Управление казачьими школами западной сибири во второй половине XIX - начале XX в. *
<*> Sulimov V.S. Management of Kazak schools of the Western Siberia in the second half of eth XIX - beginning of the XX centuries.Сулимов Вадим Сергеевич, доцент кафедры права и методики преподавания обществознания Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева (г. Тобольск), кандидат исторических наук, доцент.
Статья посвящена изучению процесса управления казачьими школами Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Цель работы - рассмотреть формирование системы управления общественным казачьим образованием. В статье показаны этапы организации начального обучения казаков, уделено внимание реформированию образования казаков, выявлены специфические особенности каждого периода.
Ключевые слова: казаки, войско, Сибирь, реформа, школа, училище, учебный округ.
Article is devoted managerial process studying by the Cossack schools of Western Siberia in second half XIX - beginning XX century the work Purpose - to consider control system formation by public Cossack formation. In article stages of the organization of elementary education of Cossacks are shown, the attention is paid to reforming of formation of Cossacks, specific features of each period are revealed.
Key words: Cossacks, an army, Siberia, reform, school, school, educational district.
Во второй половине XIX в. Сибирское казачье войско входило в состав двух областей степного генерал-губернаторства - Акмолинской и Семипалатинской, частью в состав Томской губернии - Бийская линия. Станицы войска распределялись по 10 уездам областей и по двум уездам Томской губернии. Забота о развитии народного образования среди казачьего населения принадлежала Военному министерству. Учебное начальство в лице директоров и инспекторов народных училищ руководило только учебно-воспитательной частью, посещая казачьи школы - поселковые и станичные наравне с училищами МНП.
С 1861 г. началась реформа войска. Реформа ввела две меры по развитию образования, с целью открыть детям возможность приобретения познания больше получаемого ими в станичных школах. Во-первых, было разрешено посылать до шести стипендиатов в гражданские средние и высшие учебные заведения. Во-вторых, предоставлено содержать в каждом из 10 полковых округов по одному трехклассному окружному училищу, на 30 пансионеров каждое. Курс в них был пятилетним, приблизительно подходящим к приходским и уездным училищам МНП. В школах обучались дети всех чинов войска. Дети могли поступать в школу по желанию родителей или их заместителей. В каждой станице учреждались станичные школы, содержащиеся за счет населения. От Сибирского войска станичным учителям отпускалось жалованье из войсковых сумм по 21 руб. 45 коп. Обучение в этих школах было обязательным.
Школы состояли в непосредственном заведовании станичного начальства, под наблюдением почетного смотрителя окружного училища. Однако меры эти не принесли заметного результата. Стипендиаты иногда посылались в гражданские учебные заведения, но курса не оканчивали.
В окружных училищах не хватало учителей. По этой причине вместо десяти училищ войско смогло открыть только два: в Павлодаре и Кокчетаве для приходящих учеников. В связи с ограниченностью штатных сумм на организацию пансионов, последние не были устроены, что препятствовало допуску в окружные училища детей из удаленных от них станиц. Организация учебной части в данных училищах страдала значительными недостатками. В дальнейшем эти училища были преобразованы в городские <1>.
<1> ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184.В 1869 г. генерал-губернатор Западной Сибири сделал необходимые изменения в устройстве учебной части, с учетом местных обстоятельств и средств. Обо всех изменениях было своевременно сделано представление Военному министерству. После чего ближайшее заведование школами возлагалось на губернаторов и уездных начальников, которым с 1870 г. подчинялось казачье население в административном отношении. С 1875 г. началась подготовка за войсковой счет молодых людей в Омской учительской семинарии для замещения учительских вакансий в станичных школах. В этом же году начали появляться в станицах и поселках заводимые на общественный счет училища для девочек. Положением, утвержденным царем 7 мая 1877 г., вводились поселковые школы. При этом на содержание станичных и поселковых школ снова устанавливалось пособие от войска. Из войскового капитала выделялось по 12000 руб. в год, с предоставлением ближайшего распоряжения этой суммой войсковому хозяйственному правлению. Из этой суммы 1000 руб. тратилась на содержание 10 стипендиатов в Омской учительской семинарии. Положением 1877 г. также определялось учреждение отдельных школ для каждого казачьего поселения. Вместе с тем предоставлялось право устраивать общие школы для ближайших соседних поселений, при условии соглашения войскового начальства с дирекцией народных училищ Западной Сибири <2>.
<2> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184 об. - 185.Депутатское собрание в декабре 1882 г. возбудило перед войсковым наказным атаманом генерал-лейтенантом Колпаковским ходатайство о необходимости коренного преобразования школьного дела в войске. Во всеподданнейших отчетах о состоянии войска Колпаковский неоднократно отмечал "непростительное равнодушие" гражданских властей к состоянию казачьих школ: "Занятые более делами кочевников, как преобладающего населения в крае, они мало уделяли внимания интересам жителей войскового сословия, управление которыми они считали второстепенною своею обязанностью" <3>.
<3> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 185 - 185 об.Надеясь оживить дело народного образования в войске, генерал Колпаковский в 1884 г. решил изъять начальные казачьи училища из ведения областной и уездной администрации, подчинив их администрации войсковой. Он руководствовался в переустройстве школьного дела положениями, принятыми в Оренбургском казачьем войске. В результате школы поступили в непосредственное ведение атаманов военных отделов войска. Им было предложено озаботиться о скорейшем благоустройстве школ, как в плане материального обеспечения, так и с учебной стороны. Общий контроль по всему войску за ходом преподавания сосредоточился в высшей инстанции - в войсковом хозяйственном правлении, продолжавшем ведать всей финансовой стороной школьного дела. 6 ноября 1884 г. по отделам войска были разосланы следующие нормативные документы: "План обучения в начальных училищах", "Инструкция для двухклассных училищ" и "Инструкция учителям и указания попечителям школ о их обязанностях". Через два дня присутствием правления был заслушан доклад советника данного учреждения есаула Кирьянова "Об улучшении учительского персонала в Сибирском казачьем войске и о мерах поддержания в учащих стремления совершенствоваться в учебном отношении, а также и об улучшении материальной обстановки учащих". Этот доклад был отослан на заключение атаманов отделов. Заключения и обзоры были получены от атаманов отделов в отчетах о состоянии школ на 1 января 1885 г. Эти отчеты заслушивались правлением 21 февраля 1885 г., где определился план реформы, включающий в себя определенные положения:
- увеличение объема преподавания предметов начальной школы наравне с начальными училищами Министерства народного просвещения;
- учреждение одноклассных школ во всех казачьих поселениях и школ двухклассных там, где, по свидетельству атаманов отделов, явится к тому возможность;
- привлечение к обучению всех детей школьного возраста;
- побуждение священников местных приходских церквей к оказанию на учащихся духовно-нравственного воздействия;
- привлечение более отвечающего своему назначению учительского персонала и улучшение материального его положения;
- увеличение войсковых стипендий в Омской учительской семинарии с 10 до 20, с увеличением отпуска из войсковых сумм ежегодно по 1150 руб.;
- организация съезда учащихся для прохождения ими педагогических курсов;
- устройство библиотек учительских и ученических;
- устройство школьных помещений;
- снабжение школ удобной классной мебелью, а также классными пособиями и руководствами;
- увеличение денежных отпусков из войсковых и общественных сумм на улучшение материальной части в школах;
- учреждение школьных попечителей и организаций контроля школ в учебном, административном и хозяйственном отношении <4>.
В 1886 г. войсковым хозяйственным правлением при участии атаманов 1 и 2 отделов и инспектора народных училищ Акмолинской области были разработаны "Временные правила по устройству училищной части в Сибирском казачьем войске". Утвержденные войсковым наказным атаманом, данные правила были объявлены приказом по войску в декабре 1886 г. Этими правилами попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном его направлении возлагалось на войсковое хозяйственное управление, имеющее по отношению к школам права и обязанности губернских и училищных советов по "Положению о начальных народных училищах" от 25 мая 1874 г. Атаманы отделов имели право проводить ревизию школ по хозяйственной части. По учебно-воспитательной стороне дела надзор за школами по "Временным правилам" предоставлялся Акмолинскому и Семипалатинскому инспекторам народных училищ. С ними должны были взаимодействовать атаманы отделов по поводу устранения замечаемых ими при ревизиях различных недостатков, касающихся учебно-воспитательной части. Также совместно решались вопросы при назначении учителей в школы и увольнении их с должности или в отпуск, при перемещении педагога из одной школы в другую. Инспектора, усматривая во время ревизий полное несоответствие учителя занимаемой должности или убедившись в его неблагонадежности, увольняли педагогов немедленно, сообщая об этом атаману отдела. Инспектора также сообщали атаманам или в правление свое заключение по учебной части и руководящие основания. В конце года они представляли подробный отчет Войсковому наказному атаману. "Временные правила" для организации управления начальными школами в войске оставались действующими до начала XX в.
Обучение в станичных и поселковых школах по "Плану обучения" 1884 г. продолжалось до выхода "Примерных программ предметов, преподаваемых в начальных народных училищах Министерства народного просвещения" от 7 февраля 1897 г. Войсковой наказной атаман барон Таубе предложил эти программы принять к руководству в школах войска с начала 1897 - 1898 учебного года. В соответствии с "Инструкцией для учителей и учительниц" 1885 г. в некоторых поселковых школах делались попытки преподавать ремесла и мастерства, огородничество и садоводство. В большинстве случаев попытки оказались неудачными, и лишь привилось обучение мальчиков переплетному делу. Большинство школ были смешанными. Мириться с таким положением казачьи общества заставлял недостаток денежных средств. Симпатии общества были на стороне отдельных школ. Количество девочек в школах было незначительно. Отдельные женские школы имели лишь большие и богатые общества, преимущественно станичные, а не поселковые. Число школьных зданий было менее количества школ, так как в некоторых поселках школы - мужская и женская - размещались в разных половинах одного здания. Семь школ находились в станичных правлениях и при поселковых сборных пунктах, две - в наемных помещениях. Все школы были одноклассные, за исключением Чарышского двухклассного училища <5>. При данном училище на средства, пожертвованные Ю.И. Базановой, был открыт специальный класс теоретического и практического пчеловодства и организована образцовая пасека и пчеловодческая мастерская <6>.
<5> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 189 - 189 об.<6> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 191 об.
В 1897 г. в Западно-Сибирском учебном округе насчитывалось 148 казачьих училищ при 5812 учащихся, в 1906 г. - 175 школ и 7382 учащихся в них. По отношению к населению войскового сословия в 1906 г. одна школа приходилась на 1346 душ обоего пола, а один учащийся - на 32 человека. Содержание казачьих школ и учащихся в них стоило дешевле, чем сельских школ МНП. Это объяснялось скудным обеспечением учителей, получавших от 120 до 240 руб. и в редких случаях 300 руб. Мало выделялось средств на учебники, библиотеки, выписку наглядных учебных пособий <7>.
<7> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 187 - 188 об.В заключение выделим четыре этапа в организации начального обучения казаков в исследуемый период:
1861 - 1869 гг. - нахождение школ в ведении станичного начальства;
1870 - 1884 гг. - заведование школ губернаторами и уездными начальниками;
1885 - 1896 гг. - подчинение училищ войсковой администрации;
1897 г. - начало XX в. - школы продолжали подчиняться войсковой администрации с переходом на программы начальных училищ Министерства народного просвещения.
Несмотря на довольно частое переподчинение казачьих школ, наблюдался их неуклонный рост. Забота войсковой администрации о начальном образовании способствовала повышению процента грамотности среди казаков.