Мудрый Юрист

О стандартизации внутреннего контроля в бюджетной сфере

В.В. КОТОВ

Котов Владимир Владимирович, доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина РФ, кандидат экономических наук.

Использование стандартов, устанавливающих единые требования к порядку организации и ведения контрольной деятельности, является одним из перспективных направлений совершенствования внутреннего государственного и муниципального контроля <1>. Полномочия, необходимые для осуществления данного вида контроля, установлены ст. ст. 266 - 270.1 Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем даже основные проблемы организации деятельности подразделений внутреннего государственного и муниципального контроля не только не урегулированы законодательно, но и недостаточно представлены в отечественной научной литературе. Поэтому, принимая во внимание важное прикладное значение профессиональных стандартов, необходимо рассмотреть возможность адаптации к российским условиям тех методических разработок, которые уже получили широкое международное признание.

<1> Котов В.В. О проблемах создания и организации деятельности подразделений внутреннего контроля в органах исполнительной власти (местной администрации) // СПС "КонсультантПлюс"; Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Редакционный материал) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 12; СПС "КонсультантПлюс".

В числе таких материалов следует назвать "Руководство по применению стандартов внутреннего контроля в бюджетной сфере (INTOSAI GOV 9100 <2>)", выпущенное профильным подкомитетом ИНТОСАИ (Международной организации высших органов финансового контроля) в 2004 г. Основой INTOSAI GOV 9100 является "Концептуальная модель внутреннего контроля", созданная Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO <3>) в 1992 г.

<2> Официальный сайт ИНТОСАИ: http://www.psc-intosai.org.
<3> Официальный сайт Комитета спонсорских организаций США (COSO): http://www.coso.org.

При анализе особенностей применения данной модели в бюджетной сфере необходимо учитывать несколько важных обстоятельств:

  1. формирование Комитета COSO в 1985 г. было связано с необходимостью борьбы с фальсификацией финансовой отчетности в публичных компаниях. Поэтому основные усилия Комитета были направлены на изучение различных способов фальсификации отчетности и выработку рекомендаций по их выявлению и предотвращению <4>;
<4> Gupta P.P. and Thomson J.C. 2006. Use of COSO 1992 in management reporting on internal control. Strategic Finance (September): p. 26 - 33; Root S.J. Beyond COSO: internal control NY.: John Wiley & Sons, 1988. P. 71.
  1. методология COSO основана на изучении и обобщении практики корпоративного управления, и не должна рассматриваться с позиций нормативной теории;
  2. модель доказала свою практическую полезность в различных условиях и в настоящее время применяется в зарубежных стандартах внутреннего государственного контроля <5>;
<5> Официальный сайт Главного контрольного управления США: http://www.gao.gov.
  1. в России модель COSO наиболее активно используется в банковской <6> и аудиторской <7> деятельности. Более широкое ее распространение в частном секторе экономики сдерживается из-за отсутствия единых законодательных требований к организации внутрихозяйственного контроля.
<6> Малыхин Д.В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках // Внутренний контроль в кредитной организации. 2009. N 2; Акулов А.В., Малыхин Д.В., Малюта Н.Е., Рыжих Н.Н. К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля // Управление в кредитной организации. 2007. N 1.
<7> Федеральное правило (стандарт) N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696).

Концепция системы внутреннего контроля COSO включает пять элементов:

  1. контрольную среду;
  2. оценку рисков;
  3. процедуры контроля;
  4. информационное обеспечение и средства связи;
  5. мониторинг.

Указанная структура системы внутреннего контроля не подвергалась изменениям с 1992 г., но интерпретация ее элементов, а также терминологическая база Концепции имеют многочисленные редакции, обусловленные конкретными областями применения. В таблицах 1 и 2 приведены определения системы внутреннего контроля и ее элементов в соответствии с Руководством INTOSAI GOV 9100 и Федеральным правилом (стандартом) N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Таблица 1. Определение системы внутреннего контроля

    Руководство INTOSAI GOV 9100   
   Федеральное правило (стандарт)   
аудиторской деятельности N 8
Непрерывный процесс, осуществляемый
руководством и персоналом органа
управления и предназначенный для
устранения рисков и обеспечения
достаточной уверенности в том, что
в при достижении целей деятельности
будут решены следующие задачи:
- осуществлены надлежащим образом
этически обоснованные,
экономически эффективные и
результативные операции;
- выполнены обязательства по
составления и представлению
отчетности;
-обеспечено соответствие
действующим законам и правилам;
- обеспечена защита ресурсов от
злоупотреблений и ненадлежащего
использования <8>.
Процесс, организованный и           
осуществляемый представителями
собственника, руководством, а также
другими сотрудниками аудируемого
лица, для того чтобы обеспечить
достаточную уверенность в достижении
целей с точки зрения надежности
финансовой (бухгалтерской)
отчетности, эффективности и
результативности хозяйственных
операций и соответствия деятельности
аудируемого лица нормативным
правовым актам.
<8> INTOSAI GOV 9100 Guidelines for Internal Control Standards for the Public Sector.

Таблица 2. Определения элементов системы внутреннего контроля

 Наименование 
элемента
Руководство INTOSAI GOV 9100
      Федеральное правило
(стандарт) аудиторской
деятельности N 8
Контрольная   
среда
Контрольная среда создает   
общую атмосферу в
организации и определяет,
каким образом проблемы
контроля воспринимается
руководством. Она является
основой для всех других
элементов внутреннего
контроля, обеспечивая
организационную структуру и
дисциплину.
Контрольная среда включает   
позицию, осведомленность и
действия представителей
собственника и руководства
относительно системы
внутреннего контроля
аудируемого лица, а также
понимание значения такой
системы для деятельности
аудируемого лица.
Оценка рисков 
Оценка рисков представляет  
собой процесс выявления и
анализа рисков,
препятствующих достижению
целей предприятия, а также
выработку необходимых
действий для их устранения.
Поскольку политические,
экономические,
производственные, правовые и
хозяйственные условия
постоянно меняются, оценка
риска должна быть
непрерывным процессом. Это
подразумевает выявление и
анализ изменившихся условий:
новых возможностей и рисков
(цикл оценки риска) и
модификацию внутреннего
контроля.
Оценка рисков аудируемым     
лицом представляет собой
процесс выявления и по
возможности устранения
рисков хозяйственной
деятельности, а также их
возможных последствий. Для
целей финансовой
(бухгалтерской) отчетности
важен вопрос, каким образом
в процессе оценки рисков
аудируемым лицом руководство
выявляет риски, имеющие
отношение к финансовой
(бухгалтерской) отчетности,
определяет их значение,
оценивает вероятность их
возникновения и принимает
решение относительно того,
как управлять ими.
Процедуры     
контроля
Процедуры контроля включают 
политику и процедуры,
направленные на достижение
целей организации с учетом
имеющихся рисков. Чтобы быть
эффективными, процедуры
контроля должны быть
адекватны условиям
применения, осуществляться
на плановой основе, быть
экономически эффективными,
комплексными, обоснованными
и непосредственно связанными
с целями контрольной
деятельности.
Контрольные действия включают
политику и процедуры, которые
помогают удостовериться, что
распоряжения руководства
выполняются, например, что
необходимые меры предприняты
в отношении рисков, которые
могут препятствовать
достижению целей аудируемого
лица. Контрольные действия,
осуществляемые вручную или
с применением информационных
систем, имеют различные цели
и применяются на различных
организационных и
функциональных уровнях.
Информационное
обеспечение и
средства связи
Информационные системы      
подразумевают использование
специальных процедур
контроля, которые делятся на
общие и прикладные. Общие и
прикладные процедуры
контроля взаимосвязаны, обе
эти группы необходимы для
обеспечения полной и точной
обработки информации.
Изменения информационных
технологий происходит очень
быстро, поэтому
соответствующие процедуры
контроля должны также
постоянно развиваться.
Функционирование             
информационных систем,
связанных с подготовкой
финансовой (бухгалтерской)
отчетности, обеспечивается:
а) техническими средствами;
б) программным обеспечением;
в) персоналом;
г) соответствующими
процедурами;
д) базами данных.
Мониторинг    
Системы внутреннего контроля
должны постоянно проверяться
для оценки их эффективности.
Мониторинг осуществляется в
ходе обычной операционной
деятельности, с помощью
специальных оценок, а также
как комбинация обоих
подходов.
Мониторинг средств контроля  
включает наблюдение за тем,
функционируют ли они и были
ли они изменены надлежащим
образом в случае
необходимости, и может
включать такие мероприятия,
как наблюдение руководства
за тем, своевременно ли
подготавливаются выверки
расчетов с банками, оценка
внутренними аудиторами
соответствия действий
персонала, занимающегося
продажами, политике
аудируемого лица в отношении
определенных условий
договоров с покупателями,
осуществление надзора за
соответствием действий
персонала политике
аудируемого лица в области
этики или деловой практики.

Анализ содержания таблиц 1 и 2 позволяет заключить, что Руководство INTOSAI GOV 9100 имеет ряд особенностей, учитывающих специфику государственного финансового контроля:

Указанные особенности носят принципиальный характер и должны учитываться при формировании стандартов внутреннего государственного контроля. Важно отметить, что Концептуальная модель внутреннего контроля (COSO) и Руководство INTOSAI GOV 9100 рассматривают контроль в контексте процесса управления, что облегчает процесс их адаптации к реальным условиям. Вместе с тем в России и других странах СНГ определенные сложности может вызвать внедрение англо-американской модели "государственного служащего - менеджера", способного брать на себя ответственность за риск и принятие решений. Однако, на наш взгляд, данный аспект проблемы не может рассматриваться как основание для отказа от попыток адаптации достижений международной практики.

В заключение отметим, что Руководство INTOSAI GOV 9100 не заменяет собой стандарты, а лишь является концептуальной основой для их разработки. Вместе с тем многие положения этого документа могут быть непосредственно использованы в стандартах. Например, значительный интерес представляет рекомендуемое распределение обязанностей и ответственности между субъектами внутреннего государственного и муниципального контроля: