Мудрый Юрист

Тюремно-благотворительная деятельность в связи с историей учреждения общества попечительного о тюрьмах (1819 - 1879 гг.) *

<*> Alekseev V.I. Prison-charity activity in connection with history of establishment of the society of ministering prisons (1819 - 1879).

Алексеев Василий Иванович, доцент кафедры теории и истории государства и права института ИГП ТГУ.

В статье рассматривается филантропический и исправительный элементы российской пенитенциарной политики. Тюремно-благотворительная деятельность направлена на улучшение условий отбывания исполнения наказания, обеспечение ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: филантропический период пенитенциарной политики, попечение об арестантах, арестантский труд, духовно-нравственное воздействие на арестантов, принципы пенитенциарной науки, пенитенциарно-педагогическая деятельность тюремной администрации.

The article considers philanthropy and correctional elements of the Russian penitentiary policy. Prison-charity activity is directed to improvement of conditions of serving punishment, ensuring resocialization of convicts.

Key words: philanthropy period of penitentiary policy, ministering prisoners, prisoner's labor, moral impact on prisoners, principles of penitentiary science, penitentiary-pedagogy activity of prison administration.

Начало филантропического периода в России связано с приездом в Россию (1817 г.) члена Лондонского тюремного общества Вальтера Венинга, а затем его брата Джона с предложением образовать в России "попечительное о тюрьмах общество". По мнению С.Л. Гайдук, Общество сыграло заметную роль в становлении русской тюремной системы.

По проекту купца Венинга в 1819 г. было учреждено Попечительное о тюрьмах общество, с представлением президента общества князя А.Н. Голицина и приложением списков членов названного общества, открывшего в 1822 г. свои местные комитеты. На Попечительном о тюрьмах обществе в связи с предполагаемыми преобразованиями тюремной части лежали следующие обязанности:

  1. установить бдительный надзор за арестантами, с тем чтобы эта обязанность лежала на членах комитета общества, которые должны были следить не только за содержанием арестантов, но и за их нравственностью;
  2. разделить заключенных не только по полу, возрасту и категориям преступлений, но и по степени нравственного падения;
  3. религиозно-нравственное воспитание предлагалось им как средство исправления. Запретить употребление вина, игру в карты, в кости;
  4. введение обязательного труда в тюрьмах;
  5. заключение в уединенное место, в особые кельи наиболее строптивых <1>.
<1> Второй международный тюремный конгресс. СПб., 1878; Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. СПб., 1880. С. 14.

Представители филантропии не ограничивались влиянием на ум и сердце заключенных религиозными и школьными предметами и физическим трудом, а шли дальше, стараясь смягчать тяжесть их заключения самыми разнообразными способами.

Образованное впервые Общество попечительное о тюрьмах было призвано к выполнению задач чисто филантропических, чуждых целям правительственной власти. Оно организовано было как учреждение совершенно частное, безо всякого вмешательства органов государственного управления. В итоге таких устремлений к приобретению власти общество с изменением самого устава в 1851 г. получило значение официального учреждения. В соответствии с новым Уставом вице-президентами Общества становились начальники губерний, епархиальные архиереи: директором - губернский прокурор и т.п. В 1855 г. Общество было присоединено к Министерству внутренних дел. Министр внутренних дел стал по должности его президентом.

Таким образом, все усилия филантропических обществ были направлены на улучшение гигиенических условий тюрьмы, организацию тюремного труда, духовно-религиозное воздействие на арестантов. Подобная филантропическая деятельность только и возможна была в начале тюремной реформы. Она была направлена на улучшение положения заключенных, облегчение их участи. Задача эта была в высшей степени важной, и только при выполнении ее можно думать о правильной системе мер, которая поставила бы дело тюремной реформы на уголовно-политическую почву.

Принципиальное значение осуществления пенитенциарной политики филантропического периода состоит в том, чтобы раскрыть необходимость и закономерность, ей свойственные, и определить условия, средства, пути их реализации. Функциональный аспект пенитенциарной политики обладает тем своеобразием, при котором обеспечивается выполнение функций, направленных на динамичное развитие системы, и ее проведение тем успешнее, когда тенденция закономерных связей элементов права в законодательстве имеет высокую степень вероятности.

В связи с вышеизложенным огромная роль в обеспечении условий исполнения наказания принадлежала элементу филантропическому. В частности, в Санкт- Петербургской экспериментальной исправительной тюрьме в распоряжении попечительства были суммы от пожертвований частных лиц и образовавшиеся от заработанных арестантами денег, а также подлежащие передаче попечительству из Санкт-Петербурга комитета общества попечительного о тюрьмах <2>.

<2> Прянишников М.Ф. Лишение свободы как наказание исправительное. СПб., 1872. С. 19.

Тюремно-благотворительная деятельность была направлена на то, чтобы арестантские работы имели обязательный характер. Элемент обязательности арестантских работ становится основой преобразования исправительных учреждений. Отсюда следует, что роль попечительства стала исключительно приоритетным направлением в пенитенциарной политике. Трудовое использование осужденных предполагает исправить преступника, давая ему возможность впоследствии заниматься честным трудом.

Попечение об арестантах в зарубежных тюремных системах имело широкое распространение, чтобы ни один из содержащихся в пенитенциарном учреждении не оставался праздным. Уголовная и пенитенциарная политика филантропического периода выдвигает в качестве программы исправление арестантов трудовыми повинностями. Снижение уровня административно-правового воздействия на арестантов при применении тюремного труда есть тот желаемый эффект в ходе пенитенциарно-педагогической деятельности в местах лишения свободы. К работе в местах заключения там привлекали высококвалифицированных и дорого оплачиваемых работников. Работу тюремного ведомства облегчают различные тюремные общества.

Теоретическим разработкам в области исправительно-трудового воздействия на осужденных в европейских тюремных системах уделяется достаточно большое внимание. Е. Бумке отмечает, что при более глубоком проникновении в сущность арестантского труда он является не только работой мускулов и духа, но и работой души <3>. "Труд, который помогает заключенному удовлетворить свои нужды, превращает вора в послушного рабочего" <4>.

<3> Bumke E. Deutshe Gefangniswessen. Berlin, 1928. S. 17.
<4> Herrmann W. Das hamburgische Jugendgefangniss "Hahnoefersand". Mahnheim. Berlin. Leipzig, 1926. S. 36.

В. Герман считает, что если работа должна стать средством воспитания, то надо предположить, что заключенный должен испытывать удовольствие и ощущение потребности в нем. В духе радости от труда, в духе понимания "социального долга" заключенный совершенствует свое мастерство и когда в его необходимости никто не сомневается, только тогда он "получает статус этического понимания окружающими" <5>. Считается нецелесообразным использовать тюремный труд в цепях, для которого могли быть привлечены обычные граждане <6>.

<5> Benney Mark. Gaol Delivery. London; New-York; Toronto, 1835.
<6> Фуко М. Указ. соч. С. 355.

Отечественный опыт по вопросу о применении арестантского труда вобрал в себя много из того, к чему пришла европейская и мировая пенитенциарная практика. Он стал принципом пенитенциарной науки, а потому вызывает необходимость глубокого и всестороннего изучения. М. Фуко в связи с этим считает, что "работа должна быть религией тюрем". Вопрос о привлечении лиц, содержащихся под стражей, к труду неоднократно обсуждался на международных тюремных конгрессах начиная с конца XIX столетия. Установлено, что праздный образ жизни в местах лишения свободы наносит большой вред психике и нравственности заключенных. Кроме того, государство несет убытки от их содержания. В беседах со стороны священнослужителей и Общества попечительного о тюрьмах пропагандировалась идея о том, что от тюремных работ арестант получает тройную пользу: привычку к труду, обучение какому-либо ремеслу и денежное вознаграждение.

Пристальное внимание члены тюремных комитетов уделяли религиозно-нравственному воздействию на осужденных. Благодаря их усилиям и пожертвованиям во многих местах заключения империи были открыты церкви. В 1865 г. построены и освящены церкви при тюремных замках: Уфимском, на пожертвования отдельных меценатов; Княгинском - Нижегородской губернии и Устюжском - Новгородской губернии. В отчетном году всех арестантов говело 37395 человек, но из них не удостоились Святого Причастия 2044 человека. Стараниями и заботливостью духовных лиц присоединено к Святой Православной церкви 125 человек, в том числе 36 раскольников, и 89 других вероисповеданий <7>.

<7> Извлечение из отчета Общества попечительного о тюрьмах за 1865 год. СПб., 1887. С. 10.

