Мудрый Юрист

Противодействие преступности на современном этапе: основные тенденции и детерминанты *

<*> Valeev T.A. Counteraction of criminality at the contemporary stage: tendencies and determinants.

Валеев Тахир Абдулхамитович, соискатель Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний.

В статье представлена структура и динамика преступности в современной России, которые во многом предопределяют формы и методы противодействия преступности. Авторы рассматривают функциональный механизм противодействия преступности в условиях административной реформы в России, уделяя при этом особое внимание субъектам этой деятельности.

Ключевые слова: динамика преступности, противодействие преступности, функциональный механизм противодействия преступности в условиях административной реформы, субъекты противодействия преступности.

This article has a presentation of structure and dynamism of criminality in modern Russia those which mostly predetermine forms and methods of crime counteraction. The authors of the article throw light upon the functional mechanism for counteraction to criminality in conditions of administrative reform in Russia, however paying special attention to the subjects of this activity.

Key words: crime dynamism, counteraction to criminality, functional mechanism for counteraction to criminality in conditions of administrative reform, subjects of counteraction to criminality.

Одним из факторов, определяющих политику России в сфере противодействия преступности, является ее уровень и динамика. Так, в январе - августе 2011 г. зарегистрировано на 8,8% преступлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе зарегистрированных сократилась с 26,9% до 25,9%. Вместе с тем на 15,7% выросло количество зарегистрированных преступлений террористического характера, 39,3% расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, 19,0% - в состоянии алкогольного опьянения, 5,1% - несовершеннолетними или при их соучастии.

Структура преступности в России выглядит следующим образом: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование - 2,4%; кража - 41,7%; мошенничество - 6,5%; грабеж, разбой - 6%; хулиганство - 0,2%; присвоение либо растрата - 1,8%; прочие - 41,4.

Криминальная ситуация в России требует возрождения и повышения роли ранее активно используемых и положительно себя зарекомендовавших субъектов в борьбе с преступностью.

Правоохранительные органы призваны стать инициаторами возобновления деятельности добровольных дружин, общественных пунктов охраны порядка, других самодеятельных формирований. Необходимо обращать внимание граждан на то, что в условиях роста преступности, усиления ее негативных тенденций их участие в профилактике преступлений - важное средство укрепления правопорядка, обеспечения безопасности общества. Мировой опыт доказывает, что при пассивности населения общество не может претендовать на спокойствие, несмотря на усилия правоохранительной системы. Кроме того, участие общественности в профилактической деятельности всегда ведет к позитивным изменениям криминогенной ситуации.

Противодействие преступности предполагает деятельность субъектов, объединенных в организационную структуру, образующую систему, состоящую из правоохранительных и иных органов, учреждений, общественных организаций, граждан.

Субъекты противодействия преступности состоят из двух основных категорий: 1) государственные и 2) негосударственные органы и организации. К субъектам предупредительной деятельности относятся также общественные организации, самодеятельные, добровольные формирования, в той или иной степени реализующие профилактические функции. Специфику задач и особенности профилактических мер определяют субъекты профилактики, их компетенцию и взаимодействие друг с другом, то есть систему предупреждения преступлений, выполняющую регулятивную, предупредительную, охранительную и воспитательную функции.

Деятельностью субъектов противодействия преступности является сложный и в значительной степени многоцелевой анализ их совокупности.

Безусловно, важным вопросом является функциональный механизм противодействия преступности, который, к сожалению, в теории практически не разрабатывался.

Общегосударственный характер противодействия преступности означает, что субъектами предупредительной деятельности в широком смысле слова являются все государственные и общественные организации, а также граждане, составляющие социальный многосубъектный механизм противодействия преступности. В рамках широкого понятия могут быть выделены субъекты предупредительной деятельности, для которых она является основной функцией.

Субъекты предупредительной деятельности определяются по их месту в системе, по отношению к их задачам, профилактическим функциям, которые могут быть внутренними и внешними, а также смешанными.

Многоуровневость субъектов предупредительной деятельности связана и с тем, что они дифференцируются по территориальному масштабу, отраслевой специфике к контингенту, профилактическое воздействие на который отнесено к их компетенции; по моменту начала и окончания воздействия; его задачам и методам.

Структура, динамика и география распространения преступности предполагает комплексное планирование предупредительной деятельности в целом и применительно к решению ее субъектами отдельных задач, организационные меры по обеспечению взаимодействия, четкое правовое определение функционально-организационного механизма, субъектов противодействия преступности, субординации их задач как единого механизма целостной системы.

Выделяют следующие цели деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности: 1) выявление, блокирование, устранение обстоятельств, могущих обусловливать совершение преступлений; 2) предупреждение реально возможных, в том числе готовящихся, преступлений и перехода на криминальный путь определенных лиц; 3) пресечение совершаемых преступлений; 4) выявление и устранение обстоятельств, уже способствовавших их совершению и могущих способствовать новым преступлениям; 5) предупреждение рецидива преступлений. Предупредительная деятельность правоохранительных органов осуществляется в значительной части на уровне специального предупреждения, вместе с тем в ряде случаев она представляет собой элемент решения задач общесоциального предупреждения, например, прокурорский надзор за исполнением законов обслуживает разработку таких мероприятий другими органами. Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов предупредительной деятельности является то, что осуществленные ими мероприятия по устранению криминогенных факторов предполагают обязательное включение других субъектов. Правоохранительные органы устанавливают нарушения закона и их причины, обстоятельства, могущие вызвать такие нарушения, и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит соответствующий комплекс социальных отношений.

В заключение отметим, что отличительной чертой правоохранительных органов как субъектов противодействия преступности является то, что их статусное положение содержит большой превентивный потенциал. Формы осуществления ими своей деятельности в той или иной степени включают в себя функции по предупреждению преступности.

Задачи различных субъектов правоохранительной системы имеют свою специфику, соответствующую определенному виду предупредительной деятельности, которая может быть направлена либо на профилактику правонарушений, либо на предотвращение преступлений или их пресечение. Сами условия существования того или иного правоохранительного органа требуют отдавать предпочтение соответствующему виду правоохранительной деятельности.

Литература

  1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  2. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М.: НОРМА, 2001.
  3. Антонян Ю.Н., Верещагин В.А., Винокуров С.И., Коимшвили Г.Ф. Преступность в федеральных округах России: Монография / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России, 2002.