Мудрый Юрист

Теоретические и прикладные положения психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности *

<*> Georgadze M.S. Theoretical and applied provision s of psychological support of informational-propaganda activity.

Георгадзе Михаил Суликович, преподаватель Одинцовского филиала Московского психолого-социального университета, кандидат педагогических наук, доцент.

В статье раскрываются основные результаты исследования проблемы повышения результативности управления социальными представлениями целевых аудиторий на основе разработки концепции психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности силовых ведомств.

Ключевые слова: социальные представления целевых аудиторий, психологическое обеспечение информационно-пропагандистской деятельности, ценностно-позитивный дискурс-строй военно-профессиональной тематики.

The article reveals fundamental results of research of the problem of improvement of efficiency of management of social ideas of purpose-oriented groups on the basis of working out of conception of psychological support of informational-propaganda activity of law-enforcement agencies.

Key words: social ideas of purpose-oriented groups, psychological support of informational-support activity, value-positive discourse-system of military-profession topic.

Процесс активного освоения общественностью традиционных и инновационных инструментариев массовой коммуникации актуализирует деятельность субъектов, осуществляющих всестороннее информирование широких масс. Ведь все больше от качества данной работы зависит позитивность общественного мнения о конкретных лицах, занимающих ключевые управленческие посты, а также крупных организациях и даже ведомствах. В итоге доминирующие в общественном сознании образы о таких социальных объектах во многом определяют их имидж.

С точки зрения современной психологии процесс массовой коммуникации понимается как информационно-пропагандистская деятельность социального субъекта по созданию и распространению политической и иной информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов [10]. Как профессиональная сфера она представляет собой деятельность по связям с общественностью или "паблик рилейшнз". Сегодня связи с общественностью - это одна из функций управления организацией (ведомством) в сфере массовых коммуникаций. Данная деятельность направлена на создание и поддержание доброжелательных отношений с широкой общественностью, взаимодействующими структурами. Главная ее цель - развитие благоприятных условий для обеспечения позитивного отношения масс к деятельности организации, гармонизации и согласования взаимных интересов [6]. Исходя из этого представители структур по связям с общественностью и журналисты призваны совместно решать задачу по обеспечению результативной массовой коммуникации на основе установления двусторонних отношений.

Как свидетельствует практика, результативность информационно-пропагандистской деятельности во многом зависит от степени учета структурами по связям с общественностью социально-психологических факторов, тенденций, оказывающих влияние на процесс массовой коммуникации, а также разработанности и задействования социально-психологических методов, методик и технологий, позволяющих повысить результативность информационно-пропагандистских действий. Иными словами, информационно-пропагандистская деятельность объективно нуждается в соответствующем психологическом обеспечении.

В связи с этим актуальность научно-психологического исследования результативности информационно-пропагандистской деятельности обусловлена следующими обстоятельствами:

В то же время формирование теории и практики психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности (ПО ИПД) является естественным процессом и закономерным результатом развития психологии в условиях информационного общества. Об этом свидетельствует существенное возрастание научного интереса в психологии к проблемам информационно-пропагандистской деятельности и психологического обеспечения. Только по информационно-пропагандистской тематике защищена 41 диссертация, из них до 1990 г. - 8, с 1991 по 2011 гг. - 33, среди которых 9 докторских. По проблемам психологического обеспечения с 1988 г. защищено 45 диссертаций, среди которых 21 докторская и 24 кандидатских (см. рис.).

