Мудрый Юрист

Формы кодификации *

<*> Chashin A.N. Forms of codification.

Чашин Александр Николаевич, председатель коллегии адвокатов Магаданской области "Дальневосточная".

В статье автором обращается внимание на полиморфизм такой законотворческой деятельности, как кодификация. В качестве форм кодификации выделяются: классическая, ускоренная и непрерывная кодификация, а также рекодификация. Рассматривается содержание деятельности законодателя в рамках каждой из выделенных форм.

Ключевые слова: систематизация законодательства, кодификация, рекодификация, кодекс, кодификационный нормативный правовой акт.

The author of the article draws attention to polymorphism of such law-making activity as codification. As forms of codification the author points out: classical, accelerated and continuous codification and also re-codification; and also considers contents of activity of legislator within the frames of each of the said forms.

Key words: systematization of legislation, codification, code, codification normative legal act.

На сегодняшний день можно констатировать незавершенность теоретического осмысления такого законотворческого процесса, как кодификация законодательства. Несмотря на то что такое понятие, как кодификация, применительно к нормативным правовым актам широко употребляется как в общей теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках, до настоящего времени отечественные авторы не пришли к согласию относительно ее форм.

Одной из основных характеристик любого явления объективной действительности является научная классификация его форм. Не является исключением и кодификация законодательства. Несмотря на зрелость теоретических основ кодификации, юридическая наука до настоящего времени обходит стороной вопросы наличия форм кодификации. В большинстве отечественных специализированных исследований отмечается, что кодификация есть форма систематизации законодательства, но о том, что кодификация, в свою очередь, может реализовываться в различных формах, упоминается чрезвычайно редко.

В итоге складывается представление о том, что кодификация нормативных правовых актов есть явление низко вариативное, а следовательно, не гибкое. На самом же деле законодатель, в зависимости от стоящих перед ним и ждущих решения конкретных задач, может использовать несколько форм кодификации нормативных правовых актов.

В качестве критерия для классификации форм кодификации следует выделить деятельность законодателя, ее содержание. По предложенному критерию можно выделить следующие формы кодификации нормативных правовых актов.

Во-первых, это классический вариант кодификации законодательства, который представляет собой именно то, что каждый юрист привык понимать под рассматриваемым термином. Это "форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания" <1>. При классической кодификации законодатель заменяет единым кодификационным нормативным правовым актом действующее разрозненное законодательство с переработкой последнего. Ярким примером классической кодификации является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <2>, который вобрал в переработанном виде Положения, ранее закрепленные в Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" <3>, Законе РФ от 15 июля 1992 г. N 3303-1 "О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" <4>, Законе РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге РФ" <5> и др.

<1> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002. С. 304.
<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<3> ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 46. Ст. 1543.
<4> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 34. Ст. 1972.
<5> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 4.

Во-вторых, отдельной формой кодификации является деятельность законодателя, при которой действующий, но устаревший кодификационный нормативный правовой акт заменяется новым. При этом объем нормативного регулирования сохраняется, так как в новый кодификационный акт не включаются никакие законы, кроме отменяемого устаревшего кодификационного акта. В качестве примера этого вида кодификационной деятельности можно привести Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <6>, вобравший в себя в переработанном виде все уголовное законодательство, ранее состоявшее из Уголовного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г.) <7>. Относительно наименования этого вида кодификации в юридической теории встречаются расхождения. Так, В.Н. Барсукова именует эту форму кодификации "кодификацией в широком смысле" <8>, противопоставляя ее "кодификации в узком смысле", под которой указанный автор понимает деятельность законодателя, которую мы выше назвали классической формой кодификации. При первичном подходе к разработке проблем систематизации законодательства нами эта форма кодификации была названа перекодификацией, а классическая форма - первичной кодификацией <9>. Автор исходил из того, что кодификация есть первоначальное сведение в единый кодификационный нормативный правовой акт положений разрозненного законодательства, а замена одного кодекса другим - это не что иное, как перекодификация. Лингвистические правила такой вариант обработки термина допускают (ср.: стройка - перестройка, делать - переделать и проч.). Однако в дальнейшем мы пришли к выводу о необходимости отказаться от термина "перекодификация". Дело в том, что европейская правовая наука уже давно и довольно успешно для обозначения рассматриваемой формы кодификации использует термин "рекодификация". Так, профессор юридического факультета университета Монпелье (Франция) Р. Кабрияк под рекодификацией понимает замену одной кодификации другой, т.е. повторную кодификацию там, где речь уже не идет о собирании в единый кодекс разрозненных правовых норм <10>. В примечании переводчик труда Р. Кабрияка, профессор Л.В. Головко, специально разъясняет для читателя переводимый термин, обращая внимание на отсутствие аналога в российском научном обороте <11>. Можно констатировать, что западная наука широко использует термин "рекодификация", он является устоявшимся и не нуждается в специальных разъяснениях в англо-, франко- и италоязычной юридической литературе <12>. Поэтому считаем полезным распространение научного опыта наших иностранных коллег, являющегося в этой части передовым, касательно использования в отечественной научной традиции термина "рекодификация" для обозначения рассмотренной формы кодификации. Термин "рекодификация" стал появляться на страницах отечественной юридической литературы с конца 2010-х гг. <13>.

