Власть как юридическая категория: интерпретация власти в правовой науке
Баев В.Г., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Тамбовского государственного университета им. Р.Г. Державина.
Пугина О.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Тамбовского государственного университета им. Р.Г. Державина.
В статье исследуются разные позиции, характеризующие природу власти с точки зрения юридической науки. Особое внимание уделяется соотношению власти политической и государственной.
Ключевые слова: власть политическая, власть государственная, природа власти.
This article investigates the different positions, describing the nature of power, from the stand point of legal science. Particular attention is given to the relation of political and state authorities.
Проблема власти является одной из центральных в юридической науке. Она исследовалась такими известными учеными-политологами и правоведами, как М.В. Ильин, А.Ю. Мельвиль <1>, В.Ф. Халипов <2>, В.Е. Чиркин <3>, Ж.Л. Шабо <4> и другими. Уяснение сущности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений. В данной статье мы ставим задачу о рассмотрении власти как государственной, так и политической.
<1> Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть // Полис. 1997. N 6. С. 146 - 163.<2> Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1997. С. 36.
<3> Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996. С. 16.
<4> Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. N 3. С. 123 - 127.
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Первый интерес к власти, ее сущности и социальной значимости и, соответственно, к ее научному рассмотрению и объяснению проявляется еще в Древней Греции, Индии и Китае. Содержание отдельных фрагментов древних текстов наталкивает нас на мысль, что власть понималась как определенное средство (инструмент) достижения гармонии (Конфуций), идеального государства (Платон, Аристотель) или для преодоления социального хаоса (Лао-Цзы). В основе концепций и трактатов мыслителей того времени лежала "забота" о том, кто должен быть сувереном, обладающим единой властью, как его воспитать и каким образом он ею (властью) должен распоряжаться <5>.
<5> Солодухин К.А. Власть как предмет юридико-политической науки // Государство и право. 2009. N 12. С. 96.В юридической литературе одни авторы рассматривают категорию власти как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. Зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
На современные исследования власти, включающие как определение этого понятия, так и последующую концептуализацию, сильное влияние оказал М. Вебер. Он писал: "Политика... означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" <6>. Последователи немецкого ученого продолжили и развили в свете новых эмпирических и теоретических изысканий основные линии признанного "классическим" веберовского анализа. Вебер не ограничивал формы проявления власти исключительно принуждением и насилием, признавая роль убеждения, влияния, авторитета и т.п. Феномен власти анализируется им с различных точек зрения: психологической, социологической, экономической, политической, этической. Этот многосторонний подход в дальнейшем распался в западной политической науке и философии на множество дивергирующих подходов, сконцентрированных на каком-либо одном аспекте власти - психологическом, социальном или политическом.
<6> Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646.Как уже отмечалось, в человеческом обществе существуют и взаимодействуют многие разновидности власти. Среди них важнейшее значение имеет государственная власть, выступающая одним из признаков государства в качестве инструмента социальной организации.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение <7>. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
<7> Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М., 2007. С. 65.Н.М. Коркунов определял государственную власть как силу, обусловленную осознанием гражданами их зависимости от государства, порождающую в общественной жизни своеобразные явления двоякого рода. Во-первых, она принуждает граждан совершать то, что они считают необходимым для государства, от которого сознают себя зависимыми. Во-вторых, граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государственной власти. Сущность взгляда Н.М. Коркунова сводится к тому, что власть не является единой властвующей в государстве волей. Она вообще есть проявление воли, так как властвовать может не только живой человек или группа лиц, но и умершие, отвлеченные идеи <8>.
<8> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 243.Согласно одной точке зрения, государственная власть суть более узкое понятие, чем политическая власть, и характеризуется рядом специфических признаков. Она обладает собственным консолидированным субъектом, что подчеркивает ее социальную сущность, имеет неограниченный юридический характер, монопольное право на правотворческую деятельность как способ организации общественных отношений, правоприменительную - как способ регулирования и контроля. Государственная власть может легально использовать силовые механизмы, опираясь на специальный аппарат принуждения, при этом имеет единый организационно-оформленный центр принятия управленческих решений, используя не только механизм принуждения, но и экономические, социально-политические, культурно-информационные ресурсы. Все перечисленные признаки прямо вытекают из отличительных черт государства. Они их конкретизируют применительно к организации государственной власти, позволяют отграничить от иных видов социальной власти.
Наделенная полномочиями государственная власть присутствует в каждом социальном поле в силу своего административно-управленческого характера, означая позицию и уполномочивая своих представителей (органы и должностные лица) в каждой точке социального пространства через систему знаний властных отношений осуществлять влияние на общую социальную стратегию. Как видится, понимать государственную власть следует не как то, что дается или захватывается, ее не делегируют или не перераспределяют, власть осуществляется в различных напряженных точках, социальных позициях, в которых группа или отдельный субъект захватываются властью. Лишь социальная позиция открывает субъекту весь арсенал власти и ее ограничения, где он приобретает не свободу действий, а реальную возможность оказывать влияние на действие, стратегию и современную практику <9>.
<9> Подорога В.А. Россия. XX век. Власть // Дружба народов. 1994. N 3. С. 137.Политическая власть, в свою очередь, занимает особое место в структуре власти. Это обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. Особенностью политической власти является верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их. Ее публичность, т.е. всеобщность и безличность, означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права. Для политической власти характерна моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п. Политическая власть располагает многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы, она легальна в использовании силы, принуждения в отношении граждан.
Таким образом, государственная власть всегда имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.
Существует несколько признаков, отличающих государственную и политическую власти:
Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
Государственная власть согласно российской Конституции заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.
Согласно другой точке зрения понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как и политическая, и государственная власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Они исходят от государства и реализуются не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Они или осуществляются непосредственно самим государством, или делегированы, или санкционированы им, т.е. проводятся от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.
Подводя итог сказанному, можно сказать, что власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Власть позволяет четко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенные для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. Она обеспечивает свободу и равноправие граждан. Несмотря на то что власть рассматривается в любой науке, так или иначе связанной с обществом, она до сих пор остается нераспутанным "клубком", перемешавшим в себе массы социальных значений и понятий. Очевидно, что забыть, обойти это явление в исследовательской практике невозможно, ибо власть является опорой всех социальных отношений.