19-
18+ #
17+
16+
15+
14+ +
13+
12+
11+ *
10+
9+
8+ +*
7+
6+ + <>
5+
4+ +
3+ #
2+ #*
1+ #
0L
1969 - 1980 1981 - 1990 1991 - 2000 2001 - 2011
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ <> Докторские диссертации по информационно-пропагандистской тематике ¦
¦ + Кандидатские диссертации по информационно-пропагандистской тематике ¦
¦ * Докторские диссертации по психологическому обеспечению ¦
¦ # Кандидатские диссертации по психологическому обеспечению ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. Динамика повышения научного интереса к информационно-пропагандистской проблематике и тематике психологического обеспечения

Анализ научно-теоретических основ современного понимания социально-психологических механизмов функционирования сферы массовой коммуникации дает основания опираться на методологию социокогнитивного подхода как интеграционного научного взгляда на способ познания природы общественных образований [1, 4, 5, 11]. При этом, руководствуясь принципами деятельностного подхода и социального детерминизма, определено, что теория социальных представлений является наиболее адекватным способом операционализации при изучении феноменов информационно-пропагандистской деятельности. В качестве основной категории, раскрывающей сущность образований в общественном сознании под влиянием ПО ИПД, избрано понятие "социальное представление целевой аудитории".

Как видно, настоятельная потребность системного использования в информационно-пропагандистской деятельности научно обоснованных психологических рекомендаций предопределила необходимость решения научной проблемы, которая заключается в повышении результативности управления социальными представлениями целевых аудиторий на основе разработки концепции ПО ИПД.

Рассмотрение теоретико-методологических подходов к решению научной проблемы способствовало выявлению психологического аспекта информационно-пропагандистской деятельности, который заключается в том, что это деятельность структур по связям с общественностью, организующих информационно-психологические мероприятия в сфере массовой коммуникации, направленные на управление социальными представлениями целевых аудиторий. В свою очередь, процесс управления социальными представлениями целевых аудиторий включает следующие компоненты: формирование в общественном сознании новых установок к социальным объектам; укрепление сложившегося в общественном сознании отношения к социальным объектам; коррекция существующих социальных установок общественности о социальном объекте.

Психологический анализ этапов развития информационно-пропагандистской деятельности позволил выявить основные тенденции, актуализирующие проблему психологического обеспечения в данной области: усложнение индивидуального и общественного сознания целевых аудиторий; усиление роли и места информационно-пропагандистского влияния на личность и социальные группы; технологизация применения психологических знаний в информационно-пропагандистской деятельности.

Изучение специфики сложившейся практики задействования достижений психологии при решении задач по освещению деятельности силовых ведомств государства позволило установить, что психологическое обеспечение информационно-пропагандистской деятельности представляет собой системно, функционально и технологически организованные действия специалистов структур по связям с общественностью, психологического обеспечения и воспитательной работы, которые способствуют результативности осуществления ведомственных информационно-пропагандистских мероприятий за счет целенаправленного и комплексного использования потенциала психологической науки, ее средств и методов.

Теоретико-методологический анализ проблемы позволил также определить, что детерминанты ПО ИПД образуют совокупность внешних и внутренних факторов. Внешним фактором выступают информационно-пропагандистские сообщения, сконструированные с учетом психологических и социальных составляющих процесса социального познания, а внутренним - интериоризируемые целевыми аудиториями социальные представления о деятельности социальных объектов. При этом социальные представления целевых аудиторий о деятельности силовых ведомств характеризуются как сложные, интегрированные, многоуровневые социально-психологические образования в виде специфической формы знания об объективных реалиях ратного труда, содержание, функции и воспроизведение которых социально обусловлены массовой информацией, субъективным и коллективным опытом, который позволяет фиксировать определенную позицию по отношению к затрагивающим аудиторию отдельным событиям, складывающимся ситуациям и организации в целом. Адекватность данных социально-психологических образований обусловлена ценностно-позитивным дискурс-строем массовой коммуникации по военно-профессиональной тематике, конструируемым на основе психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности силовых ведомств.

На основании вышеназванных положений было сформулировано теоретическое предположение о возможной взаимосвязи ПО ИПД и действенности процесса управления социальными представлениями целевых аудиторий о силовых ведомствах. В интересах эмпирической аргументации выдвинутого предположения были разработаны следующие основные показатели, подтверждающие наличие данной взаимосвязи.

  1. Системность убеждающего влияния информационно-пропагандистских материалов военно-профессиональной тематики.
  2. Адекватность социальных представлений целевых аудиторий о силовых ведомствах, образованных в процессе информационно-пропагандистского влияния.
  3. Степень задействования структурами по связям с общественностью силовых ведомств социально-психологического инструментария при осуществлении информационно-пропагандистских мероприятий.

