Мудрый Юрист

Динамика пенитенциарной конфликтной ситуации

Детков Алексей Петрович - кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Исследуется динамика пенитенциарной конфликтной ситуации, выявляются ее основные периоды и стадии, характеризуются меры пресечения и разрешения пенитенциарных конфликтов.

Ключевые слова: пенитенциарная конфликтная ситуация, периоды и стадии конфликтной ситуации, эскалация конфликта, способы разрешения пенитенциарных конфликтов.

The dynamics of prison conflict situation

A.P. Detkov

This article examines the dynamics of prison conflict, its main stages are identified and characterized by a measure of restraint and resolve prison conflicts.

Key words: prison conflict situation, periods and stages of conflict, latent conflict, escalation of conflict, ways to resolve prison conflicts.

Динамику пенитенциарной конфликтной ситуации как социально-психологического явления, на наш взгляд, необходимо рассматривать в качестве специфического процесса, происходящего в условиях социальной среды мест лишения свободы. Данный процесс имеет количественные и качественные характеристики. При исследовании динамики конфликтной ситуации целесообразно использовать субъективно-деятельностный подход, органически сочетая его с системно-структурным анализом.

Субъективно-деятельностный подход основан на широких объяснительных возможностях понятия "деятельность" для раскрытия специфики общественного бытия, в том числе его конфликтологического аспекта. "Эти возможности, - отмечает Е.И. Степанов, - обусловлены тем обстоятельством, что деятельность пронизывает всю систему общественных отношений, составляя способ их функционирования и развития" <1>.

<1> Степанов Е.И. Методологическое обеспечение конфликтологических исследований: проблемы и перспективы // Конфликтология. 2007. N 1. С. 12.

В ходе развития конфликтной ситуации меняется ее структура, скорость изменения под влиянием внутренних и внешних факторов социальной среды. В развитии конфликтной ситуации условно можно выделить три периода: а) латентный период развития; б) открытый период (непосредственный конфликт); в) латентный период затухания (постконфликтная ситуация). Каждый период в свою очередь делится на стадии. Стадии эти взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, предыдущая стадия предопределяет наступление последующей.

Латентный период развития в целом характеризуется как предконфликтная ситуация. Он может включать три стадии:

  1. возникновение объективной проблемной ситуации под влиянием условий макро- и микросреды исправительного учреждения и предыдущих консеквентов;
  2. осознание конфликтной ситуации субъектами;
  3. возникновение повода (предконфликтная стадия).

В этот период происходит накопление противоречий, различий во мнениях, в оценке поступков или происходящих событий и их осознание. Эмоциональная окраска взаимодействия осужденных в условиях изоляции может характеризоваться различными состояниями, на фоне которых конфликт возможен, но не обязателен.

Выбор тактики поведения участников конфликта может быть продиктован не только враждебными намерениями одной из сторон, но и оценкой собственных возможностей, сил и способов достижения целей и потенциальных ресурсов противника <2>. В отдельных случаях, например при равенстве сил участников конфликта, возможны взаимные уступки (тактика ухода от конфликта), вступление в переговорный процесс или нахождение компромиссов для безболезненного выхода из тупиковой ситуации. В качестве тактических приемов конфликтующие стороны в этот период применяют "разведывательные" действия, переговоры, выжидание, некоторые уступки, создание ситуации неопределенности, маневрирование информацией для уточнения намерений других участников конфликта и приведения аргументов в защиту своей позиции.

<2> Мокрецов А.И., Шмаров И.В. Микросреда осужденных в ИТУ. М., 1979. С. 15.

Данный период развития конфликтных ситуаций в среде осужденных, как правило, характеризуется вялотекущим и латентным процессами. Другими словами, в течение определенного времени происходит накопление "критической массы". Направление взаимодействия сторон конфликта зависит от характера предварительных столкновений участников. Эти столкновения выполняют главным образом информационную функцию, необходимы для принятия решения о последующих конфликтных действиях. "Взаимные конфликтные действия, - пишут А.И. Мокрецов и И.В. Шмаров, - усложняют первоначальную структуру социального взаимодействия участников конфликтной ситуации, что, в свою очередь, способствует вступлению конфликта в открытую стадию - стадию разрешения конфликта" <3>.

<3> Там же. С. 67.

Для своевременного реагирования на конфликт, прогнозирования его развития, профилактики и пресечения необходимо установить объективные причины, условия и факторы, в том числе последствий конфликта, влияющие на возникновение и процесс протекания конфликтной ситуации в среде осужденных.

