Мудрый Юрист

Освобождение от административной ответственности

Жданов Николай Михайлович, профессор кафедры административного и финансового права Омского юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

Жданова Александра Николаевна, старший инспектор отделения воспитательной работы отдела морально-психологического обеспечения Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию существа, оснований и условий освобождения от административной ответственности как важной составной части производства по делам об административных правонарушениях, имеющей значение для индивидуализации ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, освобождение от административной ответственности, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Relief from administrative responsibility

N.M. Zhdanov, A.N. Zhdanova

This article is devoted to the research of the bases and conditions of the discharge of administrative responsibility as an important component for the opening of a case of administrative offenses, which has an incredible importance for the individualization of legal responsibility.

Key words: administrative responsibility; discharge of administrative responsibility; circumstances excluding the opening of a case of administrative offense.

В свое время ни союзный, ни республиканские законодатели не сформулировали определения понятия "освобождение от административной ответственности", тем не менее используя данный термин в тексте соответствующих законов. В частности, в советский период законодательству были известны следующие виды освобождения от административной ответственности: в связи с передачей материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива (ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, ст. 21 КоАП РСФСР); при малозначительности правонарушения (ст. 11 Основ, ст. 22 КоАП РСФСР). Первый вид освобождения от административной ответственности связывал возможность его применения (с одновременной передачей материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива) с характером совершенного правонарушения и личностью правонарушителя, а также целесообразностью применения к нему мер общественного воздействия. Второй вид освобождения определялся только малозначительностью совершенного правонарушения. Таким образом, если в первом случае при решении вопроса об освобождении от ответственности во внимание принимались и субъект административного правонарушения (личность правонарушителя), и объективная сторона совершенного деяния, то во втором случае значение имела только характеристика объективной стороны правонарушения.

Отсюда следует, что основания освобождения от административной ответственности в то время имели некоторые отличия.

В современном российском законодательстве применительно к освобождению от административной ответственности главенствующее положение занимает ст. 2.9 КоАП РФ "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения", в которой указывается, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом содержание и смысл понятий "малозначительность" и "освобождение от административной ответственности" в законе не раскрываются <1>. Следует отметить, что данной статье КоАП РФ предшествуют нормы, предусматривающие обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и фактически исключающие наступление административной ответственности. В ст. 2.7 КоАП РФ "Крайняя необходимость" речь идет о характеристике деяния ("не является административным правонарушением..."), в ст. 2.8 КоАП РФ "Невменяемость" законодатель говорит о субъекте деяния и употребляет иную терминологию ("не подлежит административной ответственности лицо...").

<1> Понятие малозначительности правонарушения приведено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 г. - это действие или бездействие, формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

Исходя из логики построения законодательного материала, казалось бы, можно сделать вывод если не о полном тождестве, то о некотором сходстве существа правовой природы и порядка действия обстоятельств, исключающих административную ответственность, и обстоятельств, освобождающих от нее. К такому выводу приходят авторы учебника "Административное право", указывая, что "в КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9)" <2>.

<2> Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2010.

И.В. Орлов также рассматривает невменяемость физического лица и недостижение им возраста административной ответственности в качестве оснований освобождения лица от административной ответственности в связи с отсутствием субъективной стороны правонарушения (невозможность оценки своего отношения к содеянному) и, как следствие, отсутствием состава административного правонарушения <3>.

<3> Орлов И.В. Невменяемость как освобождение от административной ответственности // Юрист. 2003. N 1. С. 25.

Известные исследователи административной ответственности А.С. Дугенец и М.Я. Масленников полагают, что "в числе оснований освобождения от административной ответственности ст. 24.5 КоАП РФ предусматривает..." <4>, и далее рассматривают содержание указанной статьи в контексте освобождения от административной ответственности.

<4> Дугенец А.С., Масленников М.Я. Административная ответственность: Лекция. ВНИИ МВД РФ. М., 2007. С. 48 - 49.

С.Е. Чаннов, исследуя основания для освобождения от административной ответственности, исходит из предположения, что оно возможно в двух ситуациях - когда деяние вообще не признается правонарушением, несмотря на наличие всех его признаков и элементов состава, и когда деяние будет признано административным правонарушением, однако правонарушитель от ответственности будет освобожден. При этом автор также полагает, что в качестве основания для освобождения от ответственности выступают крайняя необходимость, невменяемость, издание акта амнистии, истечение срока давности, наличие постановления о наложении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, несовершеннолетие правонарушителя и малозначительность деяния <5>. Заметим, что часть из этих оснований закреплена ст. 24.5 КоАП РФ "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении".

<5> См.: Чаннов С.Е. Основания для освобождения от административной ответственности // Гражданин и право. 2011. N 4. С. 3 - 14.