Для духовенства комитетом Общества попечительного о тюрьмах в 1841 г. были разработаны темы для бесед с заключенными, "правила для назидания ссыльных в Сибирь, об обязанности веры и нравственности, во время следования их к месту заключения". Правилами духовенству предписывалось вести беседы с заключенными с должным человеколюбием, простотою, остерегаться говорить с ними унижающе и оскорбительно. Главный смысл пенитенциарной политики филантропического периода сводится к нравственно-воспитательному воздействию на осужденных, благотворительности, в какой бы форме она ни проявлялась. Так, в комбинации духовно-нравственного воздействия на арестантов, арестантского труда возникает юридическая конструкция - пенитенциарно-педагогическая деятельность в местах лишения свободы.

Особенность исполнения наказания состояла в том, что попечение заключенных и их исправление, по мнению филантропов, могли быть эффективны только в зависимости от благотворительной деятельности. Филантропический элемент в тюремной политике получил свое отражение на организационно-правовом уровне. В 1853 г. Общество состояло из 58 мужских комитетов, 16 женских отделений и 332 мужских уездных отделений. При этом капитал Общества в 1853 г. получил прибавление на 181115 руб. 20 коп. Из них выделено на вещевое снабжение - 19283 руб., улучшение тюрем - 45131 руб., на жалованье и пособие смотрителям, священнослужителям - 61551 руб. <8>.

<8> Извлечение из отчета Общества попечительного о тюрьмах за 1853 год. СПб., 1854. С. 6.

В названном отчете его составители отмечают, что в 1853 г. по сравнению с прежними годами не было увеличения арестантов. В отчете, кроме того, присутствует оптимистический прогноз о том, что ожидается их значительное уменьшение. М.Н. Гернет пишет, что данные отчеты Общества являются важным источником, в которых ежегодно публиковались сведения по тюремному вопросу в России. При этом он указывал, что правдивость и полнота сведений о состоянии мест заключений в отчетах были ограничены цензурой и другими условиями <9>.

<9> Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1. С. 333.

Более успешно функционировали дамские тюремные комитеты, которым удавалось привлечь в свою среду лиц, серьезно и горячо относящихся к своим обязанностям. Прежде всего, проявлялась забота о детях ссыльных родителей. Дети ссылаемых в Сибирь, не имеющие отношение к вине родителей, должны были иметь возможность заменить одежду, получить необходимую помощь.

Из Приказа о ссыльных в течение 1855 г. через Тобольск проследовало от 600 до 700 детей, которые снабжены были одеждой. Выяснено состояние здоровья малолетних <10>.

<10> Тобольские губернские ведомости. 1857. N 5.

В дальнейшем с введением института губернских инспекций права Общества подвергались некоторому ограничению в отношении распоряжения отпускаемыми комитетам и отделениям обществ казенными суммами. При постановке проблемы изучения пенитенциарной политики филантропического периода методологическая нагрузка падает на обнаружение противоречий и их разрешение. Разумеется, вопрос о философском уровне методологии в исследовании пенитенциарно-педагогического воздействия как приоритетного направления в исполнении наказания имеет существенное значение для формирования стратегии пенитенциарной политики.

В пенитенциарной политике филантропического периода проявляет себя противоречие между целями исправления преступников и средствами их достижения, между созданием условий пребывания в исправительном заключении, духовно-нравственного воздействия и точным соблюдением режимных требований исправительного учреждения. В модели будущих правоотношений в местах лишения свободы между их субъектами складываются две противоположности: улучшение участи заключенных и точное соблюдение правил тюремного режима.

Изучение конкретных ситуаций по формированию необходимых условий для юридического и нравственного исправления показало, что филантропы, творцы этой системы, в конце концов должны были убедиться и в страшной дороговизне ее, и в недостижении поставленных задач. Следовательно, филантропический период в истории развития тюрьмы хотя и ставил такие амбициозные задачи, как цели наказания, исправление арестантов, установление тюремной дисциплины, но их решение откладывалось на более отдаленную перспективу. Пенитенциарный характер тюрьмы - это практика применения изоляции, которая построена на тюремном труде, нравственном исправлении и имеет управленческий характер. На практике в дореформенный период это не проводилось и можно часто наблюдать смешение понятий благотворительности и пенитенциарной деятельности общества.

Таким образом, если в XVIII в. принцип актуализации как логический прием познания объекта исследования находил свое разрешение лишь в формальном закреплении в проектах, планах, то в первой половине XIX в. реализуется духовно-нравственная задача воспитания, формируются элементы пенитенциарно-педагогической деятельности в исправительных учреждениях. Благотворительность стала первым шагом к улучшению содержания арестантов, повышению роли исправительного и филантропического элементов в тюремной политике.