Мудрый Юрист

Наградное дело как предмет правового регулирования

Трофимов Егор Викторович, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Хабаровской государственной академии экономики и права, кандидат юридических наук.

Активное использование наград в общественной практике привело к формированию обширной сферы деятельности, которую можно обозначить термином "наградное дело". В данной статье автор исследует наградное дело как юридический феномен, выявляет пределы его правового регулирования.

Ключевые слова: награды, наградное дело, наградное право, гарантии, правовой институт.

Award affairs as a subject-matter of legal regulation

E.V. Trofimov

Use of awards in public practice has led to formation of vast areas of activity, which can be denoted by "awarding affair". In this article the author examines the awarding affair as a legal phenomenon and reveals the limits of its legal regulation.

Key words: award, awarding affair, awarding law, guarantee, legal institution.

В научной литературе и законодательстве отсутствует общепринятый термин для обозначения сферы установления и применения наград. Термин "наградное дело" представляется наиболее подходящим для этой цели, тем более что он изредка употреблялся в дореволюционной <1> и советской юридической литературе <2>, а также использован А.Н. Малинкиным в работах по социологии наград <3>.

<1> См., напр.: Волков Н.Е. Очерк законодательной деятельности в царствование императора Александра III: 1881 - 1894 гг. СПб.: Тип. А.Ф. Штольценбурга, 1910. С. 237.
<2> См., напр.: Трещетенкова Н.Ю. Законодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 5. Законодательство зарубежных европейских социалистических стран о наградах. М.: ВНИИСЗ, 1986. С. 1.
<3> См.: Малинкин А.Н. Женские награды в России. Исследование по социологии наградного дела // Интер. 2004. N 2 - 3; Малинкин А.Н. Женские награды в России. Опыт исследования по социологии наградного дела // Мир России. 2004. N 2; Малинкин А.Н. Культ героического в наградах СССР. Исследование по социологии наградного дела // Интер. 2004. N 2 - 3.

Термин "наградное дело" используется в законодательстве в двух основных значениях. Во-первых, под ним понимают совокупность документов и иных материалов, формируемых для представления лица к награде. В этом случае термин "наградное дело" отражает информационный (документационный) аспект наградной деятельности. Такое словоупотребление встречается в десятках нормативных правовых и распорядительных актов <4>, хотя намного чаще "наградное дело" как совокупность документов и иных материалов в отношении лица, представляемого к награде, называют просто наградными материалами. Во-вторых, под наградным делом понимается сфера установления и применения наград. Но в этом значении термин "наградное дело" еще не устоялся, и в действующем российском законодательстве он используется только один раз (в п. 3.4 Положения о Комиссии по государственным наградам при Президенте Республики Бурятия <5>), причем значение термина не разъясняется.

<4> Напр.: ст. 22 Закона Республики Дагестан от 2 октября 1995 г. N 6 "О государственных наградах Республики Дагестан" // Дагестанская правда. 05.10.1995; п. 2.5 Положения о почетном знаке Правительства Хабаровского края "70 лет Хабаровскому краю", утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 июня 2008 г. N 153-пр "О почетном знаке Правительства Хабаровского края "70 лет Хабаровскому краю" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2008. N 6; пп. 2 п. 13 Положения об администрации губернатора Свердловской области, утв. Указом губернатора Свердловской области от 26 мая 2004 г. N 300-УГ "Об утверждении Положения об администрации губернатора Свердловской области" // Собрание законодательства Свердловской области. 2004. N 5. Ст. 202; п. 1.6 Положения о почетной грамоте Думы Черниговского района, утв. решением Думы Черниговского района от 23 августа 2006 г. N 210 "Об утверждении Положения о почетной грамоте Думы Черниговского района" // Новое время. 06.09.2006.
<5> Утв. Указом Президента Республики Бурятия от 30 июля 2004 г. N 296 "О совершенствовании порядка представления к государственным наградам" (редакция от 10 июня 2009 г.) // Бурятия. 17.07.2008; 16.06.2009.

Термин "дело" довольно широко используется в российском законодательстве и юридической науке применительно к различным сферам. Например, имеются легальные определения библиотечного, архивного, страхового и таможенного дела. В этих юридических терминах, как и в буквальном значении понятия "дело", прослеживается четкая связь с деятельностью в определенной сфере: согласно первому словарному значению слова "дело" под ним понимается работа, занятие, деятельность <6>.

<6> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд. М.: Рус. яз., 1984. С. 136.

Термином "наградное дело" следует обозначить деятельность по установлению и применению наград. Эти две функциональные сферы соответствуют нормотворчеству (для официальных наград - правотворчеству) и нормоприменению (для официальных наград - правоприменению) и в совокупности образуют основное содержание наградного дела. Кроме того, в содержание наградного дела входят гарантии наградной деятельности и награжденных лиц, которые непосредственно связаны с установлением и применением наград и необходимы для этого.

Таким образом, в содержание наградного дела включаются следующие группы общественных отношений:

  1. отношения, связанные с установлением наград, т.е. с изданием учредительных, статутных, описательных, других материальных, процессуальных и специальных наградных норм;
  2. материальные и процессуальные отношения, связанные с применением наград, включая ответственность награжденного лица;
  3. отношения, связанные с гарантированием наградной деятельности, т.е. проведением организационных, имущественных, информационных и охранительных мероприятий, обеспечивающих деятельность наградной институции;
  4. отношения, связанные с гарантиями награжденного лица.

Центральное место в наградном деле занимают первые две группы общественных отношений, связанные с установлением и применением наград. Гарантийные отношения носят вторичный характер, т.е. возникают только при наличии отношений по установлению и применению наград, и неспецифичны, т.е. могут формироваться также за рамками наградного дела, в иных целях, помимо наградных. Так, гарантии в виде льгот и компенсаций, предоставляемые награжденному лицу, с наградным делом связаны как модус, поскольку могут и не быть обусловлены фактом награждения, а предоставляться в рамках иной юридической причинности и в иных целях: например, в связи с малоимущим положением лица в целях социальной защиты. Гарантии входят в сферу наградного дела только в случае их привязки к фактам и процессу установления или применения наград.

Деление общественных отношений, образующих сферу наградного дела, на два блока: основной (установление и применение наград) и обеспечительный (гарантии наградной деятельности и награжденных лиц) - соответствует пределам правового регулирования наградного дела, поскольку наградное дело подлежит правовому регулированию только отчасти. Правовую оболочку имеет официальное наградное дело, а неофициальное наградное дело может облекаться в правовые формы только в части гарантий, т.е. в пределах защиты неофициального наградного дела, его организационного, имущественного и информационного обеспечения.

Официальная наградная деятельность является проявлением публичной власти, опосредованным выражением народного суверенитета и облечена в правовую форму, поскольку все подвластные лица обязаны претерпевать наградную деятельность официальных властей, в том числе официальное признание ими заслуг награжденных лиц. В научной литературе отмечалось, что наградная система - один из объектов государственного (народного) суверенитета, а право государства на учреждение и функционирование наградной системы - одно из суверенных прав государства <7>. И хотя это суждение высказано в отношении государственных наград Российской Федерации, оно применимо, с определенными оговорками, ко всей сфере официального наградного дела. В официальном наградном деле Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в качестве институций российского общества, универсальных властных публичных образований, различающихся только территориальным масштабом. Установленные ими наградные нормы носят правовой характер, так как содержат общеобязательные правила, распространяющиеся на все подвластное население соответствующей территории и основанные на легитимном представительстве населения. Награды государственных органов и органов местного самоуправления также основаны на представительском статусе публичных образований, хотя и отличаются от наград публичных образований по ряду менее значимых типологических параметров (номинированной институцией, учредителем наград, социально-организационной характеристикой, специализацией по сферам и т.п.).

<7> См.: Сердобинцева Е.В. Наградная система Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 178, 179.

Напротив, неофициальное наградное дело есть реализация конституционной свободы мысли и слова и в данном качестве правовому регулированию не подвержено. Правовое оформление неофициального наградного дела ограничивается простой констатацией возможности неофициальных наград и неофициальной наградной деятельности. Это хорошо видно из содержания вышеуказанных норм ст. 24 Федерального закона "Об общественных объединениях" <8>, ст. 17 Закона Архангельской области "О наградах в Архангельской области" <9> и ст. 9 Закона Тверской области "О наградах в Тверской области" <10>.

<8> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<9> Ведомости Архангельского областного собрания депутатов четвертого созыва. 2008. N 29.
<10> Тверские ведомости. 21 - 27.03.2003.

Правовые аспекты неофициального наградного дела связаны не с содержанием наградной свободы, а с ее пределами. Установление и применение неофициальных наград производятся для оценки заслуг других лиц и представляют собой реализацию свободы мысли и слова, гарантированной ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Причем эта свобода (а равно наградная деятельность) может осуществляться в частном порядке индивидуально или в составе коллектива (объединения граждан) исходя из ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на объединение. Правовая определенность присуща неофициальной наградной деятельности в той мере, в какой она связана с ограничениями прав и свобод других лиц, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Правовые аспекты неофициального наградного дела связаны не с содержанием наградной свободы, а с ее пределами, с теми границами, за которые неофициальная наградная деятельность не должна переходить во избежание правонарушений.

С другой стороны, неофициальные награды подлежат правовой охране ввиду конституционной значимости таких благ как объекта реализации конституционных свобод. Кроме того, в неофициальном наградном деле, как и в официальном, присутствует блок отношений, производных от установления и применения наград, которые можно именовать обеспечительными и которые связаны с проведением организационных, имущественных и информационных мероприятий. Однако в обеспечительных отношениях неофициальная награда является не объектом, а, скорее, целью правореализации.

Правовое регулирование неофициального наградного дела носит запретительный характер, поскольку оно устанавливает пределы наградной свободы частных лиц, защищая при ее реализации права, свободы и законные интересы других лиц, а также охраняет наградную свободу частных лиц от умаления и посягательств со стороны других лиц. Строго говоря, такое правовое регулирование можно считать "регулированием" весьма условно, поскольку в отношении установления и применения неофициальных наград оно бессодержательно, в нем не содержится позитивных предписаний в отношении форм и методов реализации наградной свободы.

Таким образом, предметом правового регулирования наградного дела выступают отношения в сфере официального наградного дела и отношения в области неофициального наградного дела, связанные с гарантиями неофициальной наградной деятельности (охранительными, организационными, имущественными и информационными).