Таким образом, многие исследователи предполагают явное либо относительное тождество содержания понятий "обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" и "освобождение от административной ответственности", несмотря на то что и законодательные термины, и их нормативное позиционирование не совпадают. При этом, как правило, остается необъяснимым факт отсутствия в ст. 24.5 КоАП РФ указания на малозначительность совершенного правонарушения, хотя крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ) и невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ) законодательно закреплены в указанной норме. В связи с этим Е.В. Щербакова полагает, что "представляется целесообразным дополнить ст. 24.5 КоАП РФ таким обстоятельством, как объявление устного замечания в силу малозначительности административного правонарушения. В пользу данного предложения говорит и тот факт, что практически все основания освобождения от административной ответственности, содержащиеся наряду с устным замечанием в главе 2 КоАП РФ, нашли свое параллельное закрепление в ст. 24.5 КоАП" <6>.

<6> Щербакова Е.В. Прекращение производства по делу об административном правонарушении: допустимость и процессуальный порядок // Вестник ВГУ. Серия "Право". С. 266.

Как представляется, продолжать анализ точек зрения по исследуемому вопросу нет необходимости, поскольку дискуссия сводится к высказыванию трех основных позиций: российское законодательство об административных правонарушениях содержит три основания освобождения от административной ответственности в виде невменяемости лица, совершившего административное правонарушение, малозначительности совершенного административного правонарушения; крайней необходимости; основанием освобождения лица является только малозначительность совершенного деяния <7>; основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении, входят в состав оснований, освобождающих от административной ответственности. При этом обоснование позиций зачастую не производится, природа используемых понятий не исследуется, а порой и смешивается, материальные и процессуальные факторы, лежащие в основе действия указанных в законе факторов, не разграничиваются.

<7> См.: Гуменюк Т.А. Малозначительность административного правонарушения как основание освобождения от административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. N 11. С. 16 - 29.

Прежде всего, полагаем, что не следует рассматривать содержание и смысл понятий "освобождение от административной ответственности" и "обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" как идентичные.

Исследуя их природу с точки зрения теории права применительно к юридической ответственности в целом, В.В. Степанов выявляет принципиальную разницу между обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность, и основаниями освобождения от юридической ответственности, и приходит к следующим выводам:

  1. деяние, совершенное при обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность, является, в сущности, общественно полезным. Деяние же, которое подпадает под основания освобождения от юридической ответственности, приносит вред обществу; 2) деяние, совершенное при обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность, является правомерным в силу прямого указания закона. Деяние, подпадающее под основания освобождения от юридической ответственности, противоправно; 3) в первом случае теоретически должны исключаться все виды (не только штрафной) юридической ответственности, тогда как освобождение от более строгого вида штрафной юридической ответственности не освобождает от менее строгого, как и от правовосстановительной юридической ответственности; 4) исключение юридической ответственности происходит без совершения каких-либо дополнительных действий со стороны лица, совершившего деяние, или наличия событий, последовавших за совершенным деянием, или обстоятельств, положительно характеризующих личность деятеля, в то время как освобождение производится, как правило, в случае наличия обстоятельств объективного характера, свидетельствующих о значительном снижении общественной опасности лица, совершившего правонарушение. Фактический состав оснований освобождения от ответственности, как правило, содержит в качестве юридического факта не только само деяние, но и иные юридические факты; 5) в случае привлечения к уголовной ответственности у лица, совершившего деяние при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, может возникнуть право на реабилитацию. В случае освобождения от уголовной ответственности такого права у лица не возникает; 6) в отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения. Ни характер правонарушения, ни его малозначительность, ни личность виновного, ни какие-то иные обстоятельства не влияют на вопрос, быть ли административной ответственности. Она именно исключена, невозможна либо по причине отсутствия самого фактического основания административной ответственности - состава административного правонарушения, либо вследствие других обстоятельств процессуального или иного рода <8>.
<8> См.: Степанов В.В. Правовая природа норм о малозначительности правонарушения // Ленинградский юрид. журнал. 2007. N 1. С. 139 - 140.

Признавая небесспорность отдельных аргументов автора, следует признать его правоту в главном - различии правовой природы обстоятельств, освобождающих от юридической (в том числе административной) ответственности, и обстоятельств, ее исключающих. В заблуждение относительно их идентичности отдельных исследователей вводит, как мы полагаем, то положение, что окончательный результат их установления одинаков - административная ответственность не наступает.

Текстуальный и содержательный анализ законодательства об административных правонарушениях позволяет сделать следующие выводы:

  1. Освобождение от административной ответственности является важной составной частью производства по делам об административных правонарушениях и выступает средством индивидуализации ответственности за совершение административного правонарушения.
  2. Закон содержит специальные нормы, предполагающие возможность освобождения от административной ответственности. Эти положения закона определяют правовые основания освобождения от административной ответственности. К их числу относятся:

а) освобождение от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), когда субъект, уполномоченный разрешить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Принятие такого рода решения при наличии соответствующих условий возможно на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении;

б) освобождение от административной ответственности в связи с передачей материалов о правонарушении для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ);

в) освобождение от административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, с применением к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ). Здесь речь идет о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет (при общем правиле о наступлении административной ответственности по достижении возраста шестнадцати лет), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав такое лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

г) освобождение от административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенном в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ);

д) освобождение от административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в связи с добровольной сдачей приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащие наркотические средства или психотропные вещества (примечание к ст. 6.8 КоАП РФ);

е) освобождение от административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в связи с добровольным обращением в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; либо освобождение от административной ответственности за это же правонарушение лица, признанного в установленном порядке больным наркоманией в связи с его направлением с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение (примечание к ст. 6.9 КоАП РФ);

ж) освобождение от административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности лица, добровольно заявившего в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные законом (примечание к ст. 14.32 КоАП РФ).

