Решение есть, а жилья нет
Катерина Иголкина, преподаватель кафедры организации службы судебных приставов и исполнительного производства РПА Минюста России.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 Конституции РФ). Но решение об обеспечении "льготника" жильем само по себе жилищной проблемы не решает. Порой приходится обращаться в суд, а затем в службу судебных приставов. Остановимся на некоторых вопросах, связанных с исполнением судебных постановлений о предоставлении жилого помещения.
Приставы, вперед!
Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 12 ст. 30). В случае неисполнения должником (местной администрацией) решения о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают следующие правовые последствия:
- взыскание исполнительского сбора и установление нового срока для исполнения (ст. 105 Закона N 229-ФЗ);
- штраф, предусмотренный КоАП, - если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок. Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать срок для исполнения требований и каждый раз привлекать к административной ответственности, но на практике постановления судебных приставов-исполнителей о наложении штрафа зачастую должники обжалуют в суде, который признает их незаконными из-за отсутствия реальной возможности исполнить решение;
- взыскание расходов по совершению исполнительных действий (ч. 1 ст. 117 Закона N 229-ФЗ).
В случае дальнейшего неисполнения решения судебный пристав-исполнитель выносит письменное предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ должностного лица, которое в силу своих служебных обязанностей должно исполнить исполнительный документ. Копии материалов исполнительного производства с представлением о привлечении к уголовной ответственности передаются в органы дознания службы судебных приставов для проведения проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.
К материалам, представляемым старшему судебному приставу, должны быть приобщены:
- копия решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу;
- документы, подтверждающие должностные полномочия руководителя организации-должника и возможность в силу своих служебных обязанностей исполнить исполнительный документ;
- копии приказов о назначении или освобождении от занимаемой должности руководителя организации-должника;
- положение (устав), регламентирующее деятельность организации-должника;
- сведения, подтверждающие наличие или отсутствие статуса депутата или иного специального субъекта, предусмотренного ст. 447 УПК РФ:
- копии материалов исполнительного производства;
- сведения из суда о результатах рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Вопрос об уголовной ответственности отдельных категорий должников (военнослужащих, выборных должностных лиц органов местного самоуправления и т.д.) решается в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 151, ст. 447 УПК РФ.
При несогласии с решением прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела старший судебный пристав или главный судебный пристав территориального органа ФССП обжалует его вышестоящему прокурору или в суд.
Как правило, неисполнение решения суда о предоставлении жилья администрацией связано с отсутствием свободного жилищного фонда, а также денежных средств, заложенных в местном бюджете на текущий год, на приобретение необходимого жилья на рынке недвижимости. Но должники крайне редко ищут пути выхода из ситуации: не обращаются в представительные органы местного самоуправления с предложениями о перераспределении бюджетных средств в связи с необходимостью обязательного исполнения судебных решений, не используют возможности получения кредитов на эти цели, не обращаются в вышестоящие органы государственной власти за дополнительным субсидированием своих расходов, не используют возможности целевых программ и т.п.
Для оценки уважительности причин неисполнения должником исполнительного документа о предоставлении жилого помещения судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, в частности:
- наличие или отсутствие на момент возбуждения исполнительного производства свободной жилой площади;
- "расторопность" администрации (выдача "смотрового ордера" и пр.);
- факт обращения местной администрации в суд, выдавший исполнительный лист, с ходатайством об отсрочке его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 18 Закона N 229-ФЗ);
- выход администрации в представительный орган муниципалитета с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на обеспечение гражданина жилым помещением.
Указанные обстоятельства проверяются при рассмотрении судами жалоб должников на постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора. Суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 37 Закона N 229-ФЗ). Допускается изменение способа и порядка исполнения решения, например взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения.
Важная дата - 1 марта
Гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать (ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"). Между тем с 1 января 2010 года реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограниченна: жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2010 года, не подлежат приватизации (ст. 4 Закона N 1541-1).
Возможно ли изменение способа и порядка исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на взыскание денежной компенсации после 1 марта 2010 года?
- Если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу до 1 марта 2010 года, то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации возможно, поскольку до указанной даты гражданин получил право на жилое помещение, хотя и не оформленное в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора социального найма).
- Если решение вступило в силу после указанной даты, взыскание денежной компенсации невозможно, поскольку гражданин, ставший нанимателем (членом его семьи) жилого помещения по договору социального найма после 1 марта 2010 года, лишен права на его приватизацию.
Если решение суда о возложении на должника обязанности предоставить гражданину жилое помещение после принятия всех предусмотренных мер принудительного исполнения исполнить не представляется возможным, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 203 ГПК РФ и ч. 1 ст. 37 Закона N 229-ФЗ, вправе обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения, то есть о взыскании денежных средств на приобретение жилой площади. Практика показала, что решения о взыскании денежных средств исполняются быстрее.
Равноценно или нет?
Известны случаи отказа граждан-взыскателей от получения жилого помещения, предложенного должником-администрацией. Мотивы такого отказа различны: не тот административный район, не тот этаж, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры и пр.
Подобные ситуации возникают из формулировки резолютивной части решения суда. Зачастую суды, разрешая дела о предоставлении жилых помещений, в резолютивной части решения указывают: "Предоставить жилое помещение, равноценное ранее занимаемому".
Но что понимать под равноценностью? Только ли общую площадь жилого помещения, его расположенность в данном населенном пункте и благоустроенность или также количество комнат, выход окон на ту же сторону (например, на юг), тот же этаж, тот же материал (кирпичный дом) и прочее? Очевидно, что последние обстоятельства юридического значения при исполнении решения суда не имеют. Не стоит забывать, что любая квартира (комната) - вещь индивидуально-определенная, единственная в своем роде и найти абсолютно равнозначное жилое помещение объективно невозможно.
В связи с указанным считаем, что, если гражданин-взыскатель отказывается от предложенного ему жилого помещения по мотивам, не имеющим юридического значения, исполнительное производство подлежит окончанию возвращением исполнительного листа взыскателю по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ (взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа), что не препятствует гражданину предъявить такой исполнительный лист к взысканию заново в пределах установленного законом срока давности - три года.
При получении заключения специалиста о соответствии предоставленного жилья санитарно-техническим нормам и требованиям исполнительного документа судебный пристав-исполнитель знакомит с данным заключением взыскателя, отразив факт ознакомления в материалах исполнительного производства, и оканчивает исполнительное производство на основании подп. 1 п. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ.
Квартиры военнослужащим
Особо остро стоит вопрос исполнения судебных решений о предоставлении жилья военнослужащим. В РФ принята и осуществляется специальная программа "15 x 15", однако она охватила не все категории военнослужащих, в результате многие имеющие право на увольнение обращаются в суды с надеждой ускорить выделение причитающегося им по закону жилья.
В процессе исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений военнослужащим судебные приставы-исполнители сталкиваются с рядом вопросов, не имеющих однозначного правового разрешения.
Так, в поступающих на исполнение документах в качестве должников указываются должностные лица организаций - командиры войсковых частей, главнокомандующие родов войск, а также высшие должностные лица Минобороны, МВД, ФСБ России. Заметим, согласно п. п. 3, 4 ст. 49 Закона N 229-ФЗ должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия или воздержаться от их исполнения. Таким образом, должностное лицо выступать в качестве должника в исполнительном производстве не может.
Кроме того, обязанности по предоставлению жилых помещений возлагаются на жилищные комиссии войсковых частей, центральные жилищные комиссии родов войск Минобороны и ФСБ России. По своему правовому статусу жилищная комиссия является общественным объединением, коллегиальным органом, созданным с целью осуществления общественного контроля за порядком распределения жилых помещений. Субъекты правоотношений - физические лица, юридические лица и публично-правовые образования. Жилищная комиссия не является юридическим лицом и вообще субъектом права (ст. 48 ГК РФ, ст. ст. 21, 27, 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"), а следовательно, не имеет субъективных прав и обязанностей. В то же время стороной исполнительного производства может быть объединение граждан, не являющееся юрлицом (п. 1 ст. 49 Закона N 229-ФЗ).
Между тем общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, не имеет органов, через которые может приобрести права и обязанности и исполнить их, имущества, которым отвечает по обязательствам и за их неисполнение.
В соответствии со ст. 13 Закона N 229-ФЗ в исполнительном документе должны быть указаны:
- сведения о должнике и взыскателе;
- для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также год и место рождения, место работы (если известно);
- для организаций - наименование и юридический адрес;
- для РФ, субъекта РФ или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
Если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, которое направляется взыскателю и в суд (подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 31 Закона N 229-ФЗ).
Поскольку порядок исполнения исполнительных документов об обязании командиров воинских частей (жилищных комиссий) предоставить жилые помещения взыскателям - военнослужащим и членам их семей регулируется Законом N 229-ФЗ, применению подлежит глава 13 указанного Закона. Согласно данной главе при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин в установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф (ст. 17.15 КоАП РФ) и устанавливает новый срок для исполнения.
Как видим, наложение на должника штрафа за неисполнение требований исполнительного документа - необходимый элемент механизма принудительного исполнения подобных исполнительных документов.
Наложение штрафа на должника - жилищную комиссию также невозможно. Во-первых, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Применение мер административной ответственности к общественному объединению, не являющемуся юридическим лицом, противоречит действующему законодательству.
Во-вторых, такое общественное объединение не имеет имущества, которым могло бы отвечать по обязательствам, в том числе по оплате административных штрафов.
На результативность исполнения исполнительных документов данной категории также существенное влияние оказывает необходимость обеспечения командирами воинских частей жильем военнослужащих по избранному ими месту жительства в населенном пункте вне места дислокации воинской части, в том числе и на территории другого военного округа. В связи с чем должники не имеют возможности реально исполнить указанные судебные решения.
Практика рассмотрения ЕСПЧ жалоб на неисполнение судебных решений о предоставлении жилья показывает, что, как правило, суд принимает сторону заявителя. При этом суд исходит из того, что обязанность государства, его органов власти исполнять судебные решения является бесспорной и власти Российской Федерации должны любым приемлемым способом обеспечить их исполнение. За перенесенные заявителями в связи с неисполнением судебных решений переживания и страдания в их пользу из бюджета РФ взыскиваются денежные средства в качестве компенсации морального вреда.
Таким образом, при правильном применении механизмов исполнительного производства возможна реализация права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации, в самых, казалось бы, безнадежных случаях.