¦¦+----------------¬
¦¦¦ о классе их энергетической ¦¦¦Должностные лица¦
¦¦¦ эффективности, иной обязательной ¦¦¦от 10 тыс. до ¦
¦¦¦ информации об энергетической ¦¦¦15 тыс. руб. ¦
¦¦¦ эффективности в технической ¦¦+-----------------
¦¦¦ документации, прилагаемой к товарам,¦¦¦
¦¦¦ в их маркировке, на их этикетках ¦¦¦
¦¦¦ в случае, если наличие такой ¦¦¦
¦¦¦ информации является обязательным ¦¦¦
¦¦L--------------------------------------¦¦
¦¦ штраф ¦¦
¦L----------------------------------------¦
¦ С конфискацией / без конфискации ¦
L----T---------------------------T---------
¦ Предприниматели ¦
¦ от 10 тыс. до 15 тыс. руб.¦
L----------------------------

Также Роспотребнадзор является ответственным за предоставление в Минпромторг России сведений, необходимых для подготовки доклада о состоянии рынка энергоэффективных приборов освещения в части информации о соответствии поставляемых на потребительский рынок ламп техническим характеристикам, указанным на упаковке, этикетке и в технической документации (срок службы, показатели энергоэффективности), о результатах контроля за оборотом ламп накаливания, запрещенных к обороту <1>.

<1> Прим. ред. Пункт 24 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р.

Программы, субсидии, затраты

На уровне субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми субсидируется часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией мероприятий в рамках программ энергоэффективности производства (например, Постановление Администрации Волгоградской области от 13.09.2009 N 246-п).

Как правило, на получение субсидии вправе претендовать организации, осуществляющие экономическую деятельность определенных видов согласно кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) (в том числе и экономическую деятельность по разделу G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования": 50.2; 50.40.4; 52.7; а также согласно кодам: 50.3; 51.21 - 51.24; 51.31 - 51.33; 51.36 - 51.38; 51.39.1; 51.41 - 51.44; 51.47.1 - 51.47.2; 51.47.31 - 51.47.33; 51.47.35 - 51.47.37; 51.53 - 51.54; 51.55.1 - 51.55.2; 51.6; 52.27; 52.41 - 52.47; 52.48.1; 52.48.21; 52.48.23 - 52.48.24), и соответствующие иным установленным указанным Постановлением требованиям.

Если рассматривать правоприменительную практику, то Постановление Администрации Волгоградской области в этом смысле один из удачных примеров. На его основании субсидированию подлежит часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией мероприятий в рамках программ энергоэффективности производства.

Размер субсидии определяется из расчета 50% произведенных заявителем затрат. Максимальный размер субсидии на одного заявителя составляет 1 млн. рублей по затратам 1 года.

Субсидия предоставляется в случае, если субъектом малого и среднего предпринимательства:

а) пройдено обучение по вопросам, связанным с энергосбережением;

б) проведено энергетическое обследование.

Возмещению подлежит часть затрат заявителей на:

а) проведение на предприятии заявителя энергетических обследований;

б) реализацию на этих предприятиях работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов);

в) реализацию программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов.

"Отсутствие выбора замечательно проясняет ум" <1>

<1> Генри Киссинджер, американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений.

Таким образом, устанавливая довольно жесткие требования к соблюдению законодательства в сфере энергетической эффективности и энергосбережения во всех отраслях экономики, государство тем не менее старается компенсировать на разных уровнях понесенные организациями и компаниями затраты. Однако завершить статью хочется все же ее заголовком: "Энегроэффективность - не просто модное слово". Мы со своей стороны постарались максимально описать соответствующие законодательные реалии, а хозяйствующим в сфере торговли субъектам остается лишь следовать Федеральному закону N 261-ФЗ и утвержденным на его основании подзаконным нормативным правовым актам.