<6> СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
<7> Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 497.
<8> Барсукова В.Н. Технология структурирования кодификационных актов Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2010. С. 17; Она же. Систематизация законодательства и ее влияние на структурирование кодификационных актов // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. N 2. С. 198 - 199.
<9> См. об этом: Чашин А.Н. Теория юридической систематизации. М.: Дело и Сервис, 2010. 208 с.
<10> Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. М.: Статут, 2007. С. 78 - 79.
<11> Там же. С. 79.
<12> См., например: Murillo M.L. The evolution of codification in the civil low legal systems: towards decodification and recodification // URL: http:// www.law.fsu.edu/ journals/ transnational/ vol11_1/ murillo.pdf; E.M. Meijers and the Recodification of the Dutch Civil Code after World War II: Renewal's Only Victory? // URL: http:// www.chavannes.net/ assets/ meijers.pdf; Normand S. Le Code civil et l'identite // Du Code civil du Quebec. Contribution a l'histoire immediate d'une recodification reussie. Montreal, 2005. P. 619 - 655.
<13> См.: Блинков О.Е. Рекодификация российского гражданского права // Наследственное право. 2009. N 3. С. 3; Серова О.А. К вопросу о классификации юридических лиц // Нотариус. 2010. N 2. С. 11; Барков А.В. Легализация правовой модели социального (семейного) узуфрукта: достоинства и недостатки // Гражданское право. 2010. N 1. С. 26; Елисеев Р.А. Зарождение и развитие науки международного уголовного права // Международное публичное и частное право. 2009. N 6. С. 43 - 44.

Третьей формой кодификации являются действия законодателя по созданию нового кодификационного нормативного правового акта, сводящего в себя разрозненные законы, но без их кардинальной переработки. Это, по французской терминологии, "ускоренная кодификация" <14>. Ускоренная кодификация - это "процедура, которая направлена на отмену актов, являющихся объектом кодификации, с их заменой единым актом без какого-либо изменения самих правовых норм, содержащихся в таких актах" <15>. Ускоренная кодификация несет в себе огромный методологический потенциал, она позволяет в относительно короткие сроки добиться систематизации законодательства на уровне кодификационного нормативного правового акта. К сожалению, в отечественном законотворческом процессе такая форма кодификации практически не применяется.

<14> См.: Magnin S. La codification du droit communautaire // AJDA, 1997. P. 678 ets.
<15> Methode de travail acceleree en vue d'une codification officielle des texts legislatifs // Journal Officiel des communautes europeennes, N C 43/41, 20 fevrier 1995, art. 1.

И последней, четвертой формой кодификации являются действия законодателя по постоянному исправлению и дополнению ранее принятого кодификационного нормативного правового акта. Условием использования такой формы кодификации является наличие наряду с кодификационным нормативным правовым актом некодифицированного нормативного материала. Р. Кабрияк для обозначения этого явления применяет термин "непрерывная кодификация" (codification a droit constant) <16>. Этот термин получил широкое распространение в западной теоретической литературе <17>, поэтому считаем целесообразным использовать его и в российской юриспруденции. Работа по непрерывной кодификации предполагает постепенное "приращение" к телу кодекса отдельных законов. Логическим завершением непрерывной кодификации является полное сведение всех положений определенной отрасли законодательства в единый кодификационный нормативный правовой акт. В нашей стране в качестве примера непрерывной кодификации можно назвать Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), первая часть <18> которого введена в действие с 1 января 1999 г., однако кодификация налогового законодательства до настоящего времени не закончена: законодателем по мере разработки принимаются отдельные части или главы НК.

<16> Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. М.: Статут, 2007. С. 83, 89 - 90.
<17> См.: Suel M. Essai sur la codification а droit constant. Precedents, debuts, realisation. 2eme edition, fevrier 1995. Paris: Journal Officiel, 1997. 296 p.
<18> СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.

В итоге можно резюмировать следующее. Кодификация по своей природе есть явление полиморфное. Современное развитие законодательной техники в своем инструментарии содержит, кроме классической формы кодификации, ускоренную и непрерывную кодификации, а также рекодификацию. Необходимо обратить внимание, что на практике использование "чистых" форм кодификации - явление редкое, потому как неоправданное. Современному законодателю удобно и выгодно в зависимости от складывающейся конъюнктуры смешивать различные формы кодификации. Так, например, с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <19> (далее - КоАП РФ) утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. <20> (далее - КоАП РСФСР). Замена одного отраслевого кодекса другим - это, без сомнения, рекодификация. Но КоАП РФ вобрал в себя не только переработанные положения КоАП РСФСР, но и все разрозненное и многочисленное административно-деликтное законодательство. Это уже классическая кодификация. Поэтому здесь имеет место смешанный вариант кодификации административного законодательства, включающий классическую кодификацию и рекодификацию. Приведенный выше пример с НК РФ содержит как классическую кодификацию (принятие первой части НК РФ, впервые кодифицировавшей налоговое законодательства), так и непрерывную кодификацию (последующее дополнение НК РФ второй частью, а также отмена, замена и введение в его структуру новых глав).

<19> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<20> Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909.

С уверенностью можно сказать, что понимание и умелое использование различных форм кодификации, особенно в их грамотном и оправданном внешними и внутренними факторами взаимном сочетании, позволит на необходимом уровне кодифицировать законодательство любого современного государства.