Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за взяточничество по уголовному кодексу Российской Федерации и китайской народной республики (сравнительно-правовой анализ)

Макаров Андрей Владимирович, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет", доктор юридических наук, профессор.

Жукова Александра Сергеевна, аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".

Объектом исследования авторов явилось понятие коррупции, ее сущность, типология и меры по борьбе в контексте опыта противодействия в Китайской Народной Республике. Авторы анализируют некоторые тенденции борьбы с коррупцией в КНР.

Основное место в исследовании занимает рассмотрение мер по борьбе с коррупцией в Китае: разработка плана по борьбе с коррупцией, модернизация законодательной базы, усовершенствование государственного управления в системе антикоррупционных мер.

Авторы приходят к выводу о том, что разработка и усовершенствование мер по подавлению и предупреждению коррупции - основополагающая задача борьбы с коррупцией в КНР. Успех в борьбе с коррупцией, помимо политической воли высшего руководства страны, также требует необходимых институциональных изменений во всем государственном механизме, как и в России, поэтому возможность использования опыта КНР в борьбе с коррупцией для России может иметь вполне положительную динамику для развития правового государства и профилактики, противодействия коррупционным преступлениям.

Ключевые слова: государство, взяточничество, уголовная ответственность, наказание, коррупция, противодействие, органы государственной власти, органы местного самоуправления, гражданское общество, организации, правовое регулирование.

Criminal responsibility for bribery under the Criminal Code of the Russian Federation and the People's Republic of China (comparative-law analysis)

A.V. Makarov, A.S. Zhukova

The object of this research is the concept of corruption, essence thereof, typology and measures of struggle in the context of experience of counteraction in the Peoples Republic of China. The authors analyze certain tendencies of struggle against corruption in the PRC.

Consideration of measures with regard to struggle against corruption in China takes the central place in the research: elaboration of plan of struggle against corruption, modernization of legislative data base, improvement of state management in the system of anticorruption measures.

The authors make a conclusion that elaboration and improvement of measures of suppression and prevention of corruption are the fundamental task of struggle against corruption in the PRC. Success in the struggle against corruption apart from political will of the higher leadership of the country also requires necessary institutional changes in the whole state mechanism, similar in Russia, therefore the possibility of use of the PRC experience in the struggle against corruption in Russia can have positive dynamics for development of legal state and prophylactics, counteraction of corruption crimes.

Key words: state, bribery, criminal responsibility, punishment, corruption, counteraction, agencies of state authority, agencies of local self-government, civil society, organizations, legal regulation.

Коррупция в России должна стать неприличной.

Президент Российской Федерации

Д.А.Медведев <1>

<1> URL: http://www.Kremlin.ru. Официальный сайт Президента Российской Федерации.

Проблема борьбы с коррупцией всегда была актуальной для российского общества.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество предусматривалось еще законами Хаммурапи <2> (4 тыс. лет назад), установленное египетскими фараонами.

<2> URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext // Свод законов Хаммурапи (дата обращения: 05.05.2011).

Взяточничество, являясь на современном этапе жизни общества одним из наиболее распространенных и опасных проявлений коррупции, одновременно относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности. Исследование взяточничества как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе в настоящее время приобретает особенно значимый и неотложный характер. Это связано в первую очередь с возрастающей криминализацией общества в целом и глубоким укоренением коррупции в сфере государственной власти.

31 марта 2011 г. Президент России на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики (г. Магнитогорск) поручил Генеральному прокурору ввести, начиная с мая текущего года, особый механизм рассмотрения жалоб на действие или бездействие государственных органов, которые содержат обвинения в коррупции. Такой механизм должен предусматривать не только проверку информации, такие обязанности и сейчас у Генеральной прокуратуры есть, но и обязательную публикацию результатов проверки этой информации, если исходная информация носила публичный характер, т.е. если в этом была заинтересованность лица, обратившегося с соответствующим предложением. По словам Д.А. Медведева, это нужно делать в том информационном источнике, включая, конечно, и средства массовой информации, которые использовались заявителем. Это может быть и газета, и радио, и телевидение, блог, другие средства массовых коммуникаций, что-то другое. Если проверка подтверждает обоснованность поставленной информации, виновные, конечно, должны нести ответственность, предусмотренную законом. Если же в течение определенного срока количество жалоб на действия соответствующей структуры не уменьшается, руководители должны нести персональную ответственность за действия своих сотрудников, и это должно быть учтено в данном законопроекте. На сегодняшний день (2011 г.) в нашей стране принят целый ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <3>. В основу определения "противодействие коррупции" законодатель вложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений <4>. Далее, Указом Президента Российской Федерации утверждены меры по противодействию коррупции, а в 2011 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан <5>, <6>. Также при Президенте создан одноименный совет, образован следственный комитет, действует практика антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов <7>. По словам главы Комитета Госдумы РФ по безопасности Владимира Васильева, в 2012 г. будет сформирована новая судебная инстанция, которая будет пересматривать судебные решения <8>.

<3> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Парламентская газета. N 90. 2008.
<4> Там же.
<5> О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (в ред. от 04.11.2010) // Российская газета. N 108. 2008.
<6> О некоторых вопросах организации деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (вместе с Положением о порядке рассмотрения Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан): Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 // Собрание законодательства РФ. 2011. N 9. Ст. 1223.
<7> Россинская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / М.С. Азаров, В.В. Астанин, И.С. Барзилова. М.: Проспект, 2010. С. 4.
<8> URL: http://er.ru/index.shtml. Официальный сайт партии "Единая Россия".

Рассматривая китайскую коррупцию, следует признать, что данное явление принадлежит к так называемой азиатской модели коррупции, где это - привычное и общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства. В Китае это усугубляется тем, что данное государство имеет тысячелетнюю традицию существования чиновничьего аппарата как особой привилегированной, структурированной, самовоспроизводящейся группы, принадлежать к которой было крайне престижно. Соответственно, и коррупция в Китае имеет не менее продолжительную традицию, что позволяет рассматривать ее как неотъемлемую часть функционирования всего китайского государственного механизма.

Кроме того, в Китае традиционно боролись с симптомами проблемы, а не с самой проблемой, т.е. с коррупционерами, а не с источниками возникновения коррупции.

Начало одного из эффективнейших этапов антикоррупционной кампании в КНР датируется осенью 2002 г., когда на XVI съезде Коммунистической партии Китая бывший в то время генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминь сформулировал основные принципы создания новой системы борьбы с коррупцией. Он призвал, опираясь на сочетание профилактических и радикальных мероприятий, сформировать принципиально новую систему противостояния. Наиболее значимыми из предложенных мер были: развитие демократии и институциональной инновации; усиление воспитания, ужесточение контроля и предотвращение и устранение разложения в самих его истоках; совершенствование системы руководства и рабочего механизма борьбы против разложения; формирование "равнодействующих сил" предупреждения разложения и наказания за него.

По Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (далее - УК КНР) от 14 марта 1997 г. понятие взяточничества охватывают <9>:

<9> URL: http://UKKNR.ucoz.ru/index/0-11 (дата обращения: 05.05.2011).
  1. индивидуальная коррупция в размере свыше 100 тыс. юаней - наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах - наказывается смертной казнью и конфискацией имущества;
  2. индивидуальная коррупция в размере свыше 50 тыс. юаней, но менее 100 тыс. юаней - наказывается лишением свободы на срок более 5 лет с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах - наказывается бессрочным лишением свободы и конфискацией имущества;
  3. индивидуальная коррупция в размере свыше 5 тыс. юаней, но менее 20 тыс. юаней - наказывается лишением свободы от одного года до 7 лет; при отягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет. Лицу, совершившему действия, расцениваемые как индивидуальная коррупция в размере свыше 5 тыс. юаней, но менее 10 тыс. юаней, в случае раскаяния после совершения преступления и добровольного возврата присвоенного, наказание может быть смягчено либо данное лицо может быть освобождено от уголовного наказания; в указанном случае организацией или вышестоящими органами применяются административные меры наказания;
  4. индивидуальная коррупция в размере менее 5 тыс. юаней при отягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или краткосрочным арестом; при смягчающих обстоятельствах организацией или вышестоящими органами применяются административные меры наказания. В отношении лиц, многократно совершавших действия, подпадающие под определение коррупции, наказание определяется исходя из общей суммы средств, присвоенных в результате указанных действий.

Требование взятки наказывается максимально суровым наказанием из предусмотренных ст. 383 УК КНР.

По Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) понятие "взяточничество" охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

В России в мае 2011 г. Президентом подписан Закон (ФЗ N 97 от 04.05.2011) <10>, разграничивающий виды взятки в зависимости от ее размера, а также вводящий кратные штрафы в качестве альтернативной ответственности вместо уголовного преследования. Взятки будут разделены на четыре вида. Сумма обычной взятки определена в размере до 25 тыс. руб., значительной - от 25 до 150 тыс., крупной - от 150 тыс. до 1 млн. и особо крупной - свыше 1 млн. руб.

<10> О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции (принят ГД ФС РФ 20.04.2011): Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ (документ опубликован не был).

Нововведением стал штраф за получение взятки. За обычную взятку коррупционер может быть наказан штрафом в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы и лишением права занимать определенные должности. Или же провести до трех лет в местах лишения свободы. Самый крупный размер взятки может быть оценен судом штрафом в 100-кратном размере от суммы взятки, а если суд изберет тюремную меру наказания, то коррупционеру придется отбывать наказание от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в 70-кратном размере. При этом вводится верхний потолок штрафов в 500 млн. руб.

За дачу взятки наказания тоже ужесточаются. Максимальное наказание - либо тюремное заключение от 7 до 12 лет, либо штраф в 90-кратном размере от суммы взятки.

Это достаточно интересная мера, которую можно применять без лишения свободы, но она создает серьезные условия, чтобы тот, кто совершил преступление, понимал, что острие государственной ответственности будет направлено не только на него лично, но и на его имущество, он пострадает материально.

Статья 291 УК РФ дополнена нормой "Посредничество во взяточничестве", т.е. непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Наказывается посредничество штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

В Китае эта мера предусмотрена с 1997 г. в ст. 392 УК КНР "Посредничество при даче взятки государственному служащему", но при отягчающих обстоятельствах. По Закону КНР это преступление наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом.

По УК РФ посреднику, до начала судебного преследования по своей инициативе рассказавшему о факте посредничества при даче взятки, наказание может быть смягчено либо он может быть освобожден от наказания.

По мнению авторов, штраф окажется более значимой мерой воздействия, чем лишение свободы. Но это не означает, что взяточников перестанут сажать. Выходит, что у судей будет выбор: либо отправлять осужденного за решетку и назначать большой штраф. Либо оставлять на свободе, но штраф в таком случае будет просто громадным. Плюс - судимость, что само по себе пятно в биографии. И поста, естественно, чиновник тоже лишится.

В Китае, конечно, ответственность за взяточничество более жесткая, чем в России. Китай является мировым лидером по числу выносимых и приводимых в исполнение смертных приговоров. Так, по данным правозащитных организаций, в 2009 г. в Китае планировалось казнить около 5 тыс. человек. По различным данным, ежегодно в КНР приводят в исполнение от 2 до 7 тыс. смертных приговоров. Это подтверждается, к примеру, фактом того, что 60-летний Ли Пейинг был признан виновным во взяточничестве, растрате и присвоении чужого имущества. По данным следствия, он получил взяток на 26,6 млн. юаней ($3,9 млн.) и присвоил более 82 млн. юаней ($12 млн.) государственных средств. Ли был осужден в феврале, его казнь состоялась после того, как Верховный суд Китая отклонил апелляцию осужденного 15 июля 2009 г.

Также в 2009 г. бывший глава китайской нефтяной группы China Petroleum and Chemical Group, более известной как Sinopec, Чэнь Тунхай приговорен к смертной казни за взяточничество <11>. Об этом сообщается без указания деталей.

<11> URL: http:/ussian.xinhuanet.com. Официальное китайское информагентство "Синьхуа" (дата обращения: 05.05.2011).

Подводя итог вышеизложенному, нельзя не заметить, что борьба со взяточничеством в Китае не пустой звук; в России же есть скептики, которым идея наказывать рублем не нравится. Однако у слова "откупиться", которое иногда произносят критики нового Закона <12>, все же несколько иной смысл. Избежать расплаты вряд ли удастся: для выплаты штрафа дается несколько месяцев, вовсе не вся жизнь. Если штрафник не уложится в срок, наказание могут заменить тюрьмой. Теперь разграничиваются возможности наказания и вводится альтернативная ответственность.

<12> О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции (принят ГД ФС РФ 20.04.2011): Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ (документ опубликован не был).

Теперь дело только за практикой применения новой штрафной нормы <13>.

<13> Там же.

Такие меры наказания, как штраф, лишение свободы за взяточничество, являются высшей мерой. В Китае, напротив, высшей мерой является - казнь. Но российская уголовная политика направлена на либерализацию ответственности. Вместе с тем становится очевидным, что успех в борьбе со взяточничеством, помимо политической воли высшего руководства страны, требует необходимых институциональных изменений во всем государственном механизме, поэтому возможность использования опыта КНР в борьбе со взяточничеством для России может иметь вполне положительную динамику для развития правового государства и профилактики, противодействия преступности.