Мудрый Юрист

Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел

Казак Бронислав Брониславович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарного университета.

Михайлова Наталья Владимировна, доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России.

Столяренко Владимир Михайлович, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарного университета.

Деятельность подразделений органов внутренних дел по экономической безопасности и противодействию коррупции носит преимущественно профилактический характер. Авторы определяют первоочередные профилактические меры в этом направлении.

Ключевые слова: правонарушения, органы внутренних дел, профилактика, МВД России, полиция, полицейский.

About organization of prevention of violations of law by the internal affairs agencies

B.B. Kazak, N.V. Mikhailova, V.M. Stolyarenko

Activities performed by subdivisions of internal affairs agencies for economic security an anti-corruption measures mostly have a preventive purpose. The authors of this article describes the primary preventive measures in this sphere.

Key words: violation, internal affairs agencies, prevention, Ministry of Internal Affairs of Russia, police, police officer.

На основании п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. "О полиции" <1> на полицию возлагаются обязанности осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения преступлений и обеспечения собственной безопасности.

<1> РГ. 2011. 8 февр.

В этой связи МВД России осуществляет следующие полномочия:

<2> См.: пп. 9 - 10 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации") // РГ. 2011. 1 марта.

В связи с тем что реализация настоящих положений за короткий срок действия (со времени подписания) еще не позволяет проанализировать ожидаемые результаты, сложно дать исчерпывающие рекомендации по эффективному применению этих нормативных правовых актов. Поэтому на основе существующей нормативной базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений, представляется целесообразным сформулировать организационно-правовые основы такой системы профилактики в целях разработки мер по дальнейшему ее совершенствованию с учетом продолжающейся реформы ОВД.

По данным ДЭБ МВД России <3>, основной задачей профилактики экономической преступности является создание условий, способствующих устранению экономической выгоды от совершения преступления.

<3> В связи с реформой ОВД некоторые департаменты в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ поменяли названия, иные стали главными управлениями; так, ДЭБ МВД России преобразован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Систему профилактики экономических преступлений органами внутренних дел можно представить в виде следующих элементов, составляющих структуру такой системы:

  1. основные формы и методы профилактики правонарушений и преступлений в сфере экономики;
  2. система оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики;
  3. меры индивидуальной профилактики преступлений в сфере экономики (специальные профилактические меры в отношении конкретного лица, замышляющего либо подготавливающего преступление экономической, налоговой или коррупционной направленности; профилактика преступлений, осуществляемая в рамках возбужденного уголовного дела);
  4. контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Основные формы и методы профилактики правонарушений и преступлений в сфере экономики.

В соответствии с п. 16 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений <4> сотрудники подразделений БЭП и НП в сфере профилактики обеспечивают следующие основные направления работы:

<4> См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД России от 29 января 2009 г. N 60 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений").

Однако в чистом виде проверочные мероприятия профилактикой не являются, они лишь показывают, что при определенных условиях лицо, замышляющее преступление, вынуждено отказаться от его совершения или возместить уже нанесенный ущерб во избежание уголовного преследования.

Кроме того, такого рода профилактические меры относятся к деятельности контролирующих органов, так как они являются инициаторами проверок, а при выявлении фактов нарушения финансового, налогового и пр. законодательства не всегда вовремя информируют правоохранительные органы, искусственно продлевая срок, в течение которого возможно погашение ущерба, нанесенного в результате нарушения данного законодательства, или вынесение решения вопроса в арбитражный суд.

Как показывает практика, основные усилия подразделений БЭП и НП сосредоточиваются на наиболее значимых сферах экономической деятельности, которых в настоящее время насчитывается свыше 40 <5>, а в ходе организации и ведения профилактической деятельности осуществляется комплекс мероприятий в следующей очередности:

<5> Эти виды деятельности содержатся в таких сферах экономической деятельности, как кредитно-финансовая; топливно-энергетический, лесопромышленный и агропромышленный комплексы; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; социально-бюджетная сфера; добыча и оборот водных биоресурсов; незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней; потребительский рынок; внешнеэкономическая деятельность.

Одной из эффективных форм профилактики правонарушений в сфере экономики, особенно при декриминализации ведущих, бюджетообразующих отраслей, пресечения наиболее опасных экономических преступлений являются организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций и мероприятий ("Энергия", "Алкоголь-Табак", "Лес", "Образование" и др.). Например, неизменно высокую эффективность имеют оперативно-профилактические мероприятия "Контрафакт" (по пресечению оборота контрафактной и фальсифицированной аудио-, видео- и печатной продукции, программ для ЭВМ, а также промышленных и продовольственных товаров), что позволяет успешно предупреждать и пресекать преступления в сфере нелегального оборота объектов интеллектуальной собственности, имеющие достаточно высокую латентность.

Важно также отметить, что только надлежащая подготовка к проведению подобных мероприятий дает положительные профилактические результаты, в частности:

Информационно-пропагандистская работа в сфере профилактики экономических и налоговых преступлений является одной из важных составных частей оперативно-служебной деятельности подразделений БЭП и НП, а с учетом региональных особенностей определяются приоритетные направления их деятельности. В средствах массовой информации разъясняются возникающие проблемные вопросы по каждому приоритетному для конкретного региона направлению оперативной деятельности.

Не менее важным среди приоритетных направлений деятельности является противодействие коррупции, определяемое Федеральным законом "О противодействии коррупции" как "деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений" (ст. 1 Закона).

Отсюда следует вывод, что деятельность подразделений экономической безопасности по противодействию коррупции носит преимущественно профилактический характер. Среди первоочередных профилактических мер в этом направлении необходимо назвать следующие: