Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации *
<*> Salichkina A.Yu. Application of measures of customs-tariffs regulation of external trade activity on the basis of approach of priority support of priority directions of development of the Russian Federation.Саличкина А.Ю., аспирантка ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".
В условиях присоединения России к ВТО и создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС важнейшим направлением совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование. Автор уделяет особое внимание применению мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и предлагает пути решения основных проблем в данной сфере.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, внешняя торговля, приоритетные направления развития РФ, ЕврАзЭС, ВТО, Таможенный союз.
In conditions of accession of Russia to the WTO and creation of a uniform economic territory within the frames of the EurAsEC the most important direction of improvement of state regulation of external trade activity is customs-tariffs regulation. The author pays a great attention to application of measures of customs-tariffs regulation of external trade. The author proposes the ways of resolution of fundamental problems in this sphere.
Key words: customs-tariffs regulation, external trade, priority directions of development of the RF, EurAsEC, WTO, Customs Union.
В условиях присоединения России к ВТО и создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС важнейшим направлением совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование.
Однако указанные события повлекут за собой создание ряда ограничений в сфере применения таможенно-тарифных мер. В частности, ставки таможенных пошлин будут ограничены тарифными обязательствами, предусмотренными Протоколом о присоединении России к ВТО. По таким товарам, как, например, телефоны, фрукты, фармацевтические товары, сельскохозяйственная техника, самолеты и авиаоборудование и др., Россия в течение 2 - 3 лет (длительность переходного периода) должна будет снизить ставки пошлин в 2 раза. В этой связи Единый таможенный тариф Таможенного союза будет изменяться в сторону снижения в соответствии с тарифными обязательствами, т.к. Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. предусмотрено, что с момента присоединения одного из государств - членов к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этого государства - члена к ВТО.
С учетом вышесказанного становится очевидным то обстоятельство, что при разработке комплекса мер таможенно-тарифной защиты необходимо руководствоваться принципом первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации, а также критериями применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации.
Определяющим документом в выявлении приоритетных направлений развития является Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
В Концепции определены следующие основные направления повышения национальной конкурентоспособности:
- развитие высокотехнологичных отраслей;
- развитие базовых отраслей промышленности;
- развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре;
- развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики;
- развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов.
В рамках высокотехнологичных отраслей выделены следующие:
- авиационная промышленность и двигателестроение;
- ракетно-космическая промышленность;
- судостроительная промышленность;
- атомный энергопромышленный комплекс;
- радиоэлектронная промышленность;
- информационно-коммуникационные технологии.
В рамках приоритетных направлений внешнеэкономической политики выделено обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере и выход на рынки таких товаров, как:
- высокотехнологичные товары и услуги;
- ядерные технологии;
- авиатехника;
- судостроение;
- космические услуги и космические аппараты;
- программное обеспечение.
Большинство ставок пошлин на товары отраслей приоритетного развития ограничиваются тарифными обязательствами, предусмотренными Протоколом о присоединении России к ВТО. В этой связи особое значение приобретают факторы применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Важным является их применение на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации.
С целью развития высокотехнологичных, наукоемких производств, производств, необходимых для поддержания на приемлемом уровне национальной безопасности, меры таможенно-тарифного регулирования должны иметь стратегический характер, т.е. иметь долговременный характер, направленный на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Построение долгосрочного плана применения таможенно-тарифных мер регулирования возможно на основе критериев, учитывающих целый ряд факторов, влияющих на состояние, конкурентоспособность, долгосрочное развитие приоритетных отраслей.
Критерии применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации:
- Определение уровня конкурентоспособности отрасли.
- Текущий уровень государственной поддержки отрасли.
- Наличие стратегических планов государства по поддержке данной отрасли в будущем.
- Наличие и текущее состояние производственной базы отрасли.
- Наличие собственных научных разработок в сфере функционирования отрасли.
- Наличие научных разработок в сфере функционирования отрасли в мировом масштабе.
- Наличие кадрового потенциала отрасли, в т.ч. достаточное количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов в данной отрасли.
- Значение для обеспечения национальной безопасности государства.
- Стратегическая значимость отрасли.
- Дефицитность товаров отрасли.
Учитывать указанные критерии при разработке мер необходимо комплексно.
Концептуально процедура установления комплекса мер таможенного регулирования импорта может быть представлена в виде алгоритма, приведенного на рис. 1.
-------------------------------------------------¬
¦Этап 1. Оценка национальной потребности в товаре¦
¦и состояние ее национального производства ¦
L------------------------------------------------- -----¬
-------------------------------------------------¬ -->¦ Да +---¬
¦Этап 2. Выявление факта нарушения условий для ¦ ¦ L----- ¦
¦производства конкурентоспособного товара +--------- -----¬ ¦
¦отечественными производителями +---------->¦Нет +---+--¬
L------------------------------------------------- L----- ¦ ¦
-------------------------------------------------¬ -----¬ ¦ ¦
¦Этап 3. Оценка приоритетности национального +---------->¦ Да +---+ ¦
¦производства товаров +--------¬ L----- ¦ ¦
L------------------------------------------------- ¦ -----¬ ¦ ¦
-------------------------------------------------¬ L->¦Нет +---+--+
¦Действующий комплекс мер оказывает положительное¦ L----- ¦ ¦
¦воздействие на развитие отрасли, его изменение ¦ ¦ ¦
¦не требуется ¦<-------------------+---
+------------------------------------------------+ ¦
¦Комплекс мер таможенного регулирования требует ¦<--------------------
¦пересмотра ¦<-----------------¬
L----------------------T-------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 4. Определение спроса на товар и построение ¦ ¦
¦функции спроса на товар, исходя из изменения цены и¦ ¦
¦ставки ввозной таможенной пошлины на товар ¦ ¦
L----------------------T----------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 5. Установление (уточнение) цели государства ¦ ¦
L----------------------T----------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 6. Определение размера ставки ввозной ¦ ¦
¦таможенной пошлины ¦ ¦
L----------------------T----------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 7. Определение комплекса мер нетарифного ¦ ¦
¦регулирования ¦ ¦
L----------------------T----------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 8. Установление рационального сочетания ¦ ¦
¦тарифных и нетарифных мер регулирования импорта ¦ ¦
L----------------------T----------------------------- ¦
V ¦
----------------------------------------------------¬ ¦
¦Этап 9. Утверждение комплекса мер таможенного ¦ ------+-----¬
¦регулирования внешнеторговой деятельности ¦ ------->¦ Сохранение¦
L----------------------T----------------------------- ¦ ¦тенденций к¦
V ¦ ¦увеличению ¦
----------------------------------------------------¬ ¦ ¦ импорта ¦
¦Этап 10. Реализация комплекса мер таможенного ¦ ¦ L------------
¦регулирования внешнеторговой деятельности ¦ ¦-------------------¬
L----------------------T----------------------------- ¦¦ Увеличение доли ¦
V ¦¦ отечественного ¦
----------------------------------------------------T--¦ производства и ¦
¦Этап 11. Оценка эффективности внесенных предложений+->¦сокращение импорта¦
L---------------------------------------------------- L---------T---------
------------------------------------------------------------¬ ¦
¦Меры таможенного регулирования признаются целесообразными ¦<----
L------------------------------------------------------------
Рис 1. Алгоритм установления комплекса мер таможенного регулирования при импорте товара
Он основывается на применении следующих принципов:
- системности государственного регулирования импорта и контроля за его осуществлением;
- гласности в разработке, принятии и применении мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности;
- комплексности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- обоснованности и объективности применения мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности;
- защиты отечественных производителей и отечественных потребителей;
- исключения неоправданного вмешательства государств и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
- выбора мер таможенного регулирования импорта, необходимых для обеспечения эффективного достижения цели.
Концептуальный подход к определению комплекса мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности отражает целесообразную последовательность действий государственных и предпринимательских организаций, объединенных единой организационной структурой и работающих на постоянной основе с целью обеспечения равных условий конкуренции на внутреннем рынке с помощью формирования и применения мер системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.