  1. Перечисленные основания освобождения от административной ответственности можно подразделить на общие - применяющиеся ко всем административным правонарушениям, когда при решении вопроса об административной ответственности за совершенное деяние на первый план выходят некие объективные характеристики личности (военнослужащие, несовершеннолетние) или признаки объективной стороны (малозначительность деяния); и частные, которые применяются скорее как исключение из общих правил исходя из соображений стимулирования добровольного отказа от совершения правонарушений и в целях повышения эффективности борьбы с ними, и только за отдельные виды правонарушений (предусмотренные примечаниями к статьям, содержащимся в Особенной части КоАП РФ).

В то же время из общих оснований освобождения от административной ответственности делаются исключения:

военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, освобождаются от административной ответственности с применением к ним мер дисциплинарной ответственности далеко не за все правонарушения, а только за те, которые не попадают в перечень, содержащийся в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ;

согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 от 24 октября 2006 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, надлежит учитывать, что они "не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести" <9>.

<9> Российская газета. 08.11.2006.
  1. Общие основания освобождения от административной ответственности базируются на анализе и учете характера правонарушения и личности правонарушителя; частные - на анализе и учете обстоятельств, характеризующих постпротивоправное поведение лица.
  2. Условиями освобождения от административной ответственности выступают: наличие состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, не административных наказаний, а иных мер воздействия (дисциплинарного или воспитательного); принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Последствиями освобождения от административной ответственности являются:

передача соответствующим субъектам материалов об административном правонарушении для принятия мер воспитательного воздействия или дисциплинарной ответственности. Об этих мерах субъекты, которым были направлены материалы, обязаны сообщить органам (должностным лицам), их направившим;

объявление устного замечания, которое не влечет за собой правовых последствий в виде повторности.

  1. В некоторых случаях освобождение от административной ответственности имеет дискреционный характер, т.е. предусматривает возможность выбора того или иного варианта поведения на усмотрение субъекта административной юрисдикции, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении. В частности, к ним относятся: возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния; возможность освобождения от административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет с принятием к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Другие же основания освобождения носят императивный характер, исключающий возможность выбора. Таковыми выступают освобождение от административной ответственности в связи с передачей материалов о правонарушении для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, а также освобождение от административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

  1. Явно выпадает из предложенной систематизации освобождение от административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ). В данном случае отсутствуют все указанные ранее условия освобождения от ответственности (наличие состава административного правонарушения в действиях виновного, целесообразность применения иных мер воздействия, решение вопроса об освобождении субъектом, уполномоченным рассматривать дело). Полагаем, что здесь законодатель ошибочно применил термин "освобождение от административной ответственности", поскольку применительно к рассматриваемой норме следует говорить о наличии обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 24.5, - отсутствие состава административного правонарушения в действиях лица, привлеченного к административной ответственности.
  2. Освобождение от административной ответственности подлежит процессуальному оформлению в виде постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

В качестве общего вывода можно сказать, что освобождение от административной ответственности - довольно сложный и неоднородный правовой институт, нуждающийся в осмыслении как в теоретическом, так и в практическом (правоприменительном) плане. Оно выступает как альтернативная административному наказанию мера воздействия, применяемая судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении при наличии признаков малозначительности или других факторов, характеризующих личность виновного. Альтернативной такая мера воздействия называется здесь только в том смысле, что возможность ее применения (неприменения) прямо предусмотрена законом. Наряду с этим в отдельных случаях, специально предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, виновный императивно освобождается от ответственности в связи с позитивным постпротивоправным поведением. Освобождение от административной ответственности здесь означает полное отсутствие негативных правовых последствий для правонарушителя в связи с данным конкретным фактом противоправного поведения.

В заключение заметим, что в законодательстве стран, входящих в СНГ, имеются и другие примеры регулирования освобождения от административной ответственности. Например, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях содержит главу 8 "Освобождение от административной ответственности и административного взыскания", в которой предусматривает шесть оснований освобождения от административной ответственности. (Статья 67 - Освобождение от административной ответственности в связи с деятельным раскаянием; ст. 68 - Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения; ст. 69 - Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности; ст. 70 - Освобождение от административной ответственности и административного взыскания на основании акта амнистии; ст. 71 - Освобождение от административной ответственности в связи с изменением обстановки, болезнью; ст. 71.1 - Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон.) Изучение опыта применения этих положений и их теоретический анализ могут способствовать совершенствованию и российского законодательства.