Мудрый Юрист

Понятие профилактической работы в деятельности органов следствия на досудебных стадиях

Александров Александр Николаевич, соискатель Московского гуманитарного университета.

Плешаков Александр Михайлович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарного университета.

В статье освещается состояние профилактической работы органами предварительного следствия. Показана динамика, структура преступности, методы и формы, особенности профилактической деятельности следователя в период предварительного следствия. Ставится проблема организации управления профилактической работой в следственных подразделениях.

Ключевые слова: профилактика, преступление, организация, деятельность, следствие, дознание, орган, контроль, сотрудник, полиция, охрана, процесс.

The concept of preventive measures in activity of pretrial investigation agencies

A.N. Aleksandrov, A.M. Pleshakov

The article casts light on the current state of preventive measures conducted by pretrial investigation agencies. The author of the article shows dynamics, structure of crime, methods and forms as well as peculiarities of an investigator's preventive work at the pre-trial stage. The article raises the problem of management of preventive work at investigative forces.

Key words: prevention, crime, arrangement, activity, investigation, inquiry, agency, control, official, police, guarding, process.

Организация процесса профилактики преступлений должна осуществляться таким образом, чтобы соотношение его эффективности и затрачиваемых средств было оптимальным. Под эффективностью в данном случае понимается уровень достижения целей профилактики, и прежде всего предупреждения совершения новых преступлений. Следует учитывать, что подозреваемые и обвиняемые в подавляющем большинстве имеют стойкую антисоциальную либо асоциальную ориентацию, их поведение в той или иной мере отклоняется от существующих в обществе норм. Поэтому профилактика преступлений этих лиц представляется сложным делом. Речь идет не только о выполнении требований ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК РФ. На практике следователям зачастую приходится сталкиваться с игнорированием предъявляемых законных требований к должностным лицам, руководителям предприятий и учреждений по вопросу устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Одной из основных функций в деятельности следственных подразделений является предупреждение преступлений, правовое воспитание членов общества в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование законопослушного поведения, предупреждение возможности совершения как подозреваемыми и обвиняемыми, так и иными лицами новых преступлений.

Отсюда, органы предварительного следствия осуществляют не только уголовное преследование, но и профилактическое воздействие на преступность посредством индивидуальных мер воздействия, а также иных специальных криминологических мероприятий. Уголовно-процессуальный закон указывает на необходимость принятия профилактических мер, позволяющих оказать существенное воздействие на причины и условия совершения преступлений и на те негативные отношения подозреваемых и обвиняемых, которые непосредственно связаны с преступностью (пренебрежение к труду, человеку, обществу, нормам человеческого общежития и т.д.).

В криминологической литературе такую разновидность профилактики принято называть социальной профилактикой, предметом которой являются не только правонарушения, преступления, но и иные социальные отклонения, включая пьянство, наркотизм, проституцию, политический, религиозный экстремизм, суицид, другие виды девиантного поведения, нарушающие правовые, моральные, иные нормы человеческого общежития <1>. Она является наиболее предпочтительной в отношении подозреваемых и обвиняемых, поскольку отмеченные факторы стали причиной или условием их криминального поведения. Профилактика представляет собой самую раннюю и наиболее сложную стадию предупреждения, объектами которой выступает не криминальная деятельность сама по себе, а ее детерминанты. К их числу следует относить:

<1> См.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 12.

Как свидетельствует практика, профилактическая работа в органах предварительного расследования должна строиться с учетом криминогенной ситуации по месту расследования и тех преступлений, за совершение которых лицо привлечено в качестве подозреваемого и обвиняемого. Наиболее типичными преступлениями, совершаемыми подозреваемыми и обвиняемыми, являются: преступления против жизни, здоровья и половой свободы личности (убийство, причинение различной степени вреда здоровью, изнасилование и др.); преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабежи, вымогательство и т.д.); хулиганство, незаконный оборот оружия и боеприпасов, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Следует заметить, что абсолютное число преступлений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми, регистрируемых в период предварительного расследования, относительно невелико. Например, в 2010 г. было зарегистрировано около 1200 преступлений. Основная часть регистрируемых преступлений (примерно 90%) совершается при избрании меры пресечения, не связанного с заключением под стражу, где ежегодно регистрируется до 60 убийств, 140 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, более 300 краж и грабежей (можно отметить, что заключение под стражу - это метод профилактики).

Насильственный мотив - особый фактор, приводящий к совершению преступлений против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. Сексуальное насилие служит средством криминальных разборок в СИЗО в отношении тех подозреваемых и обвиняемых, которые были заподозрены в сотрудничестве с правоохранительными органами.

На состояние криминогенной ситуации в конкретном регионе оказывает непосредственное влияние деятельность организованных преступных группировок, объединившихся по признакам землячества, национальной принадлежности или традиций криминальной субкультуры. По данным ДепУР МВД России, на оперативном учете в 2008 г. состояло около 2 тыс. организованных преступных группировок, насчитывающих около 25 тыс. членов, из них 2 тыс. "авторитетов" уголовной среды, более 100 "воров в законе".

При планировании и организации профилактической работы необходимо также учитывать общую характеристику состава подозреваемых и обвиняемых. Свыше 60% от общего числа подозреваемых и обвиняемых привлечено к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Заметно снизилось количество подозреваемых и обвиняемых, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Это обусловлено, видимо, тем, что изменению подверглась структура преступности: произошел сдвиг в сторону тяжких и особо тяжких преступлений. На протяжении последних пяти лет произошло значительное омолаживание возраста лиц, совершивших преступления, о чем свидетельствует рост численности подозреваемых и обвиняемых в возрасте до 25 лет. Это обстоятельство с криминологических позиций следует рассматривать как фактор, способный при соответствующих условиях оказать влияние на быстрый рост количества преступлений в масштабе региона, страны.

При определении общей профилактики в масштабе региона, страны необходимо учитывать в качестве криминогенного фактора рост числа преступности, поскольку он существенно снижает возможности управления средой правонарушителей, создает условия для отрицательного влияния криминальных группировок и их лидеров на основную массу криминально настроенных лиц, ведет к легализации традиций и норм преступной субкультуры. Последняя, несомненно, приводит к утверждению преступного образа жизни, основанного на криминальной мотивации социального поведения личности. Снижение уровня и масштабов влияния криминальной субкультуры на основную массу подозреваемых и обвиняемых, совершивших или подготавливающих совершение преступлений, является приоритетной профилактической задачей всех следственных подразделений Следственного департамента МВД России.

Криминальная субкультура выступает в качестве фактора, который ограничивает управленческие возможности следственных подразделений, поскольку нормы и традиции, составляющие основу этого социального феномена, являются антиподами норм уголовного и уголовно-процессуального права. В качестве специально-криминологических мер профилактики, направленных на ограничение уровня и масштабов влияния криминальной субкультуры, может служить индивидуальное воздействие на главных носителей этой социально враждебной идеологии (лидеров преступных группировок, "воров в законе", активных участников группировок отрицательной направленности), включая их физическую изоляцию от основной массы осужденных.

Особенность профилактической работы в период предварительного следствия заключается в том, что само применение арсенала мер пресечения уже является профилактическим воздействием, которое в отношении определенной категории подозреваемых и обвиняемых дает положительные результаты и потому требует тактических навыков и умений по их применению. Наряду с принудительно-репрессивным воздействием, ограничивающим права и свободы подозреваемых и обвиняемых, применяются общие и специальные криминологические профилактические меры, направленные на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) причин, условий, а также иных детерминант правонарушений и преступлений.

Для правильной организации профилактической работы в период предварительного следствия недостаточно лишь установить причины, условия, а также иные детерминанты преступлений и правонарушений, необходимо также адекватно интерпретировать, объяснить, оценить, иными словами, подвергнуть научно достоверной криминологической диагностике соответствующие обстоятельства и события, явления и процессы с тем, чтобы доказать причинно-следственные связи там, где они непосредственно не даны в ощущениях. Например, совершение грабежей и разбоев, получившее в последнее время некоторую тенденцию к росту, следует рассматривать как факт, который должен быть сопоставим с другими социальными явлениями и событиями на макро-, микро- и индивидуальном уровнях. Это означает, что необходимо выявить не только типичные детерминанты, но и индивидуальное преломление последних, оказавшее непосредственное воздействие на систему мотивации подозреваемого и обвиняемого, совершившего данное преступление.

В первую очередь определяются детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на механизм мотивации корыстно-насильственных преступлений:

Возможность ведения паразитического образа жизни за счет совершения корыстно-насильственных преступлений выступает в качестве основной детерминанты грабежей и разбоев подозреваемых и обвиняемых, поскольку это обстоятельство существенно ограничивает сферу положительной мотивации человека. Стремление к обеспеченной жизни - естественная потребность человека, пытающегося избавиться от условий необеспеченности, в том числе и преступным путем. У многих подозреваемых и обвиняемых в период предварительного следствия те виды криминальной мотивации, которые в сочетании с криминогенными ситуациями привели их к совершению преступления (корыстная, насильственная, индивидуалистическая и др.) <2>, сохраняются. К ним могут добавляться побуждения, связанные с уклонением от уголовной ответственности и наказания, стремление завоевать лидерство, хулиганские мотивы.

<2> Там же. С. 447.

Преступлениям подозреваемых и обвиняемых, совершенным в период предварительного следствия, чаще всего предшествуют многочисленные нарушения мер пресечения и принуждения. Сам факт совершения преступления в период предварительного следствия может свидетельствовать об устойчивости криминальной направленности личности. Вот почему несвоевременное или неадекватное реагирование следователей и руководителей следственного органа на факты совершения подозреваемыми и обвиняемыми правонарушений неминуемо ведет к преступным деяниям, причиняющим существенный вред законным правам и интересам личности, общества, государства.

В силу этого поддержание режима содержания подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, отвечающего требованиям уголовно-процессуального права, является важнейшей общекриминологической мерой, оказывающей предупредительное воздействие на причины и условия преступности.

Следует заметить, что нередко факты совершения преступлений квалифицируются следователями и дознавателями некоторых ОВД как административное правонарушение. Такого рода негативные тенденции неминуемо ведут к состоянию безнаказанности, стимулируют криминальные проявления среди некоторой части неустойчивых лиц, имеющих склонность к совершению общественно опасных деяний. Совершаемые подозреваемыми и обвиняемыми преступления могут относиться к категории тяжких и даже особо тяжких (причинение различной тяжести вреда здоровью, убийства и др.). Неотвратимость ответственности как основополагающий принцип уголовного права - базис специальных профилактических мер, позволяющих разрушить систему криминальной мотивации подозреваемых и обвиняемых.

Особенность профилактической работы в период предварительного следствия заключается и в том, что причины, условия, иные детерминанты рассматриваемого типа преступности во многом связаны с сущностью предстоящего наказания в виде лишения свободы. Уже одно то, что наиболее криминально зараженные люди принудительно водворяются в деформированные сообщества, которые только по недоразумению можно назвать коллективами, в потенции содержит условия, способствующие реализации антиобщественной ориентации, которая у многих из осужденных, несмотря на применение наказания, сохраняется. Значительная часть осужденных обречена на длительное безделье, существование впроголодь в невыносимых бытовых условиях, на жизнь в изначально агрессивной среде, на беспросветное будущее.

Существенное ограничение социальной сферы, являющейся основой положительной мотивации для любого человека, чаще всего восполняется в период предварительного следствия особенностями отношений между подозреваемыми и обвиняемыми в местах содержания под стражей той жизнью, к условиям которой они вынуждены адаптироваться, приспособиться. Характер такого рода отношений во многом определяется традициями криминальной субкультуры. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых наполняемостью в тысячу и более человек с криминологической и управленческой точек зрения неэффективны, поскольку затрудняют проведение индивидуально-профилактической работы.

Большое количество подозреваемых и обвиняемых, находящихся на относительно небольшой территории, следует рассматривать как негативный фактор, поскольку он способен укреплять криминальный мотив отдельных подозреваемых и обвиняемых по типу "не я один - весь мир преступный", что существенно ограничивает процесс предупреждения.

Таким образом, особенностью профилактической работы в период предварительного следствия является то обстоятельство, что в качестве профилактических мер выступает не только принудительно-репрессивное воздействие на подозреваемых и обвиняемых, составляющее сущность меры пресечения, но и дополнительные профилактические мероприятия, связанные с устранением или блокированием причин и условий преступности, вынесением представлений в адрес руководителей предприятий и учреждений.

В период предварительного следствия осуществляется общая и специальная, в том числе индивидуальная, профилактика. Общекриминологическая - реализуется персоналом следственных подразделений, представителями общественных организаций, религиозными учреждениями, отдельными гражданами и должностными лицами. Основное предназначение общекриминологической профилактики - недопущение рецидивной преступности.

Специально-криминологическая профилактика включает в себя мероприятия применительно к разным видам преступлений и криминального поведения, группам подозреваемых и обвиняемых. Их осуществляют службы безопасности следственных изоляторов, оперативные аппараты не только ФСИН России, но и ФСБ, МВД России и других ведомств. Специально-криминологический уровень профилактики должен органично дополнять и конкретизировать общекриминологическую профилактику.

Органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной информации сигнализировать о необходимости учета тенденций этих ситуаций в содержании крупномасштабных мер общепрофилактического уровня <3>.

<3> См.: Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 187.

Индивидуальная профилактика осуществляется в период предварительного следствия, как правило, в отношении лидеров отрицательно настроенных группировок, "воров в законе", "авторитетов" преступного мира (организованной преступности), наиболее активных участников преступных групп и группировок отрицательной направленности и других категорий подозреваемых и обвиняемых, представляющих оперативный интерес.

Библиографический список

  1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
  2. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998.
  3. Петров А.А. Презумпция конституционности правовых актов и ее законодательное закрепление в РФ // Закон. 2009. N 9.
  4. Панькина И.Ю. Презумпция невиновности: теория и практика реализации в Российском уголовном процессе. М., 2010.
  5. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1984.