Мудрый Юрист

"Нам такие не нужны". Как помочь бывшему осужденному найти свое место в жизни

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД России, г. Москва.

Один из сложнейших вопросов для бывших осужденных - трудоустройство и получение стабильного заработка. Ведь мало у кого сохранились какие-то сбережения, а возможности вернуться на прежнее место работы нет. Наиболее благоприятная ситуация у совершивших преступление в сфере предпринимательской деятельности, у них материальные, социальные связи не потеряны или легко восстанавливаются. Но их число невелико, гораздо больше тех, кого никто не ждет и кому неясно, на что он будет жить.

Основа реабилитации

Не так давно освободившийся из мест лишения свободы гражданин вообще не мог трудоустроиться, даже несмотря на имеющееся образование и квалификацию. Действовала негласная установка не брать на работу таких лиц. Даже трудовым мигрантам, так называемым гастарбайтерам, работодатели доверяли больше. Бывший заключенный оставался со своими проблемами один на один и чаще всего снова оказывался в исправительном учреждении, совершая новое преступление.

Следует отметить, что сегодня наше государство пытается следовать мировым стандартам и в обращении с заключенными, и в последующей реабилитации и социальной адаптации бывших осужденных. Поэтому в части реабилитации бывших осужденных многое поменялось.

Появилось значительное число общественных организаций и специализированных центров, которые следят за соблюдением прав вышедших на свободу граждан, начали действовать и приносить результаты региональные программы по ресоциализации и социальной адаптации бывших заключенных, работают горячие линии и телефоны доверия. Однако без общего для всех субъектов РФ закона "О социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания" ситуация кардинально не изменится, так как нет единых стандартов, регламента. Кроме того, в настоящее время не определена ответственность должностных и иных лиц за нарушение и несоблюдение прав бывших заключенных.

Несомненно, что трудоустройство - основа процесса социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Труд не только создает материальную базу и является источником средств существования, но и расширяет круг общественно полезных связей, формирует личность. Трудовая занятость - это одно из основных условий возвращения бывших освобожденных к нормальной жизни в условиях свободы.

По данным исследований, среди лиц, совершивших повторные преступления, не работало 66%, были частично включены в трудовую деятельность 33%, то есть 99% рецидивистов имели неполные общественные связи в сфере труда. Как видим, чем менее человек вовлечен в сферу труда, тем выше вероятность совершения им преступления.

Право на труд - одно из важнейших экономических прав человека. Оно признано в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948), ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст. 1 Европейской социальной хартии (1996) и в других международных документах.

В Конституции РФ установлено, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (п. 3 ст. 37).

Кроме того, Всеобщая декларация прав человека (1948) в ст. 23 провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд; каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы.

Статья 1 Европейской социальной хартии предусматривает право на труд, для обеспечения эффективного осуществления которого необходимо:

Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966), каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 6).

Таким образом, право на труд продекларировано во многих международных источниках права. Это является базисом, на котором каждое государство, ратифицировавшее эти документы, должно строить свою систему ценностей.

Исправление через труд

Хотелось бы отметить еще один международный правовой акт, где труду уделено значительное внимание, - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (далее - Правила). Они были приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955) и одобрены Экономическим и социальным советом в Резолюциях 663 C(XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977.

Данный документ, несомненно, представляет интерес в связи с тем, что каждое из содержащихся в нем правил применимо и к российской пенитенциарной системе.

Пункт 71 Правил обращения с заключенными устанавливает:

Согласно п. 72 Правил организация и методы работы в исправительных заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные приучались к условиям труда на свободе. Интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства.

Интересным является положение, что руководство промышленным и сельскохозяйственным производством в исправительных заведениях лучше всего возлагать на само тюремное управление, а не на частных подрядчиков. Кроме того, заключенные, выполняющие работу, не контролируемую заведением, должны находиться под постоянным наблюдением сотрудников последнего. За исключением случаев, когда заключенные выполняют работу для других правительственных учреждений, работодатели должны выплачивать заведению полные ставки заработной платы, полагающейся за соответствующую работу, учитывая при этом производительность труда заключенных.

В соответствии с правилами техники безопасности и охрана здоровья свободных рабочих должны применяться и в исправительных заведениях.

В случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний заключенным следует выплачивать компенсацию. Условия этой компенсации должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для вольных рабочих.

Пункт 75 Правил определяет, что максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом или на основе административных постановлений, с учетом местных правил и обычаев в области условий труда свободных рабочих. Вместе с тем рабочее время следует распределять таким образом, чтобы заключенные имели по крайней мере один день отдыха в неделю и располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их перевоспитания.

За свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы (п. 76 Правил). В соответствии с этой системой заключенные должны иметь возможность расходовать по крайней мере часть заработанных ими денег на приобретение дозволенных предметов личного обихода и посылать часть своих заработков семье.

Эта система должна также предусматривать, что часть заработанных заключенным денег остается на хранении администрации, которая передает ему эти сбережения в момент его освобождения.

Кроме отношения к труду в указанных Правилах особое внимание уделяется общению с внешним миром и опеке после освобождения. Так, согласно п. 79 Правил особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон.

С самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения.

Правительственные или другие органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны там, где это возможно и необходимо, заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением (п. 81 Правил).

Аккредитованные представители таких учреждений должны иметь возможность посещать тюремные заведения и заключенных в них лиц. С ними следует консультироваться о перспективах дальнейшей жизни заключенных с самого начала срока их заключения. Желательно, чтобы работа такого рода учреждений централизировалась или координировалась в пределах возможного, с тем чтобы обеспечить максимально эффективное использование их работы.

Как видим, основные постулаты по социальной адаптации бывших заключенных были сформулированы более полувека назад. Многие государства, следуя названным Правилам, успешно реабилитируют бывших преступников. В России это направление только набирает обороты, и стоит надеяться, что в скором времени будут видны реальные результаты.

Сначала - профобучение

По статистике, среди поступающих в учреждения уголовно-исправительной системы более 80% не имеют профессиональных и трудовых навыков либо утратили их, а у почти 50 тыс. осужденных отсутствует обязательное основное общее образование.

Это свидетельствует о необходимости организации в исправительных учреждениях профессионального обучения, создания в ее производственных подразделениях условий для привития и развития трудовых и профессиональных навыков. Особенно важно формировать у осужденных уверенность, что они способны удовлетворять свои потребности законными способами, конкурировать на рынке труда после освобождения.

Несмотря на то что о создании системы социальной адаптации для бывших заключенных говорится уже около 10 лет, до сих пор лишь в ряде регионов в порядке эксперимента пытались создать систему первоочередного трудоустройства бывших осужденных, включая организацию специализированных бирж труда.

По данным МВД России, в первом полугодии 2011 года из 633,5 тыс. лиц, освободившихся из мест лишения свободы, трудоустроиться смогли лишь 99,4 тыс., то есть каждый шестой.

Надо отметить, что далеко не все бывшие заключенные спешат найти работу, и это тоже затрудняет реабилитацию. При этом, по данным российских судов, число рецидивных преступлений в последние годы возросло и достигает почти 40% от всех совершаемых.

В связи с этим вопрос о необходимости стимулирования предпринимателей, которые готовы трудоустроить бывших осужденных, в том числе с возможным предоставлением налоговых льгот, также является весьма актуальным. Получить профессию заключенные могли бы, еще отбывая наказание, в создаваемых при колониях центрах трудовой адаптации и производственных мастерских.

Именно за этим обязана следить служба занятости, которая должна перестроить свою работу в отношении отбывших наказание лиц, создавая для них базы данных рабочих мест, а также более плотно взаимодействовать с администрациями исправительных учреждений, информируя о вакантных рабочих местах для бывших заключенных и о требуемых специальностях.

Конечно, и предпринимателям нужны гарантии в отношении бывшего заключенного, которого предлагается трудоустроить. Поэтому, например, возможно создание информационного портала, где готовящийся к освобождению заключенный сможет связаться с будущим работодателем. Кроме того, через этот портал работодатель смог бы получать сведения о возможном работнике и рекомендации от администрации исправительного учреждения. Далее представитель работодателя совместно с психологом может лично встретиться с готовящимся к освобождению заключенным, чтобы в процессе беседы сформировать определенное мнение. Естественно, что такой гражданин должен быть сам заинтересован в получении работы и должен быть готов пройти тест, определяющий правдивость его слов. Начать эту систему трудоустройства можно было бы с лиц меньшей степени риска - с бывших заключенных колоний общего режима и колоний для несовершеннолетних.

К сожалению, говорить о поголовном трудоустройстве бывших заключенных не приходится, так как в эпоху мирового экономического кризиса, который до сих пор продолжается, теряют работу и затрудняются ее найти даже несудимые люди с высшим образованием и большим профессиональным опытом. Однако проблему решать все равно необходимо.

Как вариант целесообразно рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование бывшим заключенным, желающим заниматься фермерством, а также вопрос об упрощенной процедуре предоставления им целевых кредитов на строительство жилого дома и покупку необходимой сельхозтехники. Конечно, все это также потребует разработки соответствующих программ и механизмов их реализации, включая и основной вопрос о государственных закупках произведенной такими хозяйствами продукции. Представляется, что эта продукция будет востребована, особенно в условиях непростой экономической ситуации.

Итак, цели намечены и пути понятны, дело за малым - правильно соединить все позитивные начинания и закрепить регламент действий в законе "О социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания". В заключение отметим: очевидно то, что только совместными усилиями можно переломить сложившуюся ситуацию, дав шанс оступившимся, но искупившим вину стать нормальными гражданами общества.