Эмпирическое исследование начиналось с оценки психологических характеристик информационно-пропагандистских сообщений, которая проводилась посредством определения информационных предпочтений респондентов и дальнейшего анализа выявленных наиболее востребованных материалов средств массовой коммуникации (СМК), отражающих деятельность силовых ведомств. Исследование предпочтений целевых аудиторий в сфере массовой коммуникации было осуществлено методом массового опроса, который позволил провести систематизацию актуальных для аудитории элементов и характеристик информационных сообщений СМК, оказывающих наиболее сильное информационно-психологическое влияние. В опросе приняли участие 2997 респондентов, из них 2150 сотрудников силовых ведомств и 847 гражданских респондентов (жители Мурманска и Владивостока - 473 чел., студенты Московского психолого-социального института - 217 чел. и Российского государственного социального университета - 157 чел.). Таким образом, были охвачены представители двух целевых аудиторий - кадровые ресурсы силовых ведомств и социальная база поддержки государственной политики в военной сфере.

Для изучения социально-психологических характеристик аудитории использовался разработанный автором опросник "Персональная медиакарта". В ходе опроса удалось выявить распределение предпочтений респондентов по основным источникам информации: на первом месте телевидение (19,6 %) и Интернет (19,5 %), затем радио (15,5 %), кино (15,4 %), печать (15,3) и литература (14,7 %). Как видно, все типы СМК, при некоторой разнице, достаточно востребованы современной аудиторией, в то же время наблюдается определенное лидерство электронных СМК.

Такое распределение предпочтений по типам СМК можно объяснить рядом технологических достижений последних лет в данной области. Явное лидерство телевидения постепенно замещается распространением сети Интернет (наиболее заметный скачок произошел за счет развития беспроводных сетей) <1>. Возвращение популярности радио произошло за счет стремительного роста в стране числа пользователей личным автотранспортом и включения радиоприемника в функции сотового телефона.

<1> По данным Регионального общественного Центра интернет-технологий, в Российской Федерации в 2010 г. доля официально зарегистрированных пользователей сети Интернет составила 42 миллиона человек.

Наиболее востребованными телеканалами являются "ОРТ" (65,9%), "Россия-1" (49,1%) и "НТВ" (35,9%), достаточно велика доля телеканалов "ТНТ" (20,9%), "СТС" (10,4%), "Спорт" (9,8%) и "Звезда" (9,5%). Среди радиостанций наибольшей популярностью пользуются "Русское радио" (19,2%), "Европа+" (16,1%), "Динамит БМ" (15,9%), "Ретро БМ" (9,7%) и "Маяк" (7,6%). Стоит отметить, что респондентами было указано большое количество телеканалов и радиостанций (24 телевизионных канала и 23 радиостанции). Это говорит об усложнении сферы массовой коммуникации, что повышает значимость социально-психологического мониторинга каналов СМИ при осуществлении ПО ИПД.

Предпочтения по видам и тематике кинофильмов распределились следующим образом: художественные - 50,6%, документальные - 29,7%, анимационные - 19,7%, патриотические - 38,7%, фантастические - 35,1%, исторические - 26,2%. Учитывая высокий уровень предпочтений аудитории к документальным фильмам и наличие большой доли современного контента историко-патриотической тематики, можно предположить, что такого рода документальное кино - весьма действенный информационно-пропагандистский материал. Данное предположение подтвердилось примерами документальных фильмов, приведенных респондентами в опросниках.

Предпочтения респондентов по интернет-ресурсам распределились между поисковыми системами yandex.ru - 48,5%, google.ru - 45,2%, rambler.ru - 19,2% и mail.ru - 10,2%. В области печатной продукции большей популярностью пользуются газеты "Московский комсомолец" - 19,5%, "Российская газета" - 15,6%, "Комсомольская правда" - 13,1%, "Аргументы и факты" - 12,3%, "Красная звезда" - 5,6%, "Зарубежное военное обозрение" - 5,2% и журналы "Братишка" - 9,8%, "Ориентир" - 5,2%, "Пограничник" - 3,7%. Всего было указано 33 периодических печатных издания. Среди литературных произведений большей популярностью пользуются художественные - 51,9%, публицистические - 25, %, научные и научно-популярные - 23%, по тематике литературы выбор распределился так: историческая - 36,4%, фантастическая - 31,9 %, патриотическая - 31,7%.

