Мудрый Юрист

Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт

Попова Ольга Викторовна, начальник государственно-правового управления Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

В статье рассматриваются вопросы соотношения органов государственной власти, распределения между ними полномочий и ответственности, правового оформления этих отношений - как важнейшие предпосылки совершенствования управления в стране.

Автор приходит к выводу о том, что еще один "код" эффективного государственного управления - в государственной службе.

Ключевые слова: государство, органы государственной власти, государственная гражданская служба, правовое регулирование, служебно-правовые отношения, государственное управление.

State civil service of the subjects of the Russian Federation is an independent state-law institute

O.V. Popova

The article considers the issues of correlation of agencies of state power, distribution of powers and responsibility among them, legal formalization of these relations as the most important prerequisites of improvement of management in this country.

The author makes a conclusion that one more "code of efficient management" is in state service.

Key words: state, agencies of state power, state civil service, legal regulation, official-law relations, state management.

Не случайно начало XXI в. охарактеризовалось поиском системы государственной власти в стране, соответствующей историческим традициям управления и способной адекватно ответить на современные вызовы. Спустя десятилетие после принятия Конституции Российской Федерации было осознано, что необходимо не просто сформировать те или иные органы власти, а превратить их в государственные институты, эффективность функционирования которых в минимальной степени была бы обусловлена субъективными особенностями, волей и способностями того или иного государственного деятеля. Этот процесс становления институтов государственной власти Российской Федерации должен был сопровождаться институционализацией и законодательным закреплением правовых статусов и организационных форм с непременным наполнением их содержанием, практикой деятельности, которые им конституционно предписаны.

Актуальность проблемы обосновывается тем, что показатели общественного престижа государственных служащих остаются низкими. Лишь для половины государственных служащих большое значение имеет честность, для четверых из каждых десяти опрошенных - принципиальность, для четверти опрошенных - неподкупность, и только один из каждых семи отметил необходимость уважения прав и свобод граждан.

Тремя "китами", которые должны стать залогом улучшения работы бюрократии, являются: усиление общественного контроля за работой чиновников (60,5%), введение запрета на занятие государственных должностей тем, кто был уличен в коррупции (50,1%), более тщательный отбор чиновников с учетом образования и квалификации (44,8%).

Безусловно, формирование эффективной системы управления государственной службой представляет собой ключевое и первоочередное звено в комплексе мер по реформированию государственной службы Российской Федерации и совершенствованию этого института в соответствии с современными требованиями государственного управления <1>.

<1> Егоров В. Государственная власть и государственная служба в России: к новому качеству // Государственная служба. 2006. N 5. С. 14 - 15.

Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев во вступительном слове к Комментарию к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "формирование законодательства о государственной службе, оптимально сочетающее мировые стандарты нормативного качества с историческими особенностями отечественного опыта, представляет собой необходимый элемент правового обеспечения преобразований, осуществляемых на современном уровне государственного строительства" <2>.

<2> Медведев Д.А. Вступительное слово к Комментарию к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации". СПб.: Питер-Пресс, 2008. С. 2.

Вместе с тем для раскрытия вопроса о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации как государственно-правовом институте необходимо определиться с тем, как взаимосвязаны между собой термины "государственная служба", "государственная гражданская служба Российской Федерации" и "государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации".

В теории и в правовой практике различаются теоретические и нормативные определения такого явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но взаимодополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия.

Еще в дореволюционной юридической литературе встречаются толкования государственной службы как особого вида деятельности. К примеру, известный ученый А.И. Елистратов подчеркивал, что "то, что делает государственная власть во внутреннем управлении, науку административного права интересует постольку, поскольку эта деятельность касается граждан... Власть, управление не может являться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди - должностные лица, облеченные этой властью" <3>.

<3> Елистратов А.И. Административное право. М., 1911. С. 41 - 42.

Также Н.М. Коркунов отмечал, что "службой государству в широком смысле можно назвать всякую деятельность в пользу государству". Давая определение государственной службе, он трактовал ее как "особое публично-правовое отношение служащих к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности" <4>. Данные подходы делают акцент на принцип служения государству.

<4> Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1914. Т. 1. С. 136.

Иной, более узкий подход, ограничивающий государственную службу исполнением должности, применен в определениях О. Эйхельмана, который определял государственную службу как исполнение лицом, по собственному его согласию и по назначению правительственной властью, постоянной должности с определенными обязанностями в учреждениях государственного управления и служебной ответственностью, соединенное с получением жалованья, выслугой чинов, знаков отличия и пенсии <5>.

<5> Эйхельман О. Управленческие учреждения в России и "Устав по определению от правительства". Киев, 1890. С. 42.

Институт советской государственной службы как предмет научного осмысления начал развиваться одновременно с теорией государственного управления. В этот период один из известных административистов, В.М. Манохин, давал определение государственной службы как "одной из сторон (или частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию работы личного состава государственных органов и других государственных организаций и деятельности этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства..." <6>.

<6> Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юридическая литература, 1966. С. 78.

Вместе с тем анализ Конституции СССР <7> и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде <8> показывает, что в советскую эпоху к госслужащим фактически относились все категории лиц, замещающих соответствующие должности в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, получающих заработную плату из бюджета. То есть это была очень широкая категория "служащих".

<7> Свод законов СССР. Т. 3. 1990.
<8> Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 35. Ст. 1412.

Однако такое определение вызывало критические замечания других ученых-административистов. Например, Б.М. Лазарев выделяет в нем следующие недостатки: 1) государственная служба определяется через термин "государственный служащий", что является необоснованным; 2) не учитывается, что государственные служащие не только выполняют функции государства, но и решают другие социально необходимые задачи; 3) данное определение объединяет два различных явления - государственную службу и деятельность по ее организации и правовому регулированию. Сам Б.М. Лазарев определяет государственную службу как служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах <9>.

<9> Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. С. 5 - 6.

Правовое регулирование отношений на государственной службе в юридической науке традиционно рассматривалось в рамках комплексного правового института, нормы которого сосредоточены в конституционном, административном, трудовом, финансовом, уголовном и др. отраслях российского права. Однако бурное развитие служебного законодательства с 90-х годов XX столетия практически подтолкнуло ученых-правоведов к признанию служебного права как подотрасли административного права России. Большой вклад в разработку такого подхода внесли Г.А. Атаманчук, Ю.Н. Старилов, Д.М. Овсянко, А.Ф. Ноздрачев, Н.М. Казанцев, А.А. Гришковец и целая плеяда новых исследователей и разработчиков законодательства о государственной службе.

С начала становления в 90-х годах XX в. новой, по сравнению с партийно-государственной, модели государственной службы возобновились попытки ее теоретического обоснования, причем, как и в XIX в., определились те же два основных направления - широкое и узкое ее толкование.

В широком смысле выделяется определение, сформулированное учеными РАГС - авторами курса лекций по государственной службе: "Государственная служба - это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу" <10>.

<10> Государственная служба: теория и организация: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. С. 35.

В узком смысле государственная служба рассматривается Г.В. Атаманчуком: "Государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах" <11>.

<11> Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 113.

Вместе с тем с закреплением в новейшем законодательстве концепции государственной службы как профессиональной деятельности граждан и должностных лиц и определением государственной службы Российской Федерации как системы в организационном и функциональном измерении определилась новая задача - вычленить в самостоятельное правовое регулирование всю массу служебных отношений, связанных с построением, функционированием, управлением и финансово-экономическим обеспечением всех видов и уровней государственной службы Российской Федерации. Аналогичная задача возникла и в правовом обеспечении гражданской службы. Эти новые практические потребности фактически ускорили процесс окончательного становления служебного права как новой отрасли российской системы права и определили его самостоятельный предмет правового регулирования - служебно-правовые отношения <12>.

<12> Служебное право (государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. И.Н. Барциц, рук. авт. кол. В.Г. Игнатов. М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2007. С. 9.

В научной и научно-популярной литературе типичными определениями термина "государственная служба" являются, например, следующие:

<13> Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2008. С. 45.

Как мы видим, спектр определений термина "государственная служба" в теоретической науке очень широк.

Как отмечает ученый-правовед В.С. Нечипоренко, государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственной службы, поведение и деятельность ее кадров по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус государственных служащих <14>. С этим утверждением нельзя не согласиться, так как государственно-служебные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе федерального уровня, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

<14> Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. М.: Изд-во "РАГС", 2009. С. 83.

По мнению В.С. Нечипоренко, сущность государственной службы как правового института предполагает решение следующих трех важных задач, касающихся страны в целом, государственной службы в отдельности и государственного служащего как личности:

  1. на уровне государства и общества основной задачей государственной службы является реализация Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности. Такие функции может эффективно выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов;
  2. на уровне самой государственной службы речь идет о разработке и реализации специального законодательства об этой службе как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены особые процедуры замещения государственных должностей, специфический порядок и технологии прохождения службы, система управления ею и др. Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;
  3. на индивидуальном уровне становление и развитие правового института государственной службы проявляется в определении соответствующего правового статуса государственного служащего, т.е. юридической формы его социального положения как работника, находящегося на службе государству <15>.
<15> Нечипоренко В.С. Указ. соч. С. 84.

Требования к государственной службе как государственно-правовому институту находят отражение в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы, формах и методах ее осуществления.

Как отмечает В.С. Нечипоренко, важное место занимает правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутриаппаратных отношений. Внешние отношения охватывают связи государственного аппарата и государственных служащих с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями. В основном все это является предметом административного права. Внутренние отношения охватывают связи, возникающие по поводу приема граждан на государственную службу, прохождения службы, организации служебного и внеслужебного времени, денежного содержания, установления гарантий, отставки и увольнения со службы. Эти отношения регулируются не только нормами административного права, но и нормами трудового, финансового, гражданского и других отраслей права.

В процессе становления института государственной гражданской службы первостепенное значение приобретает ее формирование как правового института. Многие современные исследователи полагают, что государственную службу необходимо рассматривать как правовой институт, включающий совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий <16>.

<16> Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части: Курс лекций. М.: Юристъ, 2004. С. 19.

На наш взгляд, наиболее четко определил понятие "государственная служба" Н.В. Атаманчук: государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством замещения государственных должностей, учрежденных в государственных органах <17>. Он отмечает, что государственная служба Российской Федерации как публичный социально-правовой институт органично включает в себя единство двух групп элементов:

<17> Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 124.
  1. системы правовых, организационных и процессуальных институтов (форм, методов, принципов и т.д.), определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти (так называемая правовая составная);
  2. совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в государственном аппарате (социальная составная) <18>.
<18> Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 125.

Ученый-административист В.Д. Граждан определяет государственную гражданскую службу как профессиональную деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных и региональных государственных органов. Исходя из данного определения, В.Д. Граждан указывает на следующие особенности гражданской службы:

  1. Сервисность (от англ. service - "обслуживание"). Основное назначение гражданской службы заключается в обеспечении (т.е. обслуживании) исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов, а также и в том, что оказываются услуги населению - выдаются разного рода лицензии, сертификаты, разрешения, справки и т.д., а также изучаются его настроения и потребности.
  2. Безличность. Гражданские служащие выполняют свою работу в соответствии с предписанными правилами, без произвола и предпочтений. Подготавливаемые ими проекты законов, постановлений, распоряжений, других нормативных актов приобретают юридическую силу только после принятия политическими органами или подписания политическими должностными лицами, а имена готовивших их гражданских служащих остаются обычно неизвестными.
  3. Субординационный характер. Любой аппарат гражданских служащих внутри государственного органа и отрасли строится на принципах субординации, т.е. соподчинения одних работников другим. Каждое должностное лицо здесь обычно обладает четко определенной компетенцией внутри иерархического разделения труда и ответственно за свою деятельность перед вышестоящим должностным лицом.
  4. Стабильность. Государство только тогда стабильно, компетентно и профессионально может выполнять свои функции для населения, когда располагает стабильным, компетентным и профессиональным корпусом гражданских служащих <19>.
<19> Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009. С. 63.

Таким образом, во множестве определений государственной службы можно выделить следующие наиболее существенные элементы: во-первых, предназначение государственной службы тесно связано с практическим осуществлением целей и функций государства, с государственным управлением и определяется характером государственной власти; во-вторых, государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно в государственных органах <20>.

<20> Курбанов Р.Д. Совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации: Дис. ... д.ю.н. М., 2010. С. 58.

Помимо определений доктринального характера, относящихся к понятию "государственная служба", существует ее нормативное установление.

Так, ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <21> установлено определение, согласно которому государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

<21> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

Отметим, что ряд исследователей, например Г.В. Атаманчук, Н.М. Казанцев, Ю.Н. Старилов, высказывают критические замечания в отношении данного определения государственной службы. Как отмечает Г.В. Атаманчук, понимание государственной службы как службы в государственных органах приводит к тому, что расщепляется само государство на государственные органы. Даже разделение власти утрачивает свой смысл, государство перестает быть воплощением их единства. Каждая ветвь власти, особенно исполнительной, становится набором государственных органов, начальник любого из которых применяет по своему усмотрению весь возможный арсенал государственной власти к вверенной ему сфере общественной жизни, словно это его частная собственность <22>. Получается, что государственная служба сводится всего лишь к обеспечению полномочий государственных органов.

<22> Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. М.: Изд-во "РАГС", 1999. С. 262.

Как замечает Х.А. Валеев, некоторые государственные служащие не только обеспечивают исполнение, но и непосредственно исполняют полномочия государственных органов. Например, заместители министров, являясь государственными служащими, фактически осуществляют часть полномочий государственных органов: издают распоряжения, подписывают финансовые документы от имени государственного органа, принимают на государственную службу и т.д. Следовательно, государственная служба представляет собой не только обеспечение исполнения полномочий государственных органов, но и исполнение этих полномочий. Вызывает недоумение и то, что в законодательном определении понятия "государственная служба" отсутствует категория "государство", ничего не сказано о его целях и функциях, во имя которых и существует государственная служба. Кроме того, непонятно, что понимается под профессиональной деятельностью <23>.

<23> Валеев Х.А. Государственная гражданская служба как институт российского права: Дис. ... к.ю.н. М., 2006. С. 20.

Из формулировки, определенной Федеральным законом N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", ученый В.В. Черепанов выделяет пять сущностных признаков государственной службы в России:

  1. Государственная служба - это деятельность государственно значимого характера, а именно государственная деятельность. В определении понятия "государственная служба" в качестве ведущего признака выделяется термин "государственный". Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.
  2. Важным признаком государственной службы является то, что это - профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным правовым условиям и квалификационным требованиям. Это означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, который обеспечивает решение прежде всего задач государственного управления. Госслужащий не просто работник, а человек государственный, представляющий государство и защищающий государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется "служебной". Служба состоит, прежде всего, в управлении обществом, в реализации функций соответствующих государственных органов.
  3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.
  4. Государственная служба, как свидетельствует определение, - публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу. Но нельзя превращать государственную службу в службу руководителям структурных подразделений государственных органов, отдельным начальникам, а тем более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам.
  5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр <24>.
<24> Черепанов В.В. Указ. соч. С. 47 - 49.

По мнению Ю.Н. Старилова <25>, определенное Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" понятие "государственная служба" предполагает выявление главных структурных элементов, составляющих это понятие, а также раскрытие содержания следующих категорий:

<25> Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: Издательство "БЕК", 1996. С. 136.

Из изложенного можно резюмировать, что общими чертами государственной службы Российской Федерации выступают: служба как вид деятельности в государственном органе власти; замещение государственным служащим должности государственной службы, включенной в соответствующий реестр должностей государственной службы; обеспечение исполнения полномочий государственного органа; реализация государственным служащим полномочий, определенных служебным (должностным) регламентом; получение денежного содержания из бюджета соответствующего уровня.

Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Следующим термином, содержание которого необходимо раскрыть в целях анализа изучаемой проблематики, является термин "государственная гражданская служба Российской Федерации".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 58-ФЗ система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба является самостоятельным институтом единой системы государственной службы в Российской Федерации наряду с институтом государственной службы субъектов Федерации. Федеральная государственная гражданская служба в соответствии с п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации. Определение федеральной государственной гражданской службы вытекает из общего понятия, закрепленного в ст. 3 Федерального закона N 79-ФЗ. Таким образом, деятельность по обеспечению полномочий государственных органов субъектов Федерации не относится к федеральной государственной службе, так же как и обеспечение полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации <26>.

<26> Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: Изд-во "РАГС", 2007.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 2 Федерального закона N 58-ФЗ правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъектов Российской Федерации.

Из формулировки, закрепленной ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует, что государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба в субъектах Российской Федерации осуществляется в аппаратах органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта Российской Федерации его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной гражданской службе.

В то же время комплексный характер института государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации обусловлен разноотраслевой принадлежностью входящих в него норм. Государственно-служебные отношения регулируются нормами конституционного, административного, трудового права, а в ряде случаев - нормами гражданского и уголовного права.

Как отмечает один из авторов Комментария к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Т.В. Нечаева, сущностные особенности гражданской службы субъектов Российской Федерации следует искать в двух направлениях:

<27> Кирилин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. С. 14.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации является комплексным публичным и многофункциональным правовым, социальным и организационным институтом в рамках отрасли административного права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при поступлении, прохождении и прекращении государственной службы субъектов Российской Федерации, а также отношения по обеспечению деятельности субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.