Общая характеристика нормативно-правовой базы функционирования советской судебной системы 50 - 70-х годов XX в. *
<*> Trufanov S.V. General characteristics of normative-law base of functioning of soviet judicial system of 1950s - 1970s.Труфанов Сергей Васильевич, аспирант Юго-Западного государственного университета.
В настоящей работе автором дается общая характеристика нормативно-правовой базы функционирования советской судебной системы 50 - 70-х годов XX в. на основе историко-правового анализа действовавшего законодательства и последовательно вносимых в него изменений, обусловивших в своей совокупности судебную реформу 1950-х гг.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, судебная система, Конституция СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР, Верховный суд СССР, народные суды, военные трибуналы, транспортные суды.
The present article gives general characteristics of normative-law base of functioning of Soviet judicial system of 1950s - 1970s on the basis of historical-law analysis of the legislation of that time and changes which were consistently introduced into it and which conditioned judicial reform of 1950s.
Key words: normative-law base, judicial system, Constitution of the USSR, Edict of the Presidium of eth Supreme Soviet of the USSR, Supreme Court of the USSR, people's courts, military tribunals, transport courts.
Общий анализ нормативно-правовой базы функционирования судебной системы, на наш взгляд, должен быть неотъемлемой частью исследования деятельности этой системы на том или ином историческом этапе ее развития. Обусловлено это тем, что работа судов представляет собой практическую реализацию содержащихся в законах установлений и правил, а основным фактором, определяющим конкретно-историческую специфику отправления правосудия, является регулирующее данную деятельность законодательство.
В силу вышесказанного, для создания теоретической основы изучения опыта работы советских судебных органов в 1950 - 1970-е гг., как наименее исследованный период отечественной истории XX столетия, считаем целесообразным рассмотреть нормативно-правовую базу функционирования этой системы и дать ее научно обоснованное описание.
Особенностью судебной системы на протяжении всего периода существования СССР было то, что она подвергалась достаточно частым преобразованиям. Эти преобразования оформлялись принятием новых правовых актов, устанавливающих иные правила отправления правосудия. Для Советского Союза вообще были характерны частые правовые реформы, которые затрагивали, разумеется, и судебную власть.
В исследуемый период модель судебной системы, образованная в результате реформы 50-х годов XX в., существовала в относительно неизменном виде. Нижняя граница обозначенного периода определяется второй половиной 1950-х гг., так как в это время были приняты базовые судоустройственные и процессуальные законы, составившие основу правового регулирования функционирования судебной власти. Верхняя граница - 1979 - 1980 гг., поскольку именно тогда были приняты акты, существенно обновившие правовую базу отправления правосудия в соответствии с общей правовой реформой, обусловленной принятием Конституции СССР 1977 г. <1>.
<1> Свод законов СССР. М., 1990. Т. 3. С. 14.Созданная еще во второй половине 1930-х гг., система судебных органов действовала в соответствии с Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20.08.1926, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27.11.1930 "О железнодорожных линейных судах", Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.06.1934 "Об организации водных транспортных судов и водной транспортной прокуратуры", а также Конституцией СССР от 05.12.1936 и Законом от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик".
При этом Конституция СССР 1936 г., являвшаяся основой всей правовой системы государства, содержала в себе главу IX "Суд и прокуратура". Суду были посвящены статьи со 102 по 112. В них провозглашались базовые принципы советского правосудия и перечислялись судебные органы, его осуществлявшие. Для более детального регулирования судебной деятельности был принят вышеназванный Закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик". Его можно считать основным правовым актом в области судоустройства СССР, так как он, в соответствии с общими принципами Конституции, регулировал практически все значимые аспекты организации судебной системы. Остальные же из вышеперечисленных нормативно-правовых актов регламентировали функционирование специальных судов, к которым относились транспортные суды и военные трибуналы. Эти суды рассматривали только дела об уголовных преступлениях, за исключением случаев, когда они были расположены на территориях, где не действовали никакие другие судебные органы.
Самая значительная, на наш взгляд, судебная реформа в СССР началась в первой половине 1950-х гг. и получила логическое завершение принятием в начале 1960-х гг. законов о судоустройстве и судопроизводстве отдельных союзных республик. Преобразования судебной системы продолжались около десяти лет, осуществлялись на фоне общественно-политических изменений "хрущевской оттепели" и фиксировались более чем в 20 общесоюзных нормативно-правовых актах и соответствующем законодательстве республик.
Причинами, послужившими основанием реформы, можно считать объективную историческую необходимость в совершенствовании реализации функции отправления правосудия (судебный аппарат был чрезвычайно раздутым, громоздким в управлении, институты кассационного и надзорного обжалования были не сбалансированы, необходимость существования специальных органов со временем отпала), а также политические события в стране после смерти И.В. Сталина. Считаем возможным согласиться с мнением ряда авторов о том, что в период острой борьбы за власть в стране после смерти И.В. Сталина часть партийно-государственной элиты для ослабления позиций и уменьшения политического влияния очень сильного конкурента Л.П. Берии организовала свертывание огромного репрессивного аппарата и ослабление спецслужб, им возглавляемых <2>. Высшее руководство страны в тот момент уже отказалось от масштабной репрессивной деятельности, огромный судебно-следственный аппарат в силу нестабильности политической ситуации и острого противостояния политических лидеров сам представлял большую опасность для многих из них. Кроме того, он являлся основной опорой Л.П. Берии. В силу этого его политическими противниками организовывалось реформирование судебно-следственного аппарата, направленное на сокращение его численности, уменьшение полномочий, ликвидацию специальных органов. В данном контексте происходила и реформа суда. Поэтому, на наш взгляд, смерть И.В. Сталина и последующие политические события подтолкнули судебную реформу, хотя довольно острая необходимость преобразования системы юстиции назрела и без того, так как существовавшая на тот момент ее модель изжила себя и больше не соответствовала правовой действительности и потребностям общества и государства.
<2> См., например: Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века. М.: Дрофа, 2005. С. 697, 698, 704; Пыжиков А.В. Внутрипартийная борьба и эволюция системы власти (1953 - 1957) // Вестник РАН. 2001. N 3. С. 246 - 247; Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 года // Вопросы истории. 1996. N 5 - 6. С. 56.24 июня 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об объединении водных транспортных судов и линейных судов железнодорожного транспорта в единые транспортные суды. Однако компетенция их осталась неизменной - рассмотрение дел о преступлениях на транспорте.
11 сентября того же года Президиумом Верховного Совета СССР принимается Указ "Об изменении подсудности военных трибуналов", которым существенно ограничивался перечень дел, которые они имели право рассматривать. В дальнейшем в их компетенции оставят только дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. Дела же об особо тяжких государственных преступлениях будут переданы на рассмотрение в общие суды, за исключением дел о шпионаже. Дела о диверсиях, терактах, измене родине и других преступлениях против государства, ранее рассматривавшихся трибуналами, становятся подсудны общим судам.
Кроме того, очень многочисленные военные трибуналы войск МВД СССР в 1953 г. вообще были ликвидированы.
В том же году было ликвидировано Особое совещание при Министерстве внутренних дел СССР - орган, хотя и не являвшийся судебным, но фактически наделенный чрезвычайными полномочиями по рассмотрению уголовных дел и привлечению к уголовной ответственности, т.е. осуществлявший судебную власть.
Либерализация судебной системы была продолжена принятием 14 августа 1954 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей". В советский период, особенно во время сталинского правления, государство уделяло гораздо больше внимания вопросам уголовной юстиции, нежели гражданской. При этом особенностью судебной системы было сокращение возможностей обжалования и пересмотра приговоров. Однако в соответствии с названным Указом и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 г. в порядке надзора вступившие в законную силу приговоры могли быть опротестованы прокурорскими работниками и председателями судов в президиумы, образуемые во всех судебных органах, кроме судов первой инстанции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г. <3> была ощутимо урезана компетенция народных судов в области гражданской юрисдикции. Из их ведения были изъяты дела по спорам между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями на сумму до ста рублей. Впредь такие споры будут рассматриваться в административном порядке вышестоящими по отношению к должникам органами.
<3> Ведомости ВС СССР. 1955. N 5. Ст. 116.24 мая 1955 г. было утверждено новое Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с этим актом роль прокурорских работников понималась не только как карательно-репрессивная, но и как направленная на обеспечение законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и на осуществление надзора за деятельностью и решениями в том числе судебных органов.
Логическим продолжением ликвидации Особого совещания при МВД СССР, трибуналов войск МВД СССР и минимизации подсудности военных трибуналов стало окончательное восстановление нормального порядка рассмотрения и расследования уголовных дел по некоторым государственным преступлениям. 19 апреля 1956 г. был отменен Протокол Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" и Постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. "О внесении в действующие уголовно-процессуальные кодексы изменений". Фактически это означало завершение периода крупномасштабных репрессий. Исключительный порядок расследования и рассмотрения дел о государственных преступлениях, предполагавший сокращенный срок вручения копии обвинительного заключения, невозможность кассационного обжалования и вообще репрессивную деятельность как таковую, отменялся.
10 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон об отнесении к ведению отдельных республик принятие законодательства об устройстве судов этих республик и организации в них судопроизводства. Этим Законом были внесены соответствующие изменения в п. "х" ст. 14 Конституции СССР 1936 г. В соответствии с этими изменениями центральные общесоюзные органы власти имели право устанавливать для всего Союза только основы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве. Отдельные же союзные республики получали полномочия по самостоятельному законодательному регулированию судопроизводства и судоустройства на своей территории. Однако союзные республики в силу реально существующих властеотношений на деле самостоятельных правовых систем не образовывали, их законодательство повторяло положения общесоюзного.
12 февраля 1957 г. объединенные в 1953 г. транспортные суды после продолжительной дискуссии вообще ликвидировались, так как их дальнейшее существование было признано нецелесообразным.
В продолжение курса на усиление Верховных судов союзных республик и их нижестоящих судов 12 февраля 1957 г. принято новое Положение о Верховном суде СССР <4> и внесены изменения в ст. ст. 104 и 105 Конституции СССР. Данное Положение существенным образом уменьшало полномочия Верховного суда СССР. Теперь он не мог вмешиваться в рассмотрение дел, минуя Верховные суды союзных республик, имел право рассматривать в порядке судебного надзора только приговоры и решения Верховных судов союзных республик как судов первой инстанции, постановления президиумов Верховных судов союзных республик лишь в случаях их противоречия союзному законодательству и нарушения интересов других союзных республик. Позже, 3 июня 1957 г., Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление "О структуре аппарата Верховного Суда СССР", дополнявшее Положение от 12 февраля.
<4> Ведомости ВС СССР. 1957. N 4. Ст. 84.Однако наиболее важные нормативно-правовые акты, закрепившие создание новой модели судебной системы, были приняты 25 декабря 1958 г. К ним относятся Законы СССР об утверждении "Положения о военных трибуналах" <5>, Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик <6>, Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик <7>, а также Закон СССР "Об изменении порядка выборов народных судов" <8>, внесший изменения в Конституцию, и Закон СССР об утверждении вышеназванных Указов Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября и 20 декабря 1958 г. Данные правовые акты составляли основу нормативного регулирования судоустройства и судопроизводства в СССР. После их принятия были утверждены указы Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1959 г. и от 19 января 1961 г., в соответствии с которыми целый ряд правовых актов признавались утратившими силу. Не действующими были объявлены в том числе и многие из вышеприведенных актов, оформлявших судебную реформу 1950-х гг. Это было обусловлено не отказом от закрепленных в них подходов, а скорее технико-юридическими причинами: вместо огромного множества актов было принято несколько воспринявших и воспроизводящих их положения. После этого законы, положения которых были продублированы во вновь принятых, отменялись.
<5> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 14.<6> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 15.
<7> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 12.
<8> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 13.
Позже, 8 декабря 1961 г., были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
После принятия общесоюзных основ судоустройства в соответствии с ними отдельные республики принимали свои судоустройственные и процессуальные законы, окончательно оформившие их судебные модели.
Таким образом, судебная система СССР 1950 - 1970-х гг. была образована в результате масштабной реформы. Законодательство, регулировавшее отправление правосудия, принималось на двух уровнях - общесоюзном и республиканском. Последнее действовало только в пределах принявшей его союзной республики и должно было развивать положения законов, принятых центральными органами и действовавших на всей территории СССР. Основу правового регулирования функционирования советской судебной системы в период 50 - 70-х годов XX в. составили утвержденные 25 декабря 1958 г. Положение о военных трибуналах, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, а также Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные 8 декабря 1961 г.