К истории развития законодательства о местном самоуправлении
Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).
В настоящей статье рассматриваются становление и динамика законодательства о регулировании деятельности местных сообществ, его роль в рамках развития институтов муниципальной демократии.
Ключевые слова: община, земское движение, патернализм, самоуправление, муниципальная реформа.
On the history of development of legislation on local self-government
A.A. Kirillovy'kh
The article examines formation and development of local community regulation laws and their role in evolution of municipal democracy principles.
Key words: commune, zemstvo system, paternalism, self-government, municipal reform.
История местного самоуправления и его нормативной институционализации имеет достаточно длительный период, начиная от зарождения и поэтапной эволюции до его современных форм.
Первоначально местное самоуправление связывается с муниципальным управлением. Термин "муниципальное управление" восходит к римской эпохе и, как считают некоторые исследователи, произошел от латинского municipes - "неримские граждане", и означает повинность неримских общин, жители которых не имели римского гражданства. Отсутствие гражданства уменьшало экономические и политические возможности муниципиев, поскольку они не могли в полной мере применять нормы римского права, что ставило муниципальное управление в зависимость от центрального <1>.
<1> Таболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. С. 25.Постепенно под развитием независимости местной общины муниципальное управление меняет свое содержание. Поэтому этимология понятия "местное самоуправление" во многом созвучна с "муниципальным управлением", поскольку оба указанных понятия могут рассматриваться как синонимы.
Возникновение общинного самоуправления в России было обусловлено рядом предпосылок, связанных с развитием земледелия, скотоводства, промыслового дела, ремесла, производства. В свою очередь, властные полномочия общины получали при обретении ими в свое распоряжение определенной собственности.
Общественное самоуправление, непосредственно предшествовавшее возникновению государственности, формировалось на уровне производственных и территориальных общин. Причем в процессе управления общинами предпочтение отдавалось формам непосредственной и представительной демократии, что позволяет говорить об истинной форме самоуправления <2>.
<2> Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во "СКАГС", 2000. С. 20.Следует отметить, что на данном этапе исторического развития производственно-территориальные общины обладали большими властными полномочиями и возможностями, чем представители государственной власти <3>. Высшей формой проявления политической власти городов стало городское вече. Представительными органами церковного самоуправления были соборы, состоявшие из объединенных нескольких церквей.
<3> Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: Изд. центр "Федоров", 1995. С. 18.Значительные изменения в сложившуюся систему соотношения местного самоуправления и центральной власти внесло монголо-татарское нашествие, разрушившее представительную власть - основу, объединявшую славянские общины, что привело в итоге к усилению централизации управления. Участие земщины в государственных делах значительно уменьшилось. В последующем институт местничества, вводивший систему кормления, значительно подорвал основы местного самоуправления.
Попытка реанимации местного самоуправления нашла отражение в первой реформе 1549 г. по отмене системе кормления и создания губных учреждений на местах и относится ко времени правления Глинских. Однако дальнейшие шаги по пути развития местного самоуправления и создания земских учреждений были проведены Иваном IV. В свою очередь, расцвет абсолютизма в эпоху правления Петра I по идее должен был усилить тенденцию к централизации управления.
Петром I были проведены мероприятия, как способствующие развитию местного самоуправления (например, за каждым городом закреплялось право самостоятельно распоряжаться городской землей, управление общинами было передано самим общинам), так и ограничивающие компетенцию местных органов (установление опеки приказной администрации над общинами, ликвидация губного самоуправления в уездах и т.д.).
Крупной вехой в развитии отечественного самоуправления справедливо считается период царствования Екатерины II. При ней было значительно развито государственное управление (усовершенствованы сословный, административно-территориальный, отраслевой принципы управления государством).
Начало XIX в. не было отмечено качественными изменениями в статусе институтов местного самоуправления. В целом продолжала усугубляться тенденция к усилению государственного контроля над органами местного самоуправления и ограничению их компетенции.
В 1838 г. была проведена реформа местного самоуправления в среде государственных крестьян: сельские общества учреждались в каждом большом казенном селении, его органами являлись сельский сход, сельское начальство (старшины, сотские, десятские, смотрители магазинов, сборщики податей) и сельская расправа <4>.
<4> Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во "СКАГС", 2000. С. 46.Структура городского самоуправления продолжала развиваться на основе "Жалованной грамоты городам", однако ее положения на практике часто реализовывались с нарушениями (так практически повсеместно отсутствовала общая дума, т.е. собрание городских представителей). К середине XIX в. в России интенсивнее пошел процесс капитализации: в промышленности и торговле обозначились признаки свободного рынка, возникла потребность в модернизации производства и сферы управления. В отличие от предшествующих реформ и преобразований, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II более способствовали децентрализации управления и развитию местного всесословного самоуправления <5>.
<5> Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Изд-во "РАГС", 1990. С. 57.Вместе с тем следующий период вошел в историю как период контрреформ и был связан с усилением центральной власти. Введенное в 1890 г. "Новое положение о губернских и уездных земских учреждениях" существенно усилило контроль администрации за деятельностью земств, ограничило полномочия земских органов, изменило порядок выборов в них, в результате чего не стало выборных людей от населения (введены имущественный ценз и многоступенчатые выборы для крестьян). В 1900 г. были приняты "Примерные правила предельного земского обложения", в результате которых был нанесен удар по финансовой основе земств: им запретили увеличивать смету больше, чем на 3% по сравнению с предыдущим годом.
Для третьего периода развития земской системы была характерна консолидация земского движения в ответ на действия центральной власти. Система местного самоуправления этого времени представляла собой разветвленный и достаточно эффективный аппарат управления местным хозяйством. Все земские органы пользовались правами юридического лица, но именно управы как единственный постоянно действующий орган реализовывали это право. При этом управы приобретали и отчуждали имущество, заключали договоры, вступали в переговоры с агентами, предъявляли гражданские иски, выступали ответчиками на суде и т.п. <6>.
<6> Муниципальное право России: Учебное пособие / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 27 - 28.Следующая веха эволюции самоуправления в России связывается с мероприятиями Временного правительства, последовательно принявшего на фоне революционных событий ряд документов, закрепляющих трансформацию управления на местах.
Третьего марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет.
Пятого марта 1917 г. издано распоряжение Временного правительства о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми в основном становились представители земских управ. При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание. Его задачей была подготовка необходимых материалов по реформе местного самоуправления.
Пятнадцатого июля 1917 г. утверждено Положение о поселковом управлении, которое должно было вводиться в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных пунктах при условии наличия там необходимых местных потребностей в благоустройстве. Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. "О волостном земском управлении" было учреждено волостное земство.
В целом можно констатировать, что Временным правительством была создана достаточно полная нормативная база для формирования местного самоуправления, представляющая практический интерес и в настоящее время <7>.
<7> См.: Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.Октябрьский переворот (1917 г.) привел к необходимости реформирования всей структуры управления в стране. В этой связи В.И. Лениным провозглашался переход от управления народом к самоуправлению народных масс, и была поставлена цель создания системы Советов сверху донизу. Советская модель местного управления не была раз и навсегда застывшим явлением, она развивалась, претерпевая различные метаморфозы, и в ее эволюции возможно выделить следующие периоды. Первый период был связан с созданием новой системы органов местного самоуправления. Большевики, взяв власть в 1917 г., стали строить новое государство, опираясь на марксистско-ленинский тезис о необходимости первоначального слома старой государственной машины. Процесс ликвидации губернских, уездных и волостных собраний и управ практически начался, как только победило вооруженное восстание в Петрограде, а после III Всероссийского съезда Советов он развернулся в массовом масштабе и в целом завершился только летом 1918 г.
Второй этап развития Советов вошел в историю как период нэпа. Новая экономическая политика разрешала допущение элементов частной собственности, что привело к усложнению форм хозяйственной деятельности и, в свою очередь, вызвало изменения в местных органах власти. Декрет ВЦИК "О замене разверстки натуральным налогом" (1921 г.) и "Наказ об СТО (Советах труда и обороны) местным советским учреждениям" отмечали особую важность максимального развития творческой самодеятельности и инициативы местных государственных органов, учета опыта и широкого распространения лучших примеров работы Советов.
Мощный толчок развитию городского самоуправления дало Положение "О городских Советах", принятое в 1925 г., которое определяло Советы как "высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции" и предоставляло им относительную самостоятельность. В целом на данном этапе была проведена частичная децентрализация единой иерархической советской системы и осуществлено некоторое перераспределение полномочий в сторону ее низовых звеньев.
Для третьего периода развития Советов была характерна практически полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой тоталитарного партийно-государственного руководства. В 1933 г. было принято новое Положение "О городском Совете", которое окончательно огосударствило органы местной власти. Согласно данному Положению и Конституции 1936 г. Советы определялись как "органы пролетарской диктатуры", призванные проводить политику центра на местах <8>.
<8> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие. М.: Форум, 2009.С приходом к власти Н.С. Хрущева был поставлен вопрос о повышении роли Советов, которые к этому времени "все более выступали как общественные организации". Однако после его смещения с поста генерального секретаря ЦК КПСС были приняты многочисленные законодательные акты союзного и республиканского уровня с целью закрепления статуса каждого звена местных Советов. Однако на практике законодательно закрепленные "широкие" полномочия местных Советов не повлияли на их подчиненность партийному и государственному аппарату.
Следует отметить, что в советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского периода, и в Законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР (1980 г.). В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии <9>.
<9> См.: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 102.Конституция СССР 1977 г., закрепив стагнирующее состояние общества, государства и его важнейших институтов, определила местные Советы как звенья единой системы органов государственной власти, решающих и вопросы местного значения, и участвующих в реализации общегосударственных задач. Советы представляли собой единую систему представительных органов государственной власти, в которой главным образующим фактором стало руководство вышестоящих органов власти нижестоящими.
В это время в советской системе управления явное выражение получает принцип патернализма. Патернализм (лат. pater - "отец") - это принцип попечительства, опеки государственных органов над населением и органами местной власти; тип отношений между правителями и населением, предусматривающий "отеческую заботу" первых и "сыновью благодарность" вторых за улучшение условий жизнедеятельности <10>.
<10> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов: Изд-во "ПАГС", 2008. С. 38.Последний период советской модели был связан с реформами государственно-политического устройства России. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял поправки в Конституцию СССР и Закон "О выборах народных депутатов СССР". Этими нормативными актами устанавливался принцип состязательности выборов и вводился запрет на совмещение должности депутата с должностями в исполкомах, судах и некоторых партийных органах.
В начале 90-х годов активно пошел процесс формирования правовой базы местного самоуправления на уровне союзных республик. Особенно интенсивно он проходил в Российской Федерации. Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 г.) и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (1991 г.). По этим Законам Советы получили значительные полномочия, собственный бюджет и собственность, что не соответствовало ленинскому пониманию советского типа власти и, по сути, означало ликвидацию советской модели.
Окончательную точку в процессе ликвидации советской модели поставил Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в РФ" <11>, который провозгласил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти. Коренным событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ <12>. Она признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне.
<11> САПП РФ. 1993. N 44. Ст. 4188.<12> Российская газета. N 237. 25.12.1993.
На реформу местного самоуправления особое влияние оказало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <13>. Данный нормативный акт закрепил новую дефиницию местного самоуправления, определив его как признаваемую и гарантированную Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
<13> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.Практика применения Закона, как отмечается, выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. Например, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, удаленность местных органов власти от населения, нечеткость в определении вопросов местного значения, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям органов местного самоуправления, сложность механизмов взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления и т.п. <14>.
<14> Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: пособие к электронному учебно-методическому комплексу "Стратегия развития муниципальных образований". Ч. I / Под ред. В.В. Бакушева. М.: Изд-во "РАГС", 2007. С. 32.Одиннадцатого июня 1997 г. был принят Указ Президента РФ N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" <15>, в котором основным направлением государственной политики в области местного самоуправления на 1997 - 1998 гг. называлось завершение формирования правовой базы местного самоуправления.
<15> СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2741.Дальнейшее развитие муниципальной реформы предусматривало решение задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. В этой связи 25 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" <16>. Данный Закон определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, закрепил основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
<16> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4464.Большое влияние на дальнейшее развитие института местного самоуправления также оказал Федеральный закон N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" <17>, принятый в 1998 г., который закрепил основные права, обязанности и гарантии муниципальных служащих. В течение второго периода нормативно-правовая база большинства субъектов РФ была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Федеральные законы и законы субъектов РФ по вопросам местного самоуправления развили основные положения Конституции РФ 1993 г., зафиксировали новую систему местного самоуправления, сделали ее более действенной и эффективной.
<17> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224.Четвертого августа 2000 г. Государственной Думой по инициативе Президента РФ В.В. Путина был принят Федеральный закон N 107-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <18>. По данному Закону законодательные органы и должностные лица государственной власти получили право в особых случаях распускать представительные органы местного самоуправления и отрешать от должностей глав муниципальных образований. Данный Закон предпринимает попытку построения вертикали государственной власти сверху донизу.
<18> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3330.Таким образом, в истории России не произошло постепенного эволюционного развития институтов муниципального управления, закономерного для большинства современных развитых государств. Система общественного самоуправления, сложившаяся в результате реформ XIX в., сменилась жесткой централизацией и полным отсутствием самостоятельности на местном уровне в советский период и насаждением местной демократии под революционным влиянием событий "перестройки" и смены социально-экономической формации в начале 90-х годов XX в.