Выявление соотношения различных типов коммуникативного влияния информационно-пропагандистских сообщений центральных печатных СМИ проведено с помощью методики контент-анализа. Временной промежуток анализируемых материалов составил семь лет (2003 - 2010 гг.). Контент-анализ показал, что каждый из видов СМК, ориентируясь на интересы аудитории, использует разнообразные типы коммуникативного влияния, при этом доминирует доля сообщений общего распространения, затем идет специфическое распространение, и незначительная часть материалов представлена пропагандой. В то же время контент-анализ позволил установить, что в центральных СМК имеют место информационно-психологические акции по формированию негативных представлений о деятельности силовых органов. Так, из 240 изученных материалов 132 относятся к позитивным, 79 имеют нейтральную направленность и 29 отрицательную.

Методом дискурс-анализа информационно-пропагандистских материалов выявлялись традиционные смысловые компоненты содержания произведений, характеризующие специфические конвенциональные значения поля представления о деятельности силовых ведомств [2, 3]. Для достижения данной цели автором проанализировано 70 отечественных художественных фильмов военно-профессиональной тематики, из которых 57 снято в советский период и 13 - в наши дни.

Выявление коннотативных значений информационно-психологического влияния военных телевизионных программ ("Служу Отчизне!" - "ОРТ", "Военная программа Александра Сладкова" - "Россия-1", "Марш-бросок" - "ТВЦ", "Смотр" - "НТВ", "Военная тайна" - "РЕН ТВ", "Служу России!" - "Звезда") на аудиторию кадровых ресурсов пограничных органов осуществлялось с использованием методики Л.В. Матвеевой, Т.Я. Аникеевой, модифицированной автором [9]. Основу методики составляют биполярные шкалы семантического дифференциала, сгруппированные по следующим категориям: содержательная ценность, глубина эмоционального впечатления, эффективность языка сообщения, коммуникативная позиция авторов. Результаты, полученные в ходе тестирования, показали, что наиболее значимые показатели относятся к категории "содержательная ценность" - 361 балл, затем следуют "эффективность языка сообщения" - 331, "глубина эмоционального впечатления" - 257 и завершает "коммуникативная позиция авторов" - 156. При этом позитивные оценки в основном отмечены по категории "содержательная ценность", по остальным категориям имелись отрицательные мнения. Следовательно, в контенте военно-профессиональной направленности для целевой пограничной аудитории главную ценность составляет собственно тематика данных передач. Вторичными являются средства представления военно-тематического контента и глубина эмоциональных впечатлений. Авторская компетентность играет меньшую роль в информационно-психологическом влиянии военных телевизионных передач, возможно, ввиду образовавшейся за последние годы большой дистанции между гражданскими корреспондентами (ведущими, редакторами) и представителями профессионального сообщества военных.

С целью изучения социальных представлений целевых аудиторий о деятельности силовых ведомств использовались методика свободного приписывания характеристик и стандартизированный опрос. Последовательное применение избранных количественных и качественных методик сбора эмпирического материала позволило раскрыть содержание социальных представлений целевых аудиторий о деятельности силовых ведомств. Основные критерии представленности данных социально-психологических образований среди аудиторий кадровых ресурсов и социальной базы поддержки были разработаны по характеристикам, соответствующим категориям "информация", "поле информации" и "социальная установка". В целом данные по оценкам типичных признаков, характеризующих своеобразие деятельности силовых ведомств (коэффициенты позитивных ответов) [12] по результатам опроса респондентов, представлены в таблице.

Таблица. Оценки типичных признаков, характеризующих своеобразие деятельности силовых ведомств по результатам опроса военнослужащих и гражданских респондентов

n=112

------------------------------T--------T---------T--------T------------T--------¬
¦ Типичные признаки, ¦ Офицеры¦ Курсанты¦ Рядовой¦ Гражданские¦ Общ. ¦
¦характеризующие своеобразие ¦ ¦ ¦состав ¦респонденты ¦данные ¦
¦деятельности силовых ведомств¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+---------+--------+------------+--------+
¦ 1. Положительные образы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦известных личностей, ¦ 73,730 ¦ 62,783 ¦ 59,935 ¦ 56,199 ¦ 63,1619¦
¦деятельность которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦связана с военной службой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+---------+--------+------------+--------+
¦ 2. Развитость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессиональных компетенций ¦ 46,468 ¦ 64,142 ¦ 67,443 ¦ 85,976 ¦ 66,0074¦
¦военнослужащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+---------+--------+------------+--------+
¦ 3. Устойчивые стремления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦военнослужащих к выполнению ¦ 55,514 ¦ 65,372 ¦ 67,055 ¦ 82,825 ¦ 67,6917¦
¦служебного долга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+---------+--------+------------+--------+
¦ 4. Качество совместных ¦ 51,921 ¦ 68,867 ¦ 68,220 ¦ 81,976 ¦ 67,7459¦
¦действий подразделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по решению служебных задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5. Специфика видов военной ¦ 74,102 ¦ 62,460 ¦ 62,006 ¦ 88,553 ¦ 71,7803¦
¦службы и решения служебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦задач в различных регионах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6. Конкретные примеры из ¦ 46,344 ¦ 62,524 ¦ 63,236 ¦ 66,463 ¦ 59,6421¦
¦опыта решения служебных задач¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+---------+--------+------------+--------+
¦ 7. Исторически ¦ 71,499 ¦ 85,113 ¦ 82,330 ¦ 79,980 ¦ 79,7306¦
¦сформировавшаяся символика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+--------+---------+--------+------------+---------

Основываясь на сформулированных выше предположениях и опираясь на полученные эмпирические данные, автором разработана модель психологического обеспечения информационно-пропагандистских мероприятий (ПО ИПМ), включающая систему функционально взаимосвязанных элементов, составляющих последовательную реализацию этапов: социально-психологической диагностики; социально-психологического влияния; оценки и коррекции социально-психологического инструментария. На каждом из этапов решаются определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются содержание, формы и методы информационно-пропагандистской деятельности.

Этап социально-психологической диагностики включает изучение сложившейся практики освещения деятельности силовых ведомств и социально-психологических характеристик целевых аудиторий; выработку выверенного социально-психологического замысла реализации ИПМ и прогноз его результатов; подбор методов убеждающей коммуникации; определение социально-психологического рейтинга каналов СМИ; социально-психологическую экспертизу уровня авторитета и надежности коммуникаторов; социально-психологический прогноз своевременности информационного повода; разработку и совершенствование социально-психологических рекомендаций по организации и осуществлению делового сотрудничества в сфере общественных связей.

Этап социально-психологического влияния предполагает: психологическое сопровождение осуществляемых информационных действий; изучение выходящих материалов СМИ и социально-психологических реакций целевых аудиторий в процессе их восприятия; консультационную работу по коррекции информационных действий с учетом выявленных тенденций осуществляемого социально-психологического влияния.

Этап оценки и коррекции социально-психологического инструментария предусматривает: изучение результативности осуществленного социально-психологического влияния на социальные представления целевых аудиторий; определение целесообразности осуществленных информационных действий и их психологического сопровождения; доработку методических средств ПО ИПМ.

Основными методами, применяемыми на этапах ПО ИПМ, являются контент-анализ, дискурс-анализ материалов СМИ и интернет-ресурсов, анкетные опросы, фокус-группы, психологический анализ интернет-форумов, психологическое консультирование руководителей и специалистов по связям с общественностью.

