Субъекты обеспечения неразглашения данных предварительного расследования *
<*> Blinova E.V. Subjects of ensuring of non-disclosure of information of preliminary investigation.Блинова Елена Владимировна, преподаватель кафедры предварительного расследования МосУ МВД РФ, майор полиции.
Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем, связанных с обеспечением неразглашения данных предварительного расследования. Автор анализирует правовое положение субъектов, призванных обеспечить безопасность данных предварительного расследования, а также иных лиц, получивших доступ к данным предварительного расследования в силу своих должностных обязанностей или иных обстоятельств.
Ключевые слова: предварительное расследование, данные предварительного расследования, неразглашение данных предварительного расследования.
The paper considers current problems associated with the provision of non-disclosure of data of the preliminary investigation. The author analyzes the legal status of the subjects to ensure data security of the preliminary investigation, as well as other persons granted access to the data of the preliminary investigation by virtue of their official duties or other circumstances.
Key words: a preliminary investigation, the data of the preliminary investigation, non-disclosure of data of the preliminary investigation.
Деятельность субъектов, уполномоченных законом обеспечивать недопустимость несанкционированного распространения данных предварительного расследования, имеет две цели. Во-первых, недопущение противодействия следствию, обеспечивающая функционирование такого принципа, как неотвратимость наказания; во-вторых - обеспечение безопасности, законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Следует определиться в вопросе о том, кто из участников уголовного процесса обязан обеспечивать и обеспечивает безопасность таких данных.
Прежде всего, отметим, что под субъектами в данном смысле понимаются участники уголовно-процессуальных правоотношений, обладающие соответствующими правами и обязанностями. Все государственные органы, юридические, должностные и физические лица, так или иначе связанные с производством по уголовному делу, вступают между собой в уголовно-процессуальные правоотношения, характеризующиеся тем, что они:
- регламентированы действующим уголовно-процессуальным законодательством;
- возникают и развиваются в рамках производства по конкретному уголовному делу;
- выражаются в наличии у участников правоотношений уголовно-процессуальной право- и дееспособности;
- предусматривают наличие у одной из сторон определенных прав, а у другой соответствующих им обязанностей <1>.
Правоотношения между субъектами, призванными обеспечить безопасность данных предварительного расследования, и участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами, получившими доступ к данным предварительного расследования в силу своих должностных обязанностей или иных обстоятельств, регламентируются нормами уголовного, уголовно-процессуального законодательства страны, а также нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере различных видов тайн.
В качестве субъектов, на которых возложена обязанность по обеспечению неразглашения данных предварительного расследования, ч. 2 ст. 161 УПК РФ называет следователя и дознавателя. Данный вывод базируется на том очевидном факте, что именно на указанных участников стороны обвинения возложена обязанность по предупреждению участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения данных предварительного расследования.
Однако дознаватель и следователь - не единственные участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, наделенные законодателем правом осуществлять предварительное расследование.
Из анализа положений УПК РФ следует, что руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Таким образом, рассматриваемое процессуальное понятие включает следующий широкий круг должностных лиц, перечень которых приведен в Приказе Следственного комитета при МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 10 "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов" (в редакции Приказов Следственного комитета МВД РФ от 16 апреля 2009 г. N 16, от 1 ноября 2010 г. N 52) <2>.
<2> Российская газета. 19.11.2010. N 5341.Пункт 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ предусматривает право руководителя следственного органа принимать уголовное дело к своему производству. В данном случае ему делегируются полномочия следователя.
Посредством упомянутых изменений в УПК РФ законодатель ввел такого нового участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания. Часть 2 ст. 40.1 УПК РФ предусматривает право начальника подразделения дознания возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. Таким образом, в срезе рассмотрения вопроса о принадлежности к кругу субъектов, обеспечивающих неразглашение данных предварительного расследования, понятия "начальник подразделения дознания" и "дознаватель" тождественны.
Из анализа норм действующего Уголовно-процессуального кодекса следует, что права и обязанности дознавателя приобретаются либо в силу служебного положения (издается приказ о назначении на должность дознавателя), либо в случае предоставления начальником органа дознания подчиненному сотруднику обязанностей дознавателя.
Обязанность по возбуждению уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнению неотложных следственных действий возлагается законодателем также на значительное число должностных лиц: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Из приведенного анализа законодательства следует вывод о том, что полномочия по обеспечению неразглашения данных предварительного расследования возлагаются на дознавателя, что подразумевает под собой целый круг должностных лиц, а именно: дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания; дознаватель - должностное лицо органа дознания, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания; начальник подразделения дознания; органы дознания (данные полномочия органа дознания фактически реализует начальник органа дознания), а также следующие должностные лица - капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Часть 1 ст. 37 УПК РФ называет прокурора должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Часть вторая указанной статьи конкретизирует полномочия прокурора, анализ которых, относительно предмета исследования, позволяет отнести прокурора к числу должностных лиц, обеспечивающих неразглашение данных предварительного расследования. Так, четвертый ее пункт предусматривает право прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. Кроме того, прокурор дает дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
Следователь согласно ст. 38 УПК РФ - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
К субъектам обеспечения неразглашения данных предварительного расследования, таким образом, следует относить: следователя, а также руководителя следственного органа. Названные должностные лица являются носителями обязанности обеспечения сохранения в тайне сведений, содержащихся в материалах уголовного дела.
Однако перечень субъектов обеспечения неразглашения данных предварительного расследования не был бы исчерпывающим без включения в него судьи, который имеет право принять решение о слушании дела в закрытом заседании в установленных законом случаях, вынося определение или постановление, в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения государственной или иной охраняемой законом тайны, интересов безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, а также в других случаях.
Кроме этого, судья вовлекается в сферу обеспечения тайны следствия, санкционируя избрание подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, принимая решение о продлении срока такого заключения, а также санкционируя обыски и выемки, с ходатайством о проведении которых выходят лица, непосредственно производящие расследование.
Как и во многих странах мира, в России публичное разбирательство дел в суде - гласность - является конституционным принципом. Публичный характер судопроизводства содействует достижению целей п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно справедливости судебного разбирательства.
Итак, к субъектам обеспечения неразглашения данных предварительного расследования, как показывает анализ федерального законодательства, следует относить: дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, прокурора, судью. Перечисленные должностные лица обеспечивают неразглашение участниками уголовного процесса данных предварительного расследования во исполнение возложенных на них служебных обязанностей.
Однако нельзя не отметить, что и участники уголовного судопроизводства вынуждены, со своей стороны, обеспечивать неразглашение данных предварительного расследования в силу обязанности, возложенной на них должностными лицами, производящими расследование, а также в силу личной заинтересованности. Особое внимание здесь привлекают две самые антагоничные процессуальные фигуры: потерпевший (его представитель) и подозреваемый (обвиняемый) (его защитник). Обе стороны имеют, в соответствии со ст. ст. 42, 45 и 46, 47, 49 УПК РФ соответственно, доступ к значительному объему данных предварительного расследования в процессе такого расследования, и практически всей их совокупности после его окончания.
Целями сохранения в тайне данных предварительного расследования являются защита личных тайн граждан, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, сведение к минимуму возможности противодействия расследованию, обеспечение законных прав и интересов граждан, в том числе их безопасности. Все они вполне совпадают с интересами потерпевшего (представителя потерпевшего), из чего можно сделать вывод - потерпевший в большинстве случаев будет являться субъектом обеспечения неразглашения данных предварительного расследования, заинтересованным в результатах такой деятельности настолько, насколько он заинтересован в торжестве правосудия, наказании виновных лиц и возмещении вреда, причиненного преступлением.
Могут ли подозреваемый, обвиняемый и их защитник также являться субъектом неразглашения данных?
С одной стороны, ст. 161 УПК РФ содержит указание на то, что данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя, и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства <3>.
<3> Тихо: идет следствие. Подписка о неразглашении: в каких случаях она необходима // Российская газета. Федеральный выпуск N 5137 (58). 22.03.2010.С другой стороны, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 467-О по жалобе гражданина Пятничука П.Е. на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 46, 86 и 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо указывает, что положения ст. 161 УПК РФ подлежат применению в системном единстве с другими, базовыми для нее, уголовно-процессуальными нормами, устанавливающими обязанность определенных участников судопроизводства - потерпевшего, гражданского истца, защитника, гражданского ответчика, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого не разглашать данные предварительного расследования (ст. ст. 42, 44, 53 - 60 УПК Российской Федерации), и определяющими статус подозреваемого ст. 46 УПК Российской Федерации, содержание которой аналогично нормам о статусе обвиняемого и не предполагает возложение на него обязанности давать подписку о неразглашении без соответствующего разрешения ставших ему известными в связи с участием в предварительном расследовании данных и последующего привлечения к уголовной ответственности за их разглашение.
Таким образом, следователь (дознаватель) не может предупредить подозреваемого (обвиняемого) о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования и получить подписку с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ, а предупредить адвоката - может. Будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ с подписанием соответствующей расписки, адвокат приобретает статус субъекта неразглашения данных предварительного расследования.
Однако если с подозреваемым, обвиняемым, в соответствии с положениями главы 40.1 УПК РФ, заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, при необходимости обеспечить безопасность подозреваемого или обвиняемого, его близких родственников, родственников и близких лиц применяются меры безопасности, предусмотренные ст. 11 и п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ. На подозреваемого или обвиняемого в этом случае распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законом. Представляется, что на подозреваемого, обвиняемого также начинают распространяться и другие положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (с изменениями и дополнениями), в том числе и положения п. 4 ч. 2 ст. 23 указанного Закона, предусматривающие обязанность защищаемого лица не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту. Очевидно, что такие меры, примененные в рамках расследуемого уголовного дела, будут являться частью данных предварительного расследования.
Очевидно, что именно в приведенном случае подозреваемый (обвиняемый) будет являться субъектом неразглашения данных предварительного расследования.
Из приведенного в параграфе анализа следует сделать вывод о возможности отнесения к субъектам неразглашения данных предварительного расследования наравне с дознавателем, органом дознания, начальником подразделения дознания, следователем, руководителем следственного органа, капитанами морских и речных судов, находящимися в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, прокурором, судьей, также потерпевшего, его представителя, подозреваемого, обвиняемого, защитника.