Третья стадия, как правило, актуализируется появлением повода. Под поводом мы понимаем конкретное событие, которое выступает толчком, сигналом, импульсом для обострения противоречий. При этом повод может возникнуть закономерно, объективно и каузально обусловленно или случайно. Анализ конфликтных ситуаций показывает, что осужденные склонны к искусственному моделированию конфликтных ситуаций, камуфлированию и маскировке истинных причин конфликта.

В межличностных конфликтах осужденных поводом зачастую выступает нечистоплотность одного из участников, нарушение каких-либо неформальных правил, установок, оскорбление (часто публичное), распространение ложной, клеветнической информации. В межгрупповых конфликтах поводом может стать национальная и религиозная ненависть.

Повод служит своеобразным "мостиком" между латентным периодом и открытым периодом конфликтной ситуации. Открытый период, как и латентный период развития, включает три стадии:

  1. инцидент;
  2. эскалация конфликта;
  3. разрешение конфликтной ситуации, завершение открытого конфликта.

Инцидент становится сигналом к началу конфликта. Он характеризуется открытым противостоянием, противоборством и резким обострением противоречий, переходом к прямой конфронтации. При этом субъекты конфликтной ситуации могут атаковать друг друга, провоцируя ответные действия и противодействие. Такое поведение осужденных часто сопровождается нарастанием эмоциональной напряженности, агрессивностью, переходом от предубежденности к неприязни, психологической несовместимости и откровенной враждебности.

Исследования динамики конфликтных ситуаций в среде осужденных показывают, что если во время и после инцидента найти компромисс и предотвратить развитие конфликта не удалось, то за этим инцидентом следуют новые. Каждый новый инцидент отличается повышением напряженности, агрессии и общественной опасности. Достаточно часто инцидент сопровождается взаимными оскорблениями, драками, нанесением побоев, причинением вреда здоровью различной степени тяжести, открытыми провокационными действиями и демонстративно-шантажным поведением осужденных.

Практика свидетельствует, что если не удалось "купировать" инцидент межгруппового и межличностного характера, то это нередко приводит к тяжелым последствиям, т.е. совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 105, 111, 116, 206, 313, 321 УК РФ. В инциденте обычно проявляется схема "нападение - защита - нападение", фигурально определяются участники конфликта и их тактика. Действия конфликтующих сторон можно разделить на наступательные и оборонительные.

Проведенные нами в 1991 - 2009 гг. исследования позволяют сделать вывод, что в ходе инцидента участники конфликта могут менять позиции, исходя из условий протекания конфликтной ситуации, ее субъективного восприятия и осознания, прогнозирования развития конфликта и постконфликтной ситуации.

На следующей стадии - стадии эскалации - происходит интенсификация борьбы. Под эскалацией понимается нарастание остроты и размаха конфликтных действий. В это время происходит генерализация конфликта: переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение масштаба столкновения, расширение границ конфликта, числа участников; резкий рост уровня напряженности и общественной опасности. Это ключевая и самая напряженная стадия конфликта, когда обостряются все противоречия между его субъектами. На данной стадии участники конфликта используют весь арсенал психических и физических возможностей для достижения определенных целей. Развитие конфликта после эскалации может быть непредсказуемым и приобрести спонтанный и неуправляемый характер.

Наши исследования эскалации массовых беспорядков, коалиционных конфликтов дают основание полагать, что на стадии эскалации может возникнуть квазистационарный процесс, обусловленный большим количеством деструктивных действий, совершаемых в среде осужденных. В ходе эскалации межгрупповых и коалиционных конфликтов квазистационарный процесс развивается так быстро, что персонал учреждения и уголовно-исполнительная система в целом не успевают предотвратить превентивными средствами дальнейшую эскалацию конфликта и стабилизировать обстановку в исправительном учреждении.

Характеризуя стадию эскалации конфликта, А.Г. Здравомыслов отмечает, что ситуация развивается "по методу раскручивания спирали: действия одной стороны сопровождаются контрдействием другой, и это последнее контрдействие отнюдь не адекватно по масштабу своих последствий исходной точке конфликта" <4>.

<4> Здравомыслов А.Г. Конфликты и консенсус // Социальные конфликты. 1996. N 3. С. 19.

Подобные преобразования, происходящие в динамике конфликтной ситуации, описываются понятием "симметричный схизмогенез", введенным американским антропологом Г. Бейтсоном. Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия индивидов. Различают два вида схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный схизмогенез имеет место в тех случаях, когда взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. Симметричный схизмогенез развивается, когда субъекты конфликтной ситуации используют одинаковые поведенческие модели. На поведение одного субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но с большей интенсивностью. Результатом данного процесса становится разрушение отношений конфликтующих сторон.

Эскалация пенитенциарного конфликта довольно часто происходит в тех случаях, когда сталкиваются деструктивные модели поведения осужденных. В ходе эскалации конфликта его субъекты предпочитают силовую модель поведения, воздействия друг на друга, что в дальнейшем приводит к тяжелым последствиям.

На наш взгляд, эскалация пенитенциарного конфликта характеризуется следующими признаками:

  1. ростом эмоционального напряжения участников конфликта как естественной реакцией на возникновение реальной угрозы для одной из сторон, потерей управляемости противоположной стороной, активным противостоянием оппонентов;
  2. применением психологического и физического насилия. Насильственные действия участников конфликта обусловливаются местью и агрессией. Агрессия в значительной мере связана со стремлением к получению компенсации (вернуть утраченный престиж, доминирующие позиции, возместить упущенную выгоду), возмещению ущерба. В отдельных случаях субъекты конфликта могут действовать бессознательно, в состоянии аффекта. Аффект здесь понимается как эмоциональный взрыв, вспышка, психологическая реакция на противоправное, аморальное поведение противоположной стороны. Стороны, участвующие в конфликте, могут действовать исходя из единственной цели - восстановить свой статус-кво;
  3. потерей первоначальной причины разногласий, что приводит к перерастанию противоборства, начавшегося из-за спорного предмета, в более глубокое столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта теряет актуальность. Происходит своеобразное "замещение" первоначального предмета конфликта другим;
  4. расширением границ конфликта, связанным с генерализацией конфликта, характеризующейся возникновением более глубоких противоречий, новых площадок и точек столкновения. Расширяется масштаб конфликта, его временные и пространственные границы.

В ходе эскалации группового конфликта осужденных в него втягивается большое количество лиц, ранее не являвшихся его участниками. Межличностный конфликт, к примеру, может перерасти в межгрупповой. В таких случаях численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, набор применяемых в нем средств.

Последующим стадиям конфликта свойствен спад напряженности в противодействии участников конфликтующих сторон. Эти стадии вместе составляют третий период конфликтной ситуации - латентный период затухания. Можно назвать две стадии данного периода:

  1. постконфликтная стадия;
  2. анализ последствий.

Постконфликтная стадия характеризуется, с одной стороны, как возможность прогностической оценки альтернативного поведения участников конфликта, а с другой - как время поиска аргументов, оправдывающих поведение каждой из сторон. Это своеобразный перерыв в событиях, как правило, проходящий в спокойном русле.

Однако это спокойствие не означает, что конфликт полностью исчерпан. При определенных условиях он может обостриться вновь. В ходе возможного конфликта проявляется эффект отрицательной эмоциональной окраски последствия, провоцирующий новые межличностные и межгрупповые конфликты.

Исследования различных конфликтов в местах лишения свободы дают основание полагать, что необходимо различать подлинное и мнимое разрешение конфликта. В последнем случае у одной или всех сторон конфликта отмечаются отчужденность, озлобленность, пессимизм, крушение жизненных перспектив, изменение внутренних структурно-функциональных связей в группах осужденных, их разрыв и прекращение функционирования группы.

Неразрешенный межличностный конфликт нередко переходит во внутриличностный, связанный с глубокими переживаниями осужденных, уходом в себя (аутизмом). В таких ситуациях нередки суициды. Однако эти особенности психического склада личности могут умышленно скрываться, подавляться, камуфлироваться. Трагический исход конфликта воспринимается окружающими как окончательный способ его разрешения.

Анализ латентного периода затухания конфликтов в среде осужденных показывает, что "выпадение" одной из сторон в этом периоде с установкой на временное прекращение противоборства может характеризоваться наигранным безразличием, сдачей позиций, внешним согласием, за которым скрывается выжидательная позиция. Происходит своеобразная "консервация" конфликта, который впоследствии при определенном стечении обстоятельств может вспыхнуть с новой силой.

Bibliography

Mokrecov A.I., Shmarov I.V. Mikrosreda osuzhdennyx v ITU. M., 1979.

Stepanov E.I. Metodologicheskoe obespechenie konfliktologicheskix issledovanij: problemy i perspektivy // Konfliktologiya. 2007. N 1.

Zdravomyslov A.G. Konflikty i konsensus // Social'nye konflikty. 1996. N 3.