Проведенная научно-исследовательская работа позволила разработать концепцию психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности силовых ведомств, представляющую собой научно обоснованный замысел применения социально-психологического инструментария в процессе осуществления информационно-пропагандистских мероприятий, нацеленных на управление социальными представлениями целевых аудиторий о деятельности силовых ведомств. Она определяет основную идею и подходы к совершенствованию деятельности должностных лиц, направленные на повышение действенности по линии общественных связей. В основе концепции ПО ИПД находится авторская идея об информационно-психологическом конструировании символов и образов в материалах средств массовой коммуникации, адекватно отражающих реалии военной службы и актуализирующих, посредством рационально-прагматического и эмоционально-когнитивного контекста сообщений, потребность аудитории в ценностно-позитивной социальной идентификации силовых ведомств.

Согласно концепции ПО ИПД благодаря целенаправленному и комплексному использованию потенциала социально-психологической науки, ее средств и методов создаются необходимые условия для выработки ценностно-позитивного дискурс-строя по военно-профессиональной тематике, который представляет собой совокупность выстроенных символов и образов в материалах СМИ, призванных посредством социально ориентированного, рационально-прагматического и эмоционально-когнитивного контекста в сочетании с яркими харизматическими примерами личностей военнослужащих, целостно реализовавшихся в профессиональной сфере, содержательно отражать военно-служебную деятельность с целью конструирования в сознании реципиентов определенной системы значений, способствующей достижению заданного инициатором социального консенсуса в информационном поле относительно образа силовых ведомств.

Уточнение и доработка модели ПО ИПМ и положений концепции ПО ИПД проводились в ходе формирующего эксперимента, включавшего:

Апробация авторской модели и концепции в процессе формирующего эксперимента способствовала выработке приоритетных направлений развития ПО ИПД, к которым относятся: 1) совершенствование деятельности специалистов психологического обеспечения по социально-психологической диагностике целевых аудиторий и информационной среды, включающее комплекс исследовательской работы, необходимой для выработки достоверных данных, используемых при разработке замысла, прогнозирования результатов, конструирования информационной модели, а также ее коррекции в ходе проведения ИПМ; 2) организация психологического консультирования при подготовке и проведении ИПМ, представляющая собой научно-рекомендательную основу конструирования ценностно-позитивного дискурс-строя по военно-профессиональной тематике в рамках ИПМ; 3) разработка и совершенствование социально-психологического инструментария, применяемого в ходе осуществления ИПМ, предполагающая создание и доработку методик, технологий, а также программ, повышающих действенность ИПМ.

Таким образом, проведенное исследование способствовало систематизации научных знаний о сущности психологического обеспечения информационно-пропагандистской деятельности, что позволило раскрыть содержание его основных компонентов, включающих комплекс исследовательско-прогностической работы, целенаправленного социально-психологического влияния на субъект и объект деятельности, а также разработки и доработки методик и технологий по данному направлению психологической науки.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: МПСИ, 1999. 416 с.
  2. Георгадзе М.С. Аналитический обзор исследований психологических проблем функционирования средств массовой информации // Вестник университета. М.: Гос. ун-т управления, 2009. N 20 (58). С. 20 - 23.
  3. Георгадзе М.С. Современные методы исследования психологических проблем в сфере функционирования средств массовой коммуникации // Мир образования - образование в мире. 2010. N 1 (37). С. 139 - 143.
  4. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях, преступниках, жертвах и о работниках правовых институтов: Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. 264 с.
  5. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: Монография. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. 400 с.
  6. Калиберда Е.Г Связи с общественностью. М.: Логос, 2004. 144 с.
  7. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных конфликтах: Дис. ... д-ра психол. наук. М.: Военный ун-т МО России, 1998. 355 с.
  8. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 1999. С. 257. 416 с.
  9. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Молчанова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2004. 316 с.
  10. Психология массовой коммуникации / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2008. 254 с.
  11. Социальная психология / Под ред. С. Московичи; пер. с фр. Т. Смолянской. СПб.: Питер, 2007. 592 с.
  12. Abric J.-Cl. Lanotion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Ginqueme coference international sur les representations sociales. Montreal, 2000. P. 87 - 88.