Мудрый Юрист

Проблемы применения ареста товаров и транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Сидоров Евгений Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии.

Статья посвящена актуальным вопросам применения такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, как арест товаров и транспортных средств. Автор исследует правовые аспекты применения данной меры, ее роль, особенности, процессуальное оформление и пути совершенствования применения.

Ключевые слова: Таможенный союз, КоАП РФ, ФТС России, арест товаров и транспортных средств, мера обеспечения производства, административные правонарушения в области таможенного дела, должностные лица таможенных органов, форма таможенного контроля, законность.

Problems of implementation of arrest of goods and vehicles as the mean of proceeding of administrative offences in the sphere of customs

E.I. Sidorov

The article is devoted to the topical issues of implementation of one of the means of legal proceedings of administrative offences - arrest of goods and vehicles. The author of the article studies the legal aspects of such measure, its role, peculiarities, procedure ad ways of improvement.

Key words: Customs Union, Code of Administrative Offences of the Russian Federation, FTS Russia, arrest of goods and vehicles, mean of proceedings, administrative offences in the sphere of customs, custom officials, forms of custom control, legality.

В современных условиях развития российской государственности Федеральная таможенная служба занимает одно из доминирующих мест в системе федеральных органов исполнительной власти России. Сфера внешнеэкономической деятельности, в которой реализуется компетенция таможенных органов, является сосредоточением противоречивых интересов различных отраслей российской экономики, конкурирующих промышленно-финансовых групп, фирм, предприятий и отдельных физических лиц, торгово-промышленных партнеров из различных зарубежных стран. Отдельные из перечисленных субъектов, отстаивая свои интересы, стремятся обойти таможенные процедуры при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, избежать уплаты таможенных пошлин и сборов, укрыть свои прибыли, особенно валютные, от налогообложения. Таким образом, в современных условиях наиболее актуальной является правоохранительная деятельность таможенных органов, связанная с обеспечением экономической безопасности государства. В связи с созданием Таможенного союза и вступлением в силу ряда нормативных актов, регламентирующих его деятельность, роль правоохранительной функции таможенных органов России неуклонно повышается.

Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Необходимо отметить, что за исследуемый период количество административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), несмотря на либерализацию таможенного законодательства, остается высоким. Как показывает анализ практики ФТС России, за 2008 г. было возбуждено 83700 дел, в 2009 г. - 89081 дело, в 2010 г. - 72701 дело. Наибольшее количество дел возбуждается по так называемым "контрабандообразующим составам", правовое регулирование которых осуществляется статьями: 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ, например в 2008 г. возбуждено 30635 дел, в 2009 г. - 31005 дел, в 2010 г. - 28008 дел <1> по данным статьям. Вышеуказанные административные правонарушения в области таможенного дела наносят значительный экономический ущерб России. Эффективность и результативность производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в значительной мере зависит от применения мер обеспечения производства по данным делам, которые активно применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений.

<1> Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2008 - 2010 гг.).

Одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является арест товаров и транспортных средств. Правовая основа указанной меры обеспечения регламентируется ст. 27.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест товаров и транспортных средств, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Однако следует отметить, что указанная норма раскрывает только общие положения применения этой меры обеспечения производства.

Арест товаров и транспортных средств, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, по делам о нарушении таможенных правил является комплексной мерой обеспечения производства, так как она направлена на пресечение правонарушения, сбор доказательств. Однако, по моему мнению, основное назначение этой меры - исполнение постановления по делам о нарушении таможенных правил, по которым в качестве санкций предусматривается конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Следует также отметить, что данная мера является новеллой в КоАП РФ.

В соответствии с письмом ГТК России N 17-12/12422 от 24.03.2003 арест товаров и транспортных средств, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, представляет собой своего рода альтернативу изъятия, поскольку в соответствии с положениями ст. 27.14 КоАП РФ применяется в случае невозможности изъятия таких товаров и транспортных средств и (или) возможности обеспечения их сохранности без изъятия. Однако реализация данной меры обеспечения производства по делу, как арест товаров и транспортных средств, обусловлена правовой невозможностью осуществления их изъятия <2>. Наряду с этим в ситуации, когда изъятие товаров и транспортных средств невозможно вследствие несоблюдения условий, установленных ст. 27.10 КоАП РФ, то осуществление их ареста в ряде случаев, по моему мнению, также является неправомерным и некорректным по отношению к владельцу товаров и транспортных средств, так как ущемляет его экономические интересы. Товары и транспортные средства, являющиеся предметами или орудиями совершения правонарушения (вещественные доказательства), всегда имеют значение для правильного разрешения дела.

<2> Письмо ГТК России от 24.03.2003 N 17-12/12422 "О некоторых вопросах применения отдельных положений разделов III и IV КоАП России" (Архив ФТС России).

Однако в целях соблюдения требований ст. 27.1 КоАП РФ, устанавливающей основания применения мер обеспечения производства по делу, осуществление их изъятия или ареста не должно применяться автоматически по факту выявления признаков вещественных доказательств.

В связи с этим представляется, что исходя из необходимости обеспечения сохранности вещественных доказательств и исполнения решения по делу изъятие либо арест обоснованы лишь в тех случаях, когда предметы имеют существенное значение в процессе доказывания совершения лицом административного правонарушения и установления его вины (например, сохранили на себе следы правонарушения), а также когда санкцией соответствующей статьи предусмотрена конфискация предметов и (или) орудий совершения правонарушения.

Арест товаров и транспортных средств как мера обеспечения производства входит в административно-юрисдикционные полномочия таможенных органов и ее применение составляет в среднем 8% от общего количества возбужденных дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, а при производстве дел центральными оперативными таможнями (дел особой важности) процент применения данной меры составляет порядка 9 - 11%.

Арест товаров и транспортных средств за нарушение таможенных правил осуществляется должностными лицами таможенных органов, указанными в ст. 27.3, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, и в Приказе Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание". К ним относятся следующие должностные лица таможенных органов РФ:

  1. должностные лица центрального аппарата ФТС России:
  1. должностные лица региональных таможенных управлений:
  1. Должностные лица таможен, таможенных постов:
<3> Приказ ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (с изм. и доп.) // Российская газета. 08.04.2005.

В соответствии с требованиями настоящего Приказа и исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дознаватели и сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, вести производство и применять меры обеспечения производства по данным делам, что является новеллой этого Приказа.

Следует отметить, что арест производится в присутствии владельца вещей и двух понятых, однако в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. К случаям, не терпящим отлагательства, могут относиться: осуществление применяемой меры на стадии возбуждения и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, применяемой в отношении лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания, а также при пресечении административного правонарушения. В случае необходимости применяются фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей должны указываться: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также должна делаться запись о применении фото и киносъемки, видеозаписи и иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, должны прилагаться к протоколу.

В случае необходимости товары и транспортные средства, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

Копия протокола об аресте товаров и транспортных средств вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, либо его законному представителю.

В настоящее время наряду с указанной мерой обеспечения производства в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ регламентирована сходная по названию форма, которая используется при реализации контрольно-надзорной функции таможенных органов (таможенном контроле) и в ряде случаев является основанием для применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил.

В соответствии со ст. 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ("Порядок наложения ареста на товары, изъятие товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки"), наложение ареста на товары производятся в целях, предусмотренных подп. 11 п. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Основаниями для наложения ареста на товары являются:

Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. О наложении ареста на товары составляется акт.

Изучив основания применения и процессуальное оформление ареста товаров и транспортных средств как меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, которые излагаются в действующем административном законодательстве, следует отметить:

Библиографический список

  1. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2010.
  2. Хомяков Л.Л., Карпеченков М.Ю., Сидоров Е.И. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